Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 13 из 36 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
— Как вы стали служителем церкви? — спросил я. — Расскажите мне о вашем прошлом. Его отец, Брайан, и мать, Нэнси, выросли в одном квартале Чикаго. Когда Нэнси забеременела, Брайан был вынужден на ней жениться. Вскоре после этого он пошёл в армию. Ему там понравилось, и он решил продолжить службу. Но Нэнси с самого начала ненавидела армейскую жизнь. Она скучала по своей матери и друзьям. Она злилась на Брайана, от которого не было никакой помощи, потому что его постоянно не было дома. Малышка Кэтрин родилась, когда Брайан находился в Корее. Нэнси была слишком подавлена, чтобы испытывать радость от общения с ребёнком или уделять ей достаточно внимания. В итоге Кэтрин воспитывалась телевизором фактически без родительского надзора. Ещё до своего первого срока службы во Вьетнаме Брайан перевёз жену и дочь, которой на тот момент уже было двенадцать, обратно в Чикаго, в тот самый район, где они жили когда-то. Нэнси была в восторге. Она буквально воспряла духом. В результате их прощальной ночи на свет неожиданно появился малыш Марк, который родился, когда его отец тренировал бойцов Южновьетнамской армии. Через шесть лет, чтобы избежать четвёртого срока службы во Вьетнаме, его отец воспользовался правом уйти на пенсию после двадцати лет службы в армии. В то время Брайану был всего сорок один год. Он был совершенно неприспособлен к гражданской жизни и дома чувствовал себя лишним. Он прожигал время в своих любимых барах в весёлой компании собутыльников. Бóльшую часть времени он был пьян. Сперва Нэнси пыталась сохранить семью. Перед ужином она отправляла Марка на поиски отца по барам, чтобы он привёл его домой. Но дома Брайан тосковал по своим дружкам, его раздражала располневшая, постаревшая, унылая жена. Энергии Нэнси хватило всего на несколько месяцев попыток. К тому времени, как семья вернулась в Чикаго, Кэтрин превратилась в озлобленного, непокорного подростка. А Марку нравилось жить в этом районе. Он был общительным мальчиком, живым и весёлым, окружающие относились к нему с симпатией. Он познакомился с приходским священником, который научил его играть на гитаре. И хотя район был не самым благополучным, Марк чувствовал себя там в безопасности. У него даже было несколько товарищей. Кэтрин сбежала из дома ещё до того, как закончила школу. Время от времени она отправляла матери открытки из разных городов, но на них никогда не было обратного адреса. Эмоциональное состояние Нэнси стало ещё более безнадёжным, когда умерла её мать. Её дочь сбежала, муж спился. Большинство её знакомых разъехались кто куда. И тогда она направила всё своё внимание на сына. Марк понимал, что его мать нуждалась в поддержке, которой не приходилось ожидать от отца. Много раз он слышал, как его мать плачет, причитает, и чаще всего причиной её слёз был отец. Часто она звала Марка к себе в кровать, и они спали бок о бок. Разумеется, генитального контакта не было, однако совместный сон продолжался в течение нескольких лет. Она получала от сына эмоциональную поддержку, необходимую для того, чтобы терпеть равнодушного мужа-алкоголика и справляться с врождённым пессимизмом и депрессией. По окончании школы мать начала уговаривать Марка стать священником. Эта идея ему понравилась. Его тревожила лишь мысль о том, что ему когда-то придётся пойти на свидание. Узы предательства внушали ему чувство вины за влечение, которое он испытывал к симпатичным одноклассницам. Решение принять духовный сан стало подтверждением его верности матери, а также помогло подавить сексуальные потребности. Пройдёт немало лет, прежде чем эти подавленные потребности заявят о себе вновь. В его детстве присутствовали все элементы созависимых отношений между матерью и сыном: в семье отсутствовала фигура отца, пусть в этом были повинны не развод или смерть, а его работа, алкоголизм и эмоциональная закрытость. У матери не было близких друзей или родственников её возраста. Она потянулась к Марку подобно утопающему, который в отчаянии хватается за соломинку. И он действительно хотел ей помочь. По мере его взросления она начала осознавать, что он может уйти, и перспектива потерять его причиняла ей невыносимые страдания. Подсознательно её страшила мысль о том, что он когда-то будет принадлежать «другой женщине». Духовный сан казался ей компромиссом. Отдав себя Богу, он остался бы верен ей. Заесть себя насмерть На втором году терапии отцу Марку удалось расставить границы в том, что касалось секса и магазинных краж, но от