Часть 19 из 69 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Современные исследования в Долине Царей и их перспективы
Выдающееся открытие Говарда Картера стало завершающим аккордом в поисках новых гробниц в Долине Царей. В следующие десятилетия в районах некрополя, ранее не охваченных раскопками, проводилось совсем мало археологических изысканий. Однако исследовательская работа продолжалась, и за последние годы было открыто несколько новых захоронений. Гробница Тутанхамона была шестьдесят вторым захоронением, найденным в Долине; теперь этот список пополнился усыпальницами с индексами KV63 и KV64.
В 2006 году в рамках проекта «Аменмес», который организовал Высший совет по древностям и возглавил профессор Отто Шаден, была обнаружена гробница KV63. Изначально проект был посвящен захоронению KV10 — усыпальнице Аменмеса, пятого фараона XIX династии. Шаден со своей группой планировал полностью расчистить ее, чтобы выяснить все детали истории. К моменту открытия KV63 ученые вели работу в этой местности уже много лет и как раз начали расчистку территории вокруг входа в усыпальницу Аменмеса, рассчитывая найти там хранилища погребального инвентаря. Неожиданно они наткнулись на несколько хижин древних строителей, стоявших на слое чистых, нетронутых осколков известняка[136]. Под этим слоем археологи обнаружили шахту глубиной 5 м, ведущую ко входу в простую камеру в форме латинской буквы L. Внутри находилось семь деревянных гробов. Четыре из них стояли бок о бок вдоль левой стены, один — у изножья, и еще один покоился поверх остальных, прямо на изголовьях. На стенах гробницы не было никаких рисунков, в гробах не было мумий — там, как и в двадцати канопах рядом, хранились различные материалы, используемые при бальзамировании. Стиль, в котором были выполнены гробы, указывал на то, что они относятся к концу периода XVIII династии. Сегодня ученые считают, что это был склад инвентаря, использовавшегося при погребении Тутанхамона[137].
Учитывая, что подобные предметы часто применялись заново, изымались из гробниц и перемещались в другие захоронения, можно задаться вопросом: откуда нам известно, что материал, изготовленный в конце XVIII династии, был помещен в хранилище в этот же временной отрезок? Мы знаем об этом почти наверняка благодаря прекрасной исследовательской работе, проведенной недавно английским ученым Стивеном Кроссом. Кросс замечательно разбирается в египтологии, но первой его специальностью была геология, данными из которой оперируют лишь немногие египтологи. Кросс внимательно изучил отчеты Айртона, Дэвиса, Картера и других ученых, проводивших раскопки в этом районе, после чего отправился на полевые работы в Долину, чтобы составить представление, как с начала освоения этой территории развивался ее естественный ландшафт в связи с вмешательством человека и под влиянием различных природных явлений. Он пришел к весьма примечательным выводам, имеющим прямое отношение к тому периоду, о котором говорится в этой главе[138]. Гробницы KV55, KV62 (гробница Тутанхамона) и KV63 были выдолблены в скальном массиве центральной части Долины и считаются самыми ранними известными захоронениями в этом районе. Эти усыпальницы расположены также на слиянии нескольких вади, берущих начало в горах. Давно известно, что Долину Царей время от времени накрывают разрушительные наводнения, образованные потоками дождевой воды, набирающими силу по пути с гор на западе и движущимися вниз, по направлению к долине Нила. Наводнения приносят с собой осколки известняка и прочий мусор. Иногда массы воды и мусора врываются в гробницы, неся с собой опустошение и хаос. Древние египтяне брали это в расчет и принимали меры, чтобы предотвратить затопление царских усыпальниц. Какими бы разрушительными ни были мусорные потоки, они могут оказаться весьма полезными для нас. После высыхания потоки оставляли отчетливый археологический слой в стратиграфии Долины — знак, понятный лишь геологам вроде Кросса и свидетельствующий о том, что в определенный момент в Долине произошло наводнение.
