Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 21 из 69 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Источник: Courtesy New Kingdom Research Foundation Простой символ представляет собой квадратную рамку с разрывом на одной из сторон. Он не входит в канонический набор иероглифов, но относится к хорошо изученным символам, которые использовали для обозначения домов или храмов. Значение не до конца ясно. Ромер интерпретирует их как символы определенных построек, в частности гробниц. Его версия выглядит разумной, хотя скептически настроенные специалисты не раз критиковали ее. Ромер также приводит данные о наличии в вади надписей с именами Херихора и царского писца Бутехамона[199], хижин и тропинок, по которым, вероятно, ходили строители гробницы, а также водосборных ям и соединяющих их каналов. Все это, по мнению исследователя, нужно расценивать как доказательство, что где-то в этом районе скрывается гробница Херихора[200]. Ромер упоминает, что нашел осколки камня, «похожие на те, что остались после строительства царских усыпальниц и до сих пор покрывают бо́льшую часть Долины Царей»[201]. Ученый не раз ссылается на то, что «именно в этом вади [Картер] нашел втулку от гранитного саркофага». Такая улика по-настоящему приблизила бы нас к гробнице, которую так долго ищут археологи. Но сам Картер писал лишь, что нашел «кусок кристаллического песчаника от саркофага»[202]. Неужели Ромер обнаружил что-то еще? Действительно, вполне вероятно, что он натолкнулся на материал, не замеченный Картером: в «Жизни древних» Ромер говорит о нескольких столах для подношений, «украшенных в характе́рном деревенском стиле», и демонстрирует копию росписи с поверхности одного из столов, сделанную со снятой им фотографии. Это позволяет предположить, что ученому удалось найти и сфотографировать другие объекты[203]. Ромер ссылается на папирус Амбраса, в котором рассказывается об осмотре «гробницы Великого Генерала», проведенном в шестом году периода wehem mesut[204]. Этот документ представляет собой опись ряда административных бумаг, а также кратко раскрывает их содержание. Среди перечисленных папирусов было несколько «дел о грабеже», некоторые даже удалось идентифицировать с обнаруженными в современности папирусами, которые посвящены расследованию разграблений царских захоронений. В папирусе Амбрас упоминается, что в одном из тех дел шла речь об «осмотре гробницы Генералиссимуса Варези I, сделанном [из-за] котельщика»[205]. И хотя ученым известно, что папирус Амбраса датируется шестым годом периода wehem mesut, остается непонятным, когда были созданы папирусы, о которых в нем говорится: другие источники свидетельствуют, что они были написаны еще до wehem mesut. Сам Ромер признает, что «нельзя с точностью сказать, кому принадлежала эта гробница — Херихору или его преемнику Пианху». Но если осмотр гробницы проводился до wehem mesut, то она не могла принадлежать ни тому, ни другому. Некоторые специалисты даже высказывали мнение, что под Генералиссимусом имеется в виду фараон, правивший гораздо раньше, — Рамзес II[206]. Исследовательская миссия Фонда по изучению Нового царства Несмотря на твердую уверенность в успехе, Ромеру так и не удалось найти гробницу Херихора. После того как он оставил попытки отыскать ее, археологические работы в отдаленных вади практически прекратились. Однако в 2013 году группа ученых под руководством профессора Джеффри Мартина и Пирса Литерланда, представляющих Фонд изучения Нового царства (ФИНЦ), получила в египетском министерстве по делам древностей разрешение на возобновление раскопок в том районе. Спустя очень недолгое время, уже в 2014 году, вышла объемная монография, рассказывающая о начале исследовательской деятельности. Этот отчет снабжен многочисленными иллюстрациями, в том числе там присутствуют оригинальная карта местности, сделанная Картером, спутниковые снимки, на которых более подробно отображены детали рельефа и окрестности важных археологических объектов, а также аннотированные цветные фотографии этих объектов. В целом задачей экспедиции было посещение районов, исследованных Картером, подтверждение или опровержение его выводов, а также уточнение карт, где это необходимо, с дополнением результатов, полученных британским ученым, новыми наблюдениями или материалами. К нашему