Часть 35 из 39 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
После того, как вы с помощью наводящих вопросов накопили идеи, настало время сформулировать первоначальную интерпретацию. Здесь следует учитывать несколько принципов:
1. Интерпретация будет более качественной, если вы поразмышляете над ней несколько дней, прежде чем попытаетесь свести все воедино.
2. Вы имеете право изменить свою точку зрения. Возможно, вам казалось, что вы уже в начале работы над текстом поняли общее направление. Однако если в ходе размышлений и повторного чтения ваши первоначальные догадки поменялись, запишите их. Определите, что стало причиной. Умение понять, каким образом текст меняет отношение к себе, – это верный путь к качественной интерпретации.
С чего начать
Если ваши дети получили задание написать сочинение или сформулировать свое мнение, я предлагаю им воспользоваться процедурой, которая позволяет объединить навыки, полученные в ходе предыдущей работы.
• Перескажите в письменном виде то, что, по вашему мнению, хочет донести до вас автор (не высказывая пока свою точку зрения по этому вопросу). Постарайтесь обойтись без всяких оценочных суждений и предположений, окрашенных духом той или иной эпохи. Придерживайтесь только того, что, на ваш взгляд, говорит автор, даже если вы с ним не согласны.
• Затем напишите о своем отношении к тексту, особо выделяя точки соприкосновения с ним (опыт, идеалы, общие образы, истории и аналогии).
• Далее добавьте комментарии по поводу того, что было воспринято вами в ходе чтения как вызов и вызвало дискомфорт или тревогу в мыслях.
• Пересмотрите свои ответы, которые вы дали на этапе слияния горизонтов. Сформулируйте возникшую на их основе идею и запишите ее, опираясь на оригинальный текст, но с учетом вашего личного сегодняшнего контекста.
• Последний шаг состоит в том, чтобы сравнить свою интерпретацию с другими. Иногда при этом обнаруживается, что, даже если вы добросовестно подошли к выполнению заданий, какая-то из ваших идей неверна или упускает важные моменты контекста. Примите это во внимание, прежде чем завершать работу.
При слиянии горизонтов очень важен дух игры. Одна из самых глубоких идей Гадамера заключается в том, что каждая эпоха неизбежно меняет смысл интерпретации предыдущего поколения. Мы не только проникаемся духом эпохи, в которую было написано произведение, но и переосмысливаем его с учетом современности. Все древние религиозные тексты служат ярким примером такого сценария.
Если вернуться к любовному письму моего деда, о котором говорилось во введении, то я могу написать интерпретацию, которая сосредоточится на изменении значения выражения «заниматься любовью», чтобы обсудить, как сексуальные привычки нашей культуры за несколько десятилетий ХХ века повлияли на язык. В письме деда было использовано слово «впервые» («где я впервые занялся с тобой любовью»). Это намекает на некие повторяющиеся действия. Если понимать слова «занялся любовью» в сексуальном смысле, то это действительно может быть повторено. В данном случае на мою интерпретацию оказывает влияет современное понимание языка. Оно заставляет предположить, что дед пытался вернуть своей жене память, намекая на интимные моменты совместной жизни, длившейся более шестидесяти лет. Интерпретация в этом случае будет касаться не только вывода о том, был ли у них секс до брака (хотя, если бы меня это сильно интересовало, можно было бы особо остановиться на этом). Она, скорее, будет заключаться в попытке определить, насколько это письмо соответствует времени, когда оно было написано, и в размышлении о долгих отношениях моих бабушки и дедушки, а также о том, как сила сексуальности и романтики помогает даже перед лицом таких проблем, как деменция и окончание жизни.
В конечном счете критическое мышление – это интерпретирование. Чем чаще мы учим детей ставить перед собой вопросы, которые позволяют им быть сознательными, проявлять заботу и ясно мыслить, тем качественнее будут их интерпретации. Самая сложная часть заключается в понимании того, что любое толкование может быть подвергнуто впоследствии повторному изучению и пересмотру. Чем раньше мы сможем помочь нашим молодым людям осознать, что они должны не пытаться формулировать для себя некую доктрину раз и навсегда, а вносить свой вклад в постоянно меняющийся поток идей, тем скорее они смогут насладиться искусством критического мышления и интерпретации как выражения себя, своих мыслей и отношений с окружающими.
Глава 13
Смелость поменять свое мнение
Вы имеете право поменять свое мнение.