Общеизвестно, что гробницу Тутанхамона нашли в нетронутом виде, в то время как большинство гробниц в Долине чаще всего обнаруживают разграбленными. Некоторые даже оставались открытыми с древних времен, и ничто не мешало любому оказавшемуся в тех краях зайти внутрь, когда заблагорассудится. Кросс утверждает, что в Долине Царей произошло наводнение после того, как KV62 была запечатана, но до того, как на осколках, принесенных потоками воды, построили хижины. Возведение хижин от погребения Тутанхамона отделяет сравнительно недолгий временной промежуток: вероятно, они были построены там во времена Рамессидов. Между входом в гробницу и мусором, принесенным наводнением, также отсутствует слой наносного песка, появляющийся в этих краях очень быстро. Из этого следует, что вода пришла спустя недолгое время после того, как гробница была запечатана. Наводнение, о котором идет речь, оставило после себя в центральной части Долины почти метровый слой ила, полностью покрывший не только гробницу KV62, но и захоронения KV55 и KV63. После засыхания он зацементировал их, образовав сверху толстый, непроницаемый панцирь. Таким образом, эти гробницы не представлялось возможным не только найти, но и проникнуть внутрь. Вероятно, в этом кроется причина, почему мародеры не добрались до усыпальницы Тутанхамона и хранилища KV63. Следовательно, гробницу KV55 распечатали и запечатали обратно еще до наводнения, почти сразу после смерти Тутанхамона. Для нашего исследования особо примечателен тот факт, что эта часть Долины Царей, где возводились гробницы конца правления XVIII династии и которая, как выяснил Кросс, была полностью занесена илом, изучена далеко не до конца.
Еще два исследовательских проекта
За последние несколько лет в этом районе работали две археологические миссии, поставившие себе цель найти гробницы амарнского периода. Первый проект назывался «Гробницы амарнских царей» и проводился под руководством профессора Джеффри Мартина и доктора Николаса Ривза в период между 1998 и 2002 годом[139]. Они вели раскопки вокруг вади рядом с KV58 — простой гробницей, состоящей из единственной камеры без настенной росписи, в которой нашли золотую фольгу с именами Тутанхамона и Эйе[140]. В этом районе обнаружили древние граффити периода XX династии, в которых описывается обследование гробниц, но сами гробницы археологи не нашли. В ходе раскопок ученые исследовали хижины строителей, отмеченные, но не изученные Айртоном. Закончив его работу, археологи из проекта «Гробницы амарнских царей» выяснили важные сведения, касающиеся последовательности возведения хижин. Под самой нижней (то есть самой древней) постройкой были раскопаны артефакты XVIII династии. В рамках проекта провели сканирование подземных слоев и зафиксировали аномалию, позже оказавшуюся KV63.
Начиная с 2007 года археологическая миссия Высшего совета по древностям под руководством доктора Захи Хавасса проводила расчистку двух секторов Долины в центральной ее части и достигла скального основания. Первый сектор представляет собой вади, ведущее к KV8, гробнице фараона XIX династии Мернептаха. Там ученые нашли следы человеческой деятельности, в том числе останки недостроенной гробницы, но ничего более[141]. Вторая зона раскопок находится напротив домика для отдыха, который знаком каждому, побывавшему в Долине Царей. Археологи знали, что в этом районе Айртон обнаружил еще несколько хижин, но им не было известно наверняка, раскопал ли он территорию вокруг до коренной породы. В ходе работы выяснилось, что Айртон все же углубился ниже уровня пола хижин и дошел до скального массива, но так и не нашел никаких гробниц[142]. Проведенное тогда же сканирование показало, что под скальным основанием напротив захоронения KV62, вероятно, существует коридор[143]. По всей видимости, стремясь наконец закрыть вопрос, археологи завершили экспедицию заявлением: «В районе, где радары Н. Ривза и проекта „Гробницы амарнских царей“ зафиксировали аномалию, а также в местности, указанной в отчетах Л. Пинч-Брока и С. Кросса, гробниц не обнаружено»[144].
