Часть 15 из 39 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Один из моих сыновей увлекся математикой, потому что его заинтересовали огромные расстояния между планетами и звездами (действительно невообразимые числа). Когда дети еще учились в школе, мы пригласили нескольких соседей с семьями, чтобы они помогли нам построить Солнечную систему. Мы выстроились на определенной дистанции друг от друга, чтобы получить модель нашей Солнечной системы в масштабе один к миллиарду (!). Дети вычислили и отмерили нужные расстояния от Солнца, которое находилось в конце нашей улицы, до всех планет (включая Плутон, который недавно лишился статуса планеты). И они обнаружили, что в выбранном масштабе Плутон должен находиться более чем в пяти километрах. Дети ахнули в шоке от необъятности нашей Солнечной системы.
Математика не должна быть абстрактным предметом, место которой лишь в рабочих тетрадях. Это механизм критического мышления, который позволяет заботиться об окружающих с большей точностью. Если ученик осознает ценность математики, он, вероятно, будет соизмерять силу своей положительной или отрицательной реакции с той информацией, которую отражают числа. Образование без заботы – это просто еще одно ненужное приобретение. Математические навыки становятся пропуском в элитный клуб обладателей дипломов. Но то же самое можно спросить и о чтении, и об истории, и об изучении другого языка: почему это так важно? Усвоение информации само по себе не представляет такой ценности, как умение использовать ее для проявления заботы о себе и друг о друге – о каждом из нас.
Критическое мышление начинается с заботы.
Забота о качестве мышления
Качественное мышление предполагает заботу о совершенствовании механизма, с помощью которого мы мыслим. Удивительно, но ваши дети уже пользуются одним из самых мощных инструментов для улучшения мышления – играми. Имеются в виду любые игры – настольные, компьютерные, карточные. Бернарду Сьютсу принадлежит мое самое любимое определение игры: «Игра – это добровольная попытка преодолеть необязательные препятствия». В этом определении есть два ключевых слова, которые мне хотелось бы выделить: «добровольная» и «преодолеть». Игра – уникальное явление в жизни ваших детей, потому что они сами выбирают ее и сами себе создают мотивацию для преодоления связанных с ней необязательных трудностей. Это оптимальные условия для заботы о качестве мышления. Дети заботятся о том, чтобы играть по правилам, чтобы победить, чтобы совершенствовать свои умения. Игры развивают множество отличных навыков: гибкость ума, настойчивость, умение задавать вопросы, стремление к точности, воображение и создание нового, ясность и точность мышления. Кроме того, игра – это весело. Иногда мы забываем, насколько важно удовольствие для качественного мышления. Ум, задействованный для поисков удовольствия и осмысленного риска, не напряжен, но в то же время внимателен.
Игры бросают нам вызов, не создавая угрозы, что представляет собой оптимальные условия для обучения. Исследователи мозга Рената и Джеффри Кейн выделяют в качестве одного из ключевых факторов этого состояния расслабленной готовности так называемые «тематические точки притяжения». Это своего рода центры, «вокруг которых люди организуют свои мысли и идеи». Такими тематическими точками притяжения могут быть, к примеру, занятия спортом, увлечение комиксами или участие в конкурсах профессионального мастерства. Подобная деятельность дает детям ощущение личной значимости и цели в жизни. «Она обеспечивает индивидуальные рамки и фокус, вокруг которого могут формироваться модели поведения. Таким образом точки притяжения придают смысл предметам и явлениям, подобно тому, как устрица образует жемчужину вокруг песчинки». Этот персонифицированный смысл, который ребенок создает для себя в процессе игры, подпитывает его стремление решать все более сложные проблемы и задачи. Он учится «мыслить творчески, не испытывать дискомфорта в условиях неопределенности и отсроченного поощрения, что необходимо для подлинного расширения знаний».
Мой старший сын Ноа, теперь уже взрослый, страстно любит игры. У него их сотни. Он ведущий дизайнер компьютерных онлайн-игр с открытым исходным кодом. У него весь подвал забит самыми разными настольными, карточными и ролевыми играми. Каждый раз, осваивая новую игру, он намеренно проигрывает, а затем пробует все возможные варианты, чтобы обнаружить пределы и возможности игры. Исследовав все способы проигрыша, он становится очень сильным игроком. За свои тридцать с небольшим лет он сыграл в тысячи самых разных игр – компьютерных, настольных, карточных и ролевых.
