Часть 12 из 28 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Сексуальная любовь
Сексуальной любви будет посвящена отдельная глава этой книги. Сейчас же важно отметить, что этот вид любви крайне важен для здорового брака. Он обеспечивает отношениям своего рода «очищение». Супругам следует поддерживать «необузданную страсть» друг к другу, без нее эта любовь умирает. И хотя окружающим может казаться, что все в порядке, вы будете знать и (если у вас хватит смелости быть честным) отдавать себе отчет в том, что ваш брак медленно, но верно умирает.
Преданная любовь
Бог хочет, чтобы мы преданно разглаживали любые морщинки на ткани наших брачных отношений. Он учит нас преданно делать все, что в наших силах, чтобы сохранить мир во взаимоотношениях.
Одно из слов Библии, переведенное на наш язык как «быть преданным» (paratithemi), в изначальном греческом тексте является составным словом, описывающим акт депонирования — вроде вложения денег в банк. Мы приносим деньги в банк и оставляем их на хранение, пока они нам зачем-нибудь не понадобятся. В контексте брачных отношений быть преданным — значит постоянно вкладывать в жизнь с супругом. Однако очень трудно делать это, если супруг, принимающий депозиты любви и заботы, отказывается отдавать что-либо взамен.
Представьте, что в течение некоторого времени вы раз за разом приходили в банк и делали вклады. Потом вам понадобились деньги, и вы снова пришли в банк, чтобы снять какую-то сумму. А банк сообщает вам, что он только принимает депозиты и никогда не позволяет клиентам снять деньги. Если бы вы заранее об этом знали, то не вложили бы в этот банк ни копейки! Теперь представьте, что в дополнение к нанесенному вам материальному ущербу банк еще и предлагает вам продолжить пользоваться его услугами в будущем. Не сомневаюсь, что вы смените банк.
Многие люди поступают точно так же. У них словно на лбу написано: «Только вклады. Никаких возвратов». Они с радостью принимают один эмоциональный вклад за другим, но, когда от них требуется возврат в виде «заботы» с их стороны, они не готовы вернуть хоть что-то. С таким супругом возникает естественное желание «сменить банк». Избавиться от такого партнера. Поискать в супруги кого-нибудь другого.
Границы человеческой любви
Заметим, что все эти виды человеческой любви (нежная любовь, дружеская любовь, сексуальная любовь и преданная любовь) вдохновляются тем человеком, которого мы любим. Когда мы смотрим на этого человека, что-то в нем пробуждает в нас любовь. Если он милый и симпатичный, в нас возникает нежная любовь. Если ему нравится то же, что и нам, — приходит дружеская любовь. Если ваш взгляд прикован к сексуальному и привлекательному человеку, возникает сексуальная любовь.
Проблемы начинаются, когда любимый человек меняется. Миловидность ребенка исчезает с наступлением подросткового возраста; привлекательность мужа уступает место пивному брюшку или старости; жена вдруг увлекается и начинает проводить много времени за занятием, которое муж находит ужасно скучным. В таких ситуациях человеческая любовь начинает хиреть. Естественная любовь — это что-то вроде договорного соглашения: ты ведешь себя определенным образом, выглядишь определенным образом, любишь определенные вещи и за это я люблю тебя. Но стоит тебе измениться, и не исключено, что никакой любви для тебя больше не найдется.
Человеческая любовь обусловленна.
Божественная любовь
Но есть высшая любовь. Важнейшее отличие высшей любви от естественной человеческой заключается в том, что она основана на завете, а не соглашении. Завет — это как последняя воля или завещание. Когда человек составляет завещание, он перечисляет то, что оставит любимым после смерти. Естественно, это делается не для того, чтобы получить что-то взамен. Человек покинет этот мир до вступления завещания в силу. Тут нет никаких условий.
После смерти завещателя начинается распределение наследства. У завещателя нет никаких гарантий, что наследники «примут» то, что он им завещал. И что за свою любовь он получит «возврат» в виде хороших воспоминаний и добрых слов. Даже если наследники выразят ненависть по отношению к своему благодетелю и отвергнут его дар, мертвый человек не сможет забрать свое имущество — он же уже мертв. Он передает все в их руки до того, как у него появится возможность получить заботу и благодарность за этот дар.
Это один из примеров любви, основанной на воле, и она помогает понять отношения Бога и людей. Забота Бога о нас, Его любовь к нам основаны на завете. Нам, представителям западного мира, трудно понять, что значит «завет», — мы так привыкли к соглашениям! Завет, в отличие от соглашения, не может быть нарушен. Когда человек умирает, он уже не в состоянии изменить свое завещание. Как только завет вступает в силу, он не может быть изменен. Завет — это не поровну. Для установления завета достаточно одной стороны, которая дает все 100%. Получатель по завету — только получатель. Ему достаточно только принять предложение, чтобы получить всю прибыль. Поймите: любовь к нам Бога основана на завете, а не на соглашении.
