Часть 21 из 76 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Наташа же только вздохнула мысленно — дети ужасно утомительные существа. Особенно активные дети. Но вот то, что без Леоры путешествие по столице империи оказалось бы намного скучнее — это точно.
Рынок действительно впечатлял. Теперь понятно почему к художникам барон Тотлен повел через него — обходить замучаешься. Да и покупки кое-какие сделали. Покупки, кстати, так же незаметно растворились среди толпы, и Наташа была уверена, что все их доставят куда надо в целости и сохранности. Все-таки, порой быть гостем Очень Важной Персоны крайне удобно. Особенно если эта персона настолько важная в стране, что важнее только боги.
Площадь Художников, как высокопарно называлось это место, буквально покорило Наташу. С площадью тут, конечно, польстили. Место было даже меньше Арбата в Москве. Проулок, тупичок, минибульвар. Дома по сторонам, превращенные в лавки, где продавались все для художников. Как ни странно, но именно в этом месте Наташа почувствовала величие империи, которая могла позволить себе такие вот радости для людей, не сосредотачиваясь целиком на обороне рубежей, вынужденно все деньги направлять в армию. Такой свободой обладала в этом мире, пожалуй, только Моригатская республика, но исключительно в силу изолированности на островах. Здесь это творческое раздолбайство обеспечивалось всей мощью империи.
— Госпожа Наташа, — вздыхал барон Тотлен после очередных восторженных восклицаний и покупок карандашей и красок. — Вы же понимаете, что настоящие художники закупаются совсем в других местах? Те краски, которыми рисуют…
— Пишут, барон. Художники пишут, а не рисуют. Рисуют дети на стенах домов мелом.
Барон счел за благо не спорить.
— Хорошо. Так вот, те краски, которыми пишут те художники здесь никогда не будут продавать. Они тут просто никому не по карману.
— Ну и что? Я обязательно и те магазины посещу. Пока же мне и этого хватит. Я не считаю себя профессиональным художником. Так, развлекаюсь, отдыхаю. К тому же опыта работы с красками у меня почти и нет. Начинать же обучение с дорогими красками так себе идея. К тому же, подозреваю, те самые великие художники империи, про которых вы мне постоянно говорите, в большинстве своем начинали свой путь именно отсюда.
Видя увлеченность Наташи, остальные сочли за лучшее оставить ее в покое, дав возможность подобрать себе кисточки и краски, а сами принялись рассматривать выставленные картины сидящих тут и там художников. Некоторые обещались нарисовать портреты гостей прямо на месте. Идея ни у кого не вызвала вдохновения, но картины рассматривали с интересов. Особенно Леора — для нее все это внове. Может она и видела картины, но именно тех самых знаменитых художников. А вот таких уличных вряд ли. Причем иногда можно было понаблюдать и за процессом работы.
Когда Наташа вышла из очередной лавки, она заметила, что все столпились около выставленных картин одного из художников и рассматривают их с явным недоумением. Картин было немного, штуки три, видных отсюда. Может четыре или больше, но из-за столпившихся вокруг зрителей разглядеть что-то там было невозможно. Сам же художник что-то весьма активно рассказывал.
Наташа подошла ближе, заметив, что барон и Дарк выражали скорее скептицизм, а Леора недоумение. Наташа покосилась на Альду.
— Они познакомились с новым стилем в живописи, — со мешком пояснила Альда.
Хм… Наташа припомнила историю своего мира. Вроде бы они появились в более поздней эпохе… Хотя… Кто знает, может и в старину находились такие, только при простоте нравов более ранних эпох таких художников могли и на костер отправить за попытку через дьявольские картины вызвать врага рода человеческого. В этом мире такое не практиковалось, так что могли авангардисты и раньше появиться. Но, судя по недоумению на лицах барона и Дарка, если такие и были, то очень немного и о них мало кто знал.
Наташа подошла ближе и глянула на картины… на них было изображено… изображено… в общем, что-то было изображено. Или кто-то. Девочка повернула голову на один бок, потом на другой. Подошла поближе и попробовала повертеть картину.
— Я правильно поставил! — возмущенно и обижено воскликнул художник. — Это, между прочим, новое искусство! Вы все еще не доросли до него и вам пока не дано его понять! Но поверьте, скоро мои картины будут покупать за бешенные деньги, они украсят даже дворец императора!
Леора, похоже, представила эти картины в коридорах дворца, испуганно пискнула и прижалась к Наташе.
— Я не хочу такие во дворце.
