Часть 14 из 19 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
– Любовь никогда не требует, она всегда дает. Любовь всегда страдает, никогда не выражает протеста, никогда не мстит за себя.
– На протяжении моей жизни я извлекал больше пользы от моих друзей-критиков, чем от поклонников, особенно, если критика выражалась вежливым и дружеским языком.
– Принцип «око за око» сделает весь мир слепым.
– Служение без радости не помогает ни тому, кто служит, ни тому, кому служат.
– Сначала они тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь.
В 1947 г. Индия получила независимость. Ганди достиг цели своей бескровной борьбой. Но тут между собой начали войну различные религиозные и этнические группировки. Лидер нации остановил братоубийство не менее необычным способом. Он объявил голодовку, мотивируя поступок следующими словами: «Уж лучше умереть, чем быть беспомощным свидетелем самоуничтожения Индии».
Спустя пять дней предводители враждующих сообществ пришли к Ганди и пообещали, что инциденты на почве религиозной нетерпимости больше не повторятся. Нам кажется поступок Ганди необычным, если не сумасшедшим; ведь мы и представить не можем, чтобы наш президент объявил голодовку. Но, невозможно было добиться мира иным путем в стране, где насчитывается более 500 народностей и племен, которые разговаривают более чем на 100 языках. Религиозная рознь не дает повода для спокойствия следующими цифрами: индуизм исповедуют 82,6 % населения Индии, ислам – 11,4 %, христианство – 2,4 %, сикхи – 2 %, буддисты – 0,7 %. Завершают картину доставшиеся в наследство от колонизаторов территориальные споры с соседями: Пакистаном, Бангладеш, Китаем.
Вместо традиционного объединения народов насилием, Ганди предложил радикально новый путь – путь ЛЮБВИ:
«Я обнаружил, что жизнь существует среди разрушения и, следовательно, должен существовать закон более высокий, чем закон разрушения. Только при таком законе общество будет построено верно и разумно, и жизнь будет стоить того, чтобы прожить ее. И если это – закон жизни, то мы должны применять его в каждодневной жизни. Где бы ни возникала ссора, где бы вам ни противостоял оппонент, покоряйте его любовью. Стихийно я выработал это в своей жизни. Это не означает, что все мои проблемы решены. Но я обнаружил, что этот закон любви действует так, как никогда не действовал закон разрушения. В Индии мы наблюдали наглядную демонстрацию действия этого закона в самом широком масштабе. Я не утверждаю, исходя из этого, что ненасилием обязательно прониклись все триста миллионов человек, но я утверждаю, что оно проникло глубже, чем любая другая идея и, причем за невероятно короткие сроки. Мы не были все одинаковыми приверженцами ненасилия; и для подавляющего большинства ненасилие было вопросом политики. Но, тем не менее, я хочу, чтобы вы поняли, что страна сделала феноменальный шаг вперед под защитой идеи ненасилия».
Люди отплатили Ганди той монетой, какой обычно мир награждает своих героев. С библейских времен принято бесчеловечно пытать и убивать своих пророков. Иисус Христос, несший свет и мир, закончил жизнь на кресте. Махатму Ганди, добившегося национального примирения на гране голодной смерти, спустя двенадцать дней расстрелял фанатик-индус. Смертельно раненый, не имеющий возможности говорить, великий лидер индийцев жестами показал, что прощает своего убийцу.
Как ни прискорбно, убивать своих премьер-министров станет в Индии традицией. В 1984 г. погибнет Индира Ганди – хорошо знакомая нам с брежневских времен, в 1991 г. смертница взорвет ее сына – Раджива Ганди.
Однако же мы не часто слышим об Индии в новостных передачах, а отсутствие новостей в наш непредсказуемый век – самая хорошая новость. Впрочем, Индия все чаще удивляет мир своими достижениями. Вот промелькнуло сообщение о том, что три глухих деревни электрифицированы с помощью солнечных батарей, и планируется обеспечить подобной энергией все деревни в одной из провинций. Или, например, Индия в 2015 г. показала самый большой в мире рост медицинских туристов – 30 %. Причем, среди тех, кто едут сюда на лечение, пальму первенства держат граждане США, Западной Европы и вездесущие китайцы.