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного». Это произошло до того, как Бог мог получить хоть какие-нибудь гарантии, что Его дар примет хотя бы кто-нибудь. Он отдал все на Голгофе — все 100%. Помните ту ночь, когда Иисус был предан?
Он говорил о своей смерти. Он говорил, что Его ломимое Тело и пролитая Кровь откроют дверь в «новый завет». Это и была последняя воля Иисуса и Его завет. Это и было то, за что умер Иисус. Каждое проявление милости, которым удостоил Бог род человеческий, было основано на завете, вступившем в силу со смертью Иисуса Христа. Он направил на нас свою любовь, и этот поток никогда не иссякнет и не повернется вспять.
Вочеловеченная любовь
Когда Иисус говорил, что Бог обещает «сочетать» супругов в браке (Мат. 19:6), Он указывал на то, как глубоко Бог связан с душой человека. Это значит, что происходит переплетение Духа Божьего и человеческого сердца — своего рода вочеловечивание Божественного присутствия в сердце верующего. «Вочеловечивание» — это способ, которым Бог проявляет себя в мире через человека. Вот почему Павел говорил, что «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым»[14]. Если вы веруете в Иисуса Христа, то вас наполняет та самая любовь, что испытывает Бог к миру. Иисус молился Отцу со словами: «Любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Иоан. 17:26). Эти слова указывают, что любовь Бога находится внутри последователей Христа. Если мы хотим получить Божью помощь, чтобы «сочетаться» с супругом, самое главное — научиться направлять эту любовь на наш брак.
Мы с вами должны любить наших супругов любовью Бога — без всяких условий! Проявления нашей заботы и любви не должны зависеть от того, отвечает ли наш супруг на них так, как мы хотим, или нет. Иначе это любовь обусловленная — любовь «пятьдесят на пятьдесят». Любовь, к которой мы призваны, должна быть основана на завете — не на соглашении. Хотя беззаветная любовь и стремится получить ответ, она дается без гарантий получить его. Безусловно, это страшноватое предприятие, оно позволяет другому человеку использовать нас, но эта любовь — жертвенная.
Простая человеческая любовь на это не способна. Она отдает немножко, а потом ждет ответа. Если ответа нет, она перестает отдавать. Все формы человеческой любви, о которых мы говорили, — нежная любовь, дружеская любовь, сексуальная любовь и преданная любовь — просто ответ на внешние стимулы. Все эти формы любви зависят от предмета любви. Если мы находим представителя противоположного пола привлекательным, может возникнуть сексуальная любовь. Если мы видим человека невинного или доброго, может расцвести нежная любовь — от нас не требуется никакой жертвы, никакого усилия. Если у нас с кем-то общие предпочтения и антипатии, в качестве реакции возникает дружеская любовь. Это просто. Но все эти формы любви угасают, когда объект любви перестает быть тем, кого мы полюбили изначально. Любить человека, когда ничто в нем не пробуждает любовь, — дело жертвенное. Жертвенность есть суть любви по завету.
Чтобы возникла любовь по завету, необходима смерть. Иисус сделал это ради наших отношений с Богом. Угадайте, кто должен сделать это для наших отношений с другими людьми? Конечно, мы с вами. Завещание или завет не имеют силы до смерти. Если вы хотите построить отношения с Богом — отношения, основанные на завете, — вам необходимо умереть для себя, а точнее, убить в себе эгоизм. Апостол Павел сказал: «Я каждый день умираю» (1 Кор. 15:31), а ведь этот парень даже не был женат! Некоторым супругам придется умирать каждые пятнадцать минут, чтобы не дать шанса эгоизму.
Прежде чем проявить заботу о ком-либо, убедитесь, что убили в себе эгоизм — что вы не пытаетесь просто добиться ответной заботы. Это — удел любви по соглашению. Если вы «умерли», вам будет все равно, получите вы ответ или нет.
Но есть и хорошая новость: для того чтобы превратить обычный брак в брак по завету, достаточно одного человека. Не просите Бога изменить кого-то и заставить его обращаться с вами лучше. Просите Его помочь вам принять свою смерть, и тогда будет уже не важно, как с вами обращаются. Любовь Бога продолжает отдавать независимо от того, меняются ли люди и как они себя ведут. Такая Любовь отдает все — со всеми потрохами. Мертвый не может ничего взять с собой — он отдает все. Любить безусловно — значит любить так же, как любит Бог.
Если вы скажете: «Я так не могу!» — то будете правы. Полагаясь только на себя, мы можем оказаться не в состоянии «отдаться» любви с твердостью и решимостью. Но Бог обещал помочь нам, если мы разовьем в себе привычку смотреть на Него, а не на себя, чтобы быть в состоянии без всяких условий любить других.
