Часть 9 из 10 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
ПРАВИЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВРЕМЕНИ
Три первых навыка, приносящие успех, фактически означают победу над собой.
Первый навык - я нахожу в себе способность не действовать как автомат. И самый хороший метод здесь -давать какие-то обещания и реально менять что-то в себе.
Второй навык - это навык поиска своего призвания, или формирование правильного «я».
Третий навык - логическое продолжение первых двух, который можно реализовать, только если первые два сформированы. Это навык правильного отношения к времени, когда мы начинаем действовать в соответствии с высшими целями и не тратим времени на суету, правильно определяем приоритеты. Третий навык - это практическая реализация ценностей, то есть всего того, о чем говорилось выше. Он основан на независимой воле и дисциплине.
Как правило, слово «дисциплина» не вызывает у нас хороших ассоциаций. Скучное и даже ужасное слово -«дисциплина»! Но в переводе с латыни это слово означает «обучение». Реально это значит, что по-настоящему дисциплинированный человек - всегда последователь какого-то учения или человек, у которого очень ясные ценности в жизни. Дисциплина - это не внешняя вещь. Внешне можно, конечно, человека поставить в жесткие рамки, приучить его к какой-то дисциплине. Но на самом деле дисциплина - это желание человека реализовать высшие ценности, которые он понял. И в подлинном смысле слова это всегда - самодисциплина, которая естественным образом приходит к человеку в тот самый момент, когда его ценности становятся очень ясными.
Лень - это всего лишь отсутствие ценностей, непонимание того, для чего я живу. Как только я становлюсь последователем какого-либо учения, у меня появляются ценности, ясность и дисциплина. Люди не встают рано утром, потому что им нечего делать. Как только они поняли, что у них есть какое-то важное дело, они не смогут спать. Они проснутся сами, естественным образом. Часто люди говорят: «Я недисциплинированный». Не в этом дело! У них нет ясных ценностей - в этом беда. Дисциплинированность -это приверженность глубинным ценностям, и она придет сама. Воля - это способность подчинять свои чувства, желания и настроения своим ценностям. В этом смысл свободной воли человека.
Стивен Кови говорит, что изучение истории успешных людей привело к открытию «общего знаменателя» успеха. Есть нечто, что объединяет их всех. Формулировка этого «общего знаменателя» такова: «Удачливые люди имеют обыкновение делать то, что неудачники делать не любят. Удачливым людям тоже совсем не обязательно нравится это делать, но они подчиняют свои чувства своей задаче». Рецепт успеха, его «общий знаменатель» - это способность делать не то, что нравится, а то, что нужно, потому что внутри есть это горячее «да!».
Попытаемся понять еще более конкретно, что это значит. Что для нас ценно? Очень просто можно понять: для нас ценно то, чему мы уделяем время. Если мы говорим, что отношения с другим человеком для нас ценны, но времени этим отношениям не уделяем, значит, они для нас не важны. Если какая-то вещь ценна для нас, мы найдем для нее время. Если мы для чего-то не находим времени, значит, мы не понимаем ценности этого.
Итак, все три навыка связаны друг с другом. Благодаря второму навыку мы поняли, что для нас ценно. Благодаря третьему навыку мы начинаем реализовывать эти ценности, правильно расставляя приоритеты и правильно расходуя свое время. Чанакья Пандит, великий мудрец ведической древности, говорит: «Потраченное мгновение невозможно вернуть назад даже за все сокровища этого мира». Если мгновение ушло - вернуть его невозможно. Это то самое мгновение, в которое я мог бы реализовать что-то очень важное. Есть такая фраза: люди убивают время, забывая о том, что в конце концов время убивает их.
Существует один очень важный элемент ведической культуры, которым мне хотелось бы поделиться с вами. В ведических писаниях, особенно в дхарма-гиастрах, говорится, что у человека есть разные виды кармы, или обязанностей. Самый важный из них - это обязанности, которые нужно исполнять регулярно (нитъя-карма). Мы делаем много разных вещей: можем осуществлять какие-то проекты, добиваться каких-то своих целей. Но самое важное из всего, что мы делаем, - это то, что мы делаем регулярно, то, чему мы уделяем время каждый день нашей жизни или, по крайней мере, каждую неделю.
Есть очень хорошее определение человека: «Мы есть то, что мы делаем каждый день». Иначе говоря, обеты, которым мы следуем постоянно, проявляют нашу сущность и наши ценности. Человек может делать что-то каждый день, или раз в неделю, раз в месяц, раз в квартал, раз в год, - но делать обязательно. К примеру, люди, которые следуют православной традиции, знают, что раз в год нужно соблюдать Великий пост. Это становится очень существенной частью их жизни. Именно периодические задачи, а не какие-то случайные вещи составляют важную основу нашей личности.