Добравшись до новой игры, Ноа исследует все ее компоненты – фишки, карточки, кости, читает инструкцию, раскладывает игровое поле. Эта стадия изучения очень важна. Она позволяет сознанию настроиться на игру.
Далее он начинает экспериментировать: представляет себе воображаемого соперника, придумывает сценарий, просчитывает возможные варианты и при этом постоянно сверяется с инструкцией.
Потом он объясняет смысл игры другим игрокам. Это позволяет ему увязать в своей голове все, что он уже успел узнать об игре к этому моменту.
Независимо от того, насколько хорошо мы – новые игроки – усвоили правила, мы приступаем к игре. Он выступает в роли эксперта, а мы учимся, постоянно задавая вопросы:
• Что, если я пойду этой картой?
• А если она захочет меня остановить? Как она сможет это сделать?
• Я могу попросить то-то и то-то?
• Как быть, если у меня кончатся фишки?
• В какую сумму оценивается этот ход?
• Сколько с меня спишут, если я так поступлю?
Все мы изучаем игру, экспериментируем с различными ходами и объясняем друг другу, как это должно происходить и каким, по нашему мнению, будет результат. Задаются вопросы по поводу конкретных действий, предпринимаемых в контексте игры. Мы выявляем эффективные стратегии и те, которые с треском проваливаются (часто к радости игроков, которым удалось избежать краха!). Все стремятся к одной и той же цели – победе в игре. Бывают игры, в которых побеждает один игрок. В других побеждает команда. Сегодня в некоторых играх все игроки выступают против игры как таковой, и в данном случае выиграть могут все! Поскольку детям важно победить, навыки критического мышления формируются при этом без особых усилий.
Редко бывает, чтобы родителей беспокоила увлеченность детей настольными играми. Такие игры ассоциируются у них с радостными воспоминаниями из собственного детства. Все происходит на виду и под контролем старших. Если же речь идет о компьютерных играх, то здесь тревожные чувства хлещут через край. Даже если компьютерная игра развивает те же самые полезные навыки, что и настольная, уже сам факт того, что ребенок напрямую общается с машиной без надзора со стороны родителей, вызывает обеспокоенность. Справедливости ради надо сказать, что данные ученых на этот счет неоднозначны и порой тревожны. Однако недавние продолжительные исследования продемонстрировали оптимистичные результаты. Тщательный анализ полученных данных позволяет сделать следующие предварительные выводы:
«В дискуссиях относительно компьютерных игр центральное место занимают опасения, что игроки могут приобрести зависимость. Учитывая широкую популярность такого досуга, многие политики обеспокоены тем, что игры отнимают много времени и это негативно сказывается на здоровье. Наши результаты опровергают эту точку зрения. В двух больших выборках связь между временем игры и здоровьем была положительной. Таким образом, наше исследование не подтверждает необходимости введения регулирования для предотвращения игровой зависимости. Напротив, наши результаты говорят о том, что игра может оказывать положительное влияние на психическое состояние людей, а регулирование этой деятельности сводит на нет все преимущества».
Дополнительно проведенные исследования показывают, что, как ни парадоксально, именно дети, которые вообще не играют, имеют больше проблем с контролем над своими эмоциями и положением в среде сверстников. Было обнаружено, что «мальчики, не играющие в компьютерные игры, подвержены большему риску возникновения проблем», поскольку «игры положительно влияют на творческие, социальные и эмоциональные качества». Последние эксперименты демонстрируют такие же положительные результаты, даже если речь идет об играх с демонстрацией сцен насилия, таких как GTA, «Обитель зла», «Смертельная битва» или «Принц Персии». Несмотря на обеспокоенность по поводу негативного влияния синего света на глаза, перенапряжения мышц шеи от долгого сидения у экрана и порой агрессивного и непонятного онлайн-мира как такового (от рекламы на YouTube до мобильных приложений), игры сами по себе благотворно сказываются на детском умственном развитии, психическом здоровье, эмоциональном контроле и чувстве самостоятельности.
