Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 9 из 26 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Характеризуя движения, мы говорим о скорости, направлении и позе движущегося. Если в какой-либо ситуации вы чувствуете себя неловко, ваши движения как правило будут быстрыми и порывистыми, поскольку вы стремитесь вырваться из этой ситуации. Часто мы быстро движемся тогда, когда считаем, что нам надоедают. Медленные тяжелые движения могут свидетельствовать о нерешительности и недостатке энергии. Если вы удовлетворены своим телом и чувствуете себя раскованно, ваши движения будут энергичными и плавными; вы не будете суетиться и дергаться, будете стремиться занять побольше пространства. Многие из нас обладают характерной походкой, в которой движение направляется определенной частью тела. В школе у нас была девушка, которая была необъяснимо популярна у мальчиков. Многие из нас безуспешно пытались понять, чем же она их привлекает. Годы спустя, думая об этой девушке, я вспомнила, что она всегда ходила так, словно ее движение направлялось тазом, и это придавало ей обольстительный вид и привлекало внимание к области бедер. У каждого из нас есть свой особый стиль движения. Одни люди двигаются по прямым линиям, как с точки зрения перемещения тела как целого, так и в отношении индивидуальных жестов. Другие предпочитают более извилистые пути, синусоидальные движения. Одни из нас всегда направляются строго вперед — и головой, и жестами. Другие предпочитают более размашистую жестикуляцию, которая делает их «объемнее». Для отдельных людей характерна тенденция в движении вытягиваться вверх, а их жестикуляция сосредоточена в верхней части тела. Если кто-то с вами не согласен или меняет свое отношение к тому, что вы говорите, он будет постоянно двигаться. Слушатель может слегка скорректировать свою позу, переместив вес с одной ягодицы на другую, или использовать защитный жест типа поглаживания подбородка. В любом случае, если только ваши собеседники не искушены в вопросах языка тела, вы сможете определить, как они реагируют на ваши слова. Не стоит даже напоминать, что ненужные движения — пустая трата энергии. Имеет смысл попытаться освоить «искусство неподвижности». Если вы умеете оставаться относительно спокойными, особенно при оказании на вас давления, то будете выглядеть сдержанно, и ваш вид будет «остужать» других. Просто попробуйте сидеть абсолютно неподвижно, сконцентрировав внимание на дыхании, и проанализируйте состояние тела, выявив напряженные области. Расслабьте их. Жесты Одни жесты, такие как поцелуи, рукопожатия, указания на что-то или кого-либо выполняются сознательно. Другие же, вроде потирания носа, постукивания ногой, почесывания за ухом, суть бессознательные действия. Мы ежедневно делаем сотни жестов, отражающих чувства и передающих сигналы другим людям. При толковании жестов важно рассматривать их в конкретном контексте. Здесь имеют значение поза человека, его положение, а также быстрота и энергичность жестов. Если вы откинулись на спинку стула и покачиваете рукой, сжатой в кулак, это не будет угрожающим жестом; другое дело, если вы будете сидеть на стуле прямо, наклонив корпус вперед. Помахивание пальцем в направлении кого-то в медленном, расслабленном темпе может означать, что вы заявляете «Говорил я тебе»; если же вы быстро и энергично грозите пальцем, это означает гораздо более серьезный выговор. Люди редко сохраняют полную неподвижность; обычно мы переходим от одного жеста к другому. Следует иметь это в виду при толковании жестов с фотографий, рисунков или кинокадров. При интерпретации языка телодвижений существует опасность перестараться. Увидев, как кто-то коснулся кончика носа, вы можете решить, что он не настолько искренен, как вам показалось вначале. А на самом деле у человека просто зачесалась левая ноздря. Некоторые люди, причем женщины чаще, чем мужчины, сопровождают речь частыми движениями головы. Создается впечатление, будто они