Я хочу показать очень простой и полезный инструмент. Есть хорошая таблица, которую можно создать для себя. В эту таблицу нужно записывать свои обеты - исполняемые, прививаемые и планируемые.
Таблица обетов
Есть какие-то вещи, которые я уже делаю, то есть они уже стали моей природой. Что-то я делаю каждый день. Что-то я делаю раз в неделю, что-то раз в месяц, что-то -раз в квартал, что-то - раз в год. Это то, что для меня ценно, что составляет очень существенную основу моих внутренних ценностей. Можно записать их в графу «исполняемые обеты» - всегда приятно знать, какой ты хороший. Например, каждый день зубы чищу. Достижение? Для некоторых - да. Но эта графа не так важна. Гораздо важнее две другие графы в вертикальном столбце.
Есть категория прививаемых ценностей: то, чему я учусь. Подумайте, что вы хотите сделать, - запишите это, сделайте это своей конституцией. Ранее я уже говорил о том, что человек может взять какие-то обеты - например рано вставать. В течение тридцати (максимум сорока) дней человеку нужно следовать чему-то, чтобы это очень глубоко вошло в него, чтобы старая привычка ушла, а новая - сформировалась.
Третья графа - планируемые ценности. Помечтайте немного: что вы хотели бы делать, могли бы делать? Это небольшой инструмент формирования нашей личности, основанной на каких-то высших ценностях. Простая вещь, но она может помочь.
ДЕЛА ВАЖНЫЕ И СРОЧНЫЕ
Все наши дела делятся по принципу важности и срочности. Соответственно, есть четыре категории дел:
1) важные и срочные,
2) важные, но несрочные,
3) неважные, но срочные,
4) неважные и несрочные.
Что такое важные и срочные дела? Срочное - это реакция на обстоятельства, на какую-то очевидность, на давление. Нужно понять, что срочное всегда навязывается нам извне, это всегда некая программа извне. Важное -это всегда внутренняя вещь, наше призвание, предназначение. Важное определяется самим человеком.
Итак, срочное - это нечто приходящее извне, а важное - изнутри. Пожар, кризис, аврал, болезнь - срочные и важные, не терпящие отлагательств. Например, кризис - это нечто, что нужно гасить сразу же. Аналогично -
болезнь, с которой нужно разобраться. Если человек постоянно находится в состоянии кризиса, все время затыкает какие-то дыры, на него постоянно что-то сваливается, то результатом является «выгорание», усталость, стресс, перманентный кризис. Такой человек - игрушка в руках судьбы: его куда-то несет, он не знает куда. Это порождение определенного ума.
Есть также дела срочные, но неважные. Что это за дела? Текучка. Каждый день нужно что-то делать: звонки, почта, интернет, какие-то встречи. Это срочно, но, по большей части, неважно. Есть огромное многообразие подобных дел, особенно в наше время. Какой-то звонок, и нужно на него срочно ответить. Как правило, это нечто неважное, навязанное нам извне, суета. Выполняя эти дела, мы просто «плывем по течению».
Если человек в основном проводит свое время таким образом, то он концентрируется на краткосрочных задачах, и у него появляется синдром жертвы. Почему? Потому что он всегда оказывается жертвой обстоятельств. В конце концов нарастает чувство бессмысленности жизни и усталость, разрушаются отношения... Такие люди, как правило, - ярые противники планов. Они говорят: «Планы? Какой смысл? Все равно их не удается выполнять!»
Есть целая зона, где можно «расслабиться» на несрочные и неважные дела: пустые разговоры, компьютерные игры, интернет, телевизор...
Наконец, есть дела важные, но несрочные. Сюда относится такая деятельность, как долгосрочное планирование, выстраивание отношений, духовная практика, забота о своем здоровье, профилактика, постоянное обучение, повышение квалификации, физические упражнения. У человека есть тенденция забывать обо всем этом, потому что есть прессинг срочных дел. «Да, я буду заниматься каждый день йогой. Каждый день - но только не сегодня!» И так каждый день. Мы склонны пренебрегать этой категорией дел, тогда как именно в нее входит самое важное, что у нас есть. Если человек будет уделять время реально важным, но несрочным делам и сможет сделать эти дела преобладающими в своей жизни, то он избавится от синдрома жертвы. Он почувствует: «Я могу что-то делать». У него появится видение перспективы, дисциплинированность, равновесие, уверенность в себе, спокойствие.
СОСТОЯНИЕ УМА
В йоге описываются разные состояния ума. Есть три гуны материальной природы: тамас, раджас и саттва. Тамас - это невежество, раджас - страсть, и саттва -благость, или легкость, чистота, упорядоченность. Когда на человека преимущественно влияют раджас и тамас (страсть и невежество), то это состояние ума называется кшипта. Когда тамас - мудха. Викшипта - это раджас. Экагра - это саттва, целеустремленность.