повествованию прямое отношение имеют исследования Вади-эль-Гарби и анализ данных, использованных Джоном Ромером в его работе. Экспедиция ФИНЦ установила, что из семи вади больше всего наскальных надписей и рисунков расположено именно в Вади-эль-Гарби, и в дополнение к этому обнаружила еще 39 скоплений таких надписей, таким образом доведя общее число до 115[207]. Литерланд, еще ранее высказывавший сомнения в ромеровской интерпретации некоторых рисунков как символов гробниц[208], сейчас подтверждает, что наскальные рисунки и надписи были сделаны в течение двух отдельных временны́х промежутков: при XVIII династии и в начале XX — конце XXI династии. Второй отрезок времени ученый связывает с работами по эксгумации захоронений XVIII династии в этом районе. Иными словами, Литерланд согласен, что там есть ненайденные гробницы, но считает, что они принадлежат фараонам XVIII династии[209]. В состав экспедиции ФИНЦ входили геологи, и их наблюдения значительно продвинули дискуссию о возможности обнаружить гробницу Херихора в одном из вади. Они пришли к выводу, что большие груды каменных обломков, которые, по мнению Картера и Ромера, были результатом человеческой деятельности, на самом деле имели природное происхождение и были принесены потоками воды, сходящими с гор. Раскалываясь, эти камни принимают свою плоскую форму естественным образом, хотя выглядят так, словно их откалывали от больших глыб строители гробниц. По этой причине единственным надежным доказательством искусственного происхождения обломков стали бы следы резца, но на обломках их нет. В отчете ясно говорится, что Картер ошибся, приняв осколки за строительный мусор, оставшийся после возведения гробницы[210]. Если это утверждение верно, оно наносит серьезный удар по теории Ромера. И пускай отсутствие осколков искусственного происхождения не значит, что в вади нет гробниц, их наличие сильно повысило бы шансы на то, что гробницы там есть. Более того, по мнению Литерланда, Вади-эль-Гарби на самом деле не так уж богато археологическим материалом, как соседние долины, в которых подобные естественные скопления камней использовали для того, чтобы добраться до высоких площадок, а затем, запечатав гробницы, разрушали[211]. Литерланд пишет, что единственными уликами, указывающими на возможное существование неоткрытой гробницы в этом вади, остаются хижины строителей и втулка саркофага. Что касается первой улики, то исследования ФИНЦ ставят под сомнение предположение Ромера, что в этот район вели многочисленные тропы, по которым доставлялась вода и все необходимые материалы. Археологи обнаружили: хотя тропинки и соединяются с высокогорной дорогой в пустыне, пройти по ним крайне затруднительно, а те ямы на пустынном плато, которые можно было принять за резервуары для воды или колодцы, в действительности являются разработками кварцита или гипса. Ни предполагаемое «поселение», ни фрагмент саркофага нельзя с полной уверенностью датировать тем периодом, когда жил Херихор. И хижины, и осколок песчаника могут относиться к любому другому времени, скажем, к XVIII династии, когда, как известно, в этом районе велось строительство гробниц. Дальнейшая полевая работа археологов только подтверждает теорию Литерланда. Картер открыл пять «гробниц в виде ямы», которые находились на холме высотой несколько сот метров, за вади, имевшими по его классификации индексы от A до G[212]. Именно там он нашел алебастровый осколок канопы с надписью, содержавшей египетское слово «царь». Экспедиция ФИНЦ нашла эти гробницы, а рядом с ними — хижины строителей и три каменные плиты, обычно используемые для блокировки входа в усыпальницу. Вокруг гробниц были земляные отвалы, валялись глиняные черепки, осколки зеленого камня, вероятно оставшиеся от какого-то сосуда. Ученые проникли внутрь гробниц и обнаружили там шесть комнат, предположив при этом существование еще пяти помещений[213]. С тех пор как в свет вышел первый отчет, экспедиция работает над расчисткой шахт, ведущих в четыре гробницы на входе в вади Бария, идентифицированные как семейные захоронения. В них покоятся две жены и сын Аменхотепа III (отца Эхнатона), его сестра Тиаа и по меньшей мере тринадцать придворных дам. Столь волнующая новость, опубликованная в 2015 году, склоняет нас к мысли, что в этом районе могут быть найдены