Часть 52 из 72 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Севастьянов был очень удивлён подобным назначением. Ну, понятно, парнишка работал в Болгарии, знает Живкова, работает здесь, как-то представляет работу местных строителей и проектировщиков. Вроде бы всё складно, но всё равно в голове не укладывается, как может парень в 22 года руководить строительной организацией. Но факт остаётся фактом и Ивану Павловичу остаётся его только принять.
Как и предположил Тодор Делчев полчаса для первой встречи хватило. Договорились, что Севастьянов на неделе даст команду создать временный комитет от горисполкома по выбору площадки. В пятницу комитет познакомит болгарских товарищей с предлагаемыми участками. После чего будут выданы задание на запрос технических условий. Дальше останется только посчитать технико-экономическое обоснование для каждого намеченного места.
— Рекомендую обратиться в «Гражданпроект» в мастерскую Льва Фрадкина у них очень сильные сметчики, — на прощание заметил Севастьянов. В Зональном спецы слабее, и городские условия они плохо знают… Они больше по северам…
* * *
В пятницу горисполком выделил ПАЗик, оборудованный для выездной работы. Павловский автозавод специально предусмотрел возможность переоборудования машины под автолавку для торговли в отдалённых сёлах. Вот из такого и был сооружён рабочий транспорт для нужд горисполкома. Внутри имелся стол для работы и специальные полки для геодезических инструментов. Компания для поездки собралась тоже не маленькая — трое с болгарской стороны, и целых шесть специалистов с советской. Севастьянов от щедрот отпустил покататься и начальника УКСа с заместителем, и главного архитектора «города Михайлова Александра Сергеевича. От «Граждана» поехал главный архитектор института помощником в лице начальника мастерской генплана. Кроме толпы начальников были прикомандированы два геодезистов с теодолитами и прочими нивелирами.
Накануне Делчев и Стоянов целый день пытали Бориса на предмет, где бы он сам, как патриот родного города, хотел бы видеть здание.
— Мне кажется, здесь важно определиться в главном. — У Бориса, как и у большинства горожан, скептическое отношение к родному городу. — Что для нас важнее: — чтобы было удобно и приятно работать, или представлять интересы страны? Мне кажется второй фактор гораздо важнее. Поэтому лучшим, на мой взгляд, было бы построить Центр в Академгородке. Дополнить его в обязательном порядке высотной гостиницей. Как раз на углу проспекта Науки и Морского есть пустырь.
— Академгородок далековато от центра, лучше всё-таки ближе к властям — высказался Делчев. — Как тебе участок на левом берегу, где Октябрьский мост переходит в проспект Иаркса?
— Хорошее место, если там гостиницу этажей в шестнадцать поставить, такую из стекла и стали… со стороны центра будет смотреться колоссально! — Борис вдруг замирает на мгновение, и продолжает совершенно другим тоном. — Товарищи, у меня есть идея. Не надо вообще никакого конкурса проводить, надо обратиться к какому-нибудь перспективному западному архитектору. Только чтобы уже что-то реальное построил.
Съездить посмотреть объекты, воплощённые в жизнь, выбрать что-то наиболее острое, олицетворяющее прогресс и культуру XXI века и уже конкретно с ним работать. Тогда мы точно получим отличное здание, которое попадёт в список шедевров архитектуры.
Оба болгарина уставились на подопечного с нескрываемым интересом.
— А что, идея рабочая, мне нравится, — первым вернулся к действительности Стоянов. — Сейчас на западе вроде как опять кризис, цену задирать не резон, можно будет даже сэкономить. Пусть придумает образное решение, а рабочий проект сделаю наши, ну и ваши проектанты. У вас, насколько я знаю, сильная школа расчётчиков, а у нас электрики на высоте. К тому же наш архитектурный гений Сашко Баров по самое горло погряз в завершении строительства комплекса в Бузулудже.[156] Как обычно, госкомиссия приняла, а недоделок осталось ещё на год не меньше. Можно и Лозанова привлечь, если ему интересно будет. Хотя он больше православной церковной архитектурой увлекается.