Надежда на будущие открытия
Тем не менее совершенно очевидно, что эта экспедиция не завершила свою работу. Ее последний отчет заканчивается списком ближайших целей проекта, где планируется продолжить раскопки к юго-западу от гробницы KV55, то есть в районе домика для отдыха, а также возобновить исследования в других девяти точках Долины Царей, часть из которых расположена в центральном районе Долины, опять-таки рядом с домиком для отдыха[145].
Многие исследователи полагают, что все еще существует возможность обнаружить одну или несколько гробниц. И пока Долина Царей не окажется полностью исследованной (а ведь именно к этому стремился Говард Картер, не прерви его работу открытие гробницы KV62), такая возможность будет будоражить воображение. До сих пор не проведены раскопки в трех районах восточной части и в одном районе западной оконечности Долины, где находятся гробницы фараонов, правивших сразу после амарнских царей, — Аменхотепа III и Эйе. (Изображение двенадцати бабуинов в усыпальнице последнего дало местное название этой части некрополя — «Долина Обезьян».) Пока эти области не будут изучены полностью, многие ученые будут верить, что существует надежда найти там гробницы самых известных людей древности, включая Нефертити.
Глава 4. Усыпальница Херихора
Гробница Тутанхамона покажется лавкой безделушек?
С падением XX династии, последней в Новом царстве, начался один из самых удивительных периодов в истории Древнего Египта. Еще при Рамзесе II, фараоне XIX династии, столицу перенесли из Мемфиса в северо-восточную часть Дельты, в новый город под названием Пер-Рамзес{13}. Отсюда была родом семья Рамзеса, но основной причиной, повлиявшей на перенос столицы, была близость этого города к границе с вассальными государствами в Леванте, на чью территорию также претендовал ближневосточный соперник Египта — Хеттское царство. В годы правления XX династии, когда могущество египетских фараонов стало уменьшаться, контроль центральной власти над южными территориями также ослаб. В результате укрепились позиции жрецов из карнакского храма в Фивах, игравших важную роль не только в религиозной сфере, но и в экономике, если учесть их контроль над ключевыми ресурсами: рабочей силой, сельскохозяйственными землями, строительными материалами и т. д. Все это наделяло служителей культа большой политической властью. При Рамзесе IX, правившем в конце XX династии, в храме был сделан барельеф, на котором верховный жрец Амона изображен в один рост с фараоном, что свидетельствует о беспрецедентном равенстве статуса[146].
В то время Фивы трясло от различных невзгод: набегов ливийцев, экономических спадов и, как следствие, волн забастовок и расхищений гробниц. При Рамзесе X ситуация не изменилась, а при Рамзесе XI, похоже, даже ухудшилась. Панехси был Царским сыном Куша (Нубии), то есть являлся наместником (представителем) фараона в южных областях Египта. Приблизительно на двенадцатый год своего наместничества он прибыл в Фивы, чтобы навести порядок, но экономическая ситуация была настолько тяжелая, что Панехси просто не нашел, чем кормить свою армию. Тогда он назначил себя Распорядителем житниц, что привело к конфликту с верховным жрецом Аменхотепом, который контролировал склады продовольствия. Дошло до того, что войска Панехси осадили храмовый комплекс Мединет-Абу, где находился верховный жрец, и тот был вынужден обратиться за помощью к фараону. Панехси повел свою армию на север, по пути разграбив город Хардай в Верхнем Египте, но его остановили войска фараона под началом генерала Пианха и в итоге оттеснили обратно в Нубию[147]. После победы регалии Панехси перешли к Пианху, в том числе звание Царского сына Куша и титул визиря — второго человека в стране после фараона. После смерти Аменхотепа Пианх получил еще и титул верховного жреца Амона. Таким образом, все ключевые должности в Верхнем Египте были сконцентрированы в руках одного человека.