Закон взаимности
Хотя высшая любовь основана не на соглашении и не требует ответа, она все же предвидит ответ, поскольку задействует Закон взаимности. Третий закон Ньютона гласит, что каждому действию всегда есть равное и противоположное противодействие. Это и есть Закон взаимности. Именно так работают, например, реактивные самолеты. Выброс горячего воздуха из двигателя назад создает равную силу, толкающую самолет вперед.
Иисус показал, как этот закон действует в человеческих отношениях: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам» (Лук. 6:36-38).
Другими словами, «если вы улыбнулись кому-то, он, скорее всего, улыбнется в ответ. Если вы ударили кого-то, следует ожидать, что он ударит вас в ответ. Если вы проявили заботу о ком-то, можете быть уверены, что и он позаботится о вас. Если вы всех критикуете, ждите критики и от других»[15].
Если верно, что каждое действие вызывает равное противодействие, то очевидно, что, давая первым, вы получаете преимущество. Ваш поступок становится действием, требующим равного ответа, направленного в вашу сторону. Законом взаимности активно пользуются фермеры. У них есть выбор: можно первым отдать что-то своему полю и предсказать его ответ по тому, что было посеяно, а можно просто сидеть и ждать, что принесет поле само по себе.
Если вы пассивны в отношениях с другими людьми, вы будете оказывать равное противодействие действиям других. Вы подружитесь только с теми, кто первым подружится с вами. Вы будете милы только с теми, кто первым проявит доброту к вам. Вы не сможете выбирать друзей, поскольку будете способны подружиться лишь с теми, кто первым подойдет и предложит дружбу. Если вы только отвечаете на отношение к вам других людей, вы оказываетесь подвержены их действиям и переменам их настроений.
Мой младший брат Эд рассказывал, как он завоевал свою будущую жену Гейл. «Сначала ей не были нужны ни я, ни отношения со мной. Заинтересованной стороной был я. Я не стал ждать, пока она обратит на меня внимание или станет милой в обращении со мной. Я первым стал относиться к ней с заботой, открытостью, честностью и вообще — со старым добрым обожанием. Сначала она вроде как сопротивлялась, но я не сдавался. Я этого просто не замечал. Я не навязывался, я просто продолжал относиться к ней так, как ей нравилось, пока не покорил ее».
Если люди не принимают нашу заботу, у нас появляется чувство отвергнутости и естественное желание отступить. Но если вы проявите настойчивость и просто не будете реагировать на отсутствие ответа или даже на негативный ответ, то в конце концов ваша забота найдет положительный отклик.
Самоотдача ставит вас в позицию действующей стороны в паре «действие—противодействие» Закона взаимности. Однако это проще сказать, чем сделать, особенно если ваши отношения уже стали грубыми и недоброжелательными. Некоторым людям так замечательно удается быть подонками, что ужасно сложно заставить себя не реагировать отрицательно. Такие люди остаются верны своей привычке к подозрительности, критике, злобе, сопротивлению и нытью. Если вы оказались в браке с таким человеком, вы чувствуете настойчивое желание отвечать ему той же гадостью, что он преподносит вам.
Иногда мы слишком слабы, чтобы устоять в потоке негативизма. Проблема в том, что доброта, нежность, забота, прощение и отсутствие эгоизма — это черты, которые в каждом из нас находятся на разной стадии развития. Для многих они еще не стали стилем жизни. Многие еще только- только вышли из детского сада доброты, а уже встречаются с докторами наук по мерзости. Соответственно, эти растущие люди смело встречают первые атаки, но довольно быстро падают под напором негативизма. Тогда они возвращаются к тем защитным действиям и отношениям, какими была пропитана вся их жизнь. Печально, что многим эти проявления доброты, так скоро сменяющиеся старым добрым эгоизмом и злобой, кажутся ханжеским притворством.
Но несмотря на то, что мы не идеальны, мы можем «победить зло добром». В схватке со злыми людьми мы вовсе не обязательно проиграем. Зло их ужасных взглядов и действий в конце концов будет побеждено, если мы продолжим возвращаться к высшей любви, заложенной в наши сердца Богом.
Чтобы не переместиться на неправильный полюс в цикле «действие—противодействие», требуется терпение. На ваши добрые действия злой человек ответит злом. На ваш отказ реагировать на злые действия злой человек ответит отказом реагировать на ваши добрые действия. А хуже всего то, что ваша доброта вполне может пробудить в злом человеке желание быть еще более злым — это битва за контроль. Вопрос — что победит? Добро, источаемое вами, или зло, источаемое ими? Добро побеждает всегда, если проявляется постоянно в течение долгого времени. Насколько долгого? По большей части это зависит от того, насколько ожесточился человек, которого вы любите. Некоторые люди заходят довольно далеко, и требуется немало времени, чтобы они переменились.
