Часть 16 из 26 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Некоторые из нас не доверяя себе не решаются просто держать паузу и стараются заполнять промежутки между словами всякими «м-м-м», «э-э-э», «понимаете», прочищая горло или цокая языком. При использовании коротких «м-м» или «э-э» речь приобретает оттенок нерешительности и сомнений. Если же они длиннее, высказывания звучат высокомерно и помпезно, словно мы заставляем собеседника находиться рядом, пока думаем вслух.
Применение слов-паразитов негативно сказывается на доверии к говорящему. Известно, например, что когда человек говорит неправду, он употребляет больше всяких «м-м» и «э-э». Если человек уверен в себе, ему нет необходимости заполнять паузы в речи этими звуками или фразами типа «понимаете», «я думаю». Ненужные звуки и фразы отвлекают от главного и создают барьеры в общении.
Научившись правильно пользоваться паузами в речи, вы значительно усовершенствуете свой имидж. Если люди будут видеть, что вы чувствуете себя комфортно, им тоже будет комфортно в беседе с вами. Умение держать паузу, ничем ее не заполняя — признак большой уверенности в себе, эквивалент умения просто сидеть и молчать. Люди видят, что вы делаете паузы для того, чтобы думать, и это придает вам дополнительный авторитет.
Упражнения на правильное использование пауз
Эти упражнения помогут, если вы:
• говорите быстро и невнятно;
• часто теряетесь в разговоре;
• часто используете звуки типа «м-м» или «э-э»;
• вас постоянно просят повторить сказанное.
1. Имеет смысл использовать упражнение «Я делаю паузу и дышу» из предыдущего раздела. Следить за темпом своей речи бывает достаточно трудно, поскольку вы к нему очень привыкли. Но если вы быстро ходите, едите и вообще все делаете быстро, почти наверняка вы и говорите слишком быстро. Чтобы научиться сознательно контролировать дыхание и паузы по ходу речи, используйте ситуации, когда читаете что-либо вслух детям или на собрании.
2. Высказываясь на какую-либо тему, попросите кого-нибудь из друзей или родственников, лучше всего человека, умеющего хорошо слушать, расставлять за вас паузы. Он должен говорить «пауза», а вы — выдерживать некоторую паузу. Пусть помощник делает это и в неожиданные моменты. Расстояние между паузами должно быть различным. Длина паузы должна зависеть от того, насколько быстро или медленно произносится слово «пауза». Паузы должны по возможности зависеть от содержания речи.
3. Делайте небольшие паузы перед тем, как высказываете какую-либо информацию. Например, «Меня зовут (мини-пауза) Джо Блокс». Люди склонны считать, что информация — это скучно, поэтому всегда стремятся поскорей с ней разделаться. Прежде чем представиться или назвать номер телефона, сделайте паузу, чтобы придать информации больше значения.
4. Чтобы избавиться от звуков-паразитов «м-м», «э-э» и т. д., попросите своего друга или родственника каждый раз, когда вы произносите этот звук, указывать на это с помощью физического (например, поднятым пальцем) либо звукового сигнала.
5. Используя магнитофон, прослушайте запись своего выступления на какую-либо скучную тему. Обратите внимание на все «м-м» и «э-э», затем повторите то же самое высказывание без этих звуков. 6. Последите за тем, как другие люди используют и заполняют паузы, и как это влияет на их имидж в целом.
Тон голоса
Подобно другим идеалам красоты, культуры и хорошего тона, то, что вы называете «приятным голосом», является лишь вашей достаточно субъективной оценкой. Не существует стандартной оценки того, что должен представлять из себя хороший, а что — плохой тон голоса. То, что один человек считает «богатым» голосом хорошо образованного человека, другой сочтет напыщенным и притворным. Некоторым людям нравятся «натренированные» голоса, другие же считают их искусственными.
Конечно, здесь многое зависит и от того, насколько хорошо они натренированы.
Даже слова, которые используются для характеристики голоса — «тонкий», «пронзительный», «глубокий» — для каждого человека означают свое. В этом разделе слово «тембр» используется в широком смысле — для характеристики качества звучания. «Ударение» характеризует степень выделенности того или иного слова в речи, оно отличается от тона, связанного с высотой звучания отдельных звуков. Этот раздел посвящен тем конкретным аспектам голоса, на основании которых люди принимают решение, нравится ли им тот или иной голос.
