Часть 24 из 29 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Вечеринка (или лучше называть это утренником?) покатилась по привычному сценарию: играл магнитофон, танцевали пары, все были рады и довольны, никто никому не мешал. И, главное, ни к кому не было никаких претензий… Шторы в комнате плотно задернули, чтобы утренний свет не мешал тесному общению, поставили кассету с медленными танцами, плотно прижались друг к другу под приятную, протяжную музыку. «Это и есть настоящий выпускной бал, — решил Паша, — полная свобода и ощущение взрослости. А не танцы в школе на „пионерском“ расстоянии под бдительными взглядами учителей…»
Скоро он почувствовал, что ему все труднее и труднее сдерживать себя — так на него действовала близость Майи, которая во время танцев всё плотнее к нему прижималась и неохотно отпускала, когда мелодия смолкала… Наконец стало совсем невмоготу, и он кивнул на маленькую комнату: «Пойдем!» Майя кивнула — хорошо. Казалось, она именно этого и ждала от него…
Незаметно отделились от остальных, уединились. Паша на всякий случай подпер ручку двери стулом — так просто в комнату стало уже не войти. А то, не дай бог, снова кто-нибудь ворвется в самый неподходящий момент… Легли на диван, начали целоваться, затем через пару минут последовали более решительные действия: Паша освободил девушку от нижнего белья и осторожно приступил к делу. Майя по мере сил ему помогала и лишь раз, в самом начале, негромко вскрикнула, а потом просто лежала, закрыв глаза.
Затягивать процесс Паша не стал — побоялся, что им все-таки помешают, поэтому закончил всё достаточно быстро. Но при этом так, чтобы не было впоследствии никаких ненужных последствий (ну, вы же сами понимаете…). Полежали, обнявшись, еще немного, потом поднялись и привели себя и одежду в порядок.
Майя молчала — очевидно, прислушивалась к новым для себя ощущениям. Она стала теперь уже по-настоящему взрослой (как, собственно, и хотела), поэтому все эти прежние детские игры: поцелуйчики в подъезде, невинные гуляния под ручку и прижимания во время танце — должны остаться в прошлом. Для нее сейчас уже началась новая жизнь с новыми, серьезными отношениями…
Когда они вместе вернулись в большую комнату, все сделали вид, что не заметили их отсутствия, только Света вдруг решительно взяла Сашку за руку и тоже пошла с ним в маленькую комнату. Дина фыркнула, а Катя Мелумян задумчиво посмотрела им вслед… Но снова никто ничего не сказал, опять все сделали вид, что ничего такого не происходит. Подумаешь, кто с кем чем там занимается… Это их личное дело и лезть в него не стоит.
Глава 22
В июле дел оказалось столько, что Паша еле успевал вертеться. Во-первых, он теперь чуть ли не каждый день работал в «Спутнике». Что, впрочем, было вполне предсказуемо и ожидаемо: до открытия Олимпиады-80 оставалось все меньше и меньше времени. и туристических групп, соответственно, становилось всё больше и больше. Причем иностранные гости активно прибывали даже из тех стран, которые официально поддержали бойкот и не прислали в СССР своих спортсменов.
Опытным путем Паша установил, что больше всего возиться приходится с французами, итальянцами и испанцами — это были самые неорганизованные туристы. Они постоянно опаздывали к началу экскурсий, расползались, как тараканы, по всему Кремлю и обзорной площадке на Ленинских горах (согнать их потом в кучку оказывалось делом весьма долгим и затруднительным), да и вообще вели себя совершенно недопустимо. Например, им приходилось постоянно напоминать, что у нас не принято курить на Красной площади (а дымил у них, к слову, каждый первый, причем как мужчины, так и женщины).
Этот запрет неизменно вызывал у интуристов искреннее удивление и недоумение: «Почему нельзя? Мы же находимся не в помещении, не в метро, даже не в экскурсионном автобусе, а стоим на открытом воздухе, никому не мешаем — вон сколько еще места!» Чтобы было понятнее, Паша ссылался на общеевропейские обычаи и традиции: мол, Красная площадь у нас — святое место для каждого советского человека, и вести себя на нем надо соответствующе. Вы же не курите у себя в храмах, костелах, кирхах и в прочих культово-религиозных местах? Или же в усыпальницах знаменитых деятелей науки и искусства? И тем более — на могилах великих политических и государственных деятелей? Так и у нас.