«Успехи» Пианха ознаменовали собой новый исторический период, известный как wehem mesut, что означает «повторение рождений» — речевой оборот, обозначающий начало новой эры (некоторые египтологи даже называют его «ренессанс»)[148]. Этот период наступил ориентировочно на девятнадцатом году правления Рамзеса XI, так что события в Фивах датируются уже «первым годом периода wehem mesut». Все дальнейшие события исчисляются таким же образом, вне зависимости от того, какой фараон правил на севере.
Несмотря на то что Рамзес XI оставался на троне еще около семнадцати лет, утверждение wehem mesut на юге положило конец централизованной власти фараонов XX династии, чья северная столица теперь казалась невероятно далекой. В это время на первый план выдвинулась другая историческая фигура — чиновник из дельты Нила по имени Смендес. Он установил контроль над северной частью страны и играл там ту же роль, как Пианх на юге[149]. XX династия закончилась на Рамзесе XI, который скончался приблизительно в 1069 году до н. э. на двадцать первом году правления, и Египет оказался разделен между Смендесом, фараоном новой XXI династии, на севере и верховным жрецом Амона Пианхом на юге.
Херихор и жрецы, ставшие царями
Следующий правитель Верхнего Египта, восседавший на троне в Фивах, поднял свое могущество на уровень выше. Херихор добился известности при Рамзесе XI как военачальник, но постепенно удостаивался новых титулов, в частности верховного жреца Амона и визиря (эту должность обычно занимал один из высших придворных чиновников, в руках которого была сосредоточена судебная власть). Эти два звания давали ему контроль над всеми основными сферами жизни в Верхнем Египте: армией, религией, экономикой и судами. Жена Херихора, судя по всему, приходилась дочерью Рамзесу XI, что благоприятно сказывалось на его отношениях с царской семьей на севере. Важно учитывать, что, когда Херихору перешли полномочия Пианха[150], он пошел вразрез с традицией, присвоив некоторые внешние атрибуты царской власти, хотя в его жилах не текла кровь фараонов, а на севере правил настоящий царь. Имя Херихора и титул верховного жреца стали вписывать в картуш[151], что до этого было одной из важнейших и исключительных прерогатив фараона. В картуше записывались личное и коронационное имена царя — в Древнем Египте это было символом абсолютной власти и высочайшего общественного статуса. Заключив свое имя в картуш, Херихор хотел показать, что, хоть он и не фараон (он не мог им стать, даже породнившись с царской семьей через женитьбу, пока настоящий фараон был у власти), его титул верховного жреца Амона дает ему равное могущество. Его поступок создал прецедент и провел разделительную черту в истории Древнего Египта: по меньшей мере вплоть до XXVI династии появлялись фигуры, объявлявшие себя равными действующему фараону. После Херихора так же поступили два следующих верховных жреца, занимавших свои посты во время правления XXI династии — Хахепер Сетепенамун Пинуджем I и Менхеперра[152]. Это привело к резкой перемене в представлении древних египтян о мире, ведь до Херихора фараон был для них центром всего, единственным посредником между богами и человечеством. При этом Херихор продемонстрировал, что ему доступна такая же привилегированная связь с божественным: в храме Хонсу в Карнаке его изобразили в момент прямого общения с Амоном-Ра. Несложно догадаться, что подразумевалось под этим сюжетом. Херихор и его преемники на посту верховного жреца (а также, что не менее важно, на посту командующего войсками[153]) получили одинаковый статус с фараоном. В следующей главе мы рассмотрим, как повлияла эта тенденция, обозначавшая крах центральной власти, на процедуру царских захоронений в последующие периоды. А теперь обратим внимание на то, что происходило с важнейшими представителями фиванских правителей — управленцами нового типа, удерживавшими контроль над югом страны. Обстоятельства погребения самого первого из них, Херихора, по-прежнему покрыты завесой тайны.