Ритм и ударение
Ритм речи зависит от произношения и того, как расставляются ударения, то есть от того, как выделяются отдельные слова и фразы. В английском языке ударение обычно ставят на существительные. Применение особых ритмических моделей способно существенно повлиять на то, как люди будут реагировать на вас, и, следовательно, на ваш имидж.
• Некоторые люди говорят в «пулеметном» ритме стаккато, «выстреливая» короткими фразами. Они кажутся грубыми, агрессивными и скрытными.
• ЛЮДИ, которые ПРИДАЮТ СВОЕЙ ПЕРСОНЕ СЛИШКОМ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ, часто СТАРАЮТСЯ ПОДЧЕРКИВАТЬ КАЖДУЮ СКАЗАННУЮ ими ФРАЗУ. Попытайтесь произнести это предложение, делая ударение на каждом выделенном заглавными буквами слове. Это прозвучит ужасно значительно, напыщенно, педантично и поучающе. Некоторые политики и общественные деятели говорят именно в такой манере.
Упражнения
1. Чтобы поток речи был более плавным и однородным, воспользуйтесь помощью своего же тела. Рука будет задавать ритм. Медленно и плавно перемещайте руку из стороны в сторону, используя ее как дирижерскую палочку. Рука должна быть в достаточной степени расслаблена и находиться достаточно близко от тела, чтобы вы не устали слишком быстро. Плавно и без напряжения перемещайте руку перед собой. Затем начните говорить в ритме, задаваемом движением руки. Выполнять это упражнение будет легче, если попросить кого-нибудь следить за движениями вашей руки и за тем, чтобы ритм речи соответствовал ритму движения руки. Некоторые люди выполняют подобные упражнения рукой под столом во время собраний, подобный прием можно использовать и в разговоре по телефону, если вам, конечно, никто не мешает.
2. Если вы слишком сильно подчеркиваете слова, люди скоро перестают вас слушать. «Поиграйте» с предложением, ставя ударение в нем на различные слова, и стремясь сделать число слов под ударением минимальным, сохраняя при этом смысл высказывания. Иногда бывает полезно воспользоваться магнитофоном.
Высота голоса и резонанс
Многим из нас больше нравятся низкие голоса, потому что наличие высокого голоса ассоциируется с напряженностью. Есть люди, которые все время говорят более низким, чем природный тембр, голосом в надежде производить сильное и властное впечатление. Однако при этом можно попросту охрипнуть, или же вас будет трудно расслышать в шумной обстановке, например, на вечеринках.
Голос человека держится на высоких нотах. Они вовсе не являются непривлекательными, и естественный легкий голос, использующий звуки разной высоты, в том числе и высокие, может быть очень приятным. Когда мы находимся в напряженном или паническом состоянии, мышцы гортани напрягаются, и это может вызывать неконтролируемое повышение тона голоса, делая его резким. Эта проблема относится в первую очередь к женщинам, поскольку их голосовые связки короче и, следовательно, тон голоса у них выше. Иногда это вызывает недопонимание. Женщина высказывает вполне рациональное утверждение, но из-за довольно высокого тона высказанная фраза звучит слишком эмоционально, создавая впечатление, что женщина потеряла контроль над собой.
Высота тона голоса зависит и от произношения. Например, в валлийском произношении используется традиционная мелодика, в стандартном английском — более узкий диапазон. Высоту звуков речи можно графически изображать в нотной нотации, как музыку, и доминирующая модель звучания будет влиять на впечатление, которое вы производите в беседе. Возьмем, например, такое простое выражение как «Не могли бы вы сделать мне одолжение?» Его можно произнести и с подъемом, и с падением на окончании фразы. В одном случае она прозвучит как вопрос, в другом будет чувствоваться уверенность, что услуга, о которой просят, будет оказана. Если часто использовать интонацию с подъемом, это будет восприниматься так, словно вы хотите услышать подтверждение или одобрение — в интонации будет недоставать решительности.
С другой стороны, если вы говорите преимущественно с падающей интонацией, ваша речь будет звучать слишком определенно, сухо и резко, оставляя мало возможностей для обсуждения. В определенных ситуациях подобная манера речи может вызывать у людей неприятие или отчуждение. По моему мнению, использование нами того или иного тона голоса или интонации очень сильно влияет на то, как нас воспринимают другие. Приведу два примера.