Смотрите: вот — Мавзолей, усыпальница Владимира Ильича Ленина, вождя мирового пролетариата, а прямо за ним — некрополь, где находятся могилы выдающихся советских полководцев, руководителей партии и правительства (Сталина, Свердлова, Фрунзе, Калинина, Дзержинского, Буденного, Ворошилова). В сам о й кремлевской стене — урны с прахом известных людей (космонавтов, летчиков, ученых, военачальников и т. д.), а у ее основания — захоронения красногвардейцев, павших в Москве во время событий Великой Октябрьской социалистической революции, когда в городе шли ожесточенные бои с офицерами и юнкерами…
Поэтому курить здесь — это проявлять крайнее неуважение к памяти этих людей, проще говоря, прямое кощунство. Зарубежные гости тогда понимающе кивали и прятали пачки с сигаретами обратно в сумки. Но все равно приходилось за ними внимательно следить — кто-то обязательно забывал о запрете и пытался по привычке выкурить сигаретку-другую, пока другие члены группы бегали, вытаращив глаза, по Красной площади и фотографировались на фоне главных ее достопримечательностей.
Если такое все-таки случалось, то возле группы тут же появлялся неприметный молодой человек в штатском и делал строгое внушение гиду-переводчику и экскурсоводу — мол, следите за своими подопечными, не нарушайте правил! Приходилось извиняться и просить забывчивого интуриста срочно погасить сигарету. Так сказать, во избежание.
Самыми же лучшими, дисциплинированными и приятными туристами оказались немцы (как наши, гэдээровские, так и те, западные): они никогда никуда не опаздывали и никаких запретов не нарушали. И не спорили, не задали ненужных вопросов, прекрасно понимая: нельзя — значит, нельзя! Держались они всегда вместе и четко выполняли все команды руководителя группы и гида-переводчика. Скажет тот: собираемся у автобуса через семь минут — придут точно по времени, ни один не опоздает. Вот что значит дисциплина! Орднунг, порядок, вбитый за века немцам в подсознание, в самую подкорку!
Приятно также было работать с японцами — тоже достаточно собраны и дисциплинированы, однако им приходилось оставлять гораздо больше времени на фотографирование: жители Страны восходящего солнца снимали буквально всё подряд — всех и везде: каждый памятник, каждую церковь, каждый более-менее красивый или чем-то известный дом. Паша как-то раз подсчитал, из чистого любопытства: на тридцать два человек в японской группе пришлось пятьдесят с лишним фото- и кинокамер. Да, такой отличной технической оснащенности иностранных туристов можно было только позавидовать!
Однако самыми выгодными с финансовой точки зрения (и лично для него), как ни парадоксально, оказались наши, отечественные приезжие из Средней Азии. Спутниковские девочки-гидши называли их «платочками», поскольку группы на девяносто пять процентов состояли из женщин (чем это было обусловлено, Паша до конца так и не понял), а те всегда ходили с покрытой головой (то есть в платочках). Работать с ними было одно удовольствие, очень легко и просто: слушали внимательно, никогда не перебивали, не спорили, выполняли все просьбы и указания экскурсовода.
Руководили этими группами всегда мужчины, и они четко по времени пригоняли к автобусу своих подопечных, а также следили за тем, чтобы женщины не отставали и далеко не разбредались. В общем, мужчины выполняли в группах функции умных, опытных пастухов при овечьих отарах. Говоря более образно — псов-загонщиков при глупых, бестолковых овцах…
В первый же день, когда Паша привел свою азиатскую группу на Красную площадь, к нему незаметно подошел один из фотографов, постоянно дежуривших у Мавзолея (снимали наших туристов), и объяснил принцип простого, но весьма выгодного взаимного сотрудничества: ты уговариваешь «платочки» сфотографироваться группой, а я тебе за это — десять процентов от суммы заказа. Но снимать надо сразу, как только привел свою группу на место, чтобы фотограф успел проявить кадры (это вам не цифровая камера и печать на принтере — обычная аналоговая пленка и фотобумага!) и нашлепать нужное количество копий (мастерская находилась тут же, в ГУМе). И через полчаса свежие, еще влажные снимки раздавались заказчикам тут же, прямо на площади…
Поскольку среднеазиатские группы были, как правило, большие (по сорок с лишним человек), то итоговая сумма у фотографа выходила весьма даже приличная, а экскурсовод, как правило, имел за свои услуги пять-восемь рублей. Так работали почти все спутниковские ребята и девчата — это считалось как бы их неофициальным заработком, некой добавка к зарплате. И все были довольны: и фотографы, получавшие весьма неплохие деньги, и экскурсоводы, клавшие к себе в карман гораздо больше, чем полагалось за обычную обзорку с посещением Красной площади. Причем деньги они получали сразу же, на месте, что также являлось большим дополнительным плюсом: не нужно ждать следующего месяца, специально приезжать в «Спутник» и стоять в длинной очереди в кассу.