Опра Уинфри
Один из самых трудных для понимания фактов, касающихся собственных взглядов, заключается в том, что они не всегда имеют смысл для окружающих. Вы можете спорить, разъяснять, сопереживать, делиться, рассуждать, объяснять, приводить случаи из жизни и факты, но в конечном счете выясняется, что другие видят все это не так, как вы. Я пришла к выводу, что в такие моменты требуется поистине огромная решимость, чтобы переключить передачу и спросить: «А что вы думаете по этому поводу? Каковы ваши взгляды?» Я стараюсь максимально уважительно выслушать точку зрения другого человека, чтобы понять ее причины. При этом я слежу за своей реакцией и не забываю о важности своих мнений, идей и позиций сообществ, к которым принадлежу. А потом я на какое-то время откладываю все это в сторону.
• Я стараюсь понять внутреннюю логику позиции, которая мне чужда.
• Я представляю себе особенности восприятия человека и логическую историю его сообщества.
• Я задаю себе вопрос: не возникло ли у меня каких-то новых идей, которые я упустила ранее и которые необходимо обдумать сейчас?
• Я стараюсь понять, какие чувства возникнут у собеседника, если ему придется переосмыслить свои взгляды или хотя бы просто выслушать мои.
Я всегда говорю своим ученикам, что все это невозможно сделать с одного захода. Иногда работа с неудобными идеями продолжается неделями, месяцами или годами. Важно поддерживать диалог. Полезно при этом понимать, что все люди индивидуальны и каждый из них является членом различных сообществ. Я всегда помню о том, чем я рискую в жизни, рассматривая чуждые мне точки зрения, и это позволяет мне понимать, какая борьба происходит в душе моего «оппонента», когда он сталкивается с моими мнениями.
Честно говоря, это самая тяжелая из всех моих работ, и в ее выполнении мне еще чертовски далеко до совершенства. И все же это стоит потраченных усилий. Хочется надеяться, что в результате и остальные начнут поступать так же по отношению ко мне. Хочется надеяться, что это скажется на том, как мы воспитываем своих детей. Нужно время, чтобы научиться жить в сообществах, где сосуществуют разные точки зрения. Конечно, так приятно быть в компании единомышленников, которые во всем согласны со мной. Стремление к общей позиции свойственно человеку. Нам нравится иллюзия уверенности, построенной на единстве мнений. Предоставить место инакомыслию – все равно что забыть вытряхнуть камешек из обуви. Однако критически мыслящие люди знают, что именно иные мнения обеспечивают наш рост и стимулируют дальнейшие исследования. Мы можем оставить место в своей жизни как для сообществ, построенных на общих убеждениях, так и для тех, где присутствует более широкий спектр взглядов.
Не бывает легких путей к взаимопониманию. Никакие факты не смогут сыграть роль волшебного средства, которое объединит и сплотит всех нас. Критическое мышление требует огромных эмоциональных ресурсов. Ваши дети должны знать, что важно делать перерывы, использовать чувство юмора и не сторониться людей, отличных от них. Вы можете показать им, что не каждый разговор должен быть борьбой за склонение несогласных на свою сторону. Нет ничего страшного в том, что вы не придете к какому-то устраивающему всех решению. Это обсуждение можно продолжить и в другой день. Пока же достаточно сосредоточиться на том, что доставляет удовольствие и расслабляет, позволяя отвлечься от тяжелой работы по оценке и анализу. Как говорят Кейны, «иногда настойчивое желание понять мешает пониманию». Я обнаружила, что дискуссии в социальных сетях на щекотливые темы проходят лучше всего, когда я строю беседу на поиске дополнительной информации и желании понять, в чем ценность предмета спора для моего оппонента, а не на ожидании того, что мы придем к общему мнению. Польза состоит во взаимном прояснении ситуации и лучшем понимании того, что побуждает человека придерживаться своей точки зрения.
