Часть 13 из 19 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
В императорскую эпоху с критикой первых лиц государства стало хуже. Она ушла в глубокое подполье. Анонимные надписи на домах, рассказывающие о преступлениях Тиберия, наносились глубокой ночью и стирались с первыми лучами солнца. Императоры не терпели никаких колкостей в свой адрес и творили все, что позволяла фантазия. Чудовища на троне, вроде Калигулы, Нерона, Элиагабала не слышали никаких упреков в свой адрес. И Рим медленно, но неуклонно катился к упадку и гибели.
Непонятно, кто осуществляет цензуру средств массовой информации в России постсоветского периода. Можно догадаться, что это делает власть, но только не российская. Одно время с экранов часто утверждалась приверженность России ценностям мировой цивилизации, западной демократии… Однако на этом же Западе общечеловеческие ценности сильно девальвировали. По большому счету там остался один божок, которому большинство народа неистово молится – это доллар (есть у него младшая сестра – евро). Но у нас своя неповторимая страна с тысячелетней историей, зачем нам чужие неидеальные идеалы? Только время может рассудить правильность избранного пути. Несчастные французы в свое время не уставали радоваться падению Бастилии, революции и обретенным свободам. Закончилась Великая революция круглосуточно работающей гильотиной, бесконечными наполеоновскими войнами и гибелью большинства мужского населения страны.
С приходом горбачевской гласности чей-то голос упорно убеждал, что в России невозможно жить нормальному человеку, что здесь нельзя нормально вести свой бизнес, нельзя хранить деньги, и вообще – здесь все плохо. Ведь большинство народа не обременяет себя глубиной мышления – которое нужно неустанно развивать, а продолжает верить телевизору. Проще выслушать «компетентное» мнение. Теперь набирает силу более грозное оружие – Интернет. Не секрет, что с помощью его свергаются правительства и совершаются революции. Периодически посредством этого достижения цивилизации совершаются атаки на Россию, выплескивающиеся в разные болотные площади.
Заказные статьи известных авторов предвещают скорый крах России, наглядно на «фактах», «опросах» и «статистических данных» показывают ее обреченность. Это отнюдь не реализация свободы слова, а самая настоящая диверсия. Она подрывает веру в свою страну. Во времена социализма боролись даже с тенью сомнений, дабы сохранить веру в успех дела. Уэббы, например, описывают ситуацию, характерную для любого предприятия Советского Союза:
«Когда работа идет, всякое публичное выражение сомнений или опасений, что план не удастся выполнить, расценивается как проявление нелояльности и даже неблагонадежности, поскольку это может отрицательно повлиять на настроение и работоспособность других рабочих». (фон Хайек Фридрих. «Дорога к рабству» http://detectivebooks.ru/book/16309238/?page=28).
Творческая мысль и вовсе осталась вне поля зрения государства. Плюрализм мнений всегда был двигателем прогресса, а истина, как известно, рождается в споре. Нобелевский лауреат Фридрих фон Хайек одобряет такую ситуацию:
«Никакая группа людей не может присваивать себе власть над мышлением и взглядами других. Из того, что большинство подвержено интеллектуальным влияниям, не следует, что надо руководить мыслью всех. Нельзя отрицать ценность свободы мысли на том основании, что она не способна дать всем равные возможности, ибо суть этой свободы как перводвигателя интеллектуального развития вовсе не в том, что каждый имеет право говорить или писать все что угодно, а в том, что любая идея может быть подвергнута обсуждению. И пока в обществе не подавляется инакомыслие, всегда найдется кто-нибудь, кто усомнится в идеях, владеющих умами его современников, и станет пропагандировать новые идеи, вынося их на суд других.
Этот процесс взаимодействия индивидов, обладающих различным знанием и стоящих на различных точках зрения, и является основой развития мысли. Социальная природа человеческого разума требует поэтому разномыслия. По самой своей сути результаты мышления не могут быть предсказуемы, ибо мы не знаем, какие представления будут способствовать интеллектуальному прогрессу, а какие – нет».
С разномыслием в сегодняшней России все в порядке; вот только от него страдает имидж страны, хотя, по логике, свобода слова должна его поднимать. Почему-то все начали выбрасывать на экран сор из российской избы в таком количестве, в каком в избе этого самого сора сроду не водилось.