Спасение утопающих – дело самих утопающих
Чем дальше, тем больше жизнь пугает нас кризисами и возможным безденежьем, природными катаклизмами и рукотворными катастрофами. Нам становится страшно подходить к телевизору, потому что «Новости» напоминают сводку с полей сражений, нам страшно летать самолетом, плавать кораблем.
Люди пытаются спрятаться от проблем в прошлом. Все чаще звучат ностальгические нотки по временам социализма, все настойчивее извлекается из небытия товарищ Сталин (при этом нещадно ругаются нынешние лидеры, якобы насаждающие тоталитаризм). О прошлом дружно тоскуют пенсионеры, позабыв о жизни в коммуналках, где человек человеку «не друг, не брат, не родственник», позабыв о мизерной пенсии отцов и дедов, на которую невозможно достойно жить. Человеческая память становится хуже с каждым годом, если ее не развивать и не стремиться к новым высотам. О социализме и заботливом вожде мечтает поколение, родившееся после краха Советского Союза. Они не могут понять, что живут во времена величайших возможностей, а мечтают быть маленькими винтиками бездушной машины.
Жизнь нынешняя отнюдь не стала хуже бытия эпохи крестовых походов или времен Цезаря – когда в пламени гражданской войны погиб каждый второй римлянин, а некоторые европейские народы исчезли до последнего человека. Мы не находимся в осажденном Карфагене, обреченном на гибель, но до пунийского и римского мужества нам – как пешком до ближайшей звезды. Человек нынешний совершенно не готов к испытаниям, регулярно возникающим на его пути.
Причина в нашем эгоизме, в насаждаемом десятилетиями атеизме – у нас, а на Западе – в поклонении золотому божку; здесь нам обещали дать безоблачное будущее, а там это светлое будущее, оказывается, можно самому заработать и купить. А между тем, если бы человечество не позабыло о христианских ценностях, то не воспринимало бы посылаемые испытания, как нечто экстраординарное. Небо заставляет каждого человека сталкиваться с трудностями, и через их преодоление человек становится лучше, мудрее… или впадает в отчаянье. Наши невзгоды – это знак, что мы попали не на ту дорогу. Необходимо заняться поисками нового пути – светлого и доброго. Но мы бежим в аптеку, записываемся на прием к врачу, несем свои деньги психоаналитикам и неимоверно расплодившимся магам, колдунам. Мы выбираем худший вариант из имеющихся: впадаем в депрессию, в грех отчаяния и уныния; мы обижаемся на весь мир. Мы не умеем справляться с негативными эмоциями, мы разучились радоваться восходу солнца и цветению вишни; мы не умеем делиться радостью с ближними и радоваться их успеху, а не провалам.
Встреча с человеком, сделавшим вам что-то плохое, создавшим проблему – это урок. Но мы не извлекаем из него никакой пользы. Мы разучились слушать собственный разум и находить компромисс даже с самыми близкими людьми. Нынешние супруги после недолгой ссоры встречаются в суде в присутствии адвокатов, помогающих разделить нажитое имущество.
Депрессия – это сигнал, что нам не хватает чего-то в жизни. Лучший способ от нее избавиться – прояснить проблему и заняться ее разрешением; либо убедиться, что недостающая вещь совершенно для нас не важна (как чаще всего бывает), и потому о причинах депрессии можно с легкостью забыть. Но большинство избирает другой путь: бежит покупать рекламируемые антидепрессанты. Новейшие химические разработки могут на некоторое время поднять настроение, но, они не закроют волнующие нас вопросы, не решат их за нас. Лучшее средство от депрессии – это работа, и, особенно, радующий душу ее результат: работа не только на заводе или фабрике, но и работа над собой; работа не только руками и для своего материального благополучия, но и работа головой – для собственного развития и совершенствования.