— И что скажет наш эксперт-художник? — ехидно поинтересовался барон. — Будут украшать?
Наташа вздохнула.
— Вы не поверите, барон.
Тотлен сначала рассмеялся, сочтя слова шуткой, потом, заметив серьезное выражение лица девочки, с которым она разглядывала картины, поперхнулся.
— Да ладно?!
— Ну у каждого свой вкус… Но тут… Хм… — Наташа повернулась к художнику. — Говорите, украшать? Новое направление живописи? А вы смелый человек, раз замахнулись на новое.
— Только никто не понимает!
— Я этих «никто» могу понять, — хмыкнула Наташа. — Видите ли, уважаемый… художник. Если я приобретаю картины для своего дома, я хочу видеть мир таким, каким вижу его я, а не кто-то другой. Все же я плачу свои деньги, а значит право голоса в том, на что и как смотреть имею. Не находите? Вы же ведь для людей пишите свои картины… Или просто свое эго удовлетворяете?
— Что удовлетворяю свое? — растерялся художник. — Вы не понимаете! Это мое видение мира!
— Возможно и так. Но почему вы уверены, что люди хотят видеть ваше видение мира? Открою тайну — люди эгоисты. Они всегда хотят видеть только свое видение мира.
— То есть… — сник художник, — никому это не будет интересно?
— Ну почему же… Сколько стоят ваши картины? — услышав цены, Наташа даже крякнула. Нехило так запросил. — Однако. Что ж… Вы говорите, новое направление?
— Да! В таком стиле еще никто не писал! Этот стиль назовут моим именем!
— То, что вы не слышали, не значит, что никто не делал так же… Но ладно. Хм… — Наташа снова обошла выставленные картины. — М-да. Понимаете, я тоже в своем роде художник… О нет, не профессионал, так, балуюсь. — Наташа вытащила купленный блокнот и быстрыми штрихами набросала портрет художника, сидящего на раскладном стуле. — Только я пишу в классическом стиле, — Она повернула блокнот, чтобы все могли видеть.
Художник глянул. Хмыкнул.
— Ну для любительского уровня неплохо. Весьма неплохо.
— О, спасибо за комплимент. — Похоже, художник не ожидал такой реакции. Явно хотел принизить рисунок. — Как я говорила, я не претендую на профессионализм. Это так, развеяться. Так вот, я хотела бы спросить, у вас есть картины в классическом стиле?
— В классическом? Я не работаю в этом скучном направлении. Мне это не интересно.
Наташа вздохнула.
— Ну я так и думала. Видите ли, уважаемый… не знаю вашего имени, художник. По моему стойкому убеждению, нет ничего зазорного в том, чтобы искать свой стиль и открывать новые направления в живописи, в надежде, что новый стиль назовут вашим именем. Неплохое стремление, кстати. Одобряю. Но вот прежде, чем сокрушать основы и замахиваться на такое, необходимо сделать себе имя в классической живописи. Только когда ваше имя прогремит по всей империи как великого художника-классика вы получите право экспериментировать с новыми стилями в живописи.
— Да я…
— А сейчас, — прервала его Наташа, — это выглядит так, будто у вас не хватило таланта и терпения научиться рисовать, вы накидали красок на холст, а после делаете вид, что это великолепная картина.
Мир без радио, телевидения и интернета весьма скучен, а потому любое событие, привлекало толпы зевак — развлечение же. Вот и сейчас, прислушиваясь к их спору, вокруг собрались коллеги художника. Судя по их реакции, этот тип тут был кем-то вроде бесплатного клоуна.
— Вы ничего не понимаете в искусстве! — обиженно взывал он. — И ваша детская мазня только доказывает это!
Наташа взглядом заставила остановиться барона, а Дарк тормознул Леору.
— Кажется, уже все убедились, что если дело не касается махания кулаками, то госпожа Наташа не нуждается в помощи в таких делах, — услышала она за спиной слова Дарка.
— Возможно, — согласилась с ним Наташа. — Тогда готова взять урок.
— Взять урок? — растерялся художник. Видно в первый раз у него все пошло не по привычному сценарию.
— Да. Я готова купить все ваши картины за двойную цену от вами названной… но с одним условием.
— А… с каким? — осторожно спросил он.
— Вы прямо сейчас здесь нарисуете мой портрет. Не так, как видите меня вы, а так, как я вижу себя каждый день в зеркале. Для такого опытного художника, который даже создает свой стиль в живописи, это же не составит труда? Я же не много прошу? Мой портрет в классическом стиле и я в довесок к нему куплю все ваши картины за двойную цену.