— Ещё варианты для посадки предложим, или на двух остановимся? — Делчев не архитектор, не строитель, ему больше интересен представительский вопрос. — Может по аналогии с левым берегом предложить что-то и на правом берегу. У вас в городе пустырь на пустыре и пустырём погоняет…
— Есть такое, но мне почему-то кажется, что на правом берегу все места по генплану уже расписаны на тридцать лет вперёд. Но попросить можно, место и в самом деле хорошее с левого берега будет очень привлекательно смотреться. Только потребует похожего по силе акцента на другой стороне улицы. У нас же улица Восход упирается в мощный объём библиотеки СО АН.
— Вот и хорошо! — Захохотал в голос Стоянов. — Быстрее построите что-то стоящее.
— Кого бы из современных архитекторов ты мог бы предложить для работы? — Делчев, хоть и не строитель, но архитектурой интересуется. — Участок дело второстепенное, какой разрешат власти, тот и будем обустраивать.
— Сейчас на пике моды хай-тек. Это конечно стиль своеобразный, не всем нравится, постмодерн был в этом плане людям понятнее и веселее, но через десять лет любое здание станет памятников культуры. А нужен именно такой объект. У нас же культурный центр!
— И кого ты знаешь, кто работает в этом стиле?
— Ричарда Роджерса, например, он в Париже 10 лет назад «Центр современного искусства» построил, с ним же тогда работал Ренцо Пиано.
— Откуда ты это знаешь? Что-то не припомню я, чтобы в советских газетах о чём-то таком писали.
— В «Строительной газете» в прошлом году, кажется, статья была. Про «Центр Помпиду», даже с фотографией. Как у нас принято, в статье критиковали буржуазную практику стилеобразования, но название стиля, имена архитекторов напечатали. Мне статья запала из-за экстравагантности. Фотографии были как обычно размытые, но всё-таки.
Стоянов замолчал, постоял, раскачиваясь с пятки на носок в раздумьях, а потом вдруг хлопнул Бориса по плечу. — Мне кажется, можно будет попробовать. Тем более, функционал где-то рядом, и город ваш индустриальный и научный. Хай-тек в тему! А сейчас пора и делом заняться.
Целый день компания моталась по городу. Академ не нравился Новосибирским чиновника из-за отдалённости от центра. Участки в начале Восхода были закреплены за МПС, и город ими не распоряжался.
Участки предлагали и чиновники горисполкома, но все они располагались в глубине кварталов, чем отталкивали болгарскую сторону. В результате остановились на варианте левого берега Оби, сразу за окончанием мостового перехода.
Вечером между сладкими поцелуями Борька рассказал Оленьке о результатах выбора участка под болгарское здание.
— Хочу-хочу-хочу! — Зачирикала девочка и тут же впилась ему в губы страстным поцелуем. — Ты шэ шмошэш шдефать штобы я пфоектифофафа, — невнятно бормотала она, не выпуская губу из зубов. Одновременно она всем телом прижималась к любимому, запуская ручки в штаны и волосы.
— Оль, я, честное пионерское, не знаю, насколько широки мои полномочия. — Борька с заметным трудом освободил рот от поцелуя. — Как я понял, моя роль здесь сугубо номинальная. Живков меня назначил, только в силу каких-то былых заслуг, о которых я не знаю. Поэтому вряд ли мне дадут право формировать команду проектировщиков, но если такой случай всё-таки представится, то ты будешь первая, кого я туда приглашу.
Оленька с досадой отстраняется, — да, лядь, понимаю. Я маленькая ещё, чтобы к серьёзным дядькам приставать, мне, лядь, ещё учиться три года, лядь. Без диплома, лядь, только некоторые могут архитектурой заниматься. — У неё внезапно портится настроение.
— Зато, Оль, у меня зарплата будет двести в месяц! — Я спешу порадовать любимую сногсшибательной новостью. — Мы с тобой тогда сможем не как сейчас, от случая к случаю, а снимем квартиру, или даже домик какой-нибудь в районе Каменки…
— На фуй домик! Не хочу печку топить и жопу морозить, — Оля смешно морщит носик. — Лучше двушку снять, а ещё лучше трёшку, чтобы можно было и тебе мастерскую иметь, и мне, а не толкаться жопами в одной.
