Часть 37 из 48 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Петя немедленно написал письмо в Архангельск с просьбой к тамошнему старшему магу Шепелеву посодействовать ему в приобретении «горшка зельевара». Полный набор зельевара он себе в Баяне приобретать не стал, не было лишних денег. Но, в принципе, основное в нем именно артефактный горшок, в котором зелья и готовятся. А Шепелев в том числе и маг земли, может такой и сам изготовить. Свою просьбу мотивировал тем, что хочет не только изготовление настоек мэтра Буняева освоить по его совету, но и разные грибы-корешки по окрестностям Мезени посмотреть. Наверное, что-нибудь с целебными свойствами и здесь произрастает. Грех это не использовать.
Теперь можно ехать. Вопрос – куда? Собственно, есть три варианта: на восток, запад или юг. На север далеко не уедешь, там море. На юг проще всего. Мезень это не только город, но и река. Довольно широкая и длинная. С множеством притоков. И в бассейне этой реки чуть ли не половина селений губернии расположена. Только вот сейчас к ним на лодке добираться надо, которой у Птахина нет, а зимой по льду вполне можно будет и в возке с относительным комфортом проехаться. Казенный экипаж ему обещали предоставить. Зимой, конечно, холодно, но для мага жизни это беда небольшая. К тому же зимой он все равно планировал по губернии поездить. Так что решено, это направление пока откладывается.
На запад, если не прямо в Архангельск, можно было бы сплавать к ближайшему относительно крупному поселку с романтическим названием Долгощелье. Центр местного рыбного промысла. Только вот сообщение с этими местами нерегулярное. Когда рыбаки улов на продажу привезут, это от путины зависит. Сельдевая уже прошла, минтайная еще не началась. Так что судов из Долгощелья в настоящее время в Мезени нет. А специально нанимать… Нет, пока еще свои деньги Петя тратить на такие вещи не готов.
Так что остался только один вариант – на восток. Благо туда суда с товаром Северного завоза продолжают ходить регулярно. Как в одиночку, так и караванами. Одно неприятно, ближайшая остановка у отправляющегося буквально завтра судна «Евангелист Лука» будет только на самом краю губернии. У какого-то самоедского поселения, не то Нара, не то Мара. Но вроде не так уж далеко, за день-два до русских деревень добраться можно будет. Не пешком, понятно. Но если у самоедов транспорта не найдется, у Пети же есть в рукаве козырь в лице призрака рыси и еще не слишком разряженного накопителя темной энергии. Места там должны быть глухие, засветиться риск небольшой. А рыси всякие там болота и даже реки не преграда.
К тому же хочется опять свои шаманские силы ощутить. Да и найти в летней тундре какое-нибудь интересное растение шанс есть. Или здесь не совсем тундра? Вроде ее в умных книгах лесотундрой называют. Там видно будет.
До Мары добрались без эксцессов. Да и что там идти-то было? Утром пароход отчалил и еще засветло прибыл на место.
Вообще-то в этих широтах «засветло» совсем не показатель. Стоит июль. Полная темнота вообще не наступает. То есть солнце садится, но совсем недалеко, так что предрассветные сумерки стоят всю короткую (часа три-четыре) ночь. Если бы Петя на месяц пораньше приехал, то солнце, говорят, и вовсе не заходило бы. Ничего, на будущий год посмотрит.
Поселок выглядел… странно. Один нормальный дом без архитектурных излишеств. То есть самая примитивная рубленая изба с примкнувшими к ней сараями и небольшим приусадебным участком. Именно туда были перевезены с парохода на шлюпке полдюжины бочек и примерно столько же тюков и ящиков. И Петя. Назад повезли только одну бочку. Как понял молодой целитель, со свежеразделанной тушей оленя. Наверное, окончательные расчеты за товары тут в другое время происходят. Скорее всего, на обратном пути, когда корабли будут в Мезень и Архангельск возвращаться. А прихватить по ходу свежего мяса на камбуз самое разумное дело. Наверняка оно тут дешевле, чем в более обжитых местах.