Мой наставник в писательском ремесле доктор Питер Элбоу так говорит об этом: «Большинство разговоров о качественном мышлении сводятся к вариантам того, что я называю игрой сомнения: это способность видеть недостатки в чьем-то мышлении (особенно когда эти недостатки остаются незамеченными большинством людей). Эта способность обычно основывается на логике». Элбоу относится к ней скептически. При столкновении с идеями, которые на первый взгляд кажутся неправильными, он предлагает лучший способ. Можем ли мы нажать кнопку для отключения «рефлексов», чтобы избежать ошибок в мышлении? Вместо игры сомнения Элбоу предлагает нам «игру в веру». «Игра в веру позволяет нам понимать чужие точки зрения, проникая в них как бы изнутри. Вместо языка логики она использует слова, которые помогают нам прочувствовать идею: образный, метафорический, повествовательный, личный и даже поэтический язык. И дело не только в словах. Образы, звуки и язык тела особенно полезны в процессе вникания в чужие идеи. Кроме того, должны использоваться ролевые игры и, конечно, молчание. Когда кто-то высказывает мысли, которые окружающие считают неправильными, наиболее продуктивная реакция часто заключается в том, чтобы просто выслушать и заставить себя не отвечать вообще». Обычно мы полагаемся на логику и аргументы, чтобы убедить других. Однако, как ни удивительно, оказывается, что мы можем более эффективно вести беседу, если воздержимся от ответа и попытаемся прочувствовать смысл, который придает собеседник своим взглядам. Как мы выяснили в ходе обсуждения критического мышления, качество наших мыслей во многом определяется содержанием наших историй. Чем больше мы обмениваемся этими историями, тем лучше можем оценивать сложность конфликтующих между собой идей, вместо того чтобы обвинять друг друга во всех грехах. Это усложнение приводит к тому, что мы приходим к необходимости учета интересов всех сторон.
Иногда лучшее, что мы можем сделать, – это признать, что тема носит щекотливый характер и заслуживает дополнительных исследований и размышлений. Как красноречиво высказался судья Верховного суда Гарри Блэкман в своем заключении относительно расколовшего общественность на два лагеря решения 1973 года по делу «Роу против Уэйда», понимание любой спорной темы зависит «от философии человека, его опыта, знакомства с темными сторонами человеческого существования, религиозной подоплеки, отношения к жизненным и семейным ценностям, а также моральных стандартов, которые он признает и старается соблюдать». Неудивительно, что коллективное мышление дается нам с таким трудом!
Поэтому наша самая большая задача в воспитании критически мыслящих личностей заключается в том, чтобы найти место для инакомыслия в отношениях между взрослыми и детьми. Мы трудно переживаем моменты, когда дети отходят от нашего рационального мировоззрения. Но если вы решили вырастить детей, которые смело смотрят в лицо новым фактам, которые не стесняются задавать вопросы, оспаривают статус-кво и знают, что самостоятельность мышления приветствуется, то можете быть уверены, что они обязательно поставят под сомнение убеждения, которых вы придерживаетесь. От того, как вы справитесь с этим, во многом зависит сохранение близости с детьми, когда они станут взрослыми. На самом деле, наши дети должны знать, что есть одно сообщество, которое не отвергнет их за критическое, эмоциональное и гибкое мышление. Это их семья. Если они не могут найти такую поддержку дома, то, несомненно, должны найти ее в школе.
Мы можем задавать хорошие вопросы, которые дадут возможность детям высказать свои мысли. Мы можем побуждать их к этому открытостью своего ума, а не подозрениями. Мы можем верить, что за честным обменом мнениями последует еще лучшее взаимопонимание. Эти условия ведут к душевной близости. Нет никакой гарантии, что наши дети получат поддержку и понимание в социальных сетях, группах по интересам, религиозных общинах, среди друзей, если будут отклоняться от принятых в данных сообществах взглядов. Но если они будут знать, что есть одно место, где их неокрепшим умам всегда рады, и это место – семья, то это будет для них самым дорогим интеллектуальным и эмоциональным подарком, который они только могут пожелать. Этот подарок – свобода и право менять свое мнение, оставаясь при этом любимыми и услышанными. Мы все хотим, чтобы в наших семьях были такие взаимоотношения.
Чтобы помочь нашим детям поверить в собственную жизнестойкость, мы можем продемонстрировать им, что нет ничего смертельного в том, чтобы поменять свою точку зрения, потому что мы тоже это делали. Они должны знать, что это возможно, наблюдая, как вы сами переходите от одних убеждений к другим. Обучая критически мыслить, думайте о том, что вы подготавливаете своих детей и учеников смело встречать перемены. Страх препятствует качественному мышлению. Критическое мышление означает, что ученик готов обнаружить недостатки в собственных аргументах. Он ищет новую информацию и достаточно смел, чтобы подвергнуть ее сомнению.
