Часть 19 из 46 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Речь в движении напрямую влияет на психофизическое действие. Ребенок учится координировать свои чувства, эмоции, речь, интонацию с движениями, где все должно совпадать и работать синхронно.
Часто дети не могут объединить работу своего тела с эмоциями, особенно дети-сироты и дети с ОВЗ. Таким детям тяжело осознавать и распознавать свои эмоции, они не умеют их различать и часто не знают, что на самом деле чувствуют. Следовательно, также ведет себя их тело, что вызывает диссонанс в поведении и чувствах ребенка. В жизни это ребёнку очень мешает, не дает понять себя, чего он хочет, ставить цели, правильно реагировать на происходящее, рефлексировать, мешает социализации и самоопределению, умению расслабляться. Часто это переходит в невроз. Для этого родителям необходимо с детства проговаривать с детьми их чувства и эмоции. Также, как и следует это делать с детьми-сиротами воспитателям в детских домах и коррекционных центрах. Особенно это касается детей с ОВЗ.
На сцене отсутствие синхронизации тела с эмоциями выглядит неправдоподобно, наигранно. Также возникает проблема речевого аппарата. Благодаря движениям, синхронизированным с эмоциями речевой аппарат работает активно и четко, без зажимов.
Многие дети не умеют различать, в силу своего маленького опыта, схожие эмоции. Например, как злость и обида, радость и счастье. Они будут показывать их одинаково и не смогут понять различие. Следовательно, психофизическое действие уже будет нарушено.
Простой тренинг на понимание схожих эмоций
и их контраст
Разделяем детям комнату (сцену) на две части. Задаем две эмоции, начинаем с более простого и контрастного, например, радость – злость. Дети ходят из одной части комнаты в другую, в одной части они должны показать и испытать злость, а переходя за черту на другую часть, меняют эмоцию, на радость. Так сначала работаем с контрастами и постепенно усложняем, переводя на схожие эмоции, например, злость – обида; равнодушие – ненависть; скука – грусть. Для того, чтобы тренинг не прошел впустую, и дети его не воспринимали просто игрой, необходимо задать им предлагаемые обстоятельства или дать ассоциации – почему я грущу? Где я счастлив? Проведите перед упражнением беседу о том, какие эмоции они знают, где, как и когда испытывали, чтобы они могли в упражнении максимально в них погрузиться, обращаясь к своей памяти и пробовать их реально прожить в тренинге. После упражнения обязательно должна быть рефлексия: какие эмоции дались сложнее всего? Почему? Какие легче всего? Какие получилось вспомнить и прожить по-настоящему, а какие нет? Что ребенок представлял, проживая определенные эмоции или чувства?
Далее можно тренинг усложнить и добавить
коллективную работу.
Ребенок выбирает себе эмоцию, либо можно прописать эмоции на листочках и дать вытянуть первый попавшийся. Дети гуляют по площадке в своей эмоции. Встречаясь друг с другом, они должны контактировать жестами и звуками, без слов. Например, злой встречается со счастливым, грустный с равнодушным, страх со смелостью, дружелюбный с социофобом и т. д. С каждым разом можно добавлять более сложные эмоции, чувства и виды темперамента.
Такой эксперимент позволит дать детям больше возможности исследовать себя и партнера, увидеть различие поведения и жестов при определенных эмоциях, работать в коллективе, верить в предлагаемые обстоятельства и, самое главное, проживать и погружаться в чувства и эмоции в моменте, здесь и сейчас, фантазировать.
для заметок
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
В театральной студии, благодаря упражнениям на речь в движении можно отлично проработать отсутствие координации эмоций, движений и тела. Рефлексия после каждого упражнения поможет детям разобраться в своих эмоциях, чувствах, чертах темперамента и идти в нужном направлении.
Движение помогает улучшить речь, справиться с вялым речевым аппаратом, снять зажимы, исправить дефекты, помогает правильно и органично показать эмоцию.
Как это работает. Например, человек испытывает злость. Когда человек зол, его тело напряжено, голос грубый, громкий, на высоких тонах, переходящий в крик, челюсть напряжена, звуки более четкие, речь более интенсивная. Если у актера задача показать эмоцию злости, но он при этом в теле будет расслаблен, то это получится неорганично и более того, зритель не поймет, что именно хочет показать актер. Возникает диссонанс, так как психофизическое действие нарушено.
Тренинг для синхронизации тела с эмоцией, чувствами
На площадку ставим стул, вызываем одного ученика, остальные сидят в качестве зрителей. Задаем эмоцию или одно из чувств. Актер должен выйти из-за кулис и сесть на стул, находясь в заданной эмоции. Ребенок помимо эмоции должен находиться в предлагаемых обстоятельствах, придумать ассоциацию к испытываемым чувствам, определить себе почему он их испытывает, где он находится, почему он подошел к стулу и в этом состоянии сел на него, что его герой собирался делать дальше. Перед упражнением обязательно обговорить задачу и рассказать, как должно подключаться тело. После упражнения попросить ребенка рассказать, что он представлял, кем он был, почему он зашел в данной эмоции в комнату, знакомы ли ему эти чувства и т. д.
Такая рефлексия необходима не только для проработки психоэмоционального состояния ребенка, но и для того, чтобы ученик умел формулировать смысл и тренировать свои навыки в ораторском искусстве. По ходу его рассказа, педагогу можно исправлять ошибки в произношении и подсказывать, как можно лучше сформулировать ту или иную фразу.
для заметок
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
В большинстве театральных студий уделяется много внимания дикции и дыханию, но часто никто не синхронизирует голос с телом, не работает над исследованием тела, его расслаблением, напряжением, реакциями тела на голос и чувства. Естественный процесс затрудняется. Не работая с телом, ученик получает перенапряжение в голосе, не владеет голосом в полном его диапазоне и в полную силу. Тело должно реагировать на все импульсы, эмоции, чувства, помогать взаимодействию с партнером, напрямую влияет на дикцию и работу речевого аппарата, на интонацию. Поэтому работу над голосом и телесной выразительностью нужно проводить постоянно, особенно в коррекционных учреждениях с детьми с ОВЗ. Особое внимание надо уделять работе с телом, снятию зажимов, исследованию себя, того как оно резонирует и вибрирует во время звучания. Педагог постоянно должен наблюдать за работой тела каждого ученика, направлять и показывать где и как тело должно откликаться, вибрировать, резонировать. При этом нельзя навязывать конкретно свои ощущения, каждый ученик индивидуален и нужно дать ему возможность исследовать свое тело так, как оно ему откликается, проявлять себя в своем темпе, по своим возможностям и желаниям.
«Стимулирование голосовых импульсов с помощью различных резонаторов:
• головной голос (к потолку);
• голос изо рта (как бы разговаривая с воздухом перед собой);
• затылочный голос (к потолку позади актера);
• грудной голос (по направлению перед актером);
• брюшной голос (к полу);
• голос, идущий из:
а) плечевого пояса (к потолку позади актера);
б) спины в области талии (к стене позади актера);
в) поясничной области (к полу, стене и остальной комнате позади актера).
book-ads2