Барельеф, на котором изображен Херихор, совершающий подношения Амону. Первый двор храма Хонсу в Карнаке
Источник: Chris Naunton
Долина Царей в конце Нового царства
Как мы уже выяснили, первым Долину Царей в качестве кладбища начал использовать Аменхотеп I. Она была местом захоронения фараонов вплоть до конца Нового царства, не считая амарнского периода. Самые роскошные и богато украшенные гробницы в Долине Царей принадлежат правителям XX династии. Однако чем ближе к концу династии, тем короче были сроки правления царей, что отразилось на качестве усыпальниц. Особенно роскошная гробница KV9 использовалась для погребения Рамзеса VI, несмотря на то что предназначалась для Рамзеса V. Но он правил всего четыре года, и его гробницу до сих пор не нашли. Рамзес VII также находился у власти недолго, семь лет, и его усыпальница намного меньше по размерам, чем у предшественников. Не найдено никаких следов гробницы Рамзеса VIII или даже его погребального инвентаря: этот фараон правил всего один год или около того. Надежды найти его захоронение практически нет, но к моменту смерти усыпальница представляла собой значительное сооружение и, скорее всего, не оставила после себя какой-либо след в Долине. Следующие фараоны, Рамзесы IX, X и XI, продолжили традицию захоронения своих бренных останков в Долине, но их гробницы (KV6, KV18 и KV4 соответственно) так и остались недостроенными; погребение в итоге было совершено только в усыпальнице Рамзеса IX. Останки Рамзеса X и Рамзеса XI не обнаружили до сих пор, даже в общих захоронениях, хотя там удалось найти мумию Рамзеса VIII. Так что пока неясно, были ли они вообще похоронены в Фивах.
В целом все говорит о том, что практика захоронения фараонов в Долине Царей стала нестабильной, и это, по всей видимости, связано с теми сложностями, с которыми столкнулись тогда жители Фив и, в частности, царская семья. На ситуацию оказывало влияние несколько факторов. Одним из них была постоянная угроза внешнего нападения. По приказу Рамзеса III, второго фараона XX династии, стены его поминального храма в Мединет-Абу были украшены большими фресками, изображавшими его победы над захватчиками, пришедшими с территории современной Ливии, племенами либу, мешвеш и сепеда. Фараон одержал верх в этих битвах на пятом и одиннадцатом годах своего правления. А на восьмом году он разбил войско «морских людей» — захватчиков, приходивших с моря и беспрестанно разорявших деревни на берегу Средиземного моря в дельте Нила. Однако этими победами не удалось ликвидировать угрозу, и во время царствования Рамзеса V жители селения Дейр-эль-Медина, где обитали в основном ремесленники, трудившиеся над постройкой и украшением гробниц в Долине Царей, были вынуждены прервать работы из-за опасности нападения[154], вероятнее всего со стороны ливийцев. Несколько десятилетий спустя, во время правления Рамзеса X, в «журнале работ в некрополе» появилась запись, гласившая, что большую часть времени рабочие вынуждены сидеть без дела из-за угрозы ливийских набегов[155].
Еще одним фактором, подрывавшим власть фараона, было укрепление позиций карнакского храма Амона в экономической жизни страны. Папирус Вильбура, находящийся сейчас в Бруклинском музее в Нью-Йорке, датирован четвертым годом правления царя, чье имя не называется, но, по предположениям ученых, это Рамзес V. Документ представляет собой нечто вроде отчета о переписи населения, землепользовании, фермерской деятельности и налогах. Там говорится, что бо́льшая часть земли принадлежала к тому моменту храму Амона, завладевшему значительной долей экономических ресурсов Древнего Египта. Эта тенденция привела к упрочению власти главы духовенства, верховного жреца Аменхотепа, которого при Рамзесе IX на фресках изображали равным царю. Фараон не мог, как прежде, управлять важнейшими ресурсами государства, включая рабочих и ремесленников, и на двадцать девятом году правления Рамзеса III это привело к первой в истории забастовке. Жители Дейр-эль-Медины отказались выходить на работу из-за срыва поставок продовольствия и устроили сидячий протест в поминальных храмах Тутмоса III, Рамзеса II и, возможно, Сети I[156]. Подобные случаи были также зафиксированы при Рамзесе X и Рамзесе XI. Децентрализация и ослабление власти фараона стали основной тенденцией того времени, что еще более негативно повлияло на экономическую власть царского дома.