В общем, дело это оказалось выгодным и прибыльным, и Паша сразу же включился в него — стал просить в «Спутнике» группы именно из нашей родной. Средней Азии. Он регулярно работал со всеми фотографами на Красной площади (а их была целая бригада — пять-шесть человек) и, таким образом, почти ежедневно получал некую приятную сумму «за услуги». Само собой, никаких налогов с нее платить не нужно было.
В результате к концу июля у него вышло примерно шестьдесят рублей официально (зарплата за экскурсии), и еще около восьмидесяти — «левые» деньги, за фотографирование за Красной площади. Ничего, так жить можно… В любом случае это было больше, чем получал за месяц молодой советский ученый, учитель, инженер или же врач.
* * *
Экскурсионные дела шли у Паши всегда «во-первых», а во-вторых, он еще активно занимался подготовкой к поступлению в МГУ — вечерами сидел над учебниками и зубрил, зубрил, зубрил… Труднее всего приходилось с историей: невероятное количество событий, войн, сражений, революций, переворотов и т. д. и т. п, надо было помнить все даты, имена, факты и пр. Причем эту информацию следовало не только хорошо знать, но еще и правильно интерпретировать, чтобы потом, на экзамене, изложить именно так, как надо, как от тебя ждут преподаватели. Без всяких там позднейших перестроечных и огоньковских разоблачений, демократических воплей о репрессиях, ГУЛАГе, расстрелах, голодоморе, принудительной коллективизации и страшном 1937-м годе… И, разумеется, без тупых высказываний (упаси боже!) типа «СССР — тюрьма народов», «тиран Сталин», «убийца Берия» «кровавая гэбня», «трупами завалили», «одна винтовка на троих» и прочего либерастического и «неполживого» бреда, который полился со страниц многих отечественных газет и журналов в самом конце восьмидесятых годов. И особенно стал популярен среди части «дорогих россиян» в криминально-бурные девяностые годы, когда пышным цветом расцвела (уже при новой, запойно-дирижерской власти) так называемая «свобода слова», весьма скоро превратившаяся в свободу лжи, свободу любых нелепых вымыслов и откровенного передергивания…
Паша рассчитывал одолеть историю за месяц, вызубрить все учебники наизусть — а память у него была очень хорошая. К тому же он еще помнил что-то из своей прошлой жизни и умел идеологически правильно излагать исторический материал. И прекрасно знал, что можно и что никак «неможно» говорить на экзамене.
Это стало второй его заботой. Кроме того, в-третьих, он активно интересовался Олимпиадой-80 (такое событие случается лишь раз в жизни) и посещал спортивные состязания (когда это удавалось, конечно). Посетил, причем бесплатно, почти все новые олимпийские объекты в Москве, посмотрел несколько боксерских поединков, баскетбол, фехтование, футбольный матч в Лужниках (наши играли с какой-то африканской командой и победили) и даже видел велосипедные гонки на велотреке в Крылатском. Благодаря своему спутниковскому удостоверению он свободно проходил на все стадионы, во все спортзалы и смог наблюдать олимпийские соревнования с хороших мест, чуть ли с первого ряда.
Своим родителям и Ваське в качестве сувениров притаскивал с олимпийских объектов соки и фанту в маленьких квадратных коробочках с трубочками (советские граждане ничего подобного раньше не видели) и еще — небольшие фирменные финские колбаски в красочной упаковке (очень вкусные!). Можно сказать, за две с половиной недели, пока шла Олимпиада, Паша стал довольно активным болельщиком и даже отчасти — знатоком спорта. Кстати, открытие (как потом и закрытие) Олимпиады-80 он смотрел дома с семьей — по новому цветному телевизору, так как попасть в Лужники не удалось — требовался специальный пропуск.
