Часть 15 из 43 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
После 15.09
Появившись перед светским судом в Нанте, Жиль де Рэ должен будет ответить по двум основным статьям: убийства детей и эпизод в Сен-Этьен-де-Мерморте (нападение на Жана Леферрона и его заточение, захват замка Сен-Этьен, который он уступил Жоффруа Леферрону, главному казначею Бретани). От этого слушания у нас осталось лишь одно официальное донесение, в котором имеется ответ Жиля, но только на второе обвинение. По поводу убийств ничего не сказано. Если бы прокурор сосредоточился на обвинении в убийствах, то, учитывая поведение Жиля перед церковными судьями 8 октября, он, вероятно, не занимал бы столь примирительную позицию по делу Сен-Этьена. Очевидно, светские судьи были столь же осторожны, как и церковные, и вначале не говорили о самой тяжкой стороне дела. Автор донесения, скорее всего, считал это упущением, но не потрудился привести ответ Жиля, касающийся детей.
18.09. Жалобы родственников жертв
Пьер де Л'Опиталь, президент Бретани[67], руководит расследованием дела, возбужденного против Жиля де Рэ. Церковному служителю Жану де Тушронду поручено расследование, и он начинает его, выслушивая показания, которые касаются убийства сына Перонн Лессар из Ла-Рош-Бернара и Жаме Брис из Пор-Лоне (сс. 264–267).
19.09
Слушания по делу Жиля де Рэ открываются в Нанте в большой верхней зале замка Тур-Нев (с. 163). Жиль де Рэ, обвиняемый, предстает перед Жаном де Мальтруа, епископом Нантским. Он выслушивает обвинения «прокурора» Гийома Шапейона (который должен выступать в суде против него). Прокурор обвиняет Жиля в «доктринальной ереси». Именно поэтому его должен судить не только епископ, но и наместник инквизитора, Жан Блуин, которому поручено руководить инквизицией в самом Нанте и во всей епархии. 18 сентября он предстанет перед этими двумя судьями, полномочия которых вначале признает. Тогда ему, видимо, казалось, что отвечать только по обвинению в ереси нетрудно.
27.09
Жан де Тушронд проводит расследование в рамках гражданского судопроизводства: он выслушивает свидетелей по эпизоду с исчезновением Жана Бернара из Пор-Лоне (с. 167).
28.09
Епископ Жан де Мальтруа и наместник инквизитора Жан Блунн, доминиканец, принимают в часовне усадьбы епископа десятерых пострадавших, обвиняющих сира де Рэ в том, что он бесстыдно изнасиловал и умертвил у кого сына, у кого племянника (сс. 164–167). Они «в слезах и охвачены горем». Между тем Жиль де Рэ, присутствие которого ожидалось, в тот день не появился.
28–30.09
Жан де Тушронд проводит свое расследование: он выслушивает свидетелей исчезновения детей Жорже Лебарбье, Жана (или Гийома) Жедона, Жанно Руссен, Александра Шателье, Гийома Сержана Матлена Туара, Жанны Эделен, Масе Сорена, некого Орана, Тома Эзе, Гийома Амелена и Мишо Буэ; а также показания по поводу исчезновения Бернара Лекамю и сына Жанетты Друэ. Кроме того, он выслушивает персональную жалобу Перрин, жены Клемана Рондо, направленную против Прелати (сс. 268–273).
02.10
Расследование Жана де Тушронда продолжается: рассматриваются исчезновения ребенка Реньо Донета, Жана Юбера, сына Жана Жанвре, Колена Авриля, ребенка Гибеле Дели, ученика Жана Тублана, сына Жана Фужера, сына Эонне де Вильбланша (с. 280).
06.10
Продолжение того же расследования, касающееся исчезновения Перро Даге (с. 281).
08.10
Продолжение того же расследования, теперь по поводу исчезновения двоих сыновей Робена Паво, Оливье Дареля, Жана Юбера, сына Реньо, Л. Донета (с. 281–284).