Дети, которые тратят на игры от семи до десяти часов в неделю, чувствуют себя менее одинокими и испытывают больше удовольствия. Им свойственны более глубокое внимание и здоровая концентрация. Это исследование подтверждает то, о чем Кейны говорили нам на протяжении десятилетий: «Положительный стресс помогает игрокам достичь состояния потока, поскольку игроков стимулируют игровые задачи и проблемы, позволяющие с большой вероятностью испытать успех». Польза от игр выходит далеко за рамки развлечений и поддержания эмоционального здоровья. Игры важны для детей. Прилагая усилия для достижения победы, они испытывают чувство собственной компетентности и самоуважения, привыкают не сдаваться, придумывают инновационные решения, оттачивают мыслительные навыки и учатся преодолевать препятствия.
Много лет назад мы всей семьей поехали в Италию. Чтобы найти дорогу к какому-то музею, мы с моим мужем Джоном развернули громоздкую карту. Сориентироваться по ней было нелегко. Видя наше замешательство, наши трое мальчиков заглянули Джону через плечо и заявили: «Нам сюда». Все трое указали в одном направлении и уверенно двинулись в путь. Мы с Джоном были ошеломлены и не совсем уверены, что они могут так быстро читать карту. Однако ребята безошибочно привели нас к нужному месту. Когда я позже спросила, откуда они так быстро узнали, в какую сторону идти, Джейкоб ответил за всех: «Мама, мы каждый день играем в компьютерные игры, где надо ориентироваться по картам. Это очень легко». Разумеется, игра – это не жизнь. Но она служит кодом к ней. Когда дети увлечены, они с большей вероятностью будут мыслить эффективно. Прочитав эту книгу, вам, конечно, стоит самим ознакомиться с результатами последних исследований относительно компьютерных игр. Они могут отличаться от того, что вы только что прочитали, поскольку ничто не стоит на месте. Проверке результатов исследований посвящена и оставшаяся часть этой главы.
Компьютерные игры критикуют, в частности, за то, что дети не могут от них оторваться. Но точно так же, как мы устанавливаем для своих детей режим питания или купания, можно установить для них режим пользования цифровыми гаджетами. В интервью, которое я брала у эксперта в этой области, прозвучала мысль, кажущаяся мне очень важной. Эш Брандин объясняет, что одна из причин, по которым детям так нравятся игры, заключается в том, что в этой сфере действуют строгие правила, которые не меняются. На них всегда можно положиться. Было бы странно использовать сегодня клавишу В на клавиатуре для совершения прыжка, а назавтра обнаружить, что она выполняет какую-то другую функцию. Правила создают прочные рамки как для получения удовольствия, так и для формирования навыков. Взрослые, регулируя игровую деятельность детей, также должны придерживаться этого принципа. Эш рассказала мне: «Дети, пока они еще маленькие, почти ничего не могут регулировать самостоятельно. Наша задача как взрослых состоит в том, чтобы помочь им в этом и наладить с ними здоровые взаимоотношения с применением самых разных стимулов». Вы можете обсуждать с ними границы допустимого как рамочные условия для улучшения жизни дома или в школе точно так же, как существуют правила, которые помогают им добиться успеха в играх SimCity или Animal Crossing. Главное – не рассматривать эти ограничения как какие-то карательные меры и не внедрять их под страхом наказания. Наслаждайтесь их играми, отмечайте удивительную активность мозга, которую они вызывают, а затем включайте в жизнь своих детей другие виды деятельности, которые являются такими же тематическими точками притяжения. Наградой вам станет их качественное мышление.
С какой стороны ни подойди, игры (любого вида) являются мощным средством формирования критического мышления, и на то есть несколько причин:
1. Правила игры внушают чувство уверенности. Участники знают, чего ожидать и как надо себя вести в рамках заданной системы. Они учатся уважать границы допустимого.
2. Каждое предпринятое действие меняет ход игры. Игры никогда не повторяются. В них постоянно возникают возможности для инноваций и творчества.
3. Стратегии могут в любой момент поменяться в зависимости от сильных и слабых сторон игрока. Каждый надеется, что ему удастся реализовать свои сильные стороны, и поэтому остается в игре.
4. Большинство игр требуют от участников хотя бы базовых математических навыков: сложения, сравнения, умножения, деления, – а также пространственного мышления, логики, умения оценивать шансы, управлять имеющимися ресурсами, вырабатывать стратегию и даже читать карту.
5. Игры развивают самостоятельность, так как каждый игрок несет ответственность за свои действия и сразу же может наблюдать их последствия – положительные или отрицательные. Исследования показывают, что ученикам нравится ощущение самостоятельности и контроля над ситуацией, когда они преодолевают игровые трудности.
