Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 8 из 18 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Бывает, видишь, как другие катаются на Mersedes S 500 новеньком бронированном, тебе очень хочется, но реально понимаешь, что никогда не купишь, и ездишь десять лет на своем Vito. И вдруг тебе выпадает случай приобрести тот самый желанный в нереальных мечтах сто раз намечтанный автомобиль и по очень сходной цене. Правда на нем уже пять-семь владельцев хорошенько погоняли, и кузов покоцали, и кожу салона изрядно потерли, в некоторых местах до трещин, и даже выжгли до дыр, когда пьяными об нее сигареты тушили. Но закрываешь глаза на все эти мелочи и все равно берешь, совладать не можешь со своим «хочу»! И платишь, и берешь. А потом понимаешь, что в обслуживании, блин, машина дорогущая! И уже подуставшая, и не едет так бодро, как бы хотелось, и ты думаешь: «Ну ладно, сколько поезжу, столько поезжу, зато пофоткаюсь». Как-то так и у Вити с Ирочкой получилось. Прошло три скучных Витиных дня, и решил он поделиться бедой по-соседски с Мариной. Радостью мы обычно не очень, а вот бедой, пожалуйста, давай, у тебя же тут яма сливная, и я солью свои нечистоты. И вылил с «выходом из-за печки» с предисловием, соломки себе подстелил, чтоб о Марину «не удариться»: – Ты же умница, помоги понять! И показывает сообщения в телефоне, переписку с Ирочкой. – Извини, чужие письма не читаю, хочешь, – сам. И Витя зачитал соседке шедевры эпистолярного жанра: «Я молодая и красивая, не выходила замуж до тридцати, берегла себя для достойного и пришла к тебе без детей от чужих мужиков в отличие от тебя! (Почему Ирочка решила, что у Виктора дочь от мужика?) Ты говорил, что любишь, но я не вижу доказательства твоей любви. Ты не спросил у меня, хочу я жить с твоей мамой? С твоей дочкой? Я не чувствую себя в своем доме, как в своей крепости! Я опросила всех своих подруг, сколько им денег дают мужчины, и все они ответили, что никто никогда не считает! Просто есть место в доме, где они берут сколько надо! И никто не отчитывается! Вот так!» Виктор дочитал сообщение и поднял на Марину свой печальный взгляд. – Что скажешь? – Тебе правду или чтобы понравилось? – Правду, конечно, – не очень уверенно ответил сосед. – Я отправил дочку в лагерь, маму отвез домой на время и хочу разобраться в своей личной жизни. – Ну, молодец, конечно. Правильно сделал, – пошутила Марина, но Витя не понял. – Хочешь вернуть Ирочку? – Хочу. Ну конечно, хочет, иначе зачем пришел за советом. Зачем от мамы, от дочери избавился… – Думаю, необходимо сделать следующее: сдать маму в дом престарелых, дочь в приют и устроить где-то «святое место», но не с иконами, как у тебя. А с тумбочкой для денег, чтобы можно было «просто взять, сколько хочешь, и не спрашивать». – Ну да, ну да, – заерзал нервно на стуле Виктор. – Решай, сможешь так, Ирочка твоя. Ну не прям твоя-твоя навеки, а пока в «святом месте» святой источник купюр не иссякнет. Как-то так. – Марина помолчала, давая понять, что добавить ей к сказанному больше нечего, но Виктор не сдавался, ему хотелось услышать что-то важное, ценное, что может враз решить его задачу. Или вдруг он сейчас вспомнит какую-то зацепку, деталь волшебную про их высокие отношения и соседка скажет: «Витя, не печалься, все у вас будет хорошо, Ирочка тебя любит, ты классный парень». Или что-то в этом роде. И он уйдет домой окрыленный, в прекрасном расположении духа. Ну, бред же, очнись уже, Витя, делом займись, у тебя их как всегда полно, и собаку выгуляй, слышишь, в клетке воет? Да, кстати, о собаке. И собака Ирочке тоже не понравилась. Ну что это за порода – овчарка? Негламурная. Бесит. Через несколько дней Марина, спускаясь с Желтой, услышав за собой звук автомобиля, отступила на обочину. Мимо промчался сосед на своем авто, заворачивая соседку плотной простыней в клубы пыли. «И к бабке не ходи, вернулась Ирочка, рядышком сидит, – подумала Марина вслед счастливому молодожену. – Только нехорошо, не вовремя из дома я вышла, в неловкой ситуации мужчина оказался». На следующий день Витя позвонил и, между прочим, поинтересовался, не она ли шла вчера в такой большой шляпе, что за ней и лица не видно? Не она. Спи спокойно, товарищ. А можно он придет? Ему очень важный вопрос обсудить надо… – А смысл? – Ну, я объясню, – не понял сосед. – А Ирочка разрешит? – Да она к маме пошла. Цирк шапито. Дом 4 Марина Она смотрела в окно и видела только петлю. И