Помимо всего прочего (это уже в-четвертых), он продолжал постоянно встречаться с Майей, но уже у себя дома. Ваську в начале июлю наконец-то отправили в пионерлагерь (за счет завода, где трудились родители), и квартира в дневное время оказывалась в полном его распоряжении. Чем он не преминул тут же воспользоваться.
Приглашал ее к себе, понятное дело, тогда, когда дома никого не было. Майя тоже напряженно готовилась к поступлению в вуз (твердо решила поступать в Ленинский пединститут на английский язык), но для него все-таки находила время. Разумеется, Пашу прежде всего интересовало тесное, интимное общение с девушкой, и он каждый раз настаивал на близости (организм-то своего требовал), а потом уже всё остальное… Майя, к счастью, почти никогда ему не отказывала. Более того, она с каждым разом все активнее и активнее участвовала в этом процессе и даже, кажется, стала получать некоторое удовольствие (по крайней мере, так казалось со стороны).
Чтобы не было лишних вопросов, Паша представил Майю родителям как свою постоянную девушку, те против нее ничего не имели (бывшая одноклассница, из очень хорошей семьи). Только мама, Нина Николаевна, еще раз попросила сына быть очень аккуратным — лишние проблемы никому не нужны, ни ему самому, ни Майе. Паша пообещал — ему, разумеется, самому не нужны никакие осложнения.
У них с Майей впереди — институт, вольная студенческая жизнь, к чему портить будущее ненужной беременностью и детьми? Семейная жизнь — штука весьма серьезная и очень ответственная, и к ней надо быть готовым, как морально, так и материально. Проще говоря, до этого еще нужно было дорасти и созреть морально.
А какая может быть финансовая самостоятельность и ответственность в семнадцать лет? Совсем другое у всех на уме… Майя полностью разделяла его взгляды и тоже соблюдала предельную осторожность — чтобы, не дай бог, не залететь. В общем, в этом плане их взгляды полостью совпадали, что только способствовало приятности и крепости отношений.
Родители Майи, скорее всего, догадывались об отношениях дочери со своим молодым человеком, но благоразумно не лезли в ее личную жизнь. Так было лучше и спокойней для всех. Кроме того, они привыкли ей доверять и рассчитывали (не без основания) на ее благоразумие, ум и трезвый расчет.
* * *
И еще одно важное событие произошло в это же время — смерть Владимира Высоцкого. Двадцать пятого июля Паша случайно оказался на Таганке (были кое-какие дела) и вдруг увидел возле знаменитого на весь Советский Союз театра необычное скопление народа. Посмотрел, а в большом окне-витрине выставлена фотография Владимира Семеновича в черной траурной рамке, а ниже — соответствующий текст. Люди подходили, тоже смотрели, скорбно молчали или тихо между собой переговаривались. Естественно, все спектакли театра на несколько дней были отменены.
Популярность Высоцкого в это время была просто фантастическая, его песни звучали буквально из каждого магнитофона (это помимо кинофильмов и официальных пластинок), а роль в «Место встречи изменить нельзя» принесла ему буквально всенародную славу. Вполне заслуженную — как говорится, по таланту. Паша несколько раз пытался попасть на спектакли с его участием (в прошлой своей жизни), но так и не смог: билеты в кассе мгновенно раскупались, а у спекулянтов они шли по двадцать пять рублей. Совершенно немыслимая для простого советского студента сумма…
На похороны Высоцкого Паша не пошел — никогда не любил столпотворений, но посетил его могилу на Ваганьковском кладбище много позднее, когда там был уже установлен знаменитый памятник — «Высоцкий в смирительной рубашке» (или же связанный по рукам и ногам — кому как больше нравится). Положил, как все, к его ногам скромный букетик цветов, постоял, помолчал…
И пошел к другой известной могиле — Сергея Есенина. Несмотря на огромное литературное значение поэта, подобающего памятника у него еще не было — лишь скромный черный камень с овальным барельефом. Белая скульптура на могиле, как помнил Паша, появилась позднее, через шесть лет, когда подули новые, свежие ветры, многое в стране изменится и, наконец, очень многое стало можно.