— По такому случаю, я в гастроном? — Я уже сую ноги в растоптанные шлёпки, чтобы бежать за вином. — Надо отметить новый поворот в жизни.
01 сентября 1981 г. Италия, Генуя, ул. Рубенса, 29. Офис компании «Renzo Piano Building Workshop». Архитектор Ренцо Пиано.
— Дорогой Ренцо! Страшно рад слышать тебя. — В телефонной трубке мурлыкал обволакивающий баритон. — Не забыл ещё старика Чарли? Того, с которым вместе трудился над Парижским рафинари[157]?
— О! Синьор Роджерс, рад слышать ваш непередаваемый британский акцент! Вас забыть невозможно. — Лицо мастера озарилось улыбкой. — Вы в Италии? Если да, то я брошу всё и буду сегодня же, нет, прямо сейчас, стоит вам только назвать место. Рад буду встретиться. Четыре года «сайд бай сайд», так, кажется, говорят у вас в Англии?
— Увы, дружище, я в Лондоне. Встретиться не получится. — В голосе Роджерса слышалось сожаление. — Сам понимаешь дела, будь они не ладны. Хорошо, что кризис случился, пара заказчиков у меня слетели. Чуть легче дышать стало. Вас, мой друг, я надеюсь, кризис не затронул?
— У нас всё наоборот, два больших бюджетных заказа. Новые производственные площадки для Миланской агломерации и для Турина. Работа больше экономическая, с элементами политики, но есть и дизайнерские разработки. Времени нет совсем. Ты что-то хотел предложить?
— Да, мой друг, ты просто мысли читаешь! — опять повеселел голос в трубке. — Точно! Хочу предложить большой заказ. Очень интересный и тоже бюджетный. Болгары собираются построить в России несколько культурных центров. Слава нашего «Бобура[158]» им покоя не даёт, поэтому вышли на меня.
— Как-как? Болгары? Для России? Ну, то есть для СССР? — Глаза мастера полезли на лоб от такого странного сочетания. — Они же поссорились пару лет назад, да так, что Болгария из советского военного блока вышла…
— Я далёк от политики, но после переговоров в Болгарском посольстве, тут в Лондоне понял, что всё серьёзно. Заказ очень привлекательный. Пять культурных центров Болгарии, или, как они себя сейчас всё чаще называют «Балканской конфедерации», на территории СССР объединённых стилистически и идеологически.
— Как обычно, красные флаги, серпы и молоты?
— А вот и нет! Им нужен хай-тек, футуризм-модернизм, высокие технологии, в общем, всё как мы с тобой любим. Если бы не работы по проекту Коин-стрит, я бы взялся. Но проект в разгаре, все силы брошены туда, сроки нам сократили… Жаль, что ты не можешь. А что слышно про ещё одного нашего друга из вашейсолнечной Италии?
— Ты про Джанфранко[159]? Давно его не видел, хотя он трудится где-то здесь в Генуе. В прошлом году случайно встретились на презентации какой-то компании. Распили бутылочку мартини. Вроде бы наплаву. Говорил, что заканчивает библиотеку где-то в Штатах.
— Раз он заканчивает, то ему будет проще чем нам начать что-то новое. Под свежий заказ сможет, наконец, и фирму открыть, а то он всё на подхвате работает.
— Был у меня его телефон. Сегодня же свяжусь. Может действительно парню помочь надо. Под чужим крылом трудится, не дело в нашем возрасте.
Бывшие коллеги ещё немного потрепались, благо, вспомнить им было о чём, всё-таки почти пять лет плечом к плечу над одним из самых экстравагантных проектов ХХ века, — не кот чихнул.