ищут от окружающих одобрительной реакции. Если вы наблюдали за мужчиной — исполнителем женской роли, то могли заметить, что он преувеличенно кивает головой, чтобы выглядеть более женственным. Наблюдая за двумя беседующими женщинами, нередко можно видеть, как их головы совершают нечто вроде танца: вначале одна поворачивается в сторону, затем другая — туда же. Когда говорят люди, создающие впечатление целеустремленных, несгибаемых и волевых, они большей частью держат голову неподвижно, лишь поводя глазами, чтобы взглянуть на других. Эту манеру нередко можно заметить у выступающих по телевизору представителей полиции; от этого они кажутся более авторитетными и грозными. Если отказаться от излишних движений головой, то беглость речи возрастет, поскольку ваша энергия будет направлена только на нее. На старых кинохрониках видно, что такие признанные ораторы, как Мартин Лютер Кинг и Энох Пауэлл, были чрезвычайно скупы на движения головы. Если вы много двигаете головой, отчасти из желания получить одобрение окружающих, но в какой-то ситуации хотите выглядеть очень авторитетным, контролируйте движения головы. Чем сильнее в человеке ощущение необходимости защититься, тем энергичнее он будет прикрывать свое «подбрюшье»(нижнюю часть живота), то есть переднюю часть тела. Когда нас атакуют, наиболее уязвимыми оказываются мягкие, мышечные части тела, такие как грудь и гениталии, и мы инстинктивно стремимся защитить их. Если же ваше подбрюшье будет открыто атаке, вы окажетесь уязвимыми, но, приняв непринужденную позу, станете выглядеть более авторитетно. Прикройте подбрюшье, скрестив ноги или закинув ногу за ногу, наклоните голову, сцепите ладони перед собой, скрестите руки на груди, поднимите руки к лицу. Когда кошка чувствует себя в безопасности, она переворачивается на спину и доверчиво подставляет свое брюхо, чтобы вы почесали его. Люди не заходят так далеко, но и мы, выражая ощущение безопасности и доверия, оставляем подбрюшье неприкрытым. Хотя при появлении угрозы мы защищаем тело, но жесты, которыми при этом пользуемся, вовсе не обязательно воспринимаются окружающими как выражение опасности. Например, скрещенные руки в определенных ситуациях могут читаться как агрессивное сопротивление или отрицание того, что говорится. Этот жест часто используется людьми, отличающимися особой рассудительностью. Если вы что-то доказываете человеку, сидящему к вам лицом со скрещенными руками и лодыжками, и он меняет позу, опуская руки на колени и ровно ставя ноги на пол, это может означать, что он начинает проникаться вашими доводами. Чем менее оборонительным будет используемый вами язык телодвижений, тем более авторитетными, восприимчивыми и доступными вы будете казаться. Крупные политические деятели и некоторые члены королевской фамилии, особенно по официальным случаям, стоят и беседуют заложив руки за спину. Это поза влиятельного человека, а сложенные за спиной руки уменьшают риск проявления нервозной манерности. (Разумеется, в отличие от нас с вами, столь высокопоставленных лиц обычно сопровождают телохранители, готовые в случае необходимости броситься на защиту подбрюшья короля или политика). Временами мы пускаем в дело язык телодвижений для намеренной демонстрации подбрюшья в качестве выражения доверия. Если, войдя в помещение, вы видите кого-то, сидящего откинувшись на стуле, почти лежащего на нем, с закинутыми за голову руками, со сцепленными на затылке ладонями, его поза говорит примерно следующее: «Эй, что вам здесь нужно, что вы можете сделать для меня?» Есть и другие разновидности этой позы — откинувшись назад, забросив руки за спинку стула, или сидя в асимметричной позе, свободно свесив одну руку, а вторую положив на колени. Эта поза, отражающая высокий статус и более распространенная среди мужчин, имеет сексуальный подтекст благодаря выставленным на всеобщее обозрение ягодицам и тому, что можно бы назвать «инструментом». Женщина, принявшая такую позу, посылает