понимала, никто не виноват, что она выбрала недостойного человека. Это был ее выбор и, значит, только ее вина. Необходимо выйти из этого дома, чтобы не видеть петлю, которая так манит. В разгар лета вспомнила, как с давним приятелем была в гостях в монастыре, как владыка приглашал приезжать в любое время. Видно, пришло оно, время. Бросила в сумку минимум необходимых вещей и уехала за пятьсот километров от дома. Мать-игуменья встретила приветливо – провела на второй этаж по крутой винтовой лестнице до кельи и передала ключ Марине – устраивайтесь и спускайтесь вниз, на вечерние правила (молитвы). Марина открыла дверь и остановилась на пороге в удивлении – полы были точно в такой же плитке, как у нее в прихожей. Чувство, что она у себя дома, появилось с первой минуты. Она огляделась: две узкие кровати по обеим сторонам, маленький платяной шкаф и письменный стол со стулом составляли все убранство кельи. Из окна открывался вид на золоченые купола монастырской церкви, которые ночью подсвечивались электричеством и выглядели сказочной картинкой. Общий душ с туалетом находился в конце коридора. Она переоделась в черную юбку в пол и такую же блузку с глухим воротом, покрыла голову платком. Когда спустилась на первый этаж в зал для молитвы, все монашки уже стояли на своих местах, а две за клиросом по очереди читали вслух. Молились около двух часов. У Марины от непривычно долгого стояния заболела спина, но сесть на скамейку у стены постеснялась. Решила разделить правила монахинь во всем, почувствовать, каково это быть одной из них. На следующее утро, а точнее, к половине шестого, она уже спускалась в зал и снова стояла два часа, слушая и повторяя, пытаясь вникнуть в смысл молитвы… После правил все разошлись по своим делам, а к девяти собрались на завтрак за длинный, уставленный яствами стол. Был пост, из еды на столе только овощи и фрукты тушеные, сырые. И травяной чай. Перед тем как сесть за стол, снова молитва. Во время завтрака одна монахиня читала всем вслух «Жития святых» – ни одной минуты не проживалось впустую, без мысли о Боге, остальные молча ели и слушали – разговаривать во время трапезы нельзя. Марина не успела поесть, как прозвенел колокольчик, все поспешно встали, снова прочли теперь уже благодарственные молитвы и очень быстро разошлись по своим рабочим местам. У каждой было свое дело, своя служба. Марине предложили на выбор вышивать бисером по ткани образа святых, на светлой летней открытой террасе, где во множестве стояли вазоны с комнатными растениями. Или же в удушливо-ядовитой от запаха красок, мастерской разрисовывать и украшать камнями деревянные иконы. Один день она трудилась в мастерской, на следующий вышивала в одиночестве на террасе. Но такая творческая работа, похожая на трудотерапию в психиатрической больнице, была приятная, успокаивающе-убаюкивающая, даже и не работа вовсе, но ей не приносила облегчения. И Марина поняла, что сейчас ей хотелось тяжелой, черной работы-наказания, до седьмого пота. Матушка удивленно выслушала ее просьбу, но удержалась от комментариев. Объяснила, что в монастырском огороде и в птичнике трудятся монахи из мужской половины монастыря. Так что из грязной – газоны с цветами, мытье полов и кухня. Марина выбрала полы. Она усердно скребла, вычищала, вымывала все уголки помещений, как будто отмывала себя, свое вывалянное в грязи тело. С волнением вошла в зал, уставленный иконами, где они совершали свои молитвы, для этого зала, матушка предупредила, даже инвентарь был особый. После тяжелой работы тело ныло и болело, зато на душе стало светлее. В голове кроме молитв ничего и, засыпая, повторялись и кружились слова: «Жизнодателя Бога рождшая, умершвлена мя страстьми оживи, Яже Свет невечерний рождшая, душу мою ослепшую просвети!» Когда отмывать уже было нечего, Марина пошла работать в мастерские. Ей дали украшать икону Богородицы «Утоли моя печали». Работали в абсолютной тишине, сосредоточенно, время пролетало незаметно. И Марина снова поймала себя на мысли, что за долгие годы она находится здесь и сейчас, а не в прошлом или в будущем, как обычно, в своих мыслях. Это была прекрасная возможность для «уборки мусора в голове». В субботу гостья стояла вместе со всеми монашками в монастырской церкви. Церковь была из двух помещений – в основном, большом помещении, где был устроен алтарь и, шла служба, молились монахи, а в небольшой, примыкающей к нему комнате – монашки. Была и отдельная