Часть 44 из 47 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Георг Фридрих Филипп фрайхерр (дословно – свободный господин: титул, равноценный французскому «барон») фон Харденберг (1772–1801) – романтик под псевдонимом «Новалис» – в 1798‐м написал: «Ваша так называемая религия действует как опий: она завлекает и приглушает боли, вместо того чтобы придать силы». Маркс пересказал кратко: «Религия – опиум народа». Кто добавил в эту фразу слово «для» – неизвестно. До конца XIX века в распоряжении медицины почти не было иных обезболивающих. Только после их появления опиум стал восприниматься исключительно как одурманивающее средство. Хотя и морфин – главный его действующий компонент, и некоторые производные морфина по сей день применяются как сильные обезболивающие на крайний случай.
93
Перефразировка одного из призывов Великой Французской буржуазной революции: удавить последнего короля кишкой последнего попа.
94
Церкви, сформировавшиеся до Никейского собора 322–323 годов, где завершено формулирование христианского канона. Они придерживаются некоторых догматов, на соборе признанных неканоническими, а то и еретическими. Тем не менее из почтения к усилиям организаторов этих церквей признано, что для их адептов данные догматы не препятствуют спасению души. Например, Армения первой – ещё в 301 году – признала христианство государственной религией, но в монофизитской (от греческого «монос физис» – одна природа) версии: по ней Христос имеет одну – божественную без примеси человеческой – природу. В никейском каноне Христос имеет две природы – божественную и человеческую, причём они в нём нераздельны – каждое деяние порождено их взаимодействием – и неслиянны – в каждом деянии можно различить божественный и человеческий мотивы. Но для армян (а также коптов – потомков доарабского населения Египта – и ещё нескольких народов), остающихся в лоне церкви своих предков, монофизитство душеспасительно в той же мере, в какой дифизитство для прочих христиан.
95
Дохристианский Рим подыскивал богам завоёванных племён аналоги в своей мифологии (так, греческие мифы состыковались с римскими почти дословно, ибо к моменту возвышения Рима значительная часть Италии уже была населена греками или потомками их браков с местными жителями), а если приемлемого соответствия не обнаруживалось, просто включал новых богов в свой реестр. Войны с новыми противниками начинались с обряда эвокации – призывания: римские жрецы и полководцы, стоя у границы, торжественно обещали богам противника уважение со стороны римского народа и сохранение всех обрядов и жертвоприношений, за исключением человеческих (те ещё у этрусков – от них Рим заимствовал немало культурных явлений, хотя даже не изучил их язык – трансформировались в гладиаторские бои, уже не воспринимаемые как религиозные церемонии).
96
Строго говоря, иудаизм, ислам и христианство считают единственным одного и того же бога, описанного в первых пяти книгах Ветхого Завета. Но полагают исходящими от него столь разные указания (сверх десяти заповедей, снесённых Моисеем с горы Синай на двух каменных плитах) и приятными ему столь разные обряды, что даже наличие общего первоисточника не привело к согласию между ними. Что и говорить о религиях, восходящих к иным традициям!
97
Ещё Спиноза показал: если бог всемогущ и тем самым бесконечен, то возможно бесконечно много равно боговдохновенных религий. Краткое рассуждение на ту же тему http://odnako.org/blogs/edinstvenniy-bog-bolshe/ «Единственный бог больше» Николай в принципе мог успеть прочесть до попадания в конец XIX века.
98
На 4‐м Вселенском соборе в 451 году введен Иерусалимский патриархат. Следующий – Грузинский – возник только в конце X века. Поэтому 5 патриархатов – Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский – более пяти веков воплощали всю полноту католической ортодоксии (в переводе с греческого – всеобщего православия) и по сей день рассматриваются как ярчайшее осуществление христианской традиции.
99
Декреталия – постановление папы, оформленное в виде послания конкретному адресату (в отличие от буллы, адресованной Городу – то есть Риму – и миру). Первый сборник декреталий записал Дионисий Малый в начале VI века. В конце VII века издан сборник, приписанный Исидору Севильскому, где подборка Дионисия Малого заметно дополнена, в том числе непапскими сочинениями, обосновывающими многие претензии. В середине IX века на основе этого сборника в Реймской епархии выпущен новый – с новыми подделками. Всего их набралось 35. Их подложность надёжно доказана в нескольких трудах второй половины XVI века.
100
В этой главе в большом количестве использованы фрагменты диалогов из фильма «Револьвер» Гая Ричи – как в точной передаче, так и в адаптированной.
101
«Великая сотня» – официальный публичный документ, определяющий строгий порядок престолонаследия.
102
В оригинальной истории первые гусеничные бронемашины британцы назвали танками – цистернами – для противодействия германской разведке, дабы их перевозка не отличалась от обычных железнодорожных цистерн (под брезентовыми накидками они и выглядели похоже). Здесь же Император пошел иным путём для получения привычного ему названия.
103
В 1882 году Роберт Аббот Гадфилд начал производить сталь с весьма высоким – 11–14,5 % – содержанием марганца (и 0,9–1,3 % углерода). Она допускает большую пластическую деформацию, что позволяет штамповать из неё конструкции сложной формы вроде армейских шлемов и кирас. В то же время она хорошо держит ударные нагрузки, причём под ними наклёпывается – твердеет. В частности, из неё делают эффективные камнедробилки. Гусеницы из такой стали выдерживают не десятки (как обычные высокоуглеродистые), а тысячи километров пробега. В реальной истории переход на такие гусеницы во второй половине 1930‐х годов позволил отказаться от колёсно-гусеничных систем, где гусеницы использовались только на пересечённой местности и/или в бою, а дальние пробеги шли на колёсах.
104
Попеременная подача пара по обе стороны поршня повышает мощность почти вдвое. Почти – потому что с одной стороны часть цилиндра занята штоком, связанным с поршнем и выходящим из цилиндра через уплотнение, выводя усилие на шатун. В двигателях внутреннего сгорания двойное действие употребляется существенно реже, чем в паровых, в основном из-за большей термической нагрузки на уплотнение.
105
book-ads2