И последним аспектом этой тенденции к потере фараоном контроля над страной в целом и Фивами в частности были участившиеся расхищения гробниц, достигшие наибольшего размаха при XX династии. В ответ правители Египта приняли решение прекратить захоронения в Долине Царей, положив конец традиции, длившейся много веков.
Волна разграблений
Изо всех дошедших до нас данных о Долине Царей больше всего информации сохранилось о конце ее существования, по крайней мере как царского кладбища. Благодаря разнообразным источникам, как археологическим, так и письменным, у нас есть возможность восстановить подробности осмотров гробниц, расхищений, расследований, судебных разбирательств, обвинений, наказаний, а также перезахоронения мумий всех знаменитых фараонов Нового царства в общей усыпальнице. Это один из самых захватывающих и подробно исследованных периодов в истории Древнего Египта.
Информация о расхищениях, которой мы обладаем, содержится в основном в нескольких папирусах[157]: отчетах о судебных разбирательствах, описаниях обследований гробниц, списках подозреваемых и т. п. Разграбления, упоминаемые в этих документах, похоже, произошли в течение двух промежутков времени: в период правления Рамзеса IX и Рамзеса XI, которые и стали последними годами использования Долины Царей в качестве кладбища. Осквернению и грабежам подвергались не только гробницы фараонов, но и захоронения членов их семей и высокопоставленных придворных по всему Фиванскому некрополю, а также поминальные храмы, построенные в честь усопших правителей. В действительности лишь три папируса описывают ограбления, произошедшие непосредственно в Долине, — в гробницах Сети II[158], Рамзеса II[159] и Рамзеса VI[160].
Данные, содержащиеся в папирусах, подтверждаются находками в самих гробницах. Во многих из них обнаружили свидетельства, что кто-то вламывался туда в древние времена: сдвинутые со своих мест предметы, инвентарь со следами починки, повторно запечатанные входы в усыпальницы[161]. Похоже, многие ограбления были совершены непредумышленно, например людьми, участвовавшими в их строительстве, или рабочими, рывшими гробницы по соседству и случайно попавшими в более старое захоронение[162].
Несмотря на то что грабители старались скрыть свои следы, очевидно, их нередко обнаруживали при плановых осмотрах (наиболее полное описание такого мероприятия сохранилось в папирусе Эббота), злоумышленников ловили и судили со всей суровостью, о чем говорят вынесенные приговоры: виновных сажали на кол. Но даже таких мер оказалось недостаточно, чтобы отвадить мародеров и защитить гробницы в Долине Царей. Однако в XIX веке были обнаружены два общих захоронения фараонов, по которым можно судить, что власти чувствовали необходимость радикальных мер, если так заботились о защите тел от осквернения. Мумии извлекли из гробниц и поместили в общие захоронения, которые было проще охранять, чем многочисленные личные усыпальницы. Об одной из этих общих гробниц, KV35, где обнаружили мумию Аменхотепа II, шла речь в главе 3. Вторая, ТТ320, была надежно укрыта в скалах на небольшом расстоянии к югу от Дейр-эль-Бахри.
До сих пор неизвестны все обстоятельства обнаружения гробницы ТТ320. Ученые узнали о ней в 1881 году, но вскрыта она была десятилетием раньше[163]: в течение нескольких лет двое местных жителей, братья Абд эр-Расул, типичные расхитители гробниц нового времени, выносили оттуда сокровища. Это любопытным образом перекликается с событиями, приведшими к постройке усыпальницы в древности.