и другие гробницы XVIII династии, но не усыпальница Херихора. Научный мир с нетерпением ждет полного отчета о результатах исследования. Горы золота? Ромер убежден или, по крайней мере, хочет убедить нас не только в том, что гробница существует, но и в том, что она заполнена сокровищами. По его мнению, «Херихора, вероятно, похоронили в золотом гробу, как и Тутанхамона (за 250 лет до этого). В его гробнице должны быть канопы, гипсовые изделия, позолоченные статуи и троны, а вот колесницы там вряд ли найдутся». Стоит признать, что в определенной степени египтология развивается именно благодаря таким допущениям, а быть может, даже зависит от них. Но не следует забывать и о проблеме, которую поставили перед учеными несметные сокровища, найденные в гробнице Тутанхамона. Это единственное царское захоронение того времени, которое обнаружили в нетронутом виде (не разграбленным в древности). Именно поэтому мы не можем сказать, насколько типичным для Нового царства было хоронить фараона с таким количеством предметов погребального инвентаря. Можем ли мы допустить, что все фараоны удостаивались столь роскошных похорон? Или же смерти Тутанхамона сопутствовали какие-то необычные обстоятельства, из которых следовало, что его гробницу нужно обставить чрезвычайно богато? Если судить по материалу из других гробниц, артефакты из усыпальницы Тутанхамона нельзя признать уникальными по качеству, но как быть с количеством? На этот вопрос ответить невозможно. Стоит также задаться вопросом, были ли похороны других фараонов, верховных жрецов вообще и Херихора в частности обставлены таким же образом, как и погребение Тутанхамона? Вероятнее всего, ответ будет отрицательным. Херихор был у власти в то время, когда в ответ на участившиеся разграбления стали проводить перезахоронения, создавать общие гробницы, а из старых усыпальниц извлекать большое количество предметов, помещенных туда при первичном погребении. В «Письмах Поздних Рамессидов» приводится приказ Пианха: «Отыщите любую гробницу среди главных захоронений [то есть царских усыпальниц в Долине Царей и окрестностях Фив] и не распечатывайте ее, пока я не вернусь». Но Пианх не старался оградить эту гробницу от расхищения, напротив, он велел никому не входить внутрь, чтобы самому завладеть всеми ее сокровищами. Возможно, опередив мародеров, он планировал пустить это богатство на нужды государства или же финансировать с его помощью свою кампанию против Панехси, бывшего Царского сына Куша[214]. Сейчас общепризнано, что вся затея с перезахоронением, которым руководил Бутехамон, была в определенной степени вызвана желанием монетизировать часть сокровищ, хранившихся в гробницах. Власти официально разрешали вскрытие усыпальниц под предлогом их защиты от разграбления, но при этом рассчитывали с их помощью поддержать пошатнувшуюся экономику[215]. Таким образом, идея о том, что Херихор с помощью Бутехамона собрал большое количество сокровищ Нового царства и оборудовал для себя роскошную гробницу, идет вразрез с государственной политикой того времени, которая была направлена на защиту царских усыпальниц путем изъятия из них всего, что могло заинтересовать грабителей. Гораздо более вероятной выглядит версия, в которой высокопоставленный человек вроде Херихора даже если и был похоронен с максимальным для его времени размахом, то вместе с ним в гробницу отправились лишь несколько самых драгоценных вещей, количество которых было просто несравнимо с тысячами предметов, найденных в гробнице Тутанхамона. Это действительно было бы в духе традиций XXI династии. На такую мысль наводят еще первые захоронения в гробнице ТТ320. Ее изначально строили как обычную усыпальницу, предназначавшуюся для членов семей верховных жрецов XXI династии. При этом групповое захоронение фараонов Нового царства было устроено там уже позже. Об этом свидетельствует надпись на стене гробницы, справа от входа, которая, к сожалению, не сохранилась. Она гласила, что на пятый год правления (скорее всего, фараона Сиамона из XXI династии) там были похоронены племянница и жена верховного жреца Пинуджема II, а также Несхонс, дочь верховного жреца Смендеса (II). Вторая надпись относится к десятому году правления того же фараона и возвещает о погребении самого Пинуджема II[216]. Сегодня эту надпись можно увидеть в