комната-исповедальня. В воскресенье после утренней все по очереди исповедовались и шли к причастию. Перед исповедью каждая монашка поворачивалась к остальным, кланялась и просила прощения. У каждой в руке свернутый лист бумаги. Марина поинтересовалась у матушки: «Что у них в руках»? Та ответила: «Список грехов. Ты когда войдешь туда, у тебя сразу в голове пустота, так дьявол тебя морочит, отводит от раскаяния, чтоб ты забыла все свои грехи и не покаялась». Марина удивилась, какие у монашек грехи? Трудятся тихо за высокими стенами монастыря да молятся. Оказывается, есть. Гостья замечала все тонкости внутренних отношений монашек, как они общались, как соблюдалась субординация. И если ее кто-то нарушал, попадал под «раздачу». Однажды матушка выговаривала старой монашке, которая вперед нее метнулась за благословением к вошедшему владыке. Все женщины были преклонного возраста, прожившие большую часть своей жизни в миру и на склоне лет нашедшие приют «у Бога за пазухой». Все, кроме одной юной особы. Эта девушка вызывала большую симпатию у Марины. Несмотря на то что она жила в монастыре меньше всех, всего четыре года, она была, по мнению Марины, настоящей монашкой. Девушка в юном возрасте, в самом начале жизненного пути сознательно отреклась от мира и всех его прелестей в пользу будущей вечной жизни. София – так звали теперь монашку, окончила музыкальную школу, думала о шоу-бизнесе и даже ездила в Москву для поступления в консерваторию, куда ее пригласил отец и обещал помочь, но обуреваемая ревностью мать, разведенная с отцом много лет, и вырастившая девочку одна, воспротивилась и забрала дочь домой. Дома девушка стала ходить в церковь против воли матери, не желавшей понять ее чувства. А мать решила, что София принимает наркотики, и силой отвезла ее на обследование. После обследования мать даже не подумала попросить у нее прощения за причиненную травму, и София, улучив момент, «выкрала» у матери свой паспорт и сбежала из дома. Решив уехать первым же автобусом в любом направлении, она направилась к автовокзалу. В дверях столкнулась с монашкой. И обратилась к ней с вопросом, как попасть в монастырь. Вероятно, это был самый кратчайший путь из многих, какими люди приходили навсегда к Богу. Хотя начался он, видимо, задолго до этой встречи. И все-таки, даже в этом случае, девушка пришла к Богу не от любви, а от беды… София была всегда в хорошем настроении и выглядела довольной всем, что происходит вокруг. Кроме искреннего желания прилежно служить, у юной монашки был еще и стимул – в овальном праздничном зале, окна которого выходили на лужайку с розами, между кадками с комнатными растениями стояло фортепиано. И матушка награждала девушку за прилежное поведение – разрешала играть для себя или случившимся гостям. В прошлый свой приезд Марина сидела в этом зале за чашкой чая, слушала Лунную сонату в исполнении Софии. Матушка Марфа, сидящая рядом, не скрывала своей гордости: «Вот какие девушки служат в нашем монастыре!» Теперь с удивлением посматривала в сторону Марины, не вздумает ли та остаться? И что же за причина привела ее сюда пожить? Посматривала, но первое время молчала, а потом не выдержала, поинтересовалась. Гостья ответила уклончиво: дескать, давно хотела и время удачное… Шли дни в однообразном повторении. Уставшая за день от большого объема физической работы, от долгого неподвижного стояния, Марина не могла сразу уснуть. Долгими часами, иногда до рассвета, лежала в своей келье и думала, мысленно перебирая события своей жизни. Иногда ее тянуло к окну, и она смотрела на светящиеся купола, пока не истает последняя звездочка и небо зарозовеет на востоке. Однажды случилось странное, мистическое. Закрыв глаза, уже погружаясь в сон, вдруг ясно почувствовала чье-то присутствие, резко повернулась к двери – на пороге стоял монах и смотрел на нее строго. Тряхнула головой, и видение исчезло, заснула без страха. Утром думала над происшествием. Но не решилась никому озвучить. Перед медовым Спасом матушка дала ей задание – резать соты с медом и упаковывать в маленькие бумажные цветные коробочки – угощения на праздник прихожанам. Марина полдня провела в трапезной в одиночестве, под монотонное тиканье настенных часов, за примитивной работой и уже заканчивала, когда вошла одна из монашек и, взглянув на Марину, внезапно остановилась, инстинктивно прижав руки ко рту и вытаращив в испуге глаза. Марина сама испугалась ее реакции и