Часть 25 из 43 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Необходимо постараться собрать разные мнения, не только тех, кто может предвзято относиться к отцу, но и тех, кто ему сочувствует. В некоторых случаях, напротив, бывает полезнее узнать, что у отца были не самые лучшие черты личности и проявления.
Любая информация, оживляющая, очеловечивающая образ отца, имеет большое терапевтическое значение.
Расстановки и близкий к ним групповой процесс реконструкции семейной истории могут помочь проявить важные моменты в чувствах родителей, их отношении к клиенту и друг другу в разные моменты жизни семьи.
Однажды я была свидетелем, как мужчина, с детства считавший отца ответственным за развод, в процессе реконструкции этого момента семейной истории получил от участников-заместителей обратную связь, что, судя по их переживаниям, на расставании настаивала его мама. В процессе разговоров с близкими выяснилось, что мама вовсе не была жертвой обстоятельств при разводе, как он привык думать, и вполне осознанно принимала это решение. Это дало возможность мужчине не только пересмотреть свое отношение к папе, но и избавиться от гнетущего чувства вины, которое было следствием такого отношения.
М. Летучева
Особенно важно бывает реконструировать какие-то подробности из жизни отца, пусть самые незначительные, если он рано ушел из семьи или из жизни, если ребенок ничего не знает о нем, если в семье на отца был навешен ярлык изгоя или святого или если с ним связана какая-то семейная тайна или табу.
Снятие проекций семейного окружения с фигуры отца
В первую очередь речь идет о материнских проекциях. Когда мы говорим о снятии проекций, мы подразумеваем следующее.
Прежде всего это способность отличать собственный опыт контакта с отцом и связанные с этим переживания от того, что транслируется семейным окружением. Ребенок некритично принимает оценку реальности, которую ему преподносят близкие. На основе этой оценки он формирует свою систему ценностей, мнений и отношений, свою картину мира. Любые нестыковки в этой картине будут вытесняться и отметаться ради непротиворечивости.
Кроме того, ребенку важно быть принятым своими близкими, особенно матерью. Он даже готов пожертвовать какой-то частью себя ради сохранения этого принятия, поскольку для него это равносильно выживанию. Если окружение обесценивает, критикует, демонизирует фигуру отца ребенка, он оказывается перед сложным выбором, чью сторону принять. То же самое происходит, если отца превозносят, несмотря на то что по отношению к близким и ребенку он ведет себя отчужденно, жестко, а порой даже недопустимо.
Отсутствие проекций – это также способность различать оценку отца как супруга для мамы и оценку его как родителя. Если у родителей не сложилось, это означает, что они не сумели договориться, выстроить свои партнерские отношения, а также организовать детям полноценное присутствие в их жизни обоих родителей, мамы и папы. И за это отвечают оба, 50 на 50, каждый со своей стороны. Неразумно винить себя во всем маме, но и перекладывать всю ответственность на отца тоже нельзя. И даже если как супруг для мамы отец не состоялся и был недостаточно хорош, то как отец для ребенка он мог быть замечательным, и наоборот, мать не чаяла души в супруге, была в созависимых отношениях с ним, стремилась всеми силами и любой ценой сохранять их, а для ребенка он был дисфункциональным, травмирующим.
Претензии мамы к отцу могли быть связаны и с проблемами в отношениях с ее отцом, спроецированными на супруга. В этом случае восприятие реального поведения, поступков и мотивов супруга будет сильно искажено.
Но не только материнские проекции могут искажать наше восприятие отношений с отцом. Например, если ребенок воспитывается бабушкой, то с большой вероятностью он увидит папу ее глазами: как незначимого, ошибающегося, слабого, нуждающегося в поддержке.
Также, если семья матери большая и сплоченная, а ребенок психологически ей принадлежит, то он может воспринимать отца глазами материнского рода: пришлым, чужаком, дистанцированным, «не родным».
Интеграция «плохих» и «хороших» аспектов в целостный образ
Инфантильное восприятие отличается полярностью, оно черно-белое, то есть человек либо тотально хорош, либо тотально плох, личность и поступки не разделяются, не принимаются во внимание мотивы и соображения, исходя из которых человек действует.
Не всякий поступок можно оправдать, понять и простить. Именно поэтому важно сделать образ отца реалистичным – не святым и не чудовищем, а человеком, обладающим своей жизненной историей, своими ресурсными аспектами, на которые можно опираться, и в то же время признать его теневые, разрушительные, травмирующие стороны, чтобы иметь возможность конфронтировать с ними и защищаться от них.
Все аспекты родительской фигуры, которые мы не можем интегрировать, продолжают влиять на наше бессознательное восприятие себя и жизни, и управлять нашим поведением. Только осознав, что мы унаследовали от родителя, увидев его не как архетипическую фигуру, а как реального человека, мы можем выстроить с ним живую эмоциональную связь.
