Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 31 из 34 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
• Понимание того, что важно об этом знать. • Понимание способов подготовки себя к смерти. ОПЫТ БЛИЗОСТИ К СМЕРТИ Иногда умершие все же возвращаются в мир и рассказывают другим о своих ощущениях. Учитель рассказал мне историю о Латри Гьялва, реальном тибетце, который во время подобного опыта постигал, как формировать душу. Вот эта история. Латри Гьялва утратил все жизненные силы.вследствие неизлечимой болезни, поразившей его совершенно неожиданно. Находясь при смерти, в процессе перехода из этого мира в промежуточное состояние, он начал использовать то немногое, что смог вспомнить о формировании души. В течение многих дней он чувствовал себя цветком, который обдувает сильный ветер. Затем неожиданно появилась про-вожатая — лучезарная женщина, чей облик постоянно менялся от Джаммы до любящей матери и загадочной женщины, чье лицо он нс мог разглядеть. Во время их путешествия Латри встречался со многими людьми, которые рассказывали ему о природе рождения и смерти. Он научился уважать все живые существа, быть хорошим человеком, ценить духовную проницательность и духовных наставников, в каком бы виде и при каких бы обстоятельствах они ни появлялись. Спустя какое-то время, показавшееся ему бесконечным, он мимолетно пообщался с богами мертвых. Однако, к ужасу и изумлению тех, кто собрался у его смертного ложа, Латри вернулся в свое тело и рассказал о том, что узнал. Не у каждого человека в Тибете, испытавшего подобную близость смерти, такой опыт был оценен их учителями как реальный. Но если его, как в случае с Латри, вес же оценили, то таких людей называют «де-лок». Опыт, который эти люди запомнили или записали, очень похож на опыт обитателей западных стран, побывавших рядом со смертью. • Понимание стадий ощущения смерти. • Понимание того, что умирающим требуется помощь. Ниже мы расскажем о тибетской точке зрения на смерть и о ваших собственных ощущениях. Мы обсудим девять путей смерти и узнаем, как создавать счастье и умирать в мире, осознанно и с оптимизмом. ТИБЕТСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ НА СМЕРТЬ Жизнь проходит, поэтому мы должны научиться проживать ее правильно и разумно. Тибетские духовные практики всех традиций учат, что осознание смерти и размышления о ней важны для развития нашего сознания. Понимая опыт смерти, мы избавляемся от страха перед ней и можем начать трансформировать все другие бурные эмоциональные процессы, которые выйдут на поверхность во время умирания и смерти. Смерть и умирание — это два разных опыта. Умирание в состоянии покоя и ментальной ясности создает спокойствие и ясность для тех, кто скорбит о вас, и подсказывает нам, как лучше возродиться. Тибетцы рассматривают смерть как непрерывное расщепление разума и тела. Наш разум продолжает жить после того, как тело умирает, а затем вселяется в наиболее подходящее для него тело. » У всех нас бесконечное количество жизней, но мы очень слабо иди вообще не контролируем то, какими они могут быть. Научившись контролировать этот процесс, мы сможем стать более самоопределяющимися. Все мысли и действия, речи и поступки, записи и чаяния прошлых жизней оставляют следы в нашем разуме, как старые слои лака на ветхой мебели. Эти следы могут быть хорошими, плохими или нейтральными в зависимости от наших действий (карма означает действие). Счищая слой за слоем, мы можем приобрести знания о карме. Но помните, что хотя и важно знать кармическое наследие предыдущих жизней, гораздо важнее заботиться о своей карме в этой жизни, о чем я говорил в главе 3. ВАШИ ЧУВСТВА КАСАТЕЛЬНО СМЕРТИ Индивидуальное состояние вашего разума очень важно во время смерти. Оно влияет на то, каким образом вы справитесь с опытом умирания и каким образом возродитесь в новой форме существования. Размышляя о смерти, вы начнете относиться к своей жизни с большим благоговением, что принесет мир вашему разуму и более тесную связь с реальностью. Чтобы убедить себя, что смерть будет спокойной, мы должны стараться работать над собой при жизни. Серьезно подумайте о своей точке зрения на смерть. Вначале может показаться, что у вас вообще нет никаких мыслей или мнений на этот счет, однако в глубине души такие чувства непременно имеются. Они-то и помогут вам понять смерть. Эмоции, связанные со смертью, как ваши собственные, так и эмоции других людей, обычно включают страх, одиночество н злость. Еще довольно типично ощущение бессилия. Эти эмоции часто кажутся сокрушающими, но помните, что