Могила великого русского поэта, как всегда, утопала в цветах — их регулярно приносили поклонницы творчества Сергея Александровича. И они же, эти скромные женщины, по воскресеньям читали его стихи, стоя у ограды. Вот такая была живая народная память… Произведения Есенина (в отличие от многих других русских поэтов того же периода) официально под запретом в СССР никогда не были, его прекрасные, звонкие строчки (особенно о Родине и природе) часто издавались и даже были включены в школьные хрестоматии по литературе для младших классов, но при этом власти как бы делали вид, что не существует весьма значительной части его творчества (например, цикла «Москва кабацкая» и т. п.). Эти стихи старались не публиковать (по крайней мере, массовыми тиражами) и в школьную программу, само собой, они никогда не включались. Но те, кто по-настоящему любил Есенина, их, разумеется, хорошо знали. И читали у его могилы на Ваганьковском.
* * *
Между тем вступительные экзамены в МГУ неумолимо приближались. Сначала надо было пройти творческий конкурс, и тут, к счастью, проблем не возникло. Во-первых, у Паши уже были три газетные публикации (причем на страницах весьма уважаемой и популярной в СССР «Комсомольской правды»), во-вторых, отец Майи, Иван Сергеевич, как и обещал, дал ему отличную редакционную рекомендацию. В общем, первый этап отбора он прошел без проблем и был включен в список абитуриентов.
Следующее препятствие — так называемое собеседование. Оно проходило в один день и состояла из двух частей — письменной и устной. На первой давали некие темы общественно-политического и нравственно-морального характера, требовалось выбрать одну из них и написать небольшое эссе — буквально на две-три странички. От обычного сочинения эта работа отличалась тем, что требовалось показать не только умение грамотно и, главное, ярко, интересно писать, но и правильно рассуждать на ту или иную тему, а также связано и убедительно излагать свои мысли и доносить до читателя свою точку зрения. На эссе отводилось три часа — в принципе, вполне достаточно, если умеешь хорошо и быстро составлять предложения и формировать из них текст.
Глава 23
На ошибки в эссе преподаватели журфака особо внимания не обращали, но, если их оказывалось слишком много, то такую работу сразу же отсеивали — зачем нам безграмотные журналисты? Если человек хочет работать в печатных средствах массовой информации, то должен знать русский язык хотя бы на уровне «хорошо». А дальше его тексты будут править твердой рукой корректоры и доводить до ума опытные редакторы. Пока сам не научится писать правильно.
В назначенный день (это было уже в первых числах августа) Паша прибыл на журфак (старое здание университета на Проспекте Маркса, бывшей Моховой) и занял место в большой поточной аудитории. Этот зал он хорошо помнил по прошлой своей жизни — там читались лекции для всего потока и проводились общие факультетские собрания. И именно в этой аудитории он как-то случайно уснул на «Истории КПССС», за что получил потом обидный нагоняй от куратора курса и чуть было не вылетел из университета.
Но предаваться воспоминаниям и ностальгировать времени было: два преподавателя (Паша знал, что они тоже с журфака) объявили темы и дали отмашку — вперед, ребята, время пошло!
Паша подумал и взял тему «Нравственный выбор советского человека» — практически свободное изложение своих мыслей. Можно было, конечно же, обратиться к проверенной временем классике и написать что-нибудь простое, школьно-стандартное, на основе известных произведений (например, «Тихий Дон» и «Судьба человека» Михаила Шолохова или «Как закалялась сталь» Николая Островского), разрешалось также писать исключительно «от себя» (только свои взгляды, мысли и рассуждения — то есть болталогия в чистом виде), но он поступил гораздо предусмотрительнее — обратился к (да-да, вы правильно всё поняли!) литературным трудам Генерального секретаря ЦК КПСС. Уж наш-то дорогой и любимый Леонид Ильич-то точно не подведет! А попадание в тему было гарантировано — кто посмеет сказать, что в книгах товарища Брежнева ничего не говорится о нравственном выборе советского человека? Говорится, и даже не один раз. Нужно только вспомнить нужные места и правильно их вставить в свое эссе. Чем Паша и занялся.