Восстановление семейной иерархии
Синдром отсутствующего отца может проявляться по-разному:
• при фактическом отсутствии отца в семье (отец умер, родители развелись, ребенок является внебрачным и т. п.);
• при исключении фигуры отца или определенных ее аспектов из семейного поля (тайное отцовство, усыновление, табу на упоминания об отце, демонизация и патологизация его образа – алкоголик, сумасшедший, осужденный и т. д.);
• при дисфункциональности родительской роли отца, ненадлежащем ее исполнении, в результате чего отцовские функции не выполняются в полной мере;
• при ненасыщении специфических отцовских функций, даже если отец находится в семье и занимается воспитанием ребенка, например, если отец воспринимается ребенком психологически наравне с собой или ниже, или мама главнее, выше папы;
• в результате отвержения ребенком отца, внутренней психологической самоизоляции от его энергии, например, в результате решения, что отец «недостойный»; либо когда сам ребенок чувствует себя отвергнутым родителями или одним из них, исключенным из семейной системы.
Во всех этих случаях работа, направленная на возвращение клиенту его места в семейной системе, предполагает прохождение следующих этапов:
• ребенок воспринимает отца равным матери в семейной иерархии;
• клиент чувствует себя включенным в семейную систему;
• клиент находит свое место согласно семейной иерархии.
Наиболее проработана эта тема в системной семейной психотерапии, в частности в методе системных расстановок Берта Хеллингера. Однако, даже не обращаясь к деталям и тонкостям этого метода, терапевт может делать все вышеперечисленное. Разумеется, речь идет о внутреннем образе отца, а не о попытках клиента внести изменения в реальные отношения его родителей и семьи в целом (чем, возможно, он или она большую часть своей жизни безуспешно занимались).
Изменение внутреннего образа – это своего рода смена фильтра восприятия реальности. А значит, меняются и эмоциональные реакции, поведение, отношения, самоощущение и, как следствие, жизнь клиента.
Папа наравне с мамой
Если предложить вам представить маму и папу вместе, у кого-то это задание не вызовет ни внутреннего протеста, ни затруднений в формировании и удержании устойчивого образа. Но не у всех. Это своего рода диагностическое упражнение, и оно же может быть коррекционным для тех, у кого имеются нарушения семейной иерархии.
Внутренний протест перед выполнением упражнения часто связан с невозможностью для клиента воспринять совместность родителей. Например, в случае объединения ребенка с одним из родителей против другого, конкуренции ребенка за внимание одного родителя с другим, чаще своего пола, или когда отношения родителей перегружены неразрешенными конфликтами и травмирующими обстоятельствами (развод, алкоголизм, насилие и т. д.).
Кроме того, это может происходить в случае реального отсутствия отца в семье, его психологического исключения из семейной системы, самоустранения от семейных дел, при отсутствии (или отрицании клиентом) у мамы с папой близких эмоциональных отношений и т. д.
Даже если клиент не знает отца, мы предлагаем ему сфокусироваться на ощущении, фигуре отца рядом с мамой, однако ни в коем случае не призываем его нафантазировать несуществующий образ (часто именно так и происходит, в результате чего образ отца идеализируется, наделяется фантастическими чертами всемогущества, что, с одной стороны, помогает ребенку компенсировать его отсутствие, с другой – делает требования к себе и окружающим чрезмерно завышенными, особенно в близких отношениях).
Следует также обратить внимание на качество образа: является он по величине, яркости, четкости и энергетической насыщенности таким же, как материнский? Или он более далекий, размытый, мерцающий? Или, напротив, мама оказывается более бледной, вытесненной на периферию? В обоих случаях имеет место нарушенная семейная иерархия, по крайней мере в представлении клиента. Именно это неравенство клиенту необходимо устранить, сознательным усилием возвращая во внутренний план фигуры мамы или папы, насыщая эти образы энергией, красками, плотностью, до тех пор, пока новая картинка не станет устойчивым образом внутренней реальности. Можно также использовать элементы арт-терапии, психодрамы и расстановок, чтобы укрепить этот образ.
Ребенок включен в семейную систему
После того как мы убедились, что папа и мама на своих местах, мы можем предложить клиенту поместить себя как ребенка в эту систему. И тут мы можем столкнуться со следующей сложностью, когда клиент не ощущает своей принадлежности к данной семейной системе.
Это может быть условная принадлежность, то есть ребенок чувствует себя принятым только при соответствии своего поведения, достижений, личности, семейного положения, образа жизни и прочего определенным семейным правилам и условиям. В некоторых случаях «не тот» пол или сексуальная ориентация, «неправильный» выбор партнера или профессии, наличие или отсутствие детей также являются условиями, при которых ребенок может чувствовать угрозу быть исключенным из семейной системы.
У клиента могут быть два крайних варианта реакции на условную принадлежность. Первый – отказаться от самого себя – своих чувств, желаний, индивидуальных предпочтений и жизненных устремлений – ради принадлежности к семейной системе. При этом сам отказ от «своего» переживается не столь тягостно, как постоянное напряжение, связанное с неуверенностью в своей принадлежности, постоянная необходимость искать подтверждения своего соответствия требованиям семейной системы.