Энн, психолог по профессии, жаловалась, что у нее проблемы с пациентами, что ей не удается завоевать их доверие. Внешне она вполне привлекательна, у нее хорошие манеры, но когда она разговаривала с людьми, ее интонация была слишком категорична. Тон ее голоса не способствовал установлению доверия, хотя сами слова должны были этому способствовать. Ей пришлось научиться использовать более открытую интонацию, задавая вопросы клиентам.
Эндрю был добрым и располагающим к себе человеком, но у него постоянно возникали трудности в общении с людьми. С ним было трудно разговаривать, хотя он проявлял искренний интерес к собеседнику и мог многое рассказать о себе. Скоро стало ясно, что в разговоре он повышал тон голоса в конце предложений. теряя при этом энергию. У собеседника никогда не было ощущения, что Эндрю закончил фразу, и пришла его очередь говорить. В результате беседа затруднялась, собеседникам приходилось часто перебивать друг друга, и собеседник в конце концов чувствовал себя некомфортно. После нескольких недель тренировок Эндрю избавился от своей привычки.
Упражнения на выбор правильной высоты тона
Эти упражнения помогут, если вы:
• сталкиваетесь с проблемами контроля за высотой тона голоса;
• путаете высоту тона и громкость голоса;
• хотели бы расширить диапазон тембров своего голоса;
• используете доминирующую или ограничивающую интонационную модель.
1. Вероятность потерять контроль над тоном голоса будет меньше, если ваше горло будет расслабленным. Медленно покачивайте головой, чтобы расслабить переднюю часть шеи, и одновременно говорите. Это упражнение можно делать в одиночестве, в спокойной обстановке, когда вам никто не мешает, а затем повторять на работе или в тех ситуациях, когда есть риск потерять контроль над высотой голоса. Расслабьтесь, затем вздохните или зевните. Издайте гудящий звук и последите за тем, как звук образуется у вас на губах. Зевайте, произнося гласные звуки, горло при этом должно быть широко открыто. Вы можете испытывать странное ощущение, однако это упражнение помогает расслабить горло.
2. Упражнение направлено на развитие умения отделять высоту тона голоса от его громкости. Считайте от одного до десяти, сначала повышая тон голоса, затем увеличивая громкость. Следите за тем, чтобы две эти характеристики голоса были все время отделены друг от друга. Затем считайте до десяти, одновременно повышая тон голоса и понижая громкость, и наоборот. Можете изобрести сколько угодно вариаций этого упражнения, они помогут вам натренировать ухо и научиться регулировать высоту голоса и его громкость.
3. Пение хорошо помогает расширить диапазон высоты голоса и понять его музыкальность.
4. Полезно также и чтение вслух, при этом можно использовать жесты, например поднятую руку для обозначения начала нового абзаца, чтобы постоянно изменять мелодию. При разговоре изменяйте тон голоса при переходе к новому предмету. Поупражнявшись таким образом, вы сможете в полной мере оценить весь диапазон своего голоса.
5. С помощью магнитофона можно определить ограничения, налагаемые сложившейся у вас моделью управления высотой тона голоса (если таковые имеются). Снова воспользуйтесь своей рукой в качестве дирижерской палочки. Опускайте ее вниз при окончании предложения, если вам инстинктивно хочется поднять тон. Напротив, если вы слишком низко опускаете тон в конце предложения, необходимо поднимать руку вверх. Произносите одно и то же предложение по-разному, поднимая тон на разных словах.
Примечание:
При плохом качестве используемого магнитофона высокочастотные ноты могут звучать в записи преувеличенно.
Резонанс
На тон голоса влияет и резонансный баланс, то есть пространство тела, по которому движутся звуковые волны, особенно грудь, горло, нос, лицо и рот. Размер этих органов и то, до какой степени они используются при передаче звука, оказывает такое же влияние на качество произносимых звуков, как, например, размеры скрипки и виолончели — на тембр инструмента. Изменение резонансного баланса создает иллюзию изменения тона голоса.
Например, Маргарет Тэтчер во время выступлений часто использует резонанс в задней части горла, что делает ее голос более красивым и создает впечатление, что он ниже, чем на самом деле. Чтобы добиться такого изменения голоса, как у нее, необходимо много упражняться.
Часто качество голоса изменяется, когда вы простужаетесь. Когда нос заложен, звуки не могут проходить через него. Многие из тех, кто живет в городских районах, где уровень загрязнения высок, сталкиваются с противоположным явлением: слишком много звука выходит через нос, и голос звучит резко и с носовым оттенком.
book-ads2