сигналы, говорящие о ее сексуальной доступности. С другой стороны, женщину может напугать мужчина в такой позе, поскольку она видит в нем наблюдателя и оценщика. Но если соблюдать меру при демонстрации подбрюшья и «инструмента», эта поза станет менее угрожающей. Слушатели курсов часто спрашивают: «Я знаю, что сидеть со скрещенными ногами нехорошо, но мне в такой позе очень удобно. Это ничего?» По моему мнению, изучение языка телодвижений неразумно сводить лишь к показу «правильных» и «неправильных» поз, в нем основной упор должен приходиться на использование знаний для выражения позитивного имиджа и его эффективной настройки на окружающих. Мы же в большинстве своем применяем его инстинктивно. Скажем, вы направляетесь к двум коллегам с целью обсудить предстоящую общую работу над новым проектом. Войдя в комнату, вы видите, что оба ваших коллеги сидят со скрещенными ногами, наклонившись вперед, и готовы к действию. Вы садитесь, скрещиваете ноги и наклоняетесь на своем стуле вперед. Совещание проходит успешно. Если бы вы, войдя в комнату, откинулись на спинку стула, скрестив руки на груди, то встреча могла бы и не начаться столь успешно. Нас привлекают индивидуумы, похожие на нас, но не просто физическими чертами, а своей позой. Один из простейших способов стать похожим на другого человека — принять такую же позу. Чем точнее вы «отражаете» кого-то, тем больше взаимопонимание. Агенты некоторых торговых фирм используют этот прием сознательно, копируя язык телодвижений своих клиентов. Естественно, вы как клиент в любой момент можете принять самую причудливую позу и посмотреть, что получится… С помощью жестикуляции мы успокаиваем себя и снимаем напряжение. Обхватив себя руками, вы можете «обнять себя»; таким образом можно и согреться. Приняв такую позу, потрите предплечья, это помогает лучше успокоиться. Можно потирать и другие части тела: ноги, подбородок, шею. Делая так, повторяйте про себя: «Все идет действительно хорошо». Нередко мы в попытках унять напряжение прибегаем к приему, именуемому «вытесняющей деятельностью». Такие действия как притопывание ногой, выколачивание дроби пальцами, жевание резинки, накручивание пряди волос, обкусывание ногтей, никак не связаны с причиной напряжения, но они эффективно выполняют для него роль отдушины. К сожалению, подобные привычки по большей части раздражают окружающих, особенно если те и сами пребывают во взвинченном состоянии. Мы используем в качестве «вытесняющей деятельности» и звуки — хорошим примером этого служит нервный смешок. Когда люди прихорашиваются, отводят волосы назад, разглаживают юбку, подтягивают брюки, манипулируют манжетами рубашки, одергивают джемпер или стряхивают воображаемую пыль с одежды, тем самым они стараются успокоить себя, используя эти жесты как вытесняющую деятельность. Здесь я главным образом имею в виду действия, которое мы нередко совершаем перед тем, как войти в помещение с незнакомыми людьми, все те незначительные штрихи, которыми мы подправляем свой внешний вид. Нередко мы даже не осознаем, что делаем их. Очевидно, чем больше вы уверены в своей презентации, тем спокойнее и раскрепощенное будете себя чувствовать и тем меньше вам придется беспокоиться, даже подсознательно, о своей наружности. Пространство Сидя, вы уже частично защищаете свое подбрюшье, именно поэтому многие так не любят стоять перед группой, предпочитая сидеть. Но, с другой стороны, стоя вы смотритесь крупнее за счет того, что занимаете гораздо больше пространства, и если вы при этом чувствуете себя комфортно, то будете выглядеть заметно внушительнее, чем когда сидите. Стоя мы более решительны, поэтому если собрания в вашем офисе превратились в бесконечные мероприятия, предложите проводить их стоя. Язык телодвижений может сделать нас зрительно больше или меньше. Если я стою, уперев руки в бедра и широко расставив ноги, то за счет большего объема занимаемого пространства буду выглядеть гораздо крупнее, чем если бы я составила