В нижней зале замка Typ-Нев уже упомянутые десять пострадавших вновь выступают «с воплями скорби и со слезами» перед епископом и наместником инквизитора (с. 167). Помимо убийств и содомии Жиль обвиняется в «заклинании злых духов» и «во многих других преступлениях, находящихся в ведении церковного суда».
В тот же день, но на этот раз «в большой верхней зале» замка Typ-Нев Жиль де Рэ и «прокурор» предстают перед епископом и наместником инквизитора; теперь в обвинении прокурора, произнесенном устно, указываются все преступления и проступки, вменявшиеся обвиняемому в том же виде, в каком они будут изложены ниже в сорока девяти статьях «обвинительного акта». Жиль немедленно реагирует на это и обращается к судьям, но его апелляция тут же отклоняется как несерьезная. Тогда он противится судьям в резкой форме. Несмотря на четырехкратную просьбу и угрозу отлучения от Церкви он отказывается присягать и произносить клятву.
В этот день начинается настоящий суд; обвинение оглашается целиком. Пьер де Л'Опиталь, ответственный за деятельность светского суда, впервые присутствует на слушаниях в суде Церковном (с. 167–169). С этого дня он (как и епископ Сен-Брекскин, Жан Прежан, который будет вместе с ним участвовать в допросе при «внесудебной» даче показаний 21 октября) присутствует на всех заседаниях, кроме 20 октября, когда должен был обсуждаться вопрос применения пыток, и утра 21 октября, когда пытки должны были быть применены. Любопытно, что 15 октября Жиль де Рэ обращается к нему так, словно тот разделяет его негодование, а 20 октября просит, чтобы он (вместе с Жаном Прежаном) выслушал его в отсутствие церковных судей.
11.10
Епископ и наместник инквизитора откладывают намеченное заседание на следующий день. Они ограничиваются тем, что в третий раз выслушивают в нижней зале жалобы несчастных родственников, которые умоляют их прибегнуть «к должному отправлению правосудия» (с. 170).
13.10. 49 статей обвинительного акта
В девять часов утра в большой верхней зале замка Typ-Нев, перед епископом, помощником инквизитора и многочисленными знатными горожанами Нанта прокурор произносит обвинение, записанное в сорока девяти статьях обвинительного акта, которые затем зачитываются судьям.
Первые четырнадцать статей (обвинительный акт приведен полностью, с. 174–188) представляют собой лишь введение: они призваны показать компетентность церковного суда Нанта, епископа и помощника инквизитора. А вот в статьях с 15‑й по 49‑ю детально рассмотрены все те преступления, в которых обвиняется Жиль де Рэ. Это изложение беспорядочно и запутанно, однако весьма полно. На самом деле оно согласуется, — по крайней мере, в целом, — с фактами, изложенными в других документах. (Тем не менее, там сказано, что убийства детей начались в 1426 году, что противоречит показаниям обвиняемого; следует также добавить, что в принципе датам, приводимым в этом обвинительном акте, следует доверять лишь отчасти: так, эпизод в Сен-Этьен-де-Мерморте, датировка которого, 15 мая 1440 года, известна и приводится со всей возможной точностью, отнесен там к 1438 году.) Этот обвинительный акт касается трех основных тем: во-первых, преступлений против детей; во-вторых, ереси или, по сути дела, заклинаний демонов, связанных с практикой магического искусства, и с более или менее касающимися догматики высказываниями заклинателей и всех остальных, в этом участвовавших; в-третьих, нарушения церковной неприкосновенности.
За четырнадцать лет (то есть приблизительно с 1426 года), как говорится в обвинительном акте, жертвами Жиля де Рэ и его сообщников стали сто сорок детей обоего пола. Их приводили к нему либо его главные сообщники, пособники в убийствах, либо те, кто поставлял ему детей (это могли быть мужчины или женщины). Дети оказывались у Жиля де Рэ под предлогом того, что они поступали к нему в услужение, а выгоды от этой службы, которые должны были получить сами дети или их родители, выдвигались на первый план и всячески подчеркивались. На деле же детям резали глотки, их убивали и «бесстыдно мучили». Более того, обвиняемый предавался с ними содомскому греху, и пока они были живы, и когда были мертвы, и в то время как умирали. Жиль де Рэ гнушался «естественного отверстия» у девочек. В конце жертвы расчленялись и сжигались.
