Часть 14 из 36 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Некоторые пациенты задерживают своё излечение тем, что создают все новые точки, когда выполняют что-либо в течение дня, вместо того, чтобы просто сохранять в памяти точку. Это не приносит ничего хорошего, а, наоборот, вызывает напряжение.
По мере улучшения зрения точка может быть представлена совершенно, если её представлять в качестве составной части чёрной буквы на таблице. Это означает просто представлять, что ты видишь часть чёрной буквы лучше всего, но она не может быть представлена в совершенстве на любой поверхности, не имеющей чёрного цвета. Пытаясь представить её на такой поверхности, вы обрекаете себя на неудачу.
Чем меньше площадь чёрного цвета, которую пациент способен вспомнить, тем больше степень его релаксации. Но некоторые пациенты находят более простым поначалу помнить что-либо большей площади, например, одну из букв на проверочной таблице Снеллена с одной частью чернее всего остального. Они могут начать с большой «С», затем продолжить с буквами меньшего размера и, наконец, дойти до заветной точки.
Потом обнаруживается, что маленькая точка вспоминается легче, чем большие участки, и что её чернота наиболее интенсивна. Для некоторых пациентов проще помнить двоеточие с одной точкой чернее другой или набор точек, среди которых одна чернее всех остальных, или точку над i или j.
Другие пациенты предпочитают точке запятую. Вначале большинство пациентов обнаруживает, что им помогает сознательное перемещение внимания от одного из этих чёрных участков к другому или от одной части такого участка к другой, а также осознавать качание или пульсацию, которую вызывает такое перемещение (см. Главу XV).
Но когда память становится совершенной, становится возможным удерживать один объект непрерывно, не осуществляя сознательных перемещений при этом, а качание осознается только тогда, когда человек намеренно хочет его заметить.
Хотя чёрный — самый лучший цвет для запоминания, некоторых пациентов он утомляет или вводит в депрессию, и они предпочитают вспоминать белый или какой-то другой цвет. Какой-то знакомый объект или что-то, с чем связаны приятные ассоциации, часто более легко вспомнить, чем то, что не представляет особого интереса.
Одна пациентка была вылечена с помощью памяти жёлтого лютика, а другая вспоминала опал на своём кольце, когда не могла вспомнить другую точку. Простая и знакомая вещь будет лучшей, что можно вспомнить, потому что воспоминание будет совершенным, если только оно даётся легко.
Когда точка запоминается идеально, она не только не обременяет, но и очень хорошо помогает осуществлять другие умственные процессы. Ум, когда он помнит одну вещь лучше, чем всё остальное, обладает центральной фиксацией и это увеличивает эффективность его функционирования, так же, как увеличивается результативность работы глаза при центральной фиксации.
Другими словами, наибольший эффект достигается тогда, когда наш разум находится в покое. Он никогда не будет отдыхать, если только не будет помнить что-то одно лучше, чем другие вещи. Когда ум находится в таком состоянии, что точка помнится совершенно, то и память других вещей становится лучше.
Девочка из высшей школы сообщила, что когда она была не в состоянии вспомнить ответ на вопрос на экзамене, она вспоминала точку, и ответ приходил к ней. Когда я не могу вспомнить имя пациента, я вспоминаю точку, и вспоминаю его!
Один музыкант, который имел идеальное зрение и мог помнить точку совершенно, обладал абсолютной музыкальной памятью, а музыкант с несовершенным зрением, который не мог вспомнить точку, был не в состоянии играть без нот. Он приобрёл этот навык лишь после того, как его зрение и зрительная память стали нормальными.
В некоторых исключительных случаях усилие увидеть буквы на проверочной таблице Снеллена было настолько сильным, что пациенты говорили, что они не только не могут вспомнить точку, когда смотрят на буквы, но даже не могут вспомнить собственного имени.