Доме-музее Говарда Картера в Луксоре. Гробы Пинуджема II и нескольких членов его семьи были найдены в самой дальней части гробницы, это позволяет предположить, что их похоронили там первыми — еще до того, как поместили в гробницу мумии фараонов Нового царства, которые были обнаружены у самого входа. Гробы, в которых лежали мумии Пинуджема II и Несхонс, были найдены рядом с более древними мумиями, в частности верховными жрецами Пинуджемом I и Масахартой, а также несколькими телами, погребенными уже после их смерти. Похоже, более древние останки перенесли в ТТ320 только после разграбления их личных усыпальниц. Рядом с мумиями Пинуджема и Несхонс были найдены папирусы, ушебти и ящики для них, а также канопы; однако рядом с другими мумиями не было почти ничего. Конечно, существует вероятность, что их погребальный инвентарь тайно вынесли братья Абд эр-Расул и он скоро обнаружится в каком-нибудь музее или в частной коллекции. Но не стоит исключать, что инвентарь изначально находился рядом с мумиями в их первоначальных захоронениях, а затем потерялся, пока тела переносили в ТТ320 к Пинуджему II и Несхонс[217]. Если предположение верно, мы можем составить некоторое представление о том, какие гробницы должны были строить для верховных жрецов, чьи захоронения пока не найдены. Могло ли быть так, что Херихора и других жрецов похоронили в простых, неизукрашенных усыпальницах, возможно даже рассчитанных на всю семью усопшего? Как выглядела такая гробница: мумия в гробу, сравнительно небольшой набор погребального инвентаря, включавший необходимые ушебти и ящики для них, сундук и канопы? Если ответ на эти вопросы положительный, то совсем неудивительно, что до сих пор не найдено ни одного предмета погребального инвентаря Херихора. Возможные следы Херихора Все вышесказанное верно, однако сохранилась одна чрезвычайно изящная вещь, которая запросто могла когда-то находиться в гробнице Херихора. В коллекции музея Рёмера и Пелицеуса в немецком Хильдесхайме есть прекрасный золотой браслет, с внешней стороны украшенный бирюзой (теперь частично обвалившейся) и изображением урея — кобры, символа фараонов. Надпись на внутренней стороне гласит: «Верховный жрец Амона, Царь Богов, Херихор, воистину»[218]. Это, безусловно, «наш» Херихор, а последнее слово в надписи, переведенное как «воистину», имеет другой эквивалент — «гласящий правду». Обычно этот эпитет использовался, чтобы обозначить, что человек умер: имелось в виду, что он был морально чист и, соответственно, отвечал всем требованиям, необходимым, чтобы пройти через высший суд и вступить в загробный мир. Неизбежно напрашивается вывод, что этот предмет был захоронен вместе с Херихором. А тот факт, что браслет всплыл на рынке произведений искусства в конце 1970-х, намекает, что гробница Херихора была вскрыта. Обнаружено еще несколько предметов, которые, по мнению большинства ученых, относятся к погребальному инвентарю Херихора, но информация об этих находках весьма разрознена[219]. Таким образом, перед нами по-прежнему стоит вопрос, где же он похоронен. Если гробница подверглась разграблению и не имела внутреннего декора, как ТТ320, то практически невозможно идентифицировать ее среди многочисленных неизукрашенных захоронений того периода. Учитывая, что мы не располагаем достаточными данными, чтобы утверждать, что Херихор был похоронен в одном из западных вади, более вероятным представляется предположение, что его гробница находится ближе к основной части некрополя. Профессор Анджей Нивински, чья работа на скалах за храмами в Дейр-эль-Бахри доказала, что усыпальница Аменхотепа I расположена где-то в том районе, утверждает, что он близок к обнаружению и гробницы Херихора. Как и Ромер, Нивински полагает, что отсутствие погребальных предметов Херихора (если не считать золотого браслета) говорит, что его гробница может быть по-прежнему нетронутой. Он особо подчеркивает тот факт, что до сих пор не найдено ни одной фигурки ушебти[220], следовательно, логично предположить, что Херихора хоронили вместе с огромным количеством таких статуэток. Поскольку ушебти делались из фаянса, они хорошо сохраняются до наших дней, чего не скажешь, например, о золотых изделиях, которые легко переплавить и использовать заново — это очень простой способ скрыть то, что было украдено, и им зачастую