Часть 12 из 14 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Несомненно, все упражнения Хатха-Йоги, оказывая оздоровляющее и укрепляющее действие на тело, исключительно полезны и для глаз. И все же среди них мы особо отметим: очищающее дыхание йогов, полное дыхание йогов, Сукху-Пурвак, Уджайи, Капалабхати, Бхастрику, Сурьянамаскар, Випариту Корани, Сарвангасану, Матсиасану, Панасану, Дханурасану, Пашимоттанасану, Бхуджангасану, Вирабхадрасану, Уштрасану, Триконасану, Биллиасану, Антариксана-Гарудасану, Ширсасану, Уддияна Бандху и Наули.
§ 23. Красота глаз
Завершая наш трактат о глазах, скажем несколько слов о внешней стороне вопроса, то есть о красоте глаз. Их форма и цвет, как оказывается, не имеют решающего значения. Красота глаз определяется их выразительностью и живостью, их яркостью и блеском. «Глаза — зеркало души»,— сказал мудрец. И это воистину так. Чем богаче и шире духовный мир человека, чем чище его душа, тем сильнее невыразимый, яркий и спокойный свет, исходящий из его глаз, тем больше такие глаза останавливают на себе внимание и заставляют всех тянуться к этому человеку.
Нередко те люди, которые восхищают и поражают всех своим запоминающимся, исполненным внутренней силы, необыкновенно красивым лицом, обладают, как оказывается при более пристальном рассмотрении, лишь большими, выразительными и лучистыми глазами, тогда как само по себе лицо не отличается особой красотой и правильностью черт. И наоборот, чем бессодержательнее, беднее личность человека, тем тусклее, невыразительнее его глаза — отсюда и выражение «рыбий взгляд». Здесь уж никакая физическая красота не поможет.
Таким образом, на примере глаз мы еще раз можем убедиться, что причиной подлинной внешней красоты человека является его внутренняя, духовная красота[20].
§ 24. Вред косметики и моды
В свете только что сказанного выше всякий может по достоинству оценить дурную привычку, от веку укоренившуюся в самых широких массах народа и яростно имеющую место быть среди женщин,— мы имеем в виду подкрашивание глаз, вернее, того, что их окружает. Воистину нет такой глупости, которая бы рано или поздно не стала достоянием моды, а став им, не возвела бы себя в степень дурной привычки. Та простая истина, что мода приходит и уходит, а дурные привычки остаются, подтверждается печальной живучестью нелепого женского обычая подкрашивать глаза. Между тем само по себе подкрашивание глаз совершенно бесполезно, поскольку оно не достигает своей цели — придать красоту той женщине, у которой ее нет, а лишь подчеркивает ее безобразность, что происходит вследствие женской неумеренности в дурном. Эти красильные работы не только совершенно бесполезны, но и отменно вредны, поскольку разные вредные вещества, входящие, как правило, в состав красящих снадобий, нарушают нормальные функции кожи век, в результате чего на ней появляются преждевременные морщины, а попадая в глаза, что особенно часто происходит, если грим не смывают на ночь (бывает и такое!), вызывают раздражение их оболочки.
Всякая женщина, набравшись необходимой смелости и преисполнившись здравого смысла, должна раз и навсегда для себя решить: необходимо ли ей в самом деле подводить себе глаза? Ведь слишком часто это делается безо всякой действительной надобности и только как дань обычаю, ибо физические черты нередко оказываются несравненно привлекательнее всего того, что рисуется на их месте. По крайней мере, так это всегда выглядит в глазах человека с неиспорченным вкусом, и мы, йоги, в этом вопросе, как и во многих прочих, призываем к простоте и близости с Природой.
Если же все-таки необходимость подводить себе глаза у женщины существует, то пусть она делает это весьма умеренно, скупо, ограничиваясь немногими штрихами. После удаления грима перед отходом ко сну необходимо смазывать кожу век жирным кремом или растительным маслом.
Что же касается время от времени появляющейся моды напрочь выщипывать брови, а то и ресницы, то это извращение, как нам представляется, вообще не нуждается в каких-либо комментариях. Пусть просто каждая женщина спросит себя, каковы здесь были намерения Природы и стоит ли уродовать ее прекрасное произведение. Ответ не может не быть однозначным и твердым.
* * *
Своим заглавием «ГЛАЗА — ЗЕРКАЛО ДУШИ» мы желали указать на то, что понимаем зрение как процесс, в котором выражается Сущность Смотрящего. Пусть мысль о Сущности Зрителя сопровождает ученика в его размышлениях о зрении и работе над своими глазами.
МИР ВАМ!
Москва—Алабино
1975–1991 гг.
* * *
notes
Примечания
1
Кстати, о мнимой занятости. Не будем забывать, друзья, что жизнь человека «занятого» тем и глупа, что он целый день ничего путного не делает, а ему всегда некогда. Об этой породе людей в «Агни-Йоге» сказано: «Остерегайтесь не имеющих времени. Ложная занятость прежде всего указывает на неумение пользоваться сокровищем времени и пространства. Такие люди могут исполнять лишь первичные формы работы. Невозможно их привлечь к созиданию... Скажем о мелочных лентяях и скудоумах, заграждающих путь жизни: они заняты, как сосуд, наполненный перцем; у них всегда горечь от работы; они важны, как индюки, ибо пересчитывают количество смрада курения, они предоставляют место работы одурманиванию. Выдуманы сотни предлогов, заполняющих щели гнилой работы. Они не найдут часа для самого неотложного. В тупости своей они готовы стать дерзкими и отринуть Для них самое существенное». — Здесь и далее примеч. автора.
2
В дальнейшем вы не раз еще встретитесь с этим термином. Под рефракцией понимается степень преломления световых лучей в оптической системе глаза.
3
Аккомодация — приспособление глаза к видению на различных расстояниях.
4
Гиперметропию обычно, но неправильно называют дальнозоркостью, а миопию — близорукостью, хотя человек с такими нарушениями зрения не может видеть ни удаленные, ни, соответственно, близкие предметы с той же четкостью, как видит их человек со зрением здоровым.
5
Шрифт диамант — мельчайший размер используемого шрифта. Высота литеры в шрифте диамант составляет 1,5 мм для заглавной буквы и около 1 мм для строчной.
6
Ретиноскоп — инструмент, предназначенный для определения рефракции глаза. Выводы, сделанные на основе ретиноскопии, совершенно объективны и ни в коей мере не зависят от субъективных ощущений обследуемого.
7
Заратустра у Ницше говорит в одном месте так: «То, что каждый имеет теперь право учиться читать и писать, портит надолго не только письмо, но и мысль». О том, сколь пагубное влияние на зрение оказывают эти так называемые школы, мы еще скажем в дальнейшем.
book-ads2