Часть 23 из 43 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
• восстановление/реконструкция целостного образа отца как человека, обладающего и положительными, и негативными аспектами, возможность для клиента соединиться с его хорошей частью и признать существование теневой, а также передача ответственности отца за его поступки отцовской фигуре;
• восстановление семейной иерархии в представлениях клиента – возвращение фигуры отца в семейную систему, где папа и мама равны по силе и значимости, родители большие, а ребенок маленький, и т. д.;
• работа по развитию/восстановлению необходимых клиенту функций с привлечением фигуры отца, его хороших посланий, ресурсных переживаний, связанных с отцом;
• переработка травматического опыта (при необходимости);
• получение, расширение и присвоение клиентом нового опыта, отличного от привычного, в том числе получение корригирующего эмоционального опыта в отношениях с терапевтом, а также с другими значимыми мужчинами в мужском сообществе;
• закрепление и размещение этого опыта в жизни клиента, формирование новых жизненных привычек и стратегий, поддержка позитивных изменений терапевтом.
Введение фигуры отца в поле психотерапии
Основная особенность, с которой большинство из нас встречается в работе и повседневной жизни, – это феномен отсутствующего отца. Неважно, как это проявляется в конкретной истории клиента – ушел отец из семьи или был недоступен по причине занятости работой, была нарушена иерархия в семейной системе или отец не справился с выполнением отцовских функций из-за своих проблем (с супругой, работой, законом, алкоголем и т. д.), принял ли ребенок решение отвергнуть фигуру отца как «неподходящую»…
В любом случае сценарий отсутствующего отца воспроизводится с удручающей регулярностью. Поэтому первое, что мы можем констатировать в связи с особенностями работы «про папу», – наши клиенты не так уж часто приносят подобный запрос в работу. Во всяком случае об отце они говорят реже, чем о маме. Многим психологам знакомо сопротивление, с которым можно встретиться, если обращаться в беседе с клиентом к фигурам родителей: «Только не говорите мне, что во всем опять виноваты они!» или даже: «Я не хочу обсуждать здесь мои отношения с родителями, мне проблему решить надо!» Сам психолог, встречаясь с такой реакцией клиента, особенно имея собственные непроработанные темы с родителями, может отказаться смотреть и продвигаться в эту сторону, порой даже неоправданно осторожничая, или, напротив, усиленно убеждать клиента в необходимости такой работы, даже когда тот к ней категорически не готов.
Когда речь идет о папе, психолог даже в большей степени подвержен «заговору молчания», чем в работе с мамой, поскольку этот заговор поддерживается на системном уровне – именно так проявляется феномен отсутствующего отца в психотерапии. Поэтому именно психолог обязан нарушить этот заговор и ввести фигуру отца в поле психотерапии, пусть для начала простым вопросом. Это могут быть вопросы: «Как складывались отношения у клиента с папой?», «Какое участие тот принимал в его жизни?», «Какие отношения были у папы с мамой?», «Какое влияние оказал папа на чувство безопасности и уверенности в себе, самооценку и самокритичность, самоопределение и самореализацию, ощущение себя мужчиной или женщиной, выбор партнера или сценария отношений?» То есть действовать нужно исходя из темы, с которой пришел клиент.
Казалось бы, это настолько очевидный факт, что нет необходимости так подробно на нем останавливаться. Тем не менее психологу нужна определенная решимость, чтобы предложить клиенту посмотреть в сторону этой неясной фигуры. Причем делать это нужно с определенной долей осторожности и готовностью встретиться с сильными чувствами, чтобы при необходимости уберечь клиента от непереносимых переживаний, которые могут быть связаны с папой. Впрочем, риск влететь с ходу в болезненные воспоминания в нашей профессии существует просто по определению, поэтому любой психолог должен владеть основами первой помощи (и самоподдержки!) при актуализации травматического материала у клиента. Эти профессиональные навыки дают уверенность смотреть в сторону горячих тем, работа с которыми будет максимально эффективна для клиента (безусловно, если она ведется по запросу).