У нас высшее образование, престижная работа, счет в банке, но простые вещи, доступные нашим предкам, нам представляются непостижимыми. Ведь во всем, что с нами происходит плохого, виноваты мы сами, – мы сможем двигаться дальше только тогда, когда мы признаем это. Ничто не принесет нам радость, не поможет обрести покой в душе и любовь (как близких, так и абсолютно чужих людей), если будем искать виновников своих бед на стороне. Хорошо жить – это просто
Как часто наши мечты сбываются, а наша «хорошая жизнь» снова куда-то ускользает. Мы желаем построить дом, купить просторную квартиру; и наконец, заветная жилплощадь в нашем распоряжении, но здоровье надорвано непосильным трудом и на горизонте замаячила старость. Мы мечтали о семье, детях, – и это исполнилось, но брак не сложился, а дети живут в другой стране.
Человек ухитряется быть глубоко несчастным, имея все слагаемые для счастья. Все зависит от того, какие он выбирает для себя ориентиры. Эту хитрость прекрасно знали древние римляне, и пример нашего знакомого – Марка Красса – сейчас кстати.
Величайший честолюбец (впрочем, все римляне были такими) занимал самые высокие должности в Риме, никто не мог сравниться с ним богатством и влиянием, он считался одним из лучших римских ораторов. У него было все, о чем мог только мечтать человек тогда и там! На свою беду, Красс решил, что на военном поприще его обошли Цезарь с Помпеем, и оттого римский миллионер считал себя глубоко несчастным и обделенным судьбой. На свою беду Марк Красс привык всегда добиваться желаемого: он собрал многочисленное войско и отправился за славой полководца. Вместо нее, как и следовало ожидать, мечтатель потерпел жесточайшее поражение, погубил войско и нашел свою смерть.
И противоположный пример: согласно восточной притче бедный человек переживал, что у него нет сапог – до тех пор, пока не увидел человека, не имевшего ног. Оказывается, для счастья нужно очень мало – стать немножко философом.
С другой стороны, на свое «хорошо» нужно работать, если желаешь его получить. Есть пример из русской классики – г-н Обломов! Он всегда только хотел изменений и хорошей жизни, а действия откладывал на завтра – это бесконечное завтра…
Прежде всего, нужно основательно подумать, что такое – наше индивидуальное «хорошо»? Без жадности и уничижения… Конкретизация вопроса подскажет путь достижения собственного благополучия. Еще одну мысль нужно твердо зарубить на носу: «хорошо» никто не даст: ни новый президент, ни правительство, – его придется взять самому.
У нас принято искать виновников собственного плохого положения где-то в стороне или наверху. Благодаря Интернету, сразу видно: чем живут граждане России. (Что они живут плохо, это видно по ядовитым шипениям, заполнившим блоги). Главные виновники всех бед воры, взяточники, разграбившие родину, к ним причисляется и все руководство страны. Благодаря Интернету отнюдь не пришла свобода, наоборот, любую мысль можно внушить миллионам пользователей, заставить их мозги работать нужном кому-то направлении.
По комментариям можно увидеть, что некоторые пользователи чуть ли не сутками сидят в Интернете и жалуются, обвиняют, жалуются… Хочется спросить: а поработать не пробовали? Проще ругать власть. Это так сладко поносить нехорошими словами первых лиц государства, сидя в теплой квартире за компьютером. Сначала ругают несмело, но безнаказанность вселяет в бледного очкарика отвагу Рембо: и вот на президенте и премьере уже нет места для клейма «ВОР». Но зачем выбирали такую власть? В конце концов, можно переизбрать и Думу, и президента…
Проклятые олигархи разграбили всю страну? Если ты видел, как они грабили, то никто не мешает подать в суд, а если нет – то в суд вполне можешь получить повестку ты – за клевету. Жизнь станет по-настоящему хуже.
В плохой жизни не виновен ни Запад, ни американцы, строящие козни против русских людей. Они не собьют с пути человека, который поставил перед собой цель и упрямо идет к ней.
Часто в «Вестях» показывают квартиры сетующих на жизнь граждан. На их жилплощадь действительно невозможно смотреть без содрогания: обшарпанные стены, перекошенные оконные рамы с выбитыми стеклами, некрашеные полы, допотопная мебель, горы разного хлама… Им сочувствуют, и никому не приходит на ум, что все недостатки можно устранить самому, а не ждать месяцами ремонтной бригады или десятилетиями нового жилья.