компульсивного переедания он так и не избавился. Скорее, напротив, ситуация ухудшилась. Он был ответственным человеком и стремился стать хорошим священником, но его неудовлетворённые потребности истощали жизненную энергию. Ему нужны были интимные отношения с женщиной. Если бы ему было позволено жениться, это не решило бы все его проблемы, но с ними было бы куда легче бороться. Поскольку он был священником, эта потребность не могла быть удовлетворена. Он не слушал врача, который рекомендовал ему заняться физической активностью, и его вес стоял на месте. Это меня беспокоило. Я видел, что наша совместная работа даёт значительные результаты, но отец Марк, очевидно, не мог распределять свои ресурсы себе во благо. Для маменькиных сынков пренебрегать собой — отнюдь не редкость. Это стало основной проблемой отца Марка и главным поводом для моего беспокойства. ПРИЗНАКИ МС Пренебрежение собой Часто МС бывает сложно выделить для себя время или ресурсы. Внимание к собственным потребностям кажется им «неправильным» или «излишним». МС с самого детства привыкают фокусироваться на удовлетворении потребностей матери. При этом собственные нужды для них вторичны и не так важны. Даже в развлечениях они видят опасность. Отец Марк постоянно обещал, что сядет на диету и начнёт заниматься спортом, но никогда этого не делал. В каком-то смысле он попросту сдался. Я спросил его об этом, и он ответил: «Ну, может быть. Не знаю. Я правда не хочу опускать руки». Эта неопределённость отражала конфликт между его сознанием и подсознанием. Ещё будучи ребёнком, он уяснил, что должен пожертвовать собой во имя заботы о других людях. С помощью еды он компенсировал ощущение ненужности и одиночества. Его жизнь была наполнена не смирением и принятием, а покорностью. Я боялся, что он убьёт себя, разрушив своё здоровье. Однако сознательно он не хотел умирать. Служение прихожанам выжимало из него все соки, поэтому я предложил ему взять вынужденный отпуск. Его доктор поддержал меня. У отца Марка было высокое давление и высокий холестерин, которые не поддавались лечению, а его вес всё рос, вместо того чтобы снижаться. Однако сам отец Марк был против. Он сказал, что от него зависит слишком много людей, и он не может «бездельничать». Но наконец он сдался и согласился на время сложить с себя обязанности священника и управляющего продовольственным банком и кухней для бездомных. Отец Марк выбирает жизнь Так он избавился от всех своих обязанностей. Впервые с того момента, как ему исполнилось пять лет, ему пришлось заботиться только о самом себе. Во время этого отпуска ему позвонили из полиции Чикаго и сообщили, что работники санитарно-гигиенической службы обнаружили тело бездомной. Со слов её приятелей, она утверждала, что у неё есть брат, который служит священником в Детройте. Полицейский спросил, не о нём ли шла речь? Отец Марк отправился в Чикаго, и опознал в умершей бездомной свою сестру Кэтрин. Он привёз её тело в Детройт, где её похоронили совместными усилиями прихожан. Затем произошло нечто удивительное. Вынужденный отпуск подошёл к концу, но отец Марк заявил, что не готов вернуться к службе. Также он пожелал на время приостановить терапию. Несколько месяцев спустя он позвонил мне и сказал, что хочет возобновить наши встречи. Когда он снова появился в моём кабинете, на нём была не сутана, а обычная одежда — рубашка в клетку и брюки цвета хаки. Он сбрил бороду и похудел. Кроме того, в его манере общения произошли едва заметные, но от этого не менее важные изменения. Он больше не был угодливым весельчаком. Он стал намного серьёзнее, в какой-то мере даже агрессивнее и определённо твёрже. В его чертах я мог разглядеть его отца, профессионального военного. — Соболезную в связи с тем, что случилось с вашей сестрой, — сказал я. — Много лет случалось, — ответил он. Следующие сеансы мы посвятили проработке утраты во множестве её проявлений. * * * Отец Марк начал ходить на собрания «Анонимных Обжор» и стал ревностным приверженцем и защитником их программы. Он начал ходить в библиотеку пешком, поддерживая физическую активность, и читал там всё, что мог найти, о фолк-музыке, её происхождении и истории. Он продолжил писать письма покойным матери и сестре, поскольку это облегчало его горе. Иногда весь сеанс мы посвящали чтению этих писем. Спустя восемь месяцев он решил, что готов прекратить терапию. К этому моменту он потерял двадцать с лишним килограммов. Он всё ещё не возобновил свою службу в церкви и подумывал о том, чтобы окончательно оставить её и продолжить благотворительную деятельность в качестве социального