Однако, несмотря на некоторый риск бурной реакции со стороны клиента, зачастую обращение к фигуре отца в психотерапии оказывается чрезвычайно ресурсным, но только при отсутствии грубой и глубокой травматизации непосредственно в отношениях с отцом. К таким травмам относятся жесткое отвержение ребенка, грубое пренебрежение его потребностями, длительное эмоциональное, физическое и особенно сексуальное насилие со стороны отца. Также это могут быть случаи серьезного искажения образа отца, которое может транслировать окружение ребенка.
Клиенты психологов и психотерапевтов об отце говорят реже, чем о маме.
В остальных же случаях введение в поле психотерапии фигуры отца приносит чувство облегчения, ощущение силы, уверенности, надежности, защищенности и другие устойчивые ресурсные переживания. Возможно, это произойдет не сразу, поскольку связь с отцовскими ресурсами у клиентов зачастую блокирована по разным причинам. Поэтому первое, что мы должны сделать, чтобы восстановить утраченную связь, – ввести в пространство психотерапии фигуру отца.
Сделать это можно несколькими способами:
• попросить клиента ответить на вопросы о папе, связанные с заявленной тематикой;
• предложить представить папу в пространстве кабинета – в какой-либо точке, сидящим на стуле, стоящим за дверью кабинета и т. д. – и спрашивать, что меняется в чувствах и ощущениях клиента;
• попросить клиента вспомнить или представить папу с мамой, затем, если образ отца недостаточно четкий, усилить и сделать его ярче;
• предложить клиенту нарисовать папу, папу и маму вместе, папу и себя в детстве и даже классический рисунок семьи. Вариант рисунка зависит от цели психотерапии. Кроме того, рисунок может служить методом диагностики и коррекции.
Способ следует выбирать исходя из арсенала методов, которыми владеет психолог, и отзывчивости на них клиента: кому-то проще представлять образы, кому-то – писать письма, кому-то – ощутить присутствие, кому-то – нарисовать.
Пожалуй, главное, что добавляет психологу уверенности, когда он «приглашает» папу в свой кабинет, – это чувство глубокого уважения к фигуре отца, сознание важности и значения присутствия папы в жизни любого человека наряду (и вместе!) с мамой, способность и навык присоединяться к энергии фигуры отца и, конечно же, хорошая связь терапевта со своим внутренним отцом, достаточный уровень проработанности своих отношений с этой фигурой.
Психологу стоит понимать: если он считает, что полностью закрыл для себя тему «про папу», значит, все ровно наоборот. Такое убеждение означает отсоединенность от отца, а значит, могут возникнуть сложности в том, чтобы в полной мере быть проводником целительного влияния образа отца для клиента. Достаточный уровень проработанности темы отца означает:
«В моем сердце есть большое место для тебя. Ты мой папа, а я твой сын/твоя дочь. Во мне живет половина, которая от тебя. Я уважаю твою судьбу и осознаю важность твоей роли в моей судьбе». При этом ощущения от этого признания у психолога достаточно хорошие, несмотря на сложности и конфликты, которые терапевты так же, как и клиенты, имеют возможность постепенно, по мере необходимости, решать в собственной жизни, в том числе и в личной терапии.
Поиск/реконструкция ресурсного опыта, связанного с фигурой отца
Приступая к психотерапевтической работе, какой бы характер она ни носила, психологу важно понимать, что у клиента достаточно ресурса, чтобы ее проделать. Поэтому насыщение ресурсами – это отдельный и очень важный этап психотерапии. В этом смысле работа с фигурой отца очень благодатна, поскольку при отсутствии жесткой, тотальной травматизации эта фигура является позитивной и ресурсной. Введение ее в поле психотерапии ведет к получению мощного ресурса, способствующего продвижению клиента в намеченном направлении.
Задача психолога на этом этапе – наладить контакт клиента с его внутренним образом отца. Это похоже на прокладывание пути через завал собственных обид клиента, нелицеприятных мнений его семейного окружения, принятых в свое время решений прервать этот контакт и длительное время не смотреть в сторону отцовской фигуры. Как только тема и образ отца появляются в поле консультирования, клиенту становится затруднительно игнорировать свои переживания, связанные с отцом. Эти переживания как будто прорываются через многолетнюю завесу молчания. Психолог должен уметь правильно встретить эти переживания: с одной стороны – не дать клиенту быть чрезмерно захваченным ими, с другой – не впасть в обвинительную или морализаторскую позицию по отношению к отцу клиента (в равной степени, впрочем, как по отношению к матери либо самому себе).