умирающие люди испытывают умиротворение, покорность, духовную радость, прощение и общее чувство освобождения от трудностей и боли. Злость — сильнейшая эмоция, вызывающая интенсивные страдания у умирающих людей, и это часто приводит к тому, что они возрождаются в менее желаемой жизни, чем заслуживают в действительности. Трансформация негативных состояний разума является тяжелейшей работой, с которой мы сталкиваемся, — легче завоевать другую страну, чем осознать негатив внутри себя. Подумайте также о том, что реальность, которую мы ощущаем, создана схемами, состоящими главным образом из случайных мыслей, противоречащих друг другу и создающих большое количество энергий, подлежащей высвобождению, которая придает форму и содержание нашим жизням. Эти случайные мысли могут быть любыми, от «Мне надо зайти в прачечную» или «Что я буду есть на обед?» до «В чем смысл жизни?». Процесс умирания и смерти вскрывает эту случайную реальность. Многих тревожит общая идея смерти, а наша культура, как правило, пытается игнорировать ее. На самом деле с того момента, как первое человеческое существо осознало, что смерть неизбежна, появились определенные основные причины того, почему мы боимся смерти. Вот они: • Эгоизм: мы считаем, что каждый из нас — это независимая, сама по себе существующая личность. Так как же эта личность просто перестанет существовать? Внезапно мы понимаем, что нет ничего вечного, включая и нас самих. Согласно тибетской точке зрения именно с этого момента начинаются все наши неприятности. • Недостаток доверия: смерть создает нам очень много неопределенностей. Мало кто знает, что происходит, когда мы умираем, что происходит после смерти или почему мы умираем. Поэтому мы не желаем верить людям, которые говорят, что все об этом знают. • Страх: мы часто боимся, что смерть будет болезненной. Идея смерти вызывает у нас чувство одиночества и тревоги за тех, кого мы оставляем. Все эти рассуждения выглядят правомерными. Вероятно, вы знаете людей, которые испытывали подобные ощущения, а может, и сами испытывали их. Но на самом деле они не присутствуют в нашем внутреннем сознании. Это страхи, которые мы впитали с детских лет от других людей. Умиротворение разума наступает от осознания того, что эти страхи — хотя и кажутся нам реальными, они всего лишь фантазия. Изучение природы смерти помогает узнать, что мы можем быть творцами собственной кончины, точно так, как и творцами собственной жизни. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ДЕВЯТИ ПУТЯХ СМЕРТИ Существует непосредственная взаимосвязь между нашими страхами перед жизнью и страхами перед смертью. Многие люди боятся жизни и ее неопределенностей, поскольку чувствуют, что жизнь гораздо сильнее их. Это происходит потому, что они не знают, как изменить свое внутреннее состояние. Большинство умирающих испытывают то же самое ментальное замешательство. Поэтому важно иметь простые структуры, напоминающие нам об основных истинах. Девять путей смерти могут помочь нам в этом. Думайте о них так часто, как сможете. Эти девять путей смерти общие и для буддизма, и для бон, они лишь слегка отличаются названиями в различных духовных традициях Тибета. Для обсуждения они разбиты на три группы. Нам всем предстоит умереть: 1. Каждый из нас понемногу умирает прямо сейчас. 2. Согласно тибетской мудрости время жизни становится короче на этой особой стадии цикла мирового времени из-за духовных стрессов или чрезмерного загрязнения. 3. Мы относимся к смерти так, как будто она происходит только с другими людьми. Ко многим людям смерть приходит без предупреждения: 4. Никто не знает, когда он умрет. 5. Наше физическое тело разрушается и не живет вечно, как бы мы ни ухаживали за ним. 6. Умирание — естественный процесс, и путей умирания столь же много, как и людей. Духовная практика помогает нам в момент смерти: 7. Духовная практика поможет нам умереть спокойно и обрести внутреннее счастье; не имеет значения, что это за практика и понимаем мы ее или нет. 8. Ничто из того, что мы имеем, что заработали или чего достигли, не может управлять процессом умирания; наше физическое тело не может нам помочь, его время закончилось. 