А изба эта, скорее всего, торговый пост. О чем-то похожем Петя в книжках читал. Так англичане в колониях у туземцев их товары выменивали. Где копру, а где меха. Выходит, в Великом княжестве тоже подобная практика место имеет?
Огибая полукругом избу с приусадебной территорией, расположились в хаотическом порядке довольно примитивные хижины. Связки жердей, обтянутых шкурами. Картинки с подобными домами Пете доводилось видеть в книжках. Вигвамы индейцев Северной Америки. Почему-то англосаксы, в отличие от русских, книги о жизни встреченных ими туземцев выпускают громадными тиражами. А то, что на севере Великого княжества масса подданных государя живет именно в таких домах, Птахин узнал, только оказавшись в тех местах. Оказывается, здесь эти вигвамы называют чумами.
По селению свободно бродило немалое количество собак и северных оленей.
Поселок был расположен на берегу морского залива, там, где в него впадала небольшая речушка. А за ней до самого горизонта, перемежаясь рощами невысоких деревьев, поблескивала поверхность каких-то не слишком больших водоемов. В принципе, даже красиво.
Впрочем, Пете и местным жителям было не до любования красотами природы. Местный люд как-то очень солидно и неспешно, но в большом количестве переместился на приусадебный участок избы. Что характерно, помогать в разгрузке товаров никто не стал. Носили матросы под руководством одного из своих и, видимо, хозяина подворья.
Петя тоже стоял спокойно, ожидая, когда разгрузка кончится. Требовать к себе внимания, пока носят далеко не самые легкие грузы, он счел неправильным, а самому помогать матросам ему теперь не по чину. Барином стал.
Наконец шлюпка отчалила обратно к пароходу и молодой маг решительно шагнул в сарай, где начальник поста что-то подсчитывал на пальцах, пристально уставившись на полки с тюками.
– Вы Петр Орава? – Имя получателя груза он узнал еще на пароходе.
– Да, я – Пекки Орава.
Ударение в своей фамилии этот еще нестарый белобрысый мужчина, одетый в обычную одежду (а не как у остальных обитателей поселка, из шкур), сделал на первом слоге. В отличие от Пети и моряков, которые ударение ставили на втором слоге.
«Чухонец, что ли? – подумал Петя. – Рожа вполне обычная, а не плоская, как у остальных местных жителей».
Уточнять не стал. По-русски говорит, это главное.
– Я новый маг-целитель из Мезени, Петр Григорьевич Птахин. Объезжаю поселки губернии. От вас мне нужно место для ночлега и приема больных. Завтра прямо с утра готов начать прием пациентов. Надеюсь, вы в курсе, кому в поселке нужна квалифицированная помощь?
Пекки что-то буркнул себе под нос (Пете послышалось что-то вроде «не было печали»), но заулыбался и даже поклонился с самым радушным видом.
– Один момент, ваше высокоблагородие! Сейчас все устроим в лучшем виде.
Дурака включил, понял Петя. И решил, что пора прояснить ситуацию.
– Пекки, я не вас проверять приехал. Мне по службе положено губернию объехать. Познакомиться с местными обывателями и помочь особо в этом нуждающимся. Бесплатно. Но подарки принимаю, если от чистого сердца.
Сказал по-доброму, но таким тоном, чтобы в необходимости подарков сомнений не возникло. И добавил:
– Соседние поселения тоже посещу. Но вещи пока у вас оставлю. Чтобы с собой не таскать.
С собой у Пети было всего два саквояжа. С личными вещами и небольшим количеством целебных зелий и лечилок. Таскать их с собой было совсем нетрудно. Более того, именно так он и собирался поступать.
Все, тему подарков можно больше не муссировать. Если не захочет понять, надо будет на прощанье какой-нибудь подарок оставить, вроде двухнедельного поноса. Но, судя по хитрой роже Пекки, до этого не дойдет.