Клиент может приглашать психолога в коалицию против отца, рассказывая истории из детства с точки зрения своего семейного окружения – матери, бабушек и т. д., которые были очень недовольны его поведением как мужчины, супруга, сына и отца. Ребенку в этот момент ничего не остается, как присоединиться к дружному хору их мнений, поскольку свое отношение к происходящему он формирует на основании отношения матери либо людей, взявших на себя ее функции. Естественно, клиент будет отстаивать эту историю из лояльности к семейной системе и чтобы не встретиться с переживанием предательства отца в момент, когда ему пришлось занять в конфликте родителей материнскую сторону. Кроме того, собственный опыт отношений с папой может быть нагружен столь сильными и противоречивыми переживаниями, что распаковывать их представляется клиенту небезопасным.
На фоне этой динамики предложение психолога поискать в своем опыте другие, хорошие истории, связанные с папой, могут быть восприняты клиентом как попытка избежать «суровой правды» реальности, отрицание болезненной части реальности, а также как насильственное требование позитива там, где он отсутствует. Отсюда как будто бы недалеко и до весьма распространенного социального запрета испытывать негативные чувства по отношению к родительским фигурам. Однако это далеко не так.
Мы признаем все чувства клиента, какими бы они ни были, и с большим уважением и сопереживанием относимся к его личной истории. Однако мы хотим обратить внимание читателя, что чаще мы встречаемся с резко односторонним образом отца в представлениях клиента. Либо отец тотально плохой, и тогда его образу нет места в душе клиента. Крайним проявлением этого является закрепленное в нашем языке выражение «у меня нет отца», что не является правдой, поскольку папа есть у каждого, даже если зачатие произошло в пробирке. Либо он идеальный, чуть ли не святой, что тоже резко не соответствует существующему положению дел. Процесс идеализации по своей сути является таким же психозащитным механизмом, как и идущий рядом или вслед за ним процесс обесценивания (себя, партнера или объекта идеализации).
Поэтому когда мы предлагаем в качестве упражнения и практики вспомнить что-то хорошее о взаимодействии клиента с папой, скорее всего, из детства, мы восстанавливаем связь с той частью его опыта, которая по разным причинам долгое время была в изгнании, отсоединена и вытеснена на задворки сознания. Когда клиенту удается найти доступ к этой части, он получает мощный ресурс, обретает силу и энергию, опору и поддержку для своей жизни.
Предложение психолога поискать в своем опыте хорошие истории, связанные с папой, могут быть восприняты как попытка избежать «суровой правды» реальности и насильственное требование позитива там, где он отсутствует, однако это далеко не так.
Обычно мы предлагаем рассказать о каком-то моменте из жизни клиента, когда они с папой вместе что-то делали и ему (ей) было хорошо. Мы просим рассказывать от первого лица, в настоящем времени, как будто это происходит сейчас, тем самым погружая клиента в счастливое воспоминание, позволяя ему заново пережить те чувства, присвоить их и напитаться ими.
Наиболее распространенные реакции клиентов
«У меня нет отца»
Как только мы слышим эту фразу от клиента, мы первым делом высказываем такую очевидную вещь, что отец есть у каждого. Даже если он умер, не жил с семьей, был ужасным человеком или о нем вообще ничего не известно. Биологически и психологически мы несем в себе его часть, его образ живет в нашей душе, и от того, чем наполнен этот образ, зависит качество нашей жизни и самоощущение.
Если генетическую информацию, как и наше прошлое, нам не поменять, то над теми образами, которые мы создаем и на которые опираемся в своей жизни, мы имеем власть. В качестве иллюстрации мы можем предложить клиенту ощутить, что меняется, когда он медленно повторяет: «У меня нет отца», – и когда затем он так же прочувствованно произносит: «У меня есть папа». Впрочем, описанная ситуация скорее характерна для предыдущего этапа работы, когда перед нами стоит задача пригласить фигуру отца в поле консультирования.