Пациенты могут измерять точность своей памяти точки, не только сравнивая её со зрением, но и при помощи следующих тестов:
Когда память точки совершенна, она мгновенна. Если для того, чтобы обрести память, необходимо несколько секунд и дольше, то такая память не является идеальной.
Кроме того, совершенная память не только мгновенна, но и непрерывна.
Если точка помнится совершенно, совершенное зрение приходит мгновенно. Если хорошее зрение получено только через секунду-другую, то всегда можно продемонстрировать, что память точки несовершенно так же, как и зрение.
Память точки — это проверка релаксации. Она является признаком того, что глаза и ум пациента находятся в покое. Её можно сравнить с манометром двигателя, который ничего общего не имеет с машинным оборудованием, но имеет огромную важность, давая информацию о способности механизма выполнять работу, для которой он предназначен.
Когда точка чёрная, то человек знает, что его глаз находится в хорошем рабочем состоянии. Когда точка тускнеет или исчезает, это свидетельствует о том, что глаз не в порядке, до тех пор, пока не подействует лечение. Затем точка уже не нужна, как и любые другие вспомогательные техники для зрения, точно так же как инженеру больше не нужен манометр, когда двигатель работает нормально.
Один пациент, добившийся телескопического и микроскопического зрения с помощью методов, представленных в этой книге, сказал, отвечая на вопрос от кого-то очень сильно интересовавшегося и изучавшего лечение аномалий рефракции без очков, что ему не только ничего не пришлось делать, чтобы предотвратить рецидив, но он даже забыл, каким образом он излечился.
Ответ был неудовлетворительным для задавшего вопрос, но я ссылаюсь на этот случай для того, чтобы проиллюстрировать тот факт, что когда пациент излечен, ему больше ничего не нужно сознательно делать для того, чтобы оставаться излеченным. Хотя лечение всегда может быть продолжено с улучшением, так как даже нормальное зрение может быть улучшено.
Глава XIV. Воображение — в помощь зрению
Человеческое зрение осуществляется практически полностью с помощью ума и лишь частично — глазами. Зрительное восприятие объекта зависит от того, как мозг интерпретирует его изображение на сетчатке. То, что мы видим, — это не изображение, а наша личная его интерпретация.
Можно наглядно показать то, что человеческое восприятие размера, цвета, формы и расположения зависят от интерпретации изображения на сетчатке. Луна выглядит меньше в зените, нежели, когда она находится на горизонте, хотя угол зрения тот же самый, и изображение на сетчатке может быть таким же. Причина в том, что изображение на горизонте бессознательно сравнивается в уме с изображениями окружающих предметов, тогда как в зените луну ни с чем нельзя сравнить.
Фигура матроса на вершине мачты корабля выглядит маленькой для обычного человека, но для моряка она является фигурой обычного размера, так как он привык видеть человеческие фигуры в таких положениях.
Нормально видящие люди используют память, или воображение, чтобы помочь своему зрению. Когда оно несовершенно, можно наблюдать, что нарушается не только работа глаза как таковая, но и процессы памяти и воображения, поэтому ум добавляет несовершенства к искажённому изображению на сетчатке.
Два человека с нормальным зрением не получат одинаковых зрительных впечатлений от одного и того же объекта потому, что они будут по-разному интерпретировать изображение на сетчатке в той же мере, как эти двое отличаются друг от друга своими индивидуальными качествами.
Согласно принятому мнению, большинство нарушений зрения с присутствием аномалии рефракции возникает в значительной степени из-за наличия этой аномалии. Предполагается, что некоторые из них вызваны заболеваниями головного мозга или сетчатки.
Множественные изображения приписывают астигматизму, хотя только два могут быть вычислены обоснованно, хотя некоторые пациенты утверждают, что видят полдюжины и больше, а многие люди с астигматизмом вообще не наблюдают ничего подобного.