Вспомните, как вы сами проходили через процесс изменений в образе мыслей.
• Можете ли вы определить, чего это вам стоило?
• Можете ли вы определить, какую пользу это вам принесло?
• Что вам понадобилось, чтобы приспособиться к этим переменам?
• Как вы справились с невзгодами?
• Какие перспективы заставили вас поверить, что игра стоит свеч?
Доказательством того, что человек и в самом деле является критически мыслящей личностью, может служить изменение им своего мнения по какому-либо вопросу. Часто такая перемена точки зрения связана с определенными издержками: человек рискует потерять свое положение в группе, веру в загробную жизнь, ощущение, что поступает правильно, семейный статус и т. п. Он начинает иначе голосовать на выборах, воспитывать детей, питаться и тратить деньги, выбирает новые методы лечения, у него появляются другие привычки. Отказ от прежних взглядов не обязательно бывает болезненным. Ведь не исключено, что человек отказывается от мрачных перспектив в пользу оптимистического взгляда на жизнь! Он преодолевает свои прежние страхи и избавляется от навязчивого тревожного состояния. Однако независимо от того, как и в каком направлении мы меняем свои взгляды, это обязательно влечет за собой последствия. Мы по-настоящему меняемся только тогда, когда они становятся очевидными для нас.
Наши дети должны знать, что, изменив свои убеждения или мнения, они смогут выдержать нападки или вызовы в социальных сетях. Вы можете дать им понять, что они не потеряют возможность построить достойную жизнь, даже если их отвергнут дальние родственники. Вы можете помочь им научиться устанавливать границы в своих взаимоотношениях и находить поддержку у окружающих. Вы можете показать им, что перемена убеждений говорит о честности, а не притворстве, и что они достойны уважения и хорошего отношения. Напомните им, что их ценность не зависит от того, что думают о них другие.
Наши ученики должны быть уверены в том, что всегда смогут положиться на родителей и учителей, которые поддержат и не бросят их даже в том случае, когда их рассуждения кажутся ограниченными и незрелыми. Позвольте сказать со всей прямотой: нельзя изгонять ребенка из своего сообщества. Стремление ребенка быть честным с вами должно заслуживать вашего уважения, иначе он научится хитрить или, что еще хуже, тайно придерживаться своих разрушительных убеждений, пока они не выйдут полностью из-под вашего контроля.
Идеальный контекст для критического мышления – это отсутствие пренебрежительного отношения с нашей стороны. Дети хорошо понимают разницу между взрослым, который говорит: «Это интересно. Почему ты так думаешь?», и тем, кто сразу обрывает его: «С чего тебе вдруг пришла в голову эта мысль?» Чтобы поверить в то, что у ребенка могут быть свои идеи, необходимо доверие. Слишком часто мы проецируем на детей наихудший возможный набор убеждений и их последствий. Иногда детям нужно попробовать пожить с каким-то убеждением, прежде чем они смогут сами понять, подходит ли оно им. Закончились ли ваши размышления, когда вам исполнилось пятнадцать, двадцать два, а может быть, даже и тридцать пять лет? Пришли ли вы к окончательному и неизменному пониманию жизни и всего, что в ней есть? Согласны ли вы сегодня со всеми взглядами ваших родителей на деньги, секс, религию и политику? У ваших детей тоже появятся свои взгляды, как и у вас. Цель критического мышления не в том, чтобы всегда быть уверенным во всем. Лучший способ помочь нашим детям использовать силу своего разума во благо – это привить им гибкость мыслей и чувств, которая позволит им думать, снова думать, переосмысливать и думать опять. Нам нужно больше людей, одержимых духом исследования. Нам нужны сообщества людей, достаточно смелых, чтобы ставить желание знать превыше желания быть правым. Давайте начнем с самых близких.
Слова благодарности
Мой интерес к мышлению подпитывался на протяжении всей жизни моей умной, разговорчивой и общительной семьей. Спасибо моему отцу, Джону Э. Суини (проработавшему юристом более шестидесяти лет), который с детства научил меня обосновывать свои утверждения. Я люблю тебя. Я очень благодарна своему сыну Джейкобу, еще одному юристу, который вызвался проверить мои исследования и провести первое редактирование книги, пока мы возвращались из путешествия в Бангкок. Как весело мы провели время вместе!