Как только мы слышим эту фразу от клиента, мы первым делом высказываем такую очевидную вещь, что отец есть у каждого.
Следующая задача – заметить и проявить в реальности тот факт, что папа был и что в отношениях с ним, пусть эпизодически, пусть так давно, что это не помнится сознательно, было хоть что-нибудь хорошее. Это может быть смутное ощущение чего-то большого и сильного рядом или даже рассказ кого-то из близких об отце. Когда мы просим клиента погрузиться в это переживание и рассказать о нем в настоящем времени, как будто это происходит с ним прямо сейчас, мы всякий раз наблюдаем чудесное преображение. Ведь для памяти не так уж важна фактология – важно то, как это сильное, ресурсное переживание осознается и перезаписывается во внутренней реальности человека, с которой (и только с ней!) мы как психологи имеем дело.
«Я не знаю, кто мой отец»
Такая ситуация возникает по разным причинам: то ли мама действительно не уверена в отцовстве конкретного мужчины, то ли скрывает его из каких-то своих соображений, то ли после болезненного расставания родителей эта тема является табуированной и ей «не придается значения», то ли ребенок был усыновлен или даже его отец анонимен (в случае если оплодотворение произошло с использованием донорской спермы). В некоторых случаях мамы после расспросов выросших детей уступают и раскрывают информацию об отце. Иногда можно сделать анализ на установление отцовства. Но бывают ситуации, когда получить достоверную информацию из первых рук не представляется возможным. Тогда о каких воспоминаниях может идти речь?
Мы уверены, что у каждого из нас есть память тела – тех смутных ранних ощущений, связанных с биологическим отцом.
В нашей практике есть случай, когда женщина, никогда не видевшая родного отца и, более того, всю жизнь считавшая отцом другого мужчину, случайно увидев в учреждении совершенно незнакомого человека, «узнала» его, и оказалось, что он действительно ее отец. Такие истории кажутся фантастическими, и тем не менее в нашей работе подобные «чудеса» случаются регулярно.
В этом случае мы просим клиента собрать максимум доступной ему информации от третьих лиц – чаще это мама, или другие близкие родственники, или друзья семьи, бывшие свидетелями периода его появления на свет. Эта работа носит название «реконструкция семейной истории»: клиент по крупицам собирает факты и свидетельства очевидцев. Специалисты по семейному консультированию или в области расстановок могут оказать в этом исследовании существенную помощь, смоделировав в группе или индивидуальных психотерапевтических процессах жизненную ситуацию клиента на тот момент времени.
Любое переживание, любая крупица информации об отце, которая была бы позитивно заряжена, чрезвычайно важны в самоощущении и самосознании человека.
Мы обычно придерживаемся следующих утверждений/максим.
• Каким бы ужасным или отсутствующим ни был наш отец, он есть у каждого из нас. Как и мать.
• Что бы ни случилось в дальнейшем между мамой и папой, в твоей жизни точно был момент, когда они любили друг друга, иначе ты бы просто не появился на свет.
• Что бы ни происходило в твоих дальнейших отношениях с мамой и папой, всегда был момент, когда они, сознательно или нет, хотели, чтобы ты появился на свет, иначе бы тебя здесь просто не было.
• Мама и папа могли не справиться со своими отношениями, своей жизнью, своей родительской ролью, но то, с чем они точно справились, – они дали тебе жизнь.
• Мама дает жизнь, а папа – силу жить. Остальные выборы и решения в нашей сознательной жизни принадлежат нам.
• Изнасилование, неразборчивость в сексе и другие причины незапланированной беременности, в результате которых мог родиться человек, – по сути, формы любви, не нашедшей иного, хорошего, выхода в раненых душах.
• Стать папой и хорошо исполнять роль отца, выполнять отцовские функции – разные вещи. Первое – движение души к продолжению рода с подходящим партнером, второе – выбор, сознательное ежедневное усилие, которому мы учимся всю жизнь.
book-ads2