В зависимости от состояния ума, которое у человека сформировалось, он проводит время в определенной сфере. У страстных людей, в основном, все срочно и важно. Они все время куда-то бегут. Неважное, но срочное - это то, что в йоге называется сочетанием раджаса и тамаса: возбуждение в сочетании с рассеянностью.
Если человек не знает, что делать, и ему хочется просто расслабиться, значит его накрыла тама-гуна - он сидит и просто убивает время. Это относится к категории «неважное и несрочное».
Функционирование в сфере важного и несрочного -это проявление того, что ум работает в режиме саттвы, или благости. Этого можно достичь, в том числе изменяя свой образ жизни. Например, если человек будет просыпаться до восхода солнца, то его ум будет по-другому работать - он будет гораздо более ясным, четким, способным делать важные и несрочные вещи.
Всегда есть какие-то причины не делать несрочное, подчиняясь срочному, но нужно помнить принцип Парето: 80% результатов получаются из 20% усилий. Даже небольшие усилия, приложенные к важным и несрочным вещам, могут дать огромные результаты.
Почему, собственно, мы не любим и не хотим действовать в категории «важное и несрочное»? Потому что результаты этого сразу не видны, а мы запрограммированы на результат. Нам нужно все сразу и побольше. Но в мире есть закон: естественные процессы постепенны. Наш рост, наше внутреннее развитие постепенны, а нам хочется сразу, и это - страсть.
Мы пренебрегаем важными вещами и предпочитаем действовать по принципу: пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
Если подробнее проанализировать причины неспособности действовать там, где на самом деле нужно прилагать свою энергию, то окажется, что это:
1) неспособность определять приоритеты,
2) неспособность организовывать себя на основе приоритетов,
3) недостаточная дисциплинированность, чтобы действовать на их основе.
Если спросить у людей: «Почему, собственно, вы не делаете важных вещей?» - и представить им три этих причины на выбор, то чаще всего мы услышим: «Ну, неорганизованный я!» Однако в действительности главная причина - это неспособность определить приоритеты. Если мы четко поняли ценности, приоритеты, то мы организуемся, дисциплинированность придет. Просто мы не знаем, какие вещи для нас по-настоящему важны. Почему мы не способны отказаться от каких-то неважных вещей? Потому что у нас нет ясного понимания, что для нас важно.
ЙОГА ЛЮБВИ - ЭТО УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПУТЬ
Существуют разные виды йоги. Путь, который принял я, - это путь бхакти-йоги, или йоги любви и служения. Я очень хорошо отношусь ко всем остальным формам йоги. Но, к сожалению, все то, что ходит в нашем обществе под видом йоги, - это, как правило, всего лишь очень маленькая часть йоги. Физические упражнения важны и хороши, но человек никогда не сможет полностью реализовать себя только на уровне физических упражнений. Взять, к примеру, айенгаровскую школу. Айенгар довел до совершенства филигранную технику всех поз. Но йога - это не гимнастика. Йога должна дать человеку возможность понять самого себя.
Хатха-йога может оздоровить нас, может привести в спокойствие наш ум. Это очень полезная вещь, самые лучшие упражнения в гуне благости. Но реализовать все заложенное в нем человек, находящийся на нашем уровне, не сможет. Я достаточно хорошо знаю «Йога-сутры» Патанджали и понимаю, что это не для меня. Квалификацией, которая необходима для того, чтобы идти этим путем, я не обладаю.
В «Бхагавад-гите» Кришна объясняет Арджуне путь хатха-йоги. Но тот отвечает: «Спасибо, Кришна! Но не могу этим заниматься». Пять тысяч лет назад Арджуна, великий лучник с огромной способностью концентрироваться, сказал: «Нет, нет! Ум слишком упрям и беспокоен». Есть еще карма-йога - йога добрых дел. Есть гьяна-йога - йога отречения от мира. Но самое удивительное и самое высокое, что есть в ведических писаниях, - это путь бхакти-йоги.
Веды объясняют разные пути, они говорят, что истина одна и человек должен идти к этой истине. Бхакти-йога -самый универсальный и в то же самое время самый глубокий путь. Универсален он в том смысле, что нет никаких внешних ограничений для того, чтобы идти по нему. Человек может быть старым или молодым, мужчиной или женщиной - каждый может любить и служить. Бхакти-йога - это йога на уровне сознания, на уровне мотива.
ЗНАНИЕ, КОТОРОЕ МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ ЖИЗНЬ К ЛУЧШЕМУ
book-ads2