Рядом пыхтели над своими работами мальчишки и девчонки примерно одного с ним возраста, но в аудитории были и абитуриенты постарше, уже почти взрослые (некоторые ребята — сразу же после армии: это было видно по коротким стрижкам и выправке): они, как правило, сидело отдельно и старались не смешиваться со вчерашними школьниками. Три часа пролетели совершенно незаметно, и Паша с легким сердцем отдал свою работу на проверку — был уверен, что она вызовет интерес у преподавателей (те проверяли эссе сразу же и делали у себя на листочках какие-то пометки).
Он четко уложился в отведенное время и с чистой душой и спокойной совестью пошел отдыхать — перерыв был примерно на час-полтора. Наскоро перекусил в буфете на первом этаже здания (порция полудохлых сосисок с зеленым горошком, хлеб, булочка, мутный кофе в граненом стакане) и вышел на улицу — надо бы проветриться… От сидения в аудитории и напряженной работы начала болеть голова, а впереди была самая ответственная часть испытаний — личное собеседование с преподавателями факультета.
А они, как знал Паша, могли спросить абсолютно о чем угодно, задать вопрос по любой теме и из области знаний или общественно-политической жизни. Например, как зовут лидера народно-демократической революции в Эфиопии? И ты должен, не задумываясь, быстро ответить: Менгисту Хайле Мариам! Казалось бы, причем тут Эфиопия, какое отношение она (а также ее темнокожий лидер) имеет к факультету журналистики МГУ? Но, если ты задашь такой вопрос, тебе резонно ответят: советский журналист обязан быть политически грамотным, широко эрудированным человеком и хорошо знать (хотя бы по именам), кто есть кто из иностранных лидеров (особенно в дружественных СССР стран). Иначе как он будет писать статьи на важные общественные темы и освещать судьбоносные международные события?
Могли спросить по поводу идущих молодежно-комсомольских строек, самых последних достижений советской промышленности, про успехи сельского хозяйства или же, скажем, что-то из популярных новостей науки и техники. Поэтому угадать, в какую сторону пойдет беседа (соответственно — и подготовиться к ней заранее), было совершенно невозможно.
Паша подошел к памятнику Ломоносову перед зданием факультета и присел на нагретых солнцем ступеньках постамента. Это было любимое место тусовки журфаковцев всех поколений, и он сам немало времени провел «в ногах» у великого русского ученого, основателя университета. Считалось, что, чем активнее ты полируешь своими штанами (юбкой, платьем…) это место, то тем лучше у тебя будет успеваемость и, соответственно, меньше проблем с преподавателями.
Это было обычное студенческое суеверие, конечно же (вроде ловли пресловутой халявы в открытую форточку накануне экзамена), но многие в него искренне верили и часами просиживали возле монумента Михаила Васильевичу. Что интересно, это поверие почему-то не распространялось на памятник Ломоносову у Главного здания МГУ на Ленинских (Воробьевых) горах. Может быть, потому, что тот Ломоносов гордо стоял, выпрямившись во весь рост, на своем высоком пьедестале и посматривал на пробегающих мимо студиозусов немного надменно? Мол, бегают, суетятся тут всякие… А этот Михаил Васильевич сидел по-домашнему на кресле, непринужденно улыбался и казался совсем своим, близким и родным человеком.
Паша не стал нарушать многолетнюю традицию, сел на ступеньки и подставил лицо яркому летнему солнцу. Вид отсюда был просто замечательный: напротив — длинное, желтое здание Манежа, за ним — красная кремлевская стена с башнями и зданием Арсенала, и, разумеется, Александровский сад с Могилой неизвестного солдата.
Паша уже несколько раз проходил мимо мемориала со своими иностранными туристами, когда стоял в длиннющей очереди в Мавзолей. Стоять приходилось около часа, но он время зря не терял: общался с иностранцами, оттачивал свой английский (если это удавалось), попутно рассказывал о Неглинке, некогда протекавшей на этом месте, о Кремле, Мавзолее и о самом мемориале, разумеется…
Посидел на ступеньках примерно с полчаса и уже собирался было вернуться обратно в здание факультета (перерыв уже кончался), как вдруг к нему неожиданно подошла Инга. Оказалось, что она забежала на факультет по каким-то своим делам и случайно увидела своего нового знакомого, Пашку Матвеева. И решила поболтать.
book-ads2