9. Наши любимые не могут уйти вместе с нами или облегчить нам смерть. Они могут только помахать нам на прощание. Но точно так же и наши враги не могут нам навредить, вражды не будет. Как тело перестает функционировать перед самой смертью В тибетской медицине и духовных учениях много приемов, используемых для понимания процесса смерти и всех се признаков. Вы можете ознакомиться с ними, думая о том, как тело умирающего медленно перестает функционировать по мере приближения смерти. Представьте, как это выглядит и как ощущается; если вам приходилось проводить время у постели умирающего, вспомните об этом опыте. Соотнесите этот процесс со своей нынешней жизнью. Пребывание рядом с умирающим может быть полезным, поэтому подумайте о том, чтобы добровольно поработать в хосписе. Как помогать другим людям, которые близки к смерти Мы можем помочь другим, прежде всего помогая самим себе. Давайте рассмотрим следующие шаги, которые отражают все, что мы узнали из этой книги. • Старайтесь развить в себе восприятие смерти. Не бойтесь этого процесса. Когда вы больше узнаете о смерти, ваш страх утратит свою остроту. • Старайтесь вести как можно более праведную жизнь и быть как можно лучше. Особенно избегайте убийства, воровства, жадности, злости, похоти, агрессии, использования негативной сексуальной энергии и неуместных слов и выражений. Эти действия могут сделать смерть неприятной, поскольку вызывают немедленные побочные эффекты и ослабляют вашу жизненную энергию. • Найдите способ понимать свой разум через духовную, религиозную или душевную практику. Старайтесь развивать в себе любовь и сострадание ко всем живым существам. Подберите подходящую практику и прилагайте большие усилия для ее использования. Какой бы ни была эта практика, она поможет вам, если вы искренни. Духовная практика определяет истинную перспективу смерти как другой части цикла жизни. Учитель учил меня практике размышления, которая дала мне представление о моей жизни, смерти и о самом себе. Это упражнение называется «Пять преимуществ развития представления». Это мощное самоисцеляющее упражнение, создающее немедленные и долговременные преимущества во всех частях жизни. Оно активирует глубокое сострадание, которое со временем освобождает вас от собственных ментальных ограничений. • Сосредоточьтесь на своем духовном веровании и почувствуйте, как оно очищает вас, ваши речь, поступки, мысли, разум и тело. Затем почувствуйте, как оно благословляет мир вокруг вас. • Создайте в своем разуме мощные и позитивные ментальные убеждения, что негативизм не испортит вашу внутреннюю жизнь, что сострадание всегда внутри вас и что вы всегда стараетесь проявлять сострадание. • Обращайте внимание на то, как негативные эмоции воздействуют на вас и других людей. Думайте о том, как вы создаете их, как привлекаете к себе и каким образом они наносят вам ущерб. • Молитва никогда не должна отделяться от сострадания и доброты, которые присутствуют в вас. Молитесь о том, чтобы и другие люди могли обрести и обладать таким же состраданием и добротой. • Думайте о том, как и почему вы страдаете, о своих трудностях и еще о том, как использовать этот опыт для того, чтобы лучше узнать себя. Смерть — величайший учитель, если только мы знаем, как слушать то, чему она учит. Важно начинать учиться как можно раньше. Чтобы понять смерть и то, чему она учит, вы должны прежде всего взглянуть на свою жизнь. Сделайте это, разделив свою жизнь на три периода: • От рождения до 20 лет • От 21 года до 40 лет • Свыше 41 года Если вам меньше 20 лет, еще раз поделите свою жизнь на три периода: от рождения до 10 лет, от 10 лет до 15, от 15 лет до 20. Если вы относитесь к rpynrfe от 20 до 40 лет, еще раз разделите эту категорию на периоды от 20 до 30 лет и от 30 до 35 лет, или от 30 до 40 лет. Вам предстоит сделать запись, которая является сутью каждой возрастной группы. Запись должна касаться ваших чувств, а не того, чего вы достигли или сделали, это основная эмоциональная реальность для вас на каждой стадии вашей жизни. Вы можете определить суть вашей жизни с помощью нижеследующей медитации, которая продемонстрирует вам и природу вашего прошлого, и то, как прогрессировала ваша жизнь. Сядьте спокойно. Начните с текущего цикла. Сначала не сосредоточивайтесь на какой-то определенной вещи или аспекте, просто позвольте себе плыть по течению; медленно начнут возникать ключевые элементы. Будьте ласковы и спокойны по отношению к себе. Вы начнете определять основную тему. Делая это, направьте на нее дыхание и, когда ваше дыхание пройдет через нее, представьте себе, что вы извлекаете ее суть и очищаете от препятствий. На второй стадии направьте на нее столько доброты, сколько сможете. Затем она начнет проявлять себя. Повторите это на третьей стадии. Теперь вы можете размышлять над темами и получать от них знания. Отдохните на последней стадии, думая о том, что обнаружили, и о важности этого для вашей жизни.
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!