Анатомия высшей любви
Давайте посмотрим повнимательнее на характеристики высшей любви. Как нам узнать ее? Как она выглядит и как действует?
Высшая любовь — это больше, чем нежная любовь или дружеская любовь, это больше, чем сексуальная любовь или преданная любовь. Греки называли высшую любовь словом «агапе». В целом, это любовь, в которой высшее возносит за собой низшее, это активная любовь, превозносящая другого. «Агапе» — греческое слово, обозначающее любовь Бога по завету. Это неэгоистичная, отдающая любовь, которая зависит не от объекта любви, а от того, кто любит. Это инициирующая любовь, а не любовь в ответ.
Смысл агапе яснее всего описан в знаменитой «любовной» тринадцатой главе из Первого послания к Коринфянам:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла; не радуется неправде, а радуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь (Бога в нас) никогда не перестает (и не ослабевает), хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (13:4-8).
Давайте присмотримся получше к этому описанию любви:
«Любовь долготерпит...»
Долготерпеть означает не менять отношения к другому, даже если обстоятельства вынуждают вас. Это значит — оставаться преданным другому, даже если из-за этого вы будете страдать. Это значит — оставаться стойким и верным.
Быть терпеливым с кем-то — значит спокойно и не жалуясь переносить все боли и испытания, которые этот кто-то приносит вам. А это не так-то просто! Это значит, что нужно проявлять терпение, даже когда вас провоцируют, даже когда вы в стрессе. Это значит — не реагировать резко и импульсивно на то, что делают и не делают другие; быть непоколебимым, несмотря на все возражения, трудности и невзгоды; иметь силы и желание переносить невнимание, грубость и непостоянство другого. Любовь агапе способна на все это. Без лишних слов понятно, как такая любовь может помочь людям остаться вместе.
«Любовь милосердствует...»
Всем нравится милосердие, и все мы тянемся к милосердным людям. Быть милосердным к другим означает относиться к ним нежно и с любовью. Это значит уметь сочувствовать и желать помогать и заботиться (заботиться — значит делать что-то на благо другим). Быть милосердным — значит быть снисходительным и добрым — то есть приносить окружающим радость или утешение. Такое милосердие вложил в нас Бог.
«Любовь не завидует...»
Когда вы завидуете, вы болезненно или с раздражением осознаете преимущества, выпавшие на долю другому человеку, и хотите сами получить такие же преимущества. Высшая любовь не завидует тому, что есть у другого.
Некоторые считают, что зависть и ревность — одно и то же. Это не совсем так. Человек может завидовать только тому, что уже есть у другого человека. Тогда как ревность относится скорее к ощущению конкуренции между двумя соперниками за обладание чем-нибудь привлекательным. Ревность нередко заставляет человека неистово желать чего-то просто для того, чтобы утереть нос сопернику. В случае ревности между двумя сторонами часто возникают недоверие, подозрительность и даже злоба по отношению друг к другу. Агапе никогда не кипит от ревности.
«Любовь не превозносится...»
Превозноситься — значит раздувать собственное эго и источать похвалы самому себе. «Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, — чужой, а не язык твой»[16]. Превозноситься — это привлекать внимание к собственным достижениям или приобретениям, чтобы выглядеть лучше по сравнению с окружающими. Превознося себя, мы преувеличиваем свои, как правило, вполне тривиальные успехи. Часто это делается для того, чтобы поднять свой престиж в глазах окружающих, а иногда и для того, чтобы принизить остальных. Люди, практикующие агапе, не привлекают к себе внимания; они позволяют тому, кого любят, почувствовать себя более значимым.
«Любовь не гордится...»
Гордиться — значит чрезмерно высоко оценивать себя самого и свои качества. Часто гордыня способствует нетерпимости к другим, к их мыслям, желаниям. Люди, пораженные гордыней, быстро заключают, что правы могут быть только они и никто другой. Они отказываются разбираться в любом конфликте в отношениях, поскольку считают, что уж они-то никоим образом не могли быть причастны к его возникновению.
«Любовь не бесчинствует...»
Когда вы грубы, вам нет дела до того, как ваши действия повлияют на окружающих. Когда вы резки и невоспитанны — вы незрелы. Грубый человек не прошел должного воспитания, не стал смиренномудрым и сдержанным с окружающими. Он слишком занят собой В соответствии с этим такие люди нередко ведут себя невоспитанно и оскорбительно в словах и делах. Бывает, что грубияны даже думают, что резкость — их преимущество, проявление честности и открытости. Но любовь не может быть ни грубой, ни вульгарной, она не может быть ни принуждающей, ни резкой. Любовь придает окружающим такую ценность, что становится тактичной, мудрой и щепетильной в отношениях с ними.
book-ads2