Конечно, проще ничего не делать самому, или, сделав какой-то шажочек, более похожий на движение мысли, мечту,… ругать тех, кто ничего не делает для того, чтобы тебе жилось хорошо. Проще ругать тех, кто даже не подозревает о твоем существовании, и тем более, не знает твое «хорошо»,… даже если бы и хотел тебе его дать.
А чаще тот другой, который сидит выше, и которого ты ругаешь, делает для тебя «хорошо», но только в своем понимании. А оно у него другое. Просто другое!
Хорошая жизнь – она совершенно разная у, казалось бы, абсолютно одинаковых людей. Большинство, конечно, ее связывает с квартирой, домом, зарплатой, должностью, хорошим отдыхом и прочими материальными благами.
Другие стремятся к получению новых навыков, освоению новых видов знания, способов познания.
Третьи улучшение жизни связывают с собственным духовным развитием, со способностью от чего-то отказаться, например, не сквернословить, не раздражаться, не мстить, не обижаться…
В любом случае, наше «хорошо» (пусть даже обманчивое) зависит только от нас, а высокое руководство пусть не мешать нам его достигать. Это самое большое, что мы можем от него требовать.
Да не покинет нас чувство меры!
Итак, мы творцы собственного счастья! Удача непременно найдет того, кто упорно идет к своей цели, кто не опускает руки и не надеется на помощь доброго дяди. И тут на арену выходит следующий момент: в деле обретение мечты важно не переусердствовать. И что удивительно, остановиться богатому и знаменитому гораздо труднее, чем бедному заработать на ломоть хлеба.
Нам ближе всего жизнь кинозвезд, артистов различных жанров; подробности их жизни обсуждают специализированные журналы, их истории рассказывают с экрана телевизора. Они внушают зависть обывателю своей красотой, богатством, талантом… Их боготворят представители королевских домов, им дарят подарки президенты и богатые поклонники. Но личная жизнь людей искусства, как правило, неустроенна. Они спешат собрать все цветы поклонников, они хотят быть любимыми всем миром и любить многих. У кумиров толпы есть все, кроме собственных детей. Одни откладывали на потом, пока не становится поздно; другие благополучно родили потомство и поспешили устроить в английские или американские элитные школы, – там они и предпочли остаться. И вот наступает миг, когда очень пожилого идола не зовут на съемки фильма, не устраивают в его честь концерты. В общем, приходит осознание полной собственной ненужности. А что может быть страшнее для публичного человека?
Но успеть все оказывается можно: продюсер Иосиф Пригожин и певица Валерия растят троих детей; известный кинорежиссер и сценарист Андрон Михалков-Кончаловский сумел завести семеро отпрысков (правда, от разных жен); у актера Ивана Охлобыстина два сына и четыре дочери; певец Александр Малинин смог между гастролями обзавестись четырьмя детьми. Как ни печально, но это исключения из правил. Некоторые известные мужчины, опомнившись, заводят детей в предпенсионном или в пенсионном возрасте; женщинам сложнее: их поезд уходит раньше – прежде чем приходит понимание смысла жизни.
Неудавшаяся жизнь одного человека – это его личная трагедия, ну, может быть, еще нескольких родственников или друзей. Гораздо хуже, когда непомерные амбиции захватывают в плен людей, наделенных властью. Обратимся к истории, – ведь с высоты веков проще оценить поступки. Там – в прошлом – прожиты жизни, и человеческие и государств, исполнены намерения – хорошо или не очень, реализованы мечты…
Древний Рим притягивает не только масштабами, хотя нет в истории государства, равного ему. В древней республике человек мог реализовать себя, как нигде: безродный плебей добивался консульского звания и получал триумфы; беглец, изгнанник становился богатейшим человеком планеты. Последнее превращение относится к нашему старому знакомому – Марку Крассу. Человек, который непременно желал присоединить славу к золоту, бездумно потерял голову в Парфии. Но если бы это была единственная жертва непомерного честолюбия! Вместе с Крассом за Евфрат отправилось более 40 тысяч легионеров; обратно не вернулось и четверти. После неудачной авантюры богача Рим едва не потерял свои владения в Азии.