ноги носками внутрь и, опустив плечи, скрестила руки на груди. Энергично жестикулируя и то и дело меняя позы, вы будете выглядеть крупнее, чем вы есть в действительности. Это характерно для актеров. Видя их вне сцены, вы с удивлением обнаруживаете, что в жизни они не такие уж крупные люди. Вопрос использования пространства далеко не праздный. Каждый из нас располагает неким «пузырем» личного пространства, внутри которого можно перемещаться, причем радиус такого пузыря у разных людей неодинаков. Влиятельная особа смотрится в пространстве чрезвычайно комфортно и захватывает его довольно много за счет экспансивной жестикуляции. Человек менее значительный и места будет занимать меньше. Индивидуумы, осознающие свою «значимость» и занимающие много пространства, легко могут приобрести угрожающий вид, подойдя вплотную и тем самым вторгшись в пространство кого-нибудь не столь экспансивного. Здесь действует фактор «таких, как мы»; если вы не понимаете чьего-то способа использования личного пространства, резко отличающегося от вашего, может показаться, что он таит угрозу. Чувствуя себя уверенно, нужно уметь удобно стоять и сидеть, занимая значительное пространство и позволяя другим обозревать себя. Пританцовывая на месте или переминаясь с ноги на ногу, вы даете понять окружающим, что предпочли бы не быть втянутыми в эту конкретную ситуацию. Энергичность жестикуляции определяется уровнем культуры и особенностями личности индивидуума. Некоторые национальности славятся своей непомерной экспрессивностью и экспансивностью. С другой стороны, значительные различия в этом отношении могут наблюдаться в пределах одной нации и даже между отдельными классами. К примеру, на Британских островах жители южных регионов используют менее экспрессивный язык телодвижений, нежели северяне, валлийцы или ирландцы. Если вы организуете бизнес с представителями других национальностей, дело пойдет тем успешнее, чем лучше вы будете понимать особенности языка их телодвижений и способы использования личного пространства. Майкл Арджайл в книге «The Psychology of Interpersonal Behaviour» («Психология межличностного общения») описывает эксперимент с арабскими мужчинами, которые в ходе общения располагаются обычно гораздо ближе друг к другу, чем представители большинства других национальностей. Мужчинам-арабам были представлены две группы иностранцев, одна из которых была обучена принятому у них языку телодвижений. Как и следовало ожидать, представители этой группы гораздо больше пришлись арабам по душе. Поэтому ведя международный бизнес, полезно развивать в себе такие качества, как наблюдательность и адаптируемость. Наиболее красноречивыми бывают те жесты, которые противоречат тому, о чем говорят ваши лицо и голос. Если вы неискренни, то, скорее всего, ограничите использование языка телодвижений, иначе он может выдать вас. Если же человек говорит с удовольствием и вдобавок на свою любимую тему, его язык телодвижений нередко становится экспансивным и раскрепощенным. Некоторые жесты носят откровенно негативный характер. Если кто-то, обращаясь к вам, то и дело грозит пальцем, вы невольно почувствуете себя напроказившим школьником. Этот прием в ходу у многих политиков. Ниже приведен список позитивных и негативных сигналов, передаваемых с помощью языка телодвижений, жестов и поз. Проблеме языка тела посвящено немало исследований, в некоторых из них приводятся очень своеобразные толкования поз. Есть среди них и несколько несуразные, но забавные, они включены в список с комментарием «предлагаемые интерпретации», что отнюдь не означает моего согласия с ними. Позитивные сигналы • Сцепленные наподобие пирамидки руки помогают подавить проявления нервозной манерности. Положив руки со сцепленными ладонями перед собой на стол, вы этим как бы «отмечаете границу своей территории». (Предлагаемая интерпретация: уверенность и самообладание). • Оставляя свое подбрюшье незащищенным, вы кажетесь уверенными в себе и