обернулась, готовая увидеть за своей спиной нечто ужасное, вроде черта с рогами. Но за ней никого не было. – Что с вами? – спросила она, продолжая по инерции счищать остатки меда и воска с ножа, собирая крошки со стола и отправляя их в рот. – Вот! – взмахнула руками монашка на нее, расширив в ужасе еще больше глаза. – Нельзя до праздника есть мед! Грех великий! – А, – растерялась Марина, – не знала. У меня о грехе другие представления. Простите. – Что вы, что вы! – зажестикулировала та руками. – Я не Бог, чтобы прощать, вам теперь на исповеди надо в этом обязательно признаться! – Обязательно признаюсь. Если бы это был мой самый большой грех! «Теперь ясно, откуда берутся их длинные списки, при таком раскладе тут не грех забыть все эти «великие» грехи». В воскресенье в день Серафима Саровского ранним утром монашки шли в церковь на службу. На игуменье был праздничный головной убор – высокий клобук и ряса с широченными рукавами. Она возглавляла черный клин – шла несколько впереди, за нею, двумя расходящимися шеренгами, остальные. Шли гордо, спины прямые, шаг энергичный, длинные рясы развеваются на ветру. И такую мощь, исходящую от монахинь, почувствовала Марина и словно сама стала сильнее! Спустились по лестнице в женскую половину церкви, предварительно перецеловав все иконы, поклонившись и осенив себя крестом перед каждым изображением. Служба шла неимоверно долго – около четырех часов. Позади монахов стояли и гости, впрочем, не все прибыли к началу, многие подтянулись ближе к концу. В завершение службы владыка в золоченом облачении и расшитой сверкающими камнями митре причащал сначала мужчин монахов, потом женщин монашек и затем остальных прихожан. После службы Марина на уставших, словно чугунных, затекших ногах поднялась на второй этаж, дошла до своей кельи и рухнула на кровать, с наслаждением вытянувшись. Не хотелось не то что шелохнуть рукой или ногой, но даже моргнуть не было сил. Ее волосы, кожа, одежда насквозь пропахли ладаном, во рту – послевкусие причащения и внутренняя легкость. Такое неоднозначное, странное, необычное состояние, когда плоть от многочасового замершего стояния без движения – отяжелела, но дух, напротив, – освободился и воспарил. Она не успела подумать, чем займется в эти свободные до вечерней молитвы часы, как в дверь ее постучали. На пороге стояла матушка. – Пойдемте, владыка приглашает на обед. Они вдвоем поднялись на второй этаж в просторный зал. Когда они вошли, за столом сидели восемь человек – спонсоры, жертвователи церкви – успешные коммерсанты в миру, точно знающие, что от трудов праведных не наживешь палат каменных. Спохватившиеся и начавшие активно заботиться о душе под страхом известной мысли: «Отдал душу в ад и стал богат», спешили замолить грехи подаянием. Но Бог не пчелка – взяток не берет, и пока непонятно, какая чаша весов перевесит на Божьем суде. Но сегодня на средства таких спонсоров была возведена большая часть монастыря и строилась высоченная, отдельно стоящая колокольня. Мужчины с лицами благочестивыми сидели в присутствии владыки в скромном молчании, тот произносил то ли тост, то ли проповедь. Обернулся на вошедших, сделал приглашающий жест и продолжил: «В стяжании Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие, ради Христа делаемые, суть только средства к стяжанию Духа Божьего. Жизнь наша есть море, Святая Православная Церковь – наш корабль, а Кормчий – Сам Спаситель. Благодатные дарования получают только те, которые имеют внутреннее делание и бдят о душах своих», – сказал Преподобный Серафим Саровский, – закончил владыка и поднял свой бокал с вином. Все последовали его примеру и пригубили красное вино. Марина смотрела на владыку во все глаза и понимала, что она с прошлого приезда еще мучилась вопросом, откуда знает его, но вспомнить не могла. Где она раньше видела старца с седой бородой и такими же абсолютно седыми волосами, схваченными на затылке, одетого в домотканую льняную светлую рясу, по-домашнему подпоясанную и похожую на уютный халат? Откуда ей знакомы этот пронзительный зоркий взгляд ясных синих глаз, русые с проседью брови и высокий крутой лоб? Харизматичный, высокий, физически не очень крупный, но метафизически, благодаря своему непоколебимому нравственному основанию, он был выше всех находящихся за столом, включая и того здоровяка-спонсора, неуклюже склонившегося и потевшего над своей тарелкой.
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!