Честолюбие граждан, активно поощряемое государством, вывело римскую республику в мировые лидеры, оно же ее и погубило. Современник Красса – Гай Юлий Цезарь – также в юности был изгнанником, и столь же упорно шел наверх. Плутарх в маленьком эпизоде передает сущность этого человека:
«Рассказывают, что когда Цезарь перевалил через Альпы и проезжал мимо бедного городка с крайне немногочисленным варварским населением, его приятели спросили со смехом:
– Неужели и здесь есть соревнование из-за должностей, споры о первенстве, раздоры среди знати?
– Что касается меня, – ответил им Цезарь с полной серьезностью, то я предпочел бы быть первым здесь, чем вторым в Риме».
Он не остановился, получив должность консула и покрыв себя славой военачальника. Гениальнейший политик утвердил в Риме единоличную власть, ненавистную каждому римлянину. Потеряв в пламени гражданской войны половину граждан, Рим так и не смог оправиться после экспериментов Цезаря. Государство продолжало существовать, но величие его осталось в прошлом. И если республиканский Рим у нас ассоциируется с блестящими полководцами, победоносными войнами, то императорский Рим мы помним по безумцам, вроде Нерона, Калигулы, на память приходит развратная Мессалина и, конечно, постоянные варварские нашествия.
Древние понимали насколько важно остановить человека в своих мечтах, опустить его с небес на бренную землю. Ранее мы упоминали о старинном обычае распевать вслед триумфатору насмешливые, оскорбительные песенки. И всемогущий Цезарь терпеливо сносил самые грязные сплетни по поводу яко бы его противоестественной связи с царем Вифинии Никомедом. Триумф – миг величайшего торжества для римлянина – одновременно был и моментом неслыханного позора – когда публично, на все государство выворачивалось наизнанку самое грязное его белье.
Позади триумфатора следовал раб, который периодически восклицал: «Помни, что ты – человек!» Вот к такому лекарству от звездной болезни прибегали римляне.
Соседи римлян – греки – более эффективными мерами не давали зазнаться популярному политику. В VI в. до н. э. в их политической жизни появилась процедура остракизма. Ежегодно граждане решали: есть ли у них лидеры, которые могут представлять опасность для народа. Если остракизм назначался, в определенный день все свободные граждане писали на черепках (остраках) имя непонравившегося человека. Тот, за кого подавалось минимум 6 тыс. голосов, должен был в течение 10 дней покинуть город на 10 лет (в Сиракузах устанавливался 5-летний срок изгнания). Однако изгнанники не лишались гражданства, а их имущество оставалось в неприкосновенности, впоследствии его возвращали владельцу.
С.И. Гинзбург дает следующее определение остракизму: «это форма узаконенного изгнания, посредством голосования граждан в народном собрании черепками, преследующая цель не наказания за определенный проступок, а устранения отдельного гражданина, чье присутствие в государстве являлось политически опасным или нежелательным». Любопытно отношение древних к остракизму; по словам Аристотеля, процедура отвечала стремлениям греков к социальной справедливости:
«… по-видимому, стремясь к всеобщему равенству, они подвергали остракизму и изгоняли на определенный срок тех, кто, как казалось, выдавался могуществом, опираясь либо на богатство, либо на обилие друзей, либо на какую-нибудь иную силу, имеющую значение в государстве. Согласно мифическому преданию, по той же самой причине аргонавты покинули Геракла: корабль Арго отказался везти его вместе с прочими пловцами, так как он намного превосходил их. Равным образом нельзя признать безусловно правильными и те упреки, которые делались по поводу тирании и совета, данного Периандром Фрасибулу: рассказывают, что Периандр ничего не сказал в ответ глашатаю, посланному к нему за советом, а лишь, вырывая те колосья, которые слишком выдавались своей высотой, сравнял засеянное поле; глашатай, не уразумев, в чем дело, доложил Фрисибулу о том, что видел, а тот понял поступок Периандра в том смысле, что следует убивать выдающихся людей».
Процедуру остракизма нельзя считать справедливой по одной только причине, что изгнанию незаслуженно подверглись многие выдающиеся личности, но таким путем города довольно успешно боролись против тирании. И то, что величайший военачальник или мудрейший философ целиком зависят от милости народа, имело огромное морально-психологическое значение.
book-ads2