Непрерывным потоком в СМИ льются утверждения о коррумпированности власти. В любом ток-шоу чиновник высшего ранга привычно бьет себя в грудь, и грозным голосом обещает бороться с коррупцией. Но где результаты их обещаний? Тему немедленно подхватывают журналисты, приводится статистика (которой у нас принято верить), что Россия по размаху коррупции находится среди африканских стран; там же – и по благоприятному для бизнеса климату. И редкий случай, когда показывают коррупционеров в наручниках. В результате все уверены, что… коррупция в России есть, и она в угрожающих масштабах,… но никто с ней не борется. Потому, что нет на экранах показательных процессов, нет приговоров, а только разговоры, от которых становится тошно, а предпринимателям страшно начинать свое дело. А ведь народу требуется кровь его кровопийц, инвесторам – реальные факты расследований громких дел о взяточничестве, всем надо результата, а не констатации ужасающего расплывчатого явления, масштабы которого раздуты СМИ до невиданных в мире пределов.
Создаваемые СМИ настроения отнюдь не вызывают уважения к собственной стране, но способствуют бегству из нее активного населения. И почему не рассказать, что «там» счастье улыбается немногим, что в Нью-Йорке дипломированные российские инженера и врачи работают посудомойками и таксистами, что вышедшая замуж за иностранца счастливая русская невеста оказывается четвертой женой рабочего каирской бензоколонки.
Ситуация в важнейшем из искусств – кино – также настойчиво требует цензурного вмешательства. Вспомнился один сериал про жизнь больницы. После нескольких серий стало ясно, на какие деньги он снимался. Все серии состояли из сплошных перекуров, разбавляемых диалогами за жизнь, как и обычно и принято в курилке. Курили все: терапевты, хирурги, работники морга, молоденькие медсестры и пожилые санитарки, курили больные: выздоравливающие и умирающие; одни курили, сладко затягиваясь и красиво выпуская дым, другие – неопытно, как школьники, в первый раз взявшие в рот сигарету.
Весьма популярны сериалы о правоохранительных органах. Справедливости ради заметим, что зло в них всегда наказывается, а добро, как и полагается – торжествует. Однако после некоторых раздумий приходишь к выводу, что и «добру» этому доверять не стоит. «Хороший мент» разоблачает и наказывает преступников, но при этом не брезгует брать деньги с «плохих граждан», поесть «за счет заведения», уладить проблемы родственников и друзей, пользуясь служебным положением, а в сейфе у него всегда бутылка водки, коньяка, виски, которая помогает ему «собраться с мыслями», отметить завершение трудного дела прямо на рабочем месте, он подкладывает плохим людям пакетики с белым порошком, тасует улики и вещественные доказательства по своему усмотрению. Зритель в восхищении, как «правильный мент» выбивает показания ловким приемом из восточных единоборств; иногда бьет по ошибке постороннего человека, но тогда вежливо извиняется и даже жертвует собственный носовой платок, чтобы реабилитированный мог приложить его к ошибочно разбитому носу. Масштабы коррупции в полиции ужасают, ежедневно на экране разоблачаются продажные собратья, «ментовские войны» переходят из фильма в фильм. Со времен «Место встречи изменить нельзя» техническое оснащение полиции оставляет желать лучшего; все также глохнет старенький «УАЗик» или «Жигули» во время погони за преступным «Мерседесом». Оно понятно… гротеск… искусство…, но после сериалов доверия к полиции у добропорядочных граждан не добавляется.
В конечном итоге получается, что нынешняя Россия – одна из самых свободных стран мира. Она позволяет даже то, на что не решается и свободная Америка: вести в собственном информационном пространстве, на государственных телевизионных каналах подрывную деятельность против государства. Фактически, российская цензура находится в зачаточном состоянии. Но она должна быть! Она является обязательным атрибутом демократического и правого государства; как пришли к выводу ученые умы, этот инструмент призван обеспечивать внутреннюю и внешнюю безопасность страны, стабильность государства и политического строя при максимальном соблюдении прав и свобод человека.
Человек и семья Немного о принципах Махатмы Ганди
Можно бесконечно долго ждать благ от правительства, Бога, судьбы, и ничего хорошего не дождаться. Хитрость в том, что к золотому дождю и благоденствию нужно быть, как минимум внутренне готовым. Самый знаменитый лидер индийцев полагает:
«Человек часто становится тем, кем он себя считает. Если я верю, что не могу сделать что-то, это делает невозможным совершение этого. Но если я верю, что могу, я приобретаю способность делать это, даже если у меня не было этой способности ранее».