Однако можно легко доказать опытным путём, что неточность фокуса отвечает лишь за малую часть этих результатов, а так как все они могут корректироваться за несколько секунд исправлением аномалии рефракции при помощи релаксации, то это подтверждает, что они не могут быть вызваны каким-либо органическим заболеванием.
Если мы сравним изображение на стеклянном растре фотоаппарата, когда он вне фокуса с тем, что воспринимает наш ум, когда глаз не сфокусирован, мы обнаружим огромную разницу. Когда фотоаппарат находится вне фокуса, чёрный цвет превращается в серый, и размываются контуры изображения, но эти результаты воспроизводятся равномерно и непрерывно.
На экране фотоаппарата несовершенное изображение чёрной буквы будет одинаково несовершенным во всех её частях, а одинаковая настройка фокуса всегда будет воспроизводить одно и то же изображение. Когда же вне фокуса находится глаз, несовершенное изображение, которое представляет пациент, всегда меняется вне зависимости от того, изменяется фокус или нет.
В одной части будет больше серого, чем в другой, и оба оттенка и расположение серого могут изменяться в широких пределах за короткие промежутки времени. Одну часть буквы можно видеть серой, а все остальное — чёрным. Отдельные контуры могут быть видны лучше; возможно, вертикальные линии будут видны чёрными, а диагональные — серыми или наоборот.
Кроме того, чёрный может меняться на коричневый, жёлтый, зелёный и даже красный. Или же могут наблюдаться вкрапления цвета, чёрного на сером фоне или в белых участках внутри буквы. Также могут быть белые или цветные вкрапления на чёрном. В случае с фотоаппаратом такие преобразования происходить не могут.
Когда фотоаппарат расфокусирован, изображение любого объекта всегда чуть больше изображения, которое получается при правильном фокусе. Но когда не сфокусирован глаз, картинка, которую мы представляем в уме, может быть больше или меньше, чем было бы при нормальном зрении.
Один пациент видит большую «С» с расстояния десяти футов меньшего размера, чем с расстояния в двадцать футов. Для некоторых людей размер буквы кажется большим чем в действительности должно быть, с расстояния в двадцать футов, а для других она меньше.
Когда человеческий глаз находится вне фокуса, форма рассматриваемых объектов часто кажется искажённой, тогда как их расположение тоже выглядит непостоянным. Изображение может двоиться, троиться, и поскольку один объект или часть одного объекта может увеличиваться в количестве, то другие объекты или части этих объектов в поле зрения могут оставаться в одном экземпляре. Месторасположение этих множественных изображений иногда постоянно, порой оно непрерывно изменяется. Ничего подобного не может произойти, когда вне фокуса находится фотоаппарат.
Если два фотоаппарата в одинаковой степени не сфокусированы, они сделают два несовершенных снимка, абсолютно похожих друг на друга. Если два глаза находятся вне фокуса в одной и той же степени, одинаковые изображения будут получены на сетчатке каждого, но изображение, полученное умом, может быть совершенно непохожим, как если бы глаза принадлежали двум разным людям.
Если нормальный глаз смотрит на какой-нибудь объект через очки, меняющие его рефракцию, то бледность цветов и размытость изображения будет одинаковой и постоянной, но когда глаз имеет аномалию рефракции, эквивалентную той, что создаётся с помощью очков, то в этом случае объекты восприятия будут непостоянны и изменчивы.
Пациенту необходимо понимать то, что эти аберрации зрения, о которых рассказано более подробно в одной из последующих глав, — иллюзии, не вызванные каким-либо дефектом глаза.
Осознание этого — есть основа основ. Когда человек знает то, что это иллюзия, то менее вероятно, что он увидит её снова. Когда он убедится, что видимый им объект — воображаемый, это поможет взять воображение под контроль, и так как совершенное воображение невозможно без совершенной релаксации, то оно не только исправляет неправильную интерпретацию изображения на сетчатке, но и корректирует аномалию рефракции.