* * *
В работе сеньора Франчини действительно был простой. Заказчик из Америки оплатил только эскизный проект, а от строительства по причине общемирового кризиса в экономике, отказался. Скорее всего, он просто пожадничал платить известному архитектору, а решил строить по эскизу. Такая порочная практика широко распространена в строительном бизнесе.
— Значит, там тоже заказчик — государство? Бюджет всей затеи уже определён? Как организован порядок финансирования? — вопросы посыпались, как горох.
— Я, конечно, только перескажу то, что мне Чарли сообщил. — Пиано пригубил бокал санджовезе. — Ты б, друг мой, лучше лично с ним связался. И не откладывай.
— Я, действительно, очень рад тебя видеть, дорогой Ренцо! — Джанфранко отправил в рот последнюю гобелетти. — Мне и в самом деле нужен сейчас хороший заказ. Жадный янки наобещал и соскочил. А я, старый осёл, успел влезть в кредит. Место уж очень удачное подвернулось в Портофино, а там цены… ну, ты знаешь.
— Вот поэтому, мой друг, тебе надо озаботиться открытием собственной проектной конторы, чтобы брать заказы в полном объёме. Тогда ты сможешь получать действительно хорошие деньги, а не крохи за дизайн.
— Ты прав, ты прав… — вздохнул Джанфранко, всплеснув экспрессивно руками, — но так не хочется заниматься коммерцией, все эти строительные подряды… сплошные мафиози. Ты же знаешь, все кто связан со строительными подрядами, связаны с мафией. Одно без другого не бывает.
— Такова жизнь и, к сожалению, другой для нас нет. Вот, если тебе удастся сговориться с болгарами, то познаешь, может быть, прелести работы на госчиновников. По мне, так с любым бандитом работать легче и приятнее, чем с бюрократом из муниципалитета. Мало того, что они ни черта не понимают в архитектуре, так ещё и строят из себя императоров вселенной. — Ренцо в свою очередь помахал в воздухе руками.
Беседа старых коллег завершилась к обоюдному удовольствию. Синьор Франчини в тот же вечер созвонился с сэром Роджерсом и получил от него подробнейшую информацию о времени и месте переговоров. Уже на следующий день он вместе с адвокатом вылетел в Софию, где встретился с представителями Болгарской стороны и обсудил дальнейшие действия.
Ещё через неделю Франчини уже открыл собственное проектное бюро, в котором был единственным учредителем и единственным владельцем. Над названием долго не думал, — «Ufficio di Progettazione di Francini[160]» его вполне устроило.
В тот же день личный адвокат подготовил договор на проектирование. Договор был пока рамочный, предусматривавший всего лишь выполнение концептуального эскиза культурного центра, но предусматривающий развитие до полного комплекса проектно-сметных работ.
Однако радостная суета и предвкушение интересной работы, были омрачены некоторыми незапланированными событиями. Стоило Франчини покинуть зону прилёта в Генуэзском в аэропорту, как к нему подошёл мужчина лет двадцати пяти. Чёрные очки в поллица и чёрная сорочка под серым пиджаком делали синьора похожим на мафиози. Холёные усики довершали немного странный образ.
— Сеньор Франчини? Бон джорно. — голос молодого человека был сладок до приторности, что не мог не вызывать тревоги. — Надеюсь, полёт новой балканской авиакомпанией не причинил вам беспокойства?
Франчини от неожиданности шарахнулся, хорошо, что сзади была стена зала прилёта, а то он мог бы оказаться на полу.
— Служба военной разведки и безопасности республики, — красавчик небрежно помахал перед носом развернутой книжечкой. — Капрал СИСМИ[161] Франко Габриэли. Вам, сеньор, следует проследовать со мной.
— Порко канне[162], капрал, а какое отношение моя работа имеет к деятельности вашего уважаемого ведомства? У меня вообще-то много дел, и я не планировал…
— Сеньор Франчини! Давайте не будем препираться! — перебил его Габриэли. Я простой капрал. У меня есть приказ. Вы знаете, что такое приказ! Откуда вам знать, что такое приказ! Нет, вы не знаете, что такое приказ! Поэтому не надо со мной спорить!
book-ads2