Забота о достоверности
Современный мир предлагает детям огромное количество возможностей для учебы, игр, развлечений и получения информации. Но с той же скоростью, что и чудеса технологии, распространяются и такие ее оборотные стороны, как ложная статистика, пропаганда, предвзятость, алчность, теории заговора, расизм, женоненавистничество и другие виды использования технологии в корыстных или извращенных целях. Нашим детям предлагают вскочить на эту стремительно движущуюся беговую дорожку информации, чтобы мгновенно – в считанные секунды! – выносить суждения о фактах, мнениях, этике, личной безопасности и достоверности исследований. Наши подростки хотят знать, можно ли считать ту или иную социальную сеть надежным источником данных и как это определить. Или, хуже того, они даже не задаются подобными вопросами.
Одна мать написала мне, что ее дочь Ясмин решила попробовать курить электронные сигареты. Ясмин объяснила, что это безопасно, так как об этом рассказывали в одном видео, которое она посмотрела в социальных сетях. Расстроенная мать спрашивала у меня, как научить дочь проверять то, что она прочитала или увидела в телефоне. Хороший вопрос. Где можно получить точную информацию? Как оценить достоверность источника? За вопросами матери о степени доверия к источникам информации стоит забота о дочери. Если наши дети будут пассивными получателями информации, если они будут доверять ей только потому, что так утверждает какая-то знаменитость в соцсетях, то они могут сделать вывод, что это правда! И наоборот, они могут не доверять информации, поступающей от вас, потому что не хотят, чтобы это было правдой.
Сегодняшнее обилие дезинформации во многом объясняется отсутствием заботы о достоверности. Каково же противоядие? Надо научиться проверять информацию – как данные, так и их источники. Социолог Джоэл Бест, известный специалист в области статистического анализа, вскрывает суть этой проблемы. Он объясняет, что многие из нас подвержены магии чисел. Числа завораживают, и мы приходим к выводу, что эта статистика должна быть правдивой, ведь она содержит какие-то важные показатели. Слишком часто, в силу нашего школьного опыта, мы становимся легковерными, когда к любой истории добавляются цифры, потому что ссылки на измерения и количественные параметры обладают авторитетом. А уж если эти данные приводит или цитирует какой-то известный деятель, значит, это непреложный факт. Сторонники теории заговора постоянно используют числа для укрепления своего авторитета. Они приводят данные, опущенные, по их мнению, в официальных источниках сознательно или по ошибке. Как отличить правду от вымысла? Обучая своих детей проверять информацию, мы должны дать им пригодные для этого инструменты критического мышления! Давайте рассмотрим два важных шага, которые ученики могут предпринять для проверки достоверности любых данных, с которыми они сталкиваются.
Идентификация способов и критериев измерения
Статистика не всегда правдива. По словам Беста, в эру интернета «разоблачить ложную статистику труднее, чем убить вампира». Когда поражающие воображение статистические данные приводятся на ярких веб-сайтах и отображаются на четырехцветных графиках, мы склонны им верить. Бест объясняет, что в оценке статистики надо учитывать два требования. Во-первых, вы должны понимать, как измеряются данные. Во-вторых, нужно знать критерии, по которым они отбираются.
Например, в спорте часто используют скорость полета мяча как показатель преимущества одних атлетов над другими. У профессиональных теннисисток мяч при подаче регулярно развивает скорость около 108 миль в час (170 км/ч). Самая быстрая скорость полета мяча при подаче была зафиксирована у теннисиста Джона Изнера и составила 157,2 мили в час (252,99 км/ч). Не зная этих подробностей, я случайно указала в одной из своих публикаций, что первая ракетка мира Наоми Осака на Открытом чемпионате Австралии подала мяч со скоростью 193 мили в час (310,6 км/ч). На меня обрушились фанаты тенниса: «Такого не может быть!» Оказалось, что в статистике, которой я пользовалась, действительно был приведен этот показатель, но речь шла не о милях, а о километрах в час. Я просто невнимательно прочитала. Не определив, в каких единицах осуществлялось измерение, и не зная рекордных показателей скорости подач, я даже не усомнилась в достоверности своих высказываний. Таким образом, моя невнимательность стала причиной дезинформации. Такое случается. Правда, дотошные читатели, вооруженные правильными критериями, быстро разоблачили меня.