Видимо, принимать гостей Ораве приходилось достаточно часто, так как в избе (довольно большой и состоящей из нескольких клетей) обнаружились две комнатки, явно для этого предназначенные. С уже заправленными чистым бельем постелями и отдельным выходом. Что же, в одной можно будет жить, а в другой принимать пациентов.
Пекки оказался человеком семейным. В той же избе проживала его жена Ритта и двое сыновей. Старший лет десяти, второй – вдвое младше. Все белокожие, с прозрачными глазами и еще более светловолосые, чем Пекки. Чтобы разглядеть черты лица, надо сильно приглядываться.
Пока хозяин общался с остальными селянами, видимо объясняя им, что сегодня ему не до них (если судить по интонациям, язык Пете был незнаком), Ритта быстро собрала на стол, пригласив молодого мага принять участие в трапезе. Тот отказываться не стал.
И сразу же засомневался, а правильно ли он поступил.
– Вы уж извините, ваше высокоблагородие, с «Луки» продукты доставили, но я их еще разобрать не успела. Так что подъедаем пока, что осталось.
Хотя стол был отнюдь не пустой, аппетит у молодого целителя пропал совершенно. Основное блюдо пшенная каша. Не самый любимый продукт, но съедобный. К ней соленые грибы и какие-то моченые ягоды. Возможно, даже вкусные. И рыба. Пете дали обычную бочковую селедку. Из старых запасов, как объяснила хозяйка. Селедка с пшенной кашей? Странное сочетание, но когда голоден, съесть можно. Но там была и рыба местного приготовления. Квашеная. Почти как капуста. Основное достоинство, мясо само с костей соскакивает. Достаточно взять за хвост и встряхнуть над миской. Но при этом как же она воняет тухлятиной! И как выглядит…
Все семейство Оравы ее с удовольствием ест. А Петю чуть не вырвало от одного запаха. Справился только тем, что приглушил себе обоняние.
Оказалось, что помимо квашеной рыбы есть еще и квашеная дичина. Но хозяева ее на стол выставлять не стали, чтобы гостя совсем не запугать.
Некоторое время Петя пытался себя уговорить воспринимать все философски. Раз сами едят, значит, не отрава. Так и отравить целителя задача отнюдь не тривиальная. Но все его естество вопило об обратном. В общем, пару ложек каши Петя все-таки съел. После чего ушел в отведенную ему комнату, сославшись на усталость.
Была мысль поесть чего-нибудь из сохранившихся с парохода запасов. Галеты там, сыра, запить водой с вином. Но не хотелось и этого. Действительно спать лег.
Завтрак, к счастью, оказался нормальный. В смысле, не вонючий. Хозяева успели оприходовать доставленные с парохода продукты. И, судя по тому, как уплетали за обе щеки яичницу с салом, заедая ее суховатым сыром и галетами, местную еду семейство Оравы есть научилось, но предпочитают все-таки традиционные продукты. Кстати, как потом выяснилось, у местных самоедов они тоже большим спросом пользуются и являются вторым по значению товаром, на который они меняют шкуры и мясо северных оленей, добытые шкурки пушных зверей, оленьи панты и поделки из кости. То есть то, ради чего здесь и организован пост.
Да, первым по важности товаром для туземцев является водка, а на третьем месте – соль. Еще керосин небольшим спросом пользуется, а также изделия из металлов. Но последние – товары длительного пользования, от отцов к детям переходят, так что много их на посту не требуется.
А вот галеты, которые тут вместо хлеба, очень хорошо идут. Петя подумал, что надо будет и себе запас пополнить.
Причем вся торговля (или мена) велась в кредит с системой взаимозачетов. На каждую семью была выделена страница в здоровенной амбарной книге, в которой Пекки вел учет, кому, когда и что выдал и что с кого получил. Петя даже позавидовал. Ему бы в лавке такой учет вести! Озолотился бы. Но магом-целителем быть все-таки лучше.
Потом пошли посетители. Чуть не всем поселком. Сначала одни мужчины, потом и женщины с детьми подтянулись. К сожалению, не по своей воле.