Обвинение указывает в точности лишь на две жертвы: на ребенка, который жил в Бургнефе-ан-Рэ у человека по имени Родиго, и на сына некого Жана Лавари из Ванна.
Принимается во внимание и то, что из Шантосе в Машкуль были перевезены сорок пять скелетов, и в Машкуле их сожгли.
Тонкие вина, гипокрас и кларет, а также чревоугодие обвинение связывает с содомским грехом, поскольку они служили обвиняемому возбуждающими средствами, дабы совершать этот грех «с большею силой, непринужденностью и удовольствием».
В обвинении отмечаются и мимолетные периоды угрызений совести, моменты просветления, когда преступник хотел совершить паломничество к Гробу Господню, но не знал, как осуществить свои намерения и «аки пес возвращался на свою блевотину», вновь вставая на путь злодеяний.
Приводятся и точные названия мест, где были совершены убийства: замок Шантосе, дом Ла-Сюз в Нанте, замки Машкуль и Тиффож, дом братьев-миноров в Бургнефе-ан-Рэ, дом некого Лемуана в Ванне.
Кроме того, обвинение считает, что Жиль впал в греховную ересь, за которую он несет ответственность перед инквизицией, в 1426 году. Рэ обвиняется в сношениях с еретиками, чьи догмы он воспринял; кроме того, он читал и изучал еретические книги. В частности, Жиль обвиняется в том, что возвел в догму ошибочные утверждения колдунов и заклинателей. Равным образом он практиковал и считал догмой запрещенные магические искусства геомантии и некромантии. Наконец, вкупе с этим он публично оглашал свои преступные идеи, также принятые им в качестве догматических.
Но не столько мысли и слова перечисляются в обвинительном акте, сколько предосудительные поступки. Речь, по сути дела, идет о дьявольских заклинаниях. Немало было мест, где Жиль де Рэ заклинал всевозможных демонов, или же это совершалось по его указанию: в Орлеане (под вывеской «Золотого Креста»), замках Машкуль и Тиффож, в Бургнефе-ан-Рэ, у братьев-миноров, и в Жослене, недалеко от замка герцога Бретонского. Вменяются в вину Жилю и жертвоприношения. В Тиффоже он принес в жертву кисти рук, сердце и глаза ребенка, положив их в стакан. Обвиняемый хотел связать себя соглашением с дьяволом, для чего приготовил расписку, то есть письменное кабальное обязательство, исключив из него лишь продажу души своей и сокращение жизни. Кроме того, в обвинительном акте упомянуты некоторые торжества, которые проводились в течение пяти лет, в особенности по случаю Дня всех святых; во время этих торжеств беднякам раздавалась милостыня.
Третьим из проступков, из-за которых обвиняемый предстал перед церковным судом, явилось нарушение церковной неприкосновенности. Речь идет об эпизоде в Сен-Этьен-де-Мерморте. В обвинении уточняется, что Жиль де Рэ вошел в храм, потрясая оружием, «дерзко и яростно», грозил смертью Жану Леферрону, духовному лицу, которого приказал сковать в кандалы по рукам и ногам и держать сначала в замке Сен-Этьен-де-Мерморт, а затем в Тиффоже. Таким образом обвиняемый «грубо и бесстыдно нарушил предписания епископа».
В конце текста этих сорока девяти статей прокурор требует, чтобы епископ и наместник инквизитора признали Жиля де Рэ виновным в различных преступлениях, указанных в обвинительном акте. Таким образом, его следует подвергнуть «отлучению от Церкви и иной законной каре», он должен быть «наказан и спасительному подвергнут исправлению, как того требуют закон и церковные предписания».
При допросе Жиль отказывается отвечать и оскорбляет суд
По просьбе прокурора епископ и наместник инквизитора допрашивают Жиля по статьям обвинительного акта (с. 170); теперь Жиль отрицает правомочность судей и отказывается признавать их в качестве таковых, затем называет их «симонитами» и «развратниками»; он говорит, что «лучше ему быть подвешенным с веревкой на шее, чем отвечать на вопросы таких церковников и таких судей». После нескольких предупреждений его отлучают от Церкви. Жиль протестует, но его протест немедленно отклоняется как ничтожный «вследствие особенностей дела и преступлений, неслыханных и богомерзких», в которых его обвиняют.