Приучите своих детей задавать два вопроса:
• Как измерялись данные?
• Какие показатели могут служить критерием?
Забота о надежности источника
Хотя статистика придает аргументам убедительности, прежде чем полагаться на нее, следует выяснить, кто является ее автором. Как оценить заявления, сделанные в СМИ, в учебнике или в интернете? Как узнать, является ли источник надежным? Те, кто заботится о качестве информации, всегда проверяют свои источники, особенно если сведения предназначены для передачи другим людям (в отличие от меня, распространившей неверную информацию о невероятной скорости, с которой Осака подает мячи!). Даже если об источнике известно, что он авторитетный, это еще не означает, что так будет всегда. И наоборот, если источник имеет репутацию ненадежного, это не значит, что среди распространяемой им информации никогда не бывает достоверных фактов.
Исследователи из Стэнфордского университета рекомендуют практичный метод для оценки надежности веб-сайтов. Они называют его «побочным чтением». Вместо того чтобы углубляться в содержание сайта, отдавая все свое внимание аргументам, которые приводит автор, начните со сбора информации о человеке или организации, которым принадлежит авторство. Побочное чтение означает открытие нескольких окон браузера для проверки, прежде чем сайт успеет убедить вас в своей благонадежности. Люди, которых исследователи из Стэнфорда считают эталоном в деле отсеивания фактов от дезинформации, – это специалисты по так называемому фактчекингу. Они используют практику, которая носит у них название «сверки с опорными фактами». Это напоминает мне «ориентацию на критерии» в статистике.
Свой подход ученые из Стэнфорда разъяснили в статье «Побочное чтение: читая меньше, узнавайте больше в ходе оценки цифровой информации»:
«Попав в незнакомый лес, опытные туристы хорошо понимают, насколько легко сбиться с пути. Только самые безрассудные из них отправляются в путь, доверяя лишь своим инстинктам. Остальные же с помощью компаса определяют азимут – измеряемый в градусах угол между направлением на север и желаемым пунктом назначения. Очевидно, что измерить азимуты в интернете невозможно так же точно, как на компасе. Однако принцип здесь один и тот же: оказавшись в незнакомой местности, надо сначала определить направление».
Сверка с опорными фактами
Чтобы получить четкое представление о том, кто и с какой целью интерпретирует научные исследования, необходимо сверять их результаты с опорными фактами, то есть с надежными и общепризнанными данными в той или иной области. В ходе исследования, проведенного исследовательской группой из Стэнфорда, обнаружилось, что даже талантливые и добивающиеся отличных результатов студенты охотнее клюют на эстетику сайта (например, на логотип, URL с расширением. org, перечень докторов наук), чем занимаются проверкой фактов. Студентам было трудно отличить сайт авторитетной медицинской организации, которая уже несколько десятилетий публикует проверенные научные статьи, от гораздо более нового сайта, который имитировал название официальной организации, прикрывался солидно выглядящим логотипом и приписывал себе мифические научные заслуги. Второй сайт предоставлял, казалось бы, достоверные данные, но при более глубоком рассмотрении было заметно, что все его содержание имело целью продвижение определенной политической повестки дня. Сходство между двумя сайтами было не случайным. С его помощью создатели намеревались прикрыться авторитетом уважаемой организации, чтобы ввести общественность в заблуждение.
В то же время специалисты по фактчекингу безошибочно определили в ходе эксперимента, какой из сайтов предоставляет достоверную информацию. Как они это сделали? Вместо того чтобы сравнивать внешний вид двух сайтов, а затем читать статьи, они провели «ориентировку на местности». Зайдя на проверяемый сайт, они сразу же постарались получить подтверждение изложенных там сведений и истории организации через другие авторитетные сайты. Именно этим ценна «Википедия» как источник краткой информации. Она позволяет любому человеку получить быстрый обзор известных сведений и предлагает в сносках дополнительные источники для проверки, хотя сама по себе не считается авторитетным источником в научных кругах. Специалисты по фактчекингу также проверили личности экспертов, перечисленных на обоих сайтах, наведя о них справки через Google и получив дополнительную информацию в других местах. В результате удалось довольно быстро определить, какой сайт заслуживает большего доверия.
Побочное чтение
У детей надо воспитывать привычку к побочному чтению. Каждый раз, когда они ссылаются на какую-то книгу или сайт, задавайте им вопросы:
book-ads2