Механизм был примерно такой. Местный обыватель приходил на пост осмотреть прибывшие товары и приобрести себе что-нибудь нужное. Но Орава ему ничего не давал, а требовал, чтобы тот предварительно Пете показался. Идти хотели далеко не все. Точнее, никто не хотел, но некоторые быстро смирялись, а другие долго спорили. Но в конце концов все равно шли. Как Пекки умудрялся их убеждать, осталось тайной, говорили они на местном языке, которого Птахин не знал. Только по интонациям догадывался.
Молодой целитель приуныл. Он рассчитывал на благодарность местных обитателей, а какая может быть благодарность, если пациентов приходится палкой загонять! К тому же самоеды оказались на редкость здоровыми. Если не считать мелких бытовых травм, болела только пара стариков. И то их основной болезнью была именно старость. Возможно, преждевременно наступившая, но тут от Пети ничего не зависело. А так легкие и желудки у всех здоровые, зрение хорошее, зубы на месте. Никаких эпидемий тоже нет. Пекки сказал, что лет десять назад моряки завезли было сифилис, но с тех пор контакты с ними сведены к минимуму. А с остальным шаманы справились. Заболевшие померли, а распространиться болезни не дали. Ну а про цингу или диабет здесь и не слышали.
Чтобы не быть совсем бесполезным, за два дня наложил на обоих стариков «полное исцеление», и делать в поселке стало нечего.
Попросил с местным шаманом его познакомить. Но оказалось, что нет его. Возможно, именно поэтому Пекке и удалось к Пете на прием местных самоедов загнать. А пошел этот господин по имени Ейко в другой поселок, расположенный севернее, и даже ученика с собой взял. Там сейчас обряд посвящения в тадебя (то есть шамана) проходит.
– Только вы туда не доберетесь. Путь через болота трудный, а проводника я вам не найду. Когда шаманы так собираются, посторонним туда ходу нет. Никто из местных не пойдет.
– В чем опасность? Убьют, что ли?
– Убить не убьют, а проклясть могут. Болеть долго будете. – Хозяин поста заметил, что Петя заинтересовался и собирается туда наведаться.
– Целителя пятого разряда? Не верю. Даже если какую дрянь нашлют, в момент вылечусь. Да и в болотах маги не тонут. В крайнем случае, если прохода не найду, вернусь.
– Вы тогда записочку оставьте, что я вас отговаривал идти, но вы все равно пошли. Мне неприятности ни к чему.
Пришлось не просто записку писать, а запись в учетной книге оставить, где Орава на Птахина специальную страницу выделил. Где в том числе отметил, что целителем было осмотрено все население поселка Мара, поправлено здоровье двум старикам, а также вылечен один вывих, три царапины и сведено восемь шрамов. И что дальше отправился целитель своим ходом и по своему желанию во временный поселок тадебя на севере.
Прихватил Петя себе запас галет, мешочек гречневой крупы (от пшена отказался) и шмат соленого сала, взял свои баулы и двинулся по краю небольшого озерца на север. Провожаемый гомоном местных самоедов, что вышли из своих чумов поглазеть на его уход. Но остановить не пытались.
К счастью, сразу за границей поселка болото еще не началось, здесь росли кусты и мелкие корявые деревца. Отойдя на полверсты и полностью скрывшись из виду, достал амулет рыси и, воткнув шип хвоста в ладонь (самое неприятное в этой процедуре) вызвал сотканного из тумана зверя.
Конечно, большая кошка не самое удобное верховое животное, но некоторый опыт использования этого духа в таком виде у Птахина уже был. Так что навьючил свои саквояжи, соединив их ручки короткой веревкой, уселся сам и поехал. Для надежности еще аурный щит сформировал, чтобы самому удобнее сидеть и чтобы саквояжи не болтались. Только ноги слегка поджимал – стремян нет, а для такого «коня» они длинноваты. А так рыси было все равно, где идти – по земле, по воде, по кочкам. Вроде лапами двигает, а по ощущениям как будто плывет. И скорость довольно приличная, никак не ниже, чем у лошади по дороге.