Затем зачитываются документы, уполномочивающие Жана Блуина, помощника инквизитора, с 1426 года осуществлять свою деятельность от имени Гийома Мериси, инквизитора и гонителя ересей во французском королевстве.
15.10. Начало признаний
Те же лица собираются в той же зале, и ход событий резко меняется (с. 189): Жиль де Рэ признает епископа и наместника инквизитора своими судьями, обладающими должной компетенцией, он сознается, что «злонамеренно совершил» указанные преступления и «смиренно, благочестиво, в слезах» просит прощения у судей за «брань» и «оскорбления» в их адрес. Из любви Божией судьи тотчас же прощают его. Обвиняемый признает верными статьи с 1-й по 4‑ю и с 8‑й по 14‑ю (статьи с 5‑й по 7‑ю, исключенные из этого списка, касаются Жана Блуина, но в 8‑й статье, с которой обвиняемый согласился, признаются его полномочия).
Жиль де Рэ в тот день по-прежнему возражает против одного из самых главных пунктов обвинения — заклинаний демонов; по этому эпизоду он признает лишь незначительные факты, причем в доказательство истинности своих слов даже предлагает, чтобы его подвергли «испытанию огнем».
Прокурор и обвиняемый приносят клятву на Евангелии, после чего прокурор приглашает в качестве свидетелей слуг Анрие и Пуату, алхимика Прелати, священника Бланше, некую Тифен, вдову Робена Браншю, и поставщицу детей Перрин Мартен; они также приносят клятву. (Показания Анрие, Пуату, Прелати, заслушанные в последующие дни, до нас дошли, в отличие от показаний Тифен и Перрин Мартен, которые отсутствуют в сохранившихся документах (с. 192.).)
16.10. Показания Прелати
Слушаются показания Франческо Прелати, итальянского алхимика и заклинателя, который находился на службе у Жиля де Рэ с мая 1439 по 15 сентября 1440 года (с. 221). Место, где это происходило, не указано.
17.10 Показания Бланше Анрие и Пуату
Слушаются показания священника Эсташа Бланше и двоих слуг, Анрие Грияра и Этьена Коррийо, прозванного Пуату, все трое находились на службе у Жиля де Рэ в течение многих лет вплоть до его ареста (сс. 228, 236 и 245).
Вероятно, выслушивались эти три свидетеля утром, поскольку прокурор, Жиль де Рэ и судьи (заседающие после полудня, во время вечерни) были в большой верхней зале, где происходило представление пятидесяти свидетелей, которых вскоре должны были опросить, и где они давали клятву. Допрос велся прежде всего по эпизоду о нарушении церковной неприкосновенности. Свидетелями были: Ленано (маркиз де Сева), Бернар Пулен, Жан Руссо, Жиль Эом и брат Жан де Ланте (сс. 194–195 и 254).
19.10
В девять часов утра, в присутствии Жиля де Рэ и прокурора, в большой верхней зале замка начинается заседание суда, на котором представляются и приносят клятву еще пятнадцать свидетелей (сс. 196 и 258).
20.10. Судьи рассматривают возможность пыток
В той же большой верхней зале в девять часов утра прокурор и Жиль де Рэ предстают перед епископом и наместником инквизитора (с. 198); те желают знать, согласно просьбе прокурора, может ли Жиль что-то сказать по поводу обвинений, есть ли у него какие-то возражения, но обвиняемый отвечает, что сказать ему нечего и соглашается, когда его об этом спрашивают, на немедленное обнародование только что собранных показаний. Между тем прокурор, «способствовать более полному освещению и разысканию истины», все же просит у судей разрешить применение пыток. Затем судьи советуются со своими помощниками, «людьми сведущими», и решают, что Жиль должен быть подвергнут «допросу и пыткам».
21.10
book-ads2