В 1870-х годах специалисты из музея в каирском районе Булак, на базе которого был создан современный Египетский музей, заметили, что на рынке древностей стали появляться изделия очень тонкой работы, неким образом связанные с верховными жрецами Амона времен XXI династии. Огюст Мариэтт, руководитель Службы древностей, приобрел для музея два очень ценных папируса, а его преемнику Гастону Масперо в частных коллекциях попадались другие папирусы, ушебти, а также деревянные стелы того же периода. Масперо подозревал, что кто-то обнаружил значительное захоронение и это еще далеко не все важные объекты, оказавшиеся на рынке. Расследование привело к Мустафе Ага Аяту, работавшему консульским агентом на британское, российское и бельгийское правительства, а от него — к братьям Абд эр-Расул. В 1881 году, во время своей первой поездки по территории раскопок в качестве директора Службы древностей, Масперо допросил одного из них, Ахмеда, но не смог вытянуть никакой информации. Несмотря на давление со стороны Масперо и Дауда-паши, губернатора провинции Кена, Мустафа Ага Аят попытался прикрыть братьев, но в конце концов тайна была раскрыта. Власти объявили вознаграждение в 500 фунтов стерлингов за информацию о гробнице, и Мохаммед, старший из братьев, приехал в Кену и рассказал, где находится захоронение, чем заслужил награду и обеспечил себе неприкосновенность. Он признал, что они с братом осознавали всю важность своей находки: в гробнице были не две и не три мумии, а около сорока, и почти все их гробы имели форму человеческого тела, в районе лба украшенного «маленькой змейкой» — коброй-уреем, атрибутом только царских захоронений[164].
В тот момент Масперо не было в Египте, он проводил отпуск во Франции, но ситуация не требовала промедления. Первого июля заместитель Масперо Эмиль Бругш и египетский археолог Ахмед Камаль отправились в Луксор для расследования. По пути они остановились в Кене, где Дауд-паша сообщил им, что в доме братьев Абд эр-Расул провели обыск и нашли там множество предметов погребального инвентаря, которые братья вынесли совсем недавно[165].
Шестого июля Мохаммед привел ученых к захоронению. Вход в него, представлявший собой простую шахту, был спрятан за большим валуном, так называемой «печной трубой», типичной для фиванского кладбища. Братья позаботились, чтобы вход в гробницу оставался незаметным, и частично завалили его. Таким образом, им пришлось расчистить себе путь, прежде чем попасть внутрь.
Шахта уходила в глубь скалы на 14 м. Там Бругш и Камаль увидели коридор длиной приблизительно 10 м, который поворачивал вправо и продолжался в виде туннеля с грубо обработанными стенами. Он протянулся в северном направлении еще на 30 м. За ним исследователям пришлось спуститься по ступеням в необычный, наскоро сделанный колодец глубиной 5 м, где они увидели нишу, через которую смогли попасть в следующий тридцатиметровый коридор, приведший их, наконец, к погребальной камере[166].
В отчете содержатся сухие данные, и нам остается лишь представлять, что чувствовали Бругш и Камаль, пробираясь по лабиринту. Наверняка, покидая Каир, они понимали, что им предстоит найти нечто интересное, но вряд ли могли вообразить, какие сокровища таит в себе гробница. Она была под завязку забита гробами, которые Бругш и Камаль увидели почти сразу, как спустились в шахту, уже в первом коридоре[167]. Два часа ушло у Бругша на первичный осмотр гробницы. Вероятно, он достаточно быстро понял, что там находятся не только мумии нескольких верховных жрецов XXI династии и их семей, но и тела фараонов Нового царства. Осознание значимости находки и ценности материала, обнаруженного в гробнице, нахлынуло на Бругша, как цунами. Однако зацикливаться на этом он не мог:
Я быстро оценил ситуацию, мне хватило буквально одного взгляда. После чего я поспешил на свежий воздух, чтобы не потерять рассудок от захвативших меня эмоций и не утратить способность рассказать научному миру о нашем открытии[168].
Дорога к гробнице ТТ320
Источник: Chris Naunton
book-ads2