О принципах непротивлению злу насилием слышали все. У многих подобная практика вызывает ехидную усмешку, однако такой необычной тактикой Махатма Ганди боролся с колонизаторами-англичанами. Даже не взяв в руки камня, Ганди добивался большего, чем могла бы достичь многотысячная армия, оснащенная танками, самолетами, кораблями и подводными лодками. Он не готовил вооруженного восстания, не создавал террористические центры; лидер индийцев призвал соотечественников к несотрудничеству с колонизаторами. Английская колониальная администрация просто игнорировалась – как будто ее и не было; на заводы, принадлежащие англичанам, перестали ходить рабочие; в магазинах, которые торговали импортными товарами, невозможно было встретить индийца; налоги прекратили поступать в казну, банки лишились клиентов; законы, противоречащие индийским традициям, не исполнялись.
То была гениально просчитанная борьба без крови и насилия, и отнюдь не трусость, как принято считать многими. Сам Ганди терпеть не мог эту черту человеческого характера: «Человек, который столкнувшись с опасностью, ведет себя подобно мыши, справедливо именуется трусом. Он лелеет насилие и ненависть в своем сердце, и убил бы врага, если бы не получил вреда при этом. Он чужд ненасилию».
Англичане оказались в полной изоляции в одной из самых густонаселенных стран мира, и колонизаторам ничего иного не оставалось, как уйти. Эйфория от победы прошла скоро, Индии и ее народу пришлось строить свою собственную судьбу, а это оказалось непросто в стране, где люди миллионами умирали от голода и не сознавали лучших перспектив. Нужна новая философия, и Махатма Ганди ее дал.
Если политика неповиновения сплотила народ в единое целое, то теперь лидер нации призывает каждого взглянуть на самого себя, осмыслить собственные поступки и сложить собственное мировоззрение:
«Вы должны быть такими, каким хотите увидеть мир. Наше человеческое величие лежит не в возможности изменить мир, это всего лишь миф атомного века. Величие в возможности изменить себя».
Изменить планету желающих миллионы – от Александра Македонского до студента-первокурсника. Махатма Ганди предлагает путь превращения мечты в реальность:
«Если вы измените себя, вы измените мир. Если вы измените свой образ мышления, вы измените свое восприятие и стиль поведения. И таким образом изменится и мир вокруг вас. Не только потому, что теперь вы смотрите на свое окружение сквозь призму своих новых мыслей и эмоций, но также потому, что внутренние изменения позволят вам поступать так, как вы никогда не поступали и даже не думали поступить, пока мыслили старыми шаблонами».
Но если человек застыл в своем развитии, даже огромная власть, сосредоточенная в его руках, не принесет пользы – ни ему, ни стране, ни планете:
«И даже если вы измените окружающий мир, не изменив себя, у вас все равно остается проблема: вы так и останетесь самим собой, увидев те перемены, о которых мечтали, Вы будете тем же самым человеком, с теми же не изменившимися пороками, гневом, отрицательными эмоциями, склонностью к саморазрушению.
И вы не сможете найти то, что вам необходимо в этом новом мире – потому что ваш разум все еще наполнен негативом».
Ганди приписывают множество афоризмов; жемчужины мысли (лучше всех психологов и психоаналитиков) помогают найти себя в жизни, добиться успеха и при этом не мешать жить другим – себе подобным. Вот лишь некоторые из них:
– Человек – хозяин собственной судьбы в том смысле, что у него есть свобода распоряжаться своей свободой. Но к чему это приведет – человеку неизвестно.
– Ценность идеала в том, что он удаляется, по мере того как мы приближаемся к нему.
– Как только поверишь в то, что достиг идеала, дальнейшее развитие приостанавливается и начинается движение вспять.
– Маленькое тело, обусловленное духом и воодушевленное неугасимой верой в свою миссию, может изменять ход истории.
– Надо знать, когда действовать и когда воздержаться от поступков. Действие и бездействие в этих обстоятельствах сродни и отнюдь не противоречат друг другу.
– Право подвергать людей самой суровой критике заслуживает тот, кто убедил их в своей любви к ним.
– Бесстрашие обязательно для развития других благородных качеств. Разве можно без мужества искать истину или заботливо хранить любовь?
– Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.
– Я рассчитываю только на хорошее в людях. Я сам не без греха, и потому я не считаю себя вправе заострять внимание на ошибках других.
– Дела совести не решаются большинством голосов.
– Если мы хотим достичь настоящего мира во всем мире, то начинать надо с детей.
book-ads2