Я особенно признательна своей покойной тетушке Джун О’Коннор, которая когда-то была монахиней, а потом защитила докторскую диссертацию в области этики и религии в Калифорнийском университете в Риверсайде. Она научила меня придерживаться строгих моральных позиций, оставляя при этом достаточно места для обсуждения самых разных точек зрения. Мне ее не хватало каждый день, пока я писала эту книгу. Я несу память о ней не только в своем сердце, но и в мыслях.
Сотрудники нашей программы Brave Writer очень помогали мне, предлагая широкий круг источников и участвуя в глубоких беседах, которые внесли большой вклад в мои исследования. Это Дон Смит, Кирстен Мерримен, Джинн Фольконе, Джен Холман, Синди Кларк и Стефани Элмс. Благодаря нашему «мозговому центру» я думаю и пишу все лучше. Я ценю каждого из вас.
Особую благодарность хотелось бы выразить моему другу и коллеге доктору Адаму Кларку из Университета Ксавье за вклад в главу книги, посвященную конфронтации; приятелю из прошлого и блогеру доктору Эндрю Татуско из Пенсильванского университета за ценную информацию по асимметричной взаимности; доктору Голди Мухаммад за ее бескорыстную помощь в более глубоком проникновении в тему идентичности; подруге и коллеге Рите Севаско за готовность делиться своим опытом в сфере грамотности; моему наставнику в писательском деле доктору Питеру Элбоу за ценную информацию об «игре в веру»; моему мудрому другу Лесли Херсбергеру, специалисту по энеаграммам личности и бизнес-консультанту, за помощь в поиске информации об индивидуальных темпераментах и формировании мировоззрения; школьному учителю и лектору Эш Брандин за ценную информацию о компьютерных играх.
Отдельная признательность доктору Барбаре Оакли. Наши долгие беседы помогли сделать мою книгу лучше. Спасибо за внимательное чтение моей работы, веру в меня и мои идеи и за прекрасное предисловие.
Разговоры с моим литературным агентом Ритой Розенкранц на начальном этапе этой работы дали мне ясное направление и помогли определить структуру книги. Редактор издательства TarcherPerigee Джоанна Нг – это просто мечта! Она давала точные и глубокие замечания и ободряла меня в те моменты, когда я больше всего в этом нуждалась. Спасибо, Рита и Джоанна, за то, что вы решили стать моими партнерами. Я считаю себя самой счастливой писательницей, потому что имела возможность воспользоваться вашими талантами. Давайте продолжать в том же духе!
Важное замечание: многие из ресурсов, включенных в эту книгу, были впервые опробованы в рамках программы Brave Writer в онлайн-классах и семьях, использующих наши методики. Я ценю каждого участника! Компания Brave Writer была основана в январе 2000 года как образовательное сообщество, цель которого – помогать в формировании навыков письменной речи.
После того как были проведены все исследования, материал для книги был обдуман, а сама книга уже написана, но еще не набрана, я с удивлением обнаружила, что некоторые из изложенных в ней идей подверглись критике со стороны отдельных лидеров нашего общества. Мы с Джоанной в последний момент внесли некоторые коррективы там, где было возможно. Это лишний раз подтверждает, что наука о мышлении находится в процессе непрерывного развития. Я чрезвычайно признательна людям, внимательно изучающим, как язык влияет на наше воображение. Эта работа никогда не будет закончена, и мы никогда не придем к конечной цели. Однако каждый шаг на этом пути дает нам возможность увидеть что-то новое или то, что могло ускользнуть от нашего внимания. Разве не в этом заключается в конечном счете задача критического мышления? Мы учимся ориентироваться на дороге в процессе ее строительства. Я благодарна всем моим коллегам-мыслителям, которые готовы переключать передачи и менять направление по мере необходимости, чтобы принести больше света и оптимизма в жизнь друг друга. Я благодарю и вас, мои читатели, за то, что вы тоже участвуете в этом. «Жизнь одна, но мы разные». Боно был прав.
Примечания
Введение
«Мама, он слишком настойчиво за мной ухаживает!»: цитата из фильма «Эта замечательная жизнь», режиссер Фрэнк Капра, авторы сценария Фрэнсис Гудрич, Альберт Хэкетт и Фрэнк Капра (Лос-Анджелес, кинокомпания Liberty Films, 1946).
book-ads2