Часть 10 из 22 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Константин: Нет, это не буддизм, потому что буддизм – это…
БНЛПер 1: Христианство? Язычество? Майя? Мы не случайно про это заговорили, да?
Константин: Майя.
БНЛПер 2: Книг начитались. Причем как-то вы их, видимо, читаете не так. Да?
Константин: Я их начинаю читать где-то с середины, а дальше – хаотично.
БНЛПер 1: Скажите, вы сейчас про свои жизненные отношения с людьми говорите? Что хотелось бы быстрее закончить книгу? Быстрее закончить отношения с этим человеком, а дальше сделать вид, будто ты ничего о нем не знаешь?
Константин: Хочу, чтобы это было на полке, и в любой момент можно было вернуться. И перечитать.
БНЛПер 2: Распланировать. Как свою жизнь распланировать, да? Там много полок? Или этажерочка? Подвесная полка?
Константин: Да. Там много полок. Это ментальные же полки. Мент-тальные.
БНЛПер 1: Трудности с милицией? Опасения? Боитесь ментов? Какое-то у вас странное представление о питерской милиции. Это комплекс чужака.
БНЛПер 2: «Чужой против хищника». И вот так вы живете? То есть вот такое отношение к людям, да? Если посмотреть на лица людей…
Константин: Люди, они как книги.
БНЛПер 1: Понятно ли вам, что было на протяжении последнего или предпоследнего времени? Это еще один паттерн, состоящий из двух целостных половинок, который позволяет догенерировать предыдущее состояние.
Константин: Какая-то шизофрения…
БНЛПер 2: Ну, давайте назовем ее так, хотя я не понимаю, что вы имеете в виду под словом «шизофрения».
БНЛПер 1: Это психиатрическое слово. Он врач.
БНЛПер 2: Психиатр.
Константин: Я заметил, что вы подвергаете сомнению адекватность…
БНЛПер 2: Я?
Константин: Да.
БНЛПер 2: Я?
Константин: …основываясь на эмпирическом опыте.
БНЛПер 2: У вас есть эмпирический опыт?
Константин: Да. И он у меня растет с каждым днем!
БНЛПер 1: Вы не психиатр, вы растете в личностном смысле. Мы это поняли.
Константин: Вы все куда-то уводите и все как-то переводите?!
БНЛПер 2: Водят старушек через улицу. А вы как-то злитесь, мы же с вами мирно беседуем, пытаемся понять все то, что вы нам говорите, слушаем вас внимательно, а вы раздражаетесь.
Константин (растерянно): Я не раздражаюсь.
БНЛПер 2: Кстати, все старушки у вас доходили? Кто дошел до полной кондиции?
Константин: Доходяги.
БНЛПер 2: Старушки были доходяги.
БНЛПер 1: Концлагерь. Я услышал тему концлагеря.
БНЛПер 2: А зачем вы, кстати, об этом?
БНЛПер 1: Вы жертва лагерей? Я просто спрашиваю. Это действительно важная тема. Тема жертвенности и тема попадания в ситуацию, когда тобой манипулируют, они близки по сути.
БНЛПер 2: О манипуляциях, кстати. У древних майя была игра в баскетбол. Но только они манипулировали там не мячом, а головой живого человека.
Константин: Живого?
БНЛПер 2: Да.
БНЛПер 1: Брали голову живого человека.
Константин: Пока она еще жива?
БНЛПер 2: Она была жива долгое время.
БНЛПер 1: Это такой формат… как бы это выразиться… достаточно широкий.
БНЛПер 2: А чем тебе такой формат не понравился?
БНЛПер 1: Он широкий.
БНЛПер 2: А если отформатировать?
Константин бросился бежать вон из ресторана, а мы, улыбнувшись, продолжили обсуждать тему «человековедения».
Итак, шизофреногенный паттерн «Пространство»:
• Восприятие метафоры как реальности и реальности как метафоры.
• Удержание обсуждения и хода мысли в метафорическом контексте, как будто это реальность.
• Работа со стратегией реальности.
• Утрирование.
• Перенос в другой контекст.
11.3. Шизофреногенный паттерн «Время»
Смешение времени очень полезно. Именно на этой идее и строится следующий шизофреногенный паттерн. Он опирается на идею восприятия того, что человек говорит о происходящем сейчас, как описание его предыдущего опыта. И восприятие того, что человек рассказывает о своем предыдущем опыте, как происходящего здесь и сейчас. И восприятие текущего момента – как описание его жизненных стратегий. Это нужно делать в мягком добром раппорте, с улыбкой. Эффект будет примерно тот же – до истерического смеха.