Это люди, ощущающие себя в глубине души никчемными, несмотря на все их внешние достижения (и особенно в их отсутствие).
Второй вариант – самому отказаться от принадлежности из-за чрезмерного переживания несоответствия требованиям семейной системы. Здесь может существовать своеобразный перевертыш: подобно тому, как ребенок чувствовал себя отвергнутым в семье, повзрослев, он отвергает свою семейную систему. При этом она может оцениваться клиентом как «неподходящая», «отсталая», «тормозящая его развитие» и т. д., в реальности же сам клиент может демонстрировать незрелое, инфантильное отношение к различным аспектам своей жизни и как бы даже настаивать на своей инфантильности и деструктивном поведении, застревая в протестной реакции, бунтуя против всего и вся, а на деле – против принятых в его семье правил и порядков, против своего чувства несоответствия и страха быть отвергнутым.
Отказ ребенка принадлежать семейной системе может быть также связан с желанием отказаться от своего тягостного семейного прошлого, если в семье происходило что-то невыносимое для него. Отказываясь от нездорового семейного наследия, человек, с одной стороны, получает облегчение и обновление, как бы начиная свою историю с нуля, с другой стороны, может ощущать свою обесточенность, оторванность от корней.
В здоровой функциональной семье человек ощущает принадлежность семейной системе, ее поддержку и ресурс, при этом она не довлеет над ним, что позволяет строить свою жизнь сообразно его стремлениям и предпочтениям. Ему нет необходимости ни подтверждать, ни опровергать эту принадлежность. Он чувствует как материнскую, так и отцовскую поддержку, является сам себе хорошим родителем, опираясь на ресурсы и функции как материнской, так и отцовской фигур, присвоенных и интегрированных в его душе.
Исходя из этого, мы предлагаем клиенту с сомнениями в принадлежности семейной системе занимать место в ней, принадлежащее ему по праву рождения, конфронтировать с самоотвергающими внутренними установками и убеждениями, настаивать на этом праве перед воображаемыми фигурами или внутренними образами своих родителей (работа с родительскими посланиями и принятыми в детстве решениями). Это могут быть, например, слова, обращенные к отцу: «Прими меня!», «Я ваш!», «Я твоя дочь, я девочка!» (в случае неприятия отцом пола ребенка). Важно, чтобы клиент занял СВОЕ место в семейной системе, прочувствовал поддержку родительских фигур, напитался ею в терапевтическом процессе, чтобы иметь возможность воспроизводить это переживание, возвращаться к нему вновь и вновь в своей жизни.
Сложнее клиенту, который по каким-либо причинам отказался принадлежать семейной системе. В случае отвержения семейной системы – из-за гордыни, носящей защитный характер, как бы упреждающей отвержение, которое ожидает клиент от своей семьи. В случае отказа от травматичной семейной истории и нездорового семейного наследия – из-за страха вновь соприкоснуться с невыносимыми переживаниями и травмирующим опытом, «окунуться в то же болото».
В первом случае нам необходимо бывает замотивировать клиента, показать ему, как способствует решению его проблемы соединение с ресурсом семейной системы; помочь ему в процессе консультации на символическом уровне предъявить себя фигурам матери, отца и роду в целом таким, какой есть, не боясь отвержения и не отвергая самому выборы, ценности, образ жизни и судьбу своих родителей.
Во втором случае важно поддерживать клиента, чтобы он решился повернуться лицом к семейному наследию и внимательно разобрался в том, что там есть ценного и ресурсного, чему научила его именно такая семейная система, что он может забрать в свою жизнь, а что оставить позади. Здесь тоже уместен процесс конфронтации с фигурами папы и мамы, выражение им своих чувств, выслушивание их ответов, возможность сказать «нет» тяжелым событиям и «да» – позитивным, настойчивость в том, чтобы принадлежать своей семейной системе в более здоровом формате, с сохранением безопасной дистанции и с установлением здоровых границ.
Семейная иерархия: занять свое место
Помимо отказа принадлежать семейной системе или сомнений в своей принадлежности существует ряд нарушений семейной иерархии, когда ребенок занимает «не свое» место в семейной системе. В главе про роль отсутствующего отца мы приводили примеры таких нарушений: либо ребенок чувствует себя выше обоих родителей, либо объединяется в коалицию с одним из родителей против другого, либо конкурирует с родителем своего пола за «обладание» родителем противоположного пола.
В любом случае важно, чтобы клиент занял именно свое, детское место, то есть стал маленьким, а родители – большими. Тогда в его жизни появляется отец как родительская фигура, обладающая ценными и ресурсными функциями. Пока отец и ребенок в восприятии клиента не находятся на своих местах, сложно говорить о функциях отцовской фигуры, поскольку с ней нет контакта как с большой, родительской, а значит, и функции ее остаются для клиента недоступными.
Работа по развитию/восстановлению отцовских функций
book-ads2