— Я не рисую в принятой большинством манере! — гордо возвестил художник. Причем это «большинство» в его устах прозвучало чуть ли не как ругательство.
— Как хотите, — пождала плечами Наташа и отвернулась.
— Вы еще пожалеете, что не купили мои картины сейчас! — оставил за собой последнее слово художник.
— Надо будет сюда еще раз прийти перед отъездом, купить несколько картин, — задумалась Наташа.
— И что это было? — спросила Альда. — И вообще, у вас правда такие картины рисуют?
— Каких только картин у нас не рисуют, — пожала плечами Наташа. — Вот конкретный этот стиль у нас получил название авангардизм. Но, как я и сказала, прежде чем основывать новый стиль, художники делали себе имя в общепризнанном. Здесь же… я достаточно видела картин авангардистов, чтобы составить определенное мнение. Даже в самом авангардном авангарде все равно присутствует что-то из классики. Этого не найти только тогда, когда художник понятие не имеет о стилях. А набросать красок на холст и заявить, что это новый шедевр… — Наташа пожала плечами. — Тут много ума не надо. Тех, кто действительно разбирается в авангарде очень мало, а остальным… Ну как те мошенники, навешать лапшу на уши можно каждому, если убедить его, что только действительно разбирающийся в живописи человек по-настоящему понимающий в ней просто обязан приобрести вот именно этот шедевр гениального художника, без которого вас будут считать дикарем неотесанным…
— И тогда, — подхватил барон, — человеку стыдно будет признаться, что он в этом не разбирается и приобретает откровенный хлам.
— Точно. Прием старый, как мир. У нас даже в сказках отражен. Может и у вас есть на эту тему, пока плохо знакома со сказками вашего мира. У нас… ну например новое платье короля.
Естественно, Леора заинтересовалась. Так что по дороге пришлось рассказывать сказку. В конце Леора хихикала над глупым королем, чем взывала явное неодобрение барона. По его представлению монаршая особа священна, а не повод позлословить.
— Да ладно вам. Как говорил один мой любимый литературный персонаж: «Улыбайтесь, господа, ибо все самые большие глупости в мире делаются с самым серьезным выражением лица». Или вы полагаете, что такому королю нужно было оказывать почтение? Тогда в посмешище превратится вся страна.
Барону явно много чего хотелось сказать и сказал бы, будь Наташа подданной империи, а не гостьей императора. Так что промолчал. Зато Леора довольна и требует новых историй. К счастью, за время такой своеобразной экскурсии девочка изрядно утомилась и уже почти клевала носом. Дарк забрал ее на плечи и таким образом все направились к выходу. Барон тем временем вызвал карету.
Леора расставаться не захотела и отправилась в посольство со всеми, заявив, что раз Наташа завтра уезжает, то сегодня она будет слушать истории. Уговорить не получилось. Так и приехали в посольство. Здесь их уже поджидал императорский помощник барон Лоран Раскин. Но и ему не удалось заставить девочку отправиться во дворец.
Наташ махнула рукой.
— Да ладно вам, пусть переночует. Расскажу ей пару историй и уснет. Куда она денется.
— Избалована сверх меры, — пожаловался Лоран, хмуро наблюдая за принцессой, которая занималась изучением покупок.
— Мне кажется, вы не правы, — Наташа тоже наблюдала за девочкой. — Я не заметила, что она избалована. Она слушается, если убедить, просто не терпит, когда ей что-то велят, но не объясняют почему нужно делать так. Попробуйте относиться к ней как с ответственному человеку, которому нужно объяснять, а не приказывать. А так… просто обычный очень активный ребенок, которому скучно заниматься тем, что ей навязывают. Дайте ей свободу, и она сама со временем успокоится, перепробовав все.
— Я поговорю с Его Величеством, — сухо заметил Лоран и откланялся — отправился с новостями к императору.
Леора устала настолько, что даже не спорила, когда ее отправили спать, тем более Наташа пообещала сказки ее мира. Девочка уснула на второй…
Наташа спустилась в гостиную и села в кресло, задумчиво уставившись в окно, за которым уже начало темнеть. Даже не заметила, как рядом опустилась Альда. Только когда та заговорила, вздрогнула и повернулась.
— А, Альда, прости, не заметила. Задумалась.
— О принцессе?
— Что? Нет, конечно. Девочка, как девочка. Активная только излишне. Нет, я думала о графе.
book-ads2