Например: «То есть вот то, что вы грызете ручку, – мы понимаем, с чем это связано».
Очень интересно на тему шизофрении писал Николай Самохвалов – мыслитель, завкафедрой Симферопольской медицинской академии, доктор медицинских наук, человек, который достаточно много работал со смыслом шизофрении, изучал ее семантику. Он предполагает, что шизофрения является расплатой современного человечества за отказ от инициационных формул. За отказ от становления взрослым, потому что в традиционном обществе люди, проходя через определенные испытания и ритуалы, становились взрослыми.
Беда сегодняшнего человечества, предполагает Самохвалов, в том, что подобного рода формул нет. Что такое «взрослый» для традиционного общества? Это человек, который осознает свою миссию, выстроил ее идею и связал с окружающим миром. Если говорить в терминах НЛП, это человек, который знает, что объединяет его с окружающими людьми и процессами. Он одновременно осознает себя как бизнесмен и как москвич или ростовчанин, как россиянин. Он знает, что, когда он живет здесь, то знает, зачем это делает. Это может быть сын, дочь, мать, отец. Это такое очень многоплановое, но целостное существование как личности с выстроенной «Я-концепцией». Он находится в раппорте с окружающим миром. Ему нет нужды предпринимать какие-то отчаянные действия для самореализации. Это человек, который прошел свою инициацию. Человек, который стал взрослым. Таких людей, предполагает Николай Самохвалов, в нашей жизни мало.
В советское время была такая инициация, и не только в армии – ее проходили и рабочие на фабриках и заводах. После этого жизнь уже считалась состоявшейся. Может, кто помнит: человек возвращался из армии, через полгода женился, и дальше он уже – наставник молодежи. Он уже опытный рабочий, достойный член социалистического общества, надежный партиец.
А если с этой точки зрения посмотреть на инициацию у советской интеллигенции? Сколько лет опытному рабочему? Двадцать пять. Сколько лет молодому ученому? Тридцать пять. До сорока – молодой ученый. Искусственно затянутая инициация в определенных кругах также создавалась осознанно.
Обратная сторона инициации, если человек не повзрослел, – деградация и инфантилизация. Сегодня огромное количество молодых людей не хотят взрослеть. Общество потребления предпочитает жить в детстве, когда есть «родители» (царь, президент, власть, государство), которые обязаны заботиться о своих великовозрастных детях. Прекрасный повод для того, чтобы переложить ответственность за свою жизнь на других.
Если вы думаете, что вас этот паттерн никогда не касался, то это далеко не так. Согласитесь, что вы наверняка слышали от друзей и подруг примерно следующие высказывания. Например, девушка говорит о том, что от нее ушел один молодой человек, затем она поссорилась со вторым, произошел неприятный разрыв с третьим, после чего следует вывод о том, что с мужчинами ей никогда везти не будет, и она для семьи не создана. Это и есть искривление линии времени в голове у человека. Примерно такая же ситуация возникает при поиске работы и хождении на собеседования. Человек на основании трех-четырех неудачных попыток делает вывод о своей никчемности и беспомощности. Люди встраивают себе шизофрению сами. Ну а если рядом есть близкие, они могут помочь погрузиться в нересурсное состояние. Так, одна мама сказала молодой красивой девушке после неудачного опыта романтических отношений: «Ты не настолько красива, чтобы быть глупой, лучше иди учись!» Через некоторое время девушка вышла замуж за тунеядца и алкоголика.
Если говорить не о жизненных стратегиях, а о переговорах, то при использовании этого паттерна мы воспринимаем и комментируем прошлый опыт как то, что с человеком происходит постоянно и «здесь и сейчас».
«Ваше поведение – это детский сад какой-то. Спрашивается, зачем демонстрировать такие незрелые реакции?»
«Мне кажется, вы нас уже спрашивали об этом. Попроще, как для ребенка, объяснить?»
Далее все, что говорит человек, воспринимается как стратегия жизни и поведенческий стереотип:
«У вас и ваших коллег видна незаконченность моральной фазы развития личности. Такое бывает. Ничего страшного, это нормально в вашем возрасте».
И линия времени постоянно искривляется:
«Будущее с нами было, и потому вспоминать его просто бессмысленно».
Шизофреногенный паттерн «Время»
book-ads2