работника. Также он собирался жениться. Эти решения дались ему не без труда, но я был уверен в том, что он ко всему готов. — Я плохо понимал, что делаю, — сказал он мне при прощании, — но я хотел сделать всё правильно. Как оказалось, этого было достаточно для того, чтобы Бог проявил милосердие. Мне жаль, что я потерял столько времени, но наконец я стал самим собой, — признался он. По его последней реплике я понял, что в его душе воцарилась гармония. Убийственное самопожертвование МС убеждают себя в том, что сами выбрали путь самопожертвования, хотя в действительности этот путь был им навязан. Созависимые отношения матери и сына — это инверсия здоровых отношений между родителем и ребёнком. В таких отношениях мать вместо того, чтобы удовлетворять потребности ребёнка, вынуждает его подстраиваться под её потребности (см. рис. 4.1). Впоследствии МС повторяет эту инверсию, ставя на первое место нужды всех, кто его окружает, но только не свои собственные. У МС нет сформированной устойчивой личности. Говоря языком психологии развития, его «процесс индивидуации» остался незавершённым. Мальчик, который находится в созависимых отношениях, испытывает раздражение и злость по этому поводу, но ему приходится подавлять их, чтобы не терять связь с матерью. Однако эти эмоции не исчезают бесследно и в последствии могут проецироваться на других людей. Если они также проецируются на самого МС (как это было в случае с отцом Марком), то запускается механизм саморазрушения. Рис. 4.1. Когда мать настроена на удовлетворение потребностей сына, он может заниматься своей жизнью. Когда же сыну приходится удовлетворять потребности матери, поток его внешней энергии прерывается. Теперь он должен посвятить всю свою жизнь удовлетворению её потребностей. Во взрослом возрасте МС продолжает ставить на первое место потребности других людей в ущерб своим собственным Выгорев, МС хочет, чтобы его оставили в покое, потому что у него нет больше сил помогать и спасать других. Он не может осознанно перестать служить окружающим, поэтому его подсознание делает это за него на более примитивном уровне. Оно предпочитает избежать катастрофы, нежели продолжить идти по накатанной дороге. Так или иначе, но подсознание добивается своего, невзирая на усилия воли, говоря телу: «Я устал. С меня хватит», — и затем тянет рычаг аварийной остановки: сердечный приступ, инсульт, аневризма… Некоторые сообщества и организации поощряют убийственное самопожертвование среди своих членов. Но те, кто сознательно выбирает такую жизнь, наносят ущерб собственному эмоциональному и духовному здоровью. Этот ущерб неизбежно передаётся последующим поколениям, и следующим за ними, и так далее… В результате подобной цепной реакции горя общество теряет значительно больше, чем в том случае, если бы людям было позволено свободно мечтать и устанавливать искреннюю эмоциональную связь с теми, кто им приятен. Люди, которые не испытывают вины за свои желания, могут заниматься тем, что они любят, и следовать за мечтой. Они оставляют будущим поколениям плодотворную почву для того, чтобы здоровые дети со временем превратились в зрелых, самостоятельных взрослых. Отец Марк смог уйти от саморазрушения. Этот путь был нелёгким, но трудности, через которые он прошёл, были скорее жизнеутверждающими, чем разрушительными. * * * Не все МС, привыкшие угождать, становятся смиренными приходскими священниками. Среди них есть и более значительные фигуры, такие как Уоррен, политик, которому посвящена глава 6. В следующей главе мы познакомимся с Сэмом. Недавняя женитьба на чудесной женщине не помешала ему попробовать секс по интернету, и вскоре он начал предпочитать компьютер своей жене. Киберсекс — это что-то вроде кокаина в мире порнографии, на него можно серьёзно подсесть. МС находятся в группе особого риска. Методика избавления от этой зависимости во многом похожа на лечение наркомании: психотерапия, программа «12 шагов» и (если пострадали отношения) парные консультации с психологом. Глава 5. Сэм любит компьютер. Зависимость от киберсекса Кэрол лежала в кровати и ждала Сэма. Он сказал, что скоро придёт к ней, но с того момента прошёл уже не один час. Они поженились меньше года назад. Разве он не должен был сам хотеть этого? Кэрол знала, чем он занят. Она наконец встала и направилась к нему. Сэм сидел за компьютером и не заметил её приближения. Кэрол увидела обнажённую женщину на экране. Она дотронулась до плеча Сэма. — О, это ты, детка, — сказал он, быстро выключив монитор. — Я тебя не слышал. Сейчас я к тебе приду.
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!