пользуются мародеры. Но современные расхитители гробниц знают, что они не выручат большой суммы от продажи фаянсовых ушебти, так что весьма удивительно, что ни одна из статуэток до сих пор не всплыла на рынке древностей. В районе, где Нивински ведет раскопки, были найдены семь наскальных надписей с именем Бутехамона. Исследователь считает, что их нанесли на камень сразу после запечатывания гробницы и что эта гробница должна была принадлежать одному из двух членов царской семьи, чьи усыпальницы до сих пор не идентифицированы — Херихору или его сыну Неферхересу. Однако, как и у Ромера, у Нивински нет прямых доказательств, что надписи с именем Бутехамона имеют отношение к запечатыванию гробницы, а не к ее осмотру. Браслет из золота и бирюзы с именем Херихора Источник: Image courtesy Margret Pirzer. Römer-Pelizaeus Museum, Hildesheim Будучи уверенным, что в районе раскопок, проводимых его командой, есть царская гробница, Нивински развил теорию об изначальной принадлежности ее Аменхотепу I, а затем о повторном использовании Херихором и (или) его сыном, а возможно, другими членами семьи. «Не стоит также исключать вероятности, что, прежде чем ее запечатали, гробница была переделана в надежно охраняемое групповое захоронение», — говорит археолог[221]. Такую возможность действительно исключать нельзя, но она не подкреплена никакими данными, кроме того, что ни один погребальный предмет Херихора не был найден и что в районе раскопок обнаружили надписи с именем Бутехамона. Вокруг этой теории пошли разные толки, которые, как мне кажется, отрицательно сказываются на ее правдоподобии. «В такой ситуации количество „спящих красавиц“ внутри может быть намного больше»[222]. Выводы Каковы шансы на то, что золото из гробниц Нового царства было просто использовано для погребения какого-то особенно жадного человека? В усыпальнице Тутанхамона найдено много золота, но мы должны помнить, что это могло быть исключением, а не правилом даже для царских захоронений Нового царства, времени наивысшего расцвета Египта. В следующей главе мы узнаем, что большое количество золота и других драгоценных материалов было найдено также в царских гробницах в Танисе. И совершенно очевидно, что часть этих материалов изначально хранилась в усыпальницах Долины Царей. Несмотря на то что Ромер и Нивински считают, что Херихор был похоронен в гробнице, буквально под завязку забитой золотом, он мог найти последний приют и в простой, недекорированной гробнице и (или) в ранее существовавшем захоронении. Количество погребальных предметов могло быть минимальным. Нельзя с полной уверенностью утверждать, что Херихора похоронили с той же роскошью, что и Тутанхамона. Действительно, подобное обращение было бы чрезмерным, учитывая, что в то время во избежание разграблений стремились уменьшать количество драгоценностей в гробницах. Для властей было очень важно уберечь тела усопших, которые не так уж и интересовали грабителей. И наконец, практически полное отсутствие погребальных предметов, напрямую связанных с Херихором, озадачивает ученых, как и отсутствие его тела среди мумий современников в групповых захоронениях фараонов. Безусловно, его гробницу еще предстоит найти, но в каком состоянии она предстанет перед археологами, пока остается загадкой. Глава 5. Царство разделилось Гробницы фараонов Третьего переходного периода Причина развала Нового царства заключалась в том, что фараоны XX династии допустили развитие соперничества между северным и южным центрами власти. На севере правила XXI династия — наследные цари Египта, а на юге власть была в руках жрецов фиванского храма Амона. Это привело к разделению страны на две части и началу периода, который египтологи называют Третьим переходным. Многие аспекты этого перехода до сих пор не до конца ясны. Как правление человека не из царской семьи в городе Амона повлияло на представление египтян об их царе? Как децентрализация власти отразилась на судопроизводстве, особенно если учесть, что фараон перестал быть абсолютным авторитетом на большей части территории Древнего Египта? Какой эффект она произвела на экономику при условии, что земельные ресурсы и торговые пути теперь контролировали две разные властные структуры? И, что важнее всего для нас, как повлияли эти события на погребальную традицию: каким стал