Огорчало одно – накопитель темной энергии постепенно разряжался. Он оказался удачно большой емкости, и хватить его должно было еще надолго. Но все равно без пополнения он когда-нибудь закончится. И что тогда делать? Начать резать людей? Как-то не хочется. Еще можно под Черным орехом (хей хутао) помедитировать, но, во-первых, делать это придется долго, а во-вторых, где бы этот орех найти. Привезенный им подарок Ульратачи успешно растет в оранжерее академии, а где взять еще один и где его посадить, совершенно непонятно. Может, местные шаманы что-нибудь подскажут? С надеждой на это и поехал их искать.
Тут возникла другая проблема, о которой Петя подумал только через полдня пути. А как он собирается искать этот временный поселок шаманов? Ехал бы по дороге, все было бы понятно. Но дорог-то как раз и нет. Лес тут не слишком густой, и головой он крутит во все стороны, высматривая все подозрительное как обычным зрением, так и магическим. Но промахнуться мимо поселка можно запросто.
Наверное, ему просто повезло. Или дух рыси, которому он доверил выбирать дорогу, лучше мага чувствовал, куда надо ехать. Или просто в безветренную погоду (а было удивительно тихо) дым от костра вертикально поднимается в небеса и виден издалека.
В общем, только стоило забеспокоиться, как вдалеке, чуть правее от выбранного ими ранее направления, над деревьями стала отчетливо видна струйка дыма. Маршрут был скорректирован, и уже через час большой костер, окруженный на некотором расстоянии десятком чумов, стал отчетливо виден. К сожалению, на противоположном берегу небольшого озера.
Ехать по нему напрямик Петя все-таки не рискнул. Кто его знает, как шаманы отреагируют на то, что он по воде на призраке разъезжает. Поэтому быстро сдал назад за прибрежные кусты и поехал в обход, стараясь избегать открытых мест. Еще час потратил. Все время смотрел магическим зрением, выискивая в зарослях ауры наблюдателей. Должны же были шаманы охрану выставить. Не зря ведь жители Мары предупреждали, что на их сборище посторонним вход закрыт. Но никакой человеческой ауры на подступах не заметил.
Зато когда он уже спешился, собираясь убрать рысь в амулет, из редкого ельника к нему метнулись две тени. И резко затормозили, когда им навстречу двинулась рысь. Неспешно так, можно даже сказать, вальяжно. Тени вдруг порскнули в разные стороны. С такой скоростью, что через секунду их даже в магическом зрении видно не стало. Разве что где-то очень далеко, но и то уверенности нет.
– Ну, ты молодец! – похвалил Петя рысь вслух. Та не реагировала, только некоторое время шла впереди важным кошачьим шагом. Пока Птахин не спохватился и не убрал ее в амулет уже у самого поселка.
Вроде никто на него внимания не обратил, все были своим делом заняты.
Человек двадцать сидели вокруг костра, не вплотную, шагах в десяти от огня. Больше чем у половины из них в руках были бубны, по которым они ритмично постукивали. Остальные просто в ладоши хлопали. Все вместе что-то негромко напевали и слегка покачивались в такт музыке.
Еще три шамана с бубнами, к которым были пришиты небольшие бубенцы, тоже пели, стучали и танцевали, двигаясь большими шагами вокруг костра против солнца.
Они тоже не прижимались к огню, оставив место еще для одного явно молодого человека, который, переваливаясь, ходил вокруг костра, но уже по солнцу. Этот юноша не пел, не хлопал, только ходил. Но было видно, что каждый шаг дается ему с большим трудом.
Чуть поколебавшись, Петя сгрузил свои баулы между двумя шаманами внешнего круга и тоже уселся, опершись на них спиной. Соседи покосились на него, но промолчали.
А как это зрелище смотрится в магическом зрении?
book-ads2