доступными. • Сохранение неподвижности в какой-то ситуации передает ощущение раскованности и удобства, особенно если есть возможность держать руки и ноги неподвижными и расслабленными. • Жесты, показывающие окружающим открытые ладони. (Предлагаемая интерпретация: ничего не скрываю). • Сидя асимметрично, вы даете понять, что уверенно распоряжаетесь занимаемым пространством. • Наклон корпуса вперед означает проявление интереса, но может и наводить на мысль, что вы всеми силами стараетесь достичь сопричастности в ущерб своему самообладанию, в итоге ваш статус может понизиться. • Удобное положение стоя на ненапряженных ногах, расслабленно опустив руки вдоль туловища. • Общаясь с кем-то, кто нам очень нравится или с кем мы хотели бы установить взаимопонимание, мы подаемся корпусом в его направлении и при этом нередко скрещиваем ноги. • Чем сильнее вы проникаетесь сочувствием к кому-либо, тем больше вероятность, что вы начнете инстинктивно подражать его языку телодвижений. Негативные сигналы • Проявления нервозности: человек обкусывает ногти, барабанит пальцами или постукивает ногой, теребит волосы, одергивает или поправляет одежду, приводит в порядок прическу, приглаживает брови, жует резинку, курит. • Игра с разными предметами и собственными вещами — карандашами, сумками, записными книжками, обручальными кольцами. (Предлагаемая интерпретация: потребность в каких-то действиях с целью снять напряжение). • Проявления аффектации, например когда человек, расхаживая или стоя, широким жестом выбрасывает руку в сторону, указывают на застенчивость. • Привлечение внимания к собственной сексуальности путем подчеркивания определенных частей тела. Нередко женщины непреднамеренно демонстрируют свою женственность, например когда стоят опершись на одну ногу, в результате бедра смещаются в сторону, притягивая взор наблюдателя. • Показывать на кого-то пальцем, повторять негативные жесты, размахивать кулаком или стучать им по столу — значит демонстрировать свою агрессивность и внутреннее напряжение. • Прикосновения к лицу ассоциируются с отрицательными эмоциями — виной, сомнениями в себе, раздражением. В частности: Прикосновения к шее и губам: сомнение, нежелание говорить или слушать то, что говорят другие. (И это может спровоцировать затруднительные положения). Когда человек потирает щеки (челюсти) или шею, он выражает этим жестом потребность расслабиться, поскольку напряжение чаще всего проявляется именно в этих местах. Прикосновение к носу: считается, что этот жест указывает на неискренность. Прикосновение к глазам: не нравится то, что перед глазами, или не хочется больше видеть этого (предлагаемая интерпретация). Человек закрывает ладонями лицо и глаза, испытывая сильное желание отгородиться от страха, печали, усталости. Прикосновение к ушам: вам не нравится то, что вы слышите (предлагаемая интерпретация). Прикосновение Временами люди дополняют язык телодвижений и жестикуляцию прикосновениями. Отношение к прикосновениям столь же индивидуально, как и восприятие личного пространства. Обычно привилегией коснуться первыми пользуются лица более влиятельные, располагающие более высоким статусом или взрослые по отношению к детям. Иногда прикосновение может быть неверно истолковано. Скажем, человек прикасается к другому в поисках сопричастности с ним, а тот рассматривает прикосновение как вторжение. Джейн устроилась на работу в новую компанию. В первый же день работы на новом месте ее шеф Тони приходит поинтересоваться, как идут дела. Она сообщает, что у нее все отлично, но лицо выражает озабоченность. Тони, будучи человеком «тактильным», ободряюще похлопывает ее пониже спины. Джейн воспринимает этот жест двояко; во-первых, она приходит к мысли, что Тони откровенно пытается утвердить свое право контроля над ней, напоминая, что он ее начальник, и, во-вторых, ее беспокоит, уж не принял ли он ее на работу лишь потому, что она ему нравится.
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!