канон захоронений фараонов XXI династии на севере и жрецов на юге? Особое положение фараона, безусловно, во многом определяло подготовку и церемонию погребения правителей Нового царства. Но теперь, когда статус фараона изменился, а захоронения в Долине Царей были невозможны по практическим соображениям, все должно было пойти по-другому. Как мы выяснили, в Фивах традиция погребения фараонов и других высокопоставленных египтян имела тенденцию к упрощению и большей безопасности гробниц. Однако на севере картина была иной, что подтверждают удивительные захоронения фараонов XXI и XXII династий, обнаруженные в 1930-х годах в дельте Нила. Найденные там гробницы таили в себе сокровища, способные затмить «удивительные вещи» из усыпальницы Тутанхамона. Вдохновленные этими находками, египтологи бросились на поиски гробниц XXIII династии (правда, не в том месте), ожидая, что они будут такими же роскошными. Другой заветной целью ученых были усыпальницы фараонов XXVI династии — последней линии наследных правителей, чьи захоронения до сих пор не найдены. Пьер Монте и царские гробницы Таниса В 1928 году французский археолог Пьер Монте приступил к раскопкам в местечке Сан-эль-Хагар, более известном как Танис и находящемся на северо-востоке дельты Нила. В этом районе Монте привлекла возможность найти новую информацию об отношениях египтян с их азиатскими соседями. Перед этим Монте работал в Библе, важном портовом городе финикиян, расположенном на территории современного Ливана. Ученый придерживался мнения, что на месте Таниса находился сначала Аварис — база ханаанских правителей из рода гиксосов времен Второго переходного периода, а затем и Пер-Рамзес — столица, построенная при Рамессидах XX династии в конце Нового царства[223]. Самыми заметными памятниками Таниса являются огромные, искусно выполненные скульптуры, расположенные в окрестностях храма Амона, на стенах которого имеется надпись с именем Рамзеса II. Именно этот факт и подтолкнул историков к предположению, что здесь находилась столица. Однако теперь мы знаем, что Пер-Рамзес располагался в 20 км к югу от Таниса, на месте современной деревни Кантир, но был заброшен, когда рукав Нила, на котором он стоял, стал заиливаться. Столицу решили перенести в Танис, потому что этот город стоял на берегу другого рукава, который был в прекрасном состоянии. Когда город построили, скульптуры из храма Рамзеса II перенесли на новое место, тем самым не только сохранив великолепный монумент и избавив преемников фараона от необходимости строить храм с нуля, но и запутав археологов, живших три тысячи лет спустя. Монте сфокусировался на останках великого храма Амона, северного двойника культового центра Амона в Карнаке. За десять лет ученому удалось значительно расширить информацию об истории храма со времен Рамзеса II до периода правления Птолемеев, а также обнаружить большое количество материала, напрямую свидетельствующего о связи этого места с азиатскими соседями Египта. Находки французского исследователя имели большое историческое значение и помогли нам лучше изучить Третий переходный период, хотя до определенного времени они были не слишком разнообразны. Однако все изменилось в один февральский день 1939 года. Монте работал в юго-восточном углу храма Амона, во внутреннем контуре, обследуя то, что назвал «симпатичной брусчаткой»[224]. Вынув из «брусчатки» очередной камень, выступавший сильнее других, Монте увидел под ним пряжку, покрытую перегородчатой эмалью, миниатюрный гробик и несколько ушебти с именем фараона Шешонка. Археологи из его команды нашли также необычную каменную кладку и, в духе того времени, простучали ее тростью. Судя по звуку, под камнями была пустота, и после короткого замешательства ученые разобрали кладку. Сразу стало ясно, что перед ними царская усыпальница. Монте писал: По моей просьбе вход расчистили от грунта и камней, после чего я спустился в квадратную камеру, стены которой покрывали иероглифы и изображения людей. За ней находилось еще одно помещение с большим саркофагом, занимавшим три четверти всего пространства… Все были просто потрясены. Я вызвал людей Хассанейна со всеми тележками, которые они смогли найти, чтобы мы могли расчистить этот удивительный монумент как можно скорее[225].
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!