Воображение и память очень тесно связаны, хотя отличия тоже имеются. Воображение зависит от памяти, потому что мы можем хорошо представить что-либо лишь в том случае, когда можем это вспомнить.
Вы не можете представить закат солнца, если не видели его хотя бы однажды, и, если вы постараетесь представить голубое солнце, которое вы никогда не видели, то станете миопиком, как это было подтверждено симультативной ретиноскопией.
Ни воображение, ни память не могут быть совершенны, если ум не находится в идеальном покое. Поэтому, когда воображение и память совершенны, зрение совершенно. Воображение, память и зрение в действительности одно и то же. Когда одно из них совершенно, то всё совершенно. Когда несовершенно одно, несовершенно всё.
Если вы чётко представите букву, то увидите её и другие буквы рядом с ней более отчётливыми, потому что невозможно расслабиться и представить букву несовершенно и в то же время напрягаться и видеть её действительно несовершенно. Если вы представите совершенно чёрную точку на нижней части буквы, вы увидите букву совершенно, потому что у вас не может быть идеальной ментальной картинки совершенной чёрной точки, которую можно было бы приложить к несовершенной букве.
Однако, как было отмечено в предыдущей главе, зрение может быть бессознательным. В некоторых случаях пациенты могут представлять точку совершенно, как демонстрирует ретиноскоп, без того, чтобы осознавать то, что они видят букву, и всегда требуется время, прежде чем они обретают способность осознавать это без потери чёрной точки.
Когда на лечении находятся пациенты, готовые поверить в то, что можно представить буквы и представляющие их без старания увидеть или сравнивания с тем, что они представляют, что всегда возвращает напряжение, порой достигают очень значительных результатов с помощью своего воображения.
Некоторые пациенты сразу способны читать все буквы на нижней строчке проверочной таблицы после того, как смогли представить то, что они видят одну букву совершенно чёрной и чёткой.
Большинство, однако, приходит в недоумение от увиденного, когда их зрение улучшается посредством воображения, и теряют все это. Уметь представлять, что вы видите букву с совершенным зрением, — это одно, совсем другое — быть способным видеть букву и другие буквы без потери контроля над воображением.
При миопии часто подтверждает свою эффективность следующий метод:
Сначала посмотрите на букву с того расстояния, где вы её видите хорошо. Затем закройте глаза и вспомните букву. Повторяйте до тех пор, пока память не станет почти такой же хорошей, как и зрение, на близком расстоянии. Перейдите к проверочной таблице, находящейся на расстоянии двадцати футов, посмотрите на какую-нибудь чистую поверхность, в футе или дальше в сторону от таблицы и снова вспомните эту букву.
Сделайте то же самое в шести и трёх дюймах от таблицы. В последней точке заметьте, как выглядят буквы на таблице, то есть в эксцентрическом поле. Если память все ещё остаётся совершенной, они будут выглядеть черными в дымке, но не серыми, и те, что находятся ближе всего к точке фиксации, будут чернее, чем удалённые от неё. Постепенно уменьшайте расстояние между точкой фиксации и буквой до тех пор, пока не сможете смотреть на букву прямо перед собой и представлять, что видите её так же хорошо, как и помните.
Хорошо время от времени закрывать глаза и накладывать на них ладони рук во время практики и при этом вспоминать букву, или точку, совершенно чёрную. Покой и ментальный контроль, обретаемый вами, таким образом, поможет установить контроль, когда вы смотрите и на другие участки таблицы.
Пациенты, которым удаётся освоить этот метод, не способны осознавать во время представления совершенной буквы, что в то же время они видят несовершенную букву и не теряются, когда их зрение становится лучше благодаря воображению. Многие пациенты могут вспоминать в совершенстве, когда их глаза закрыты или когда они смотрят туда, где они не могут видеть букву, но как только они смотрят на неё, они начинают напрягаться и теряют контроль над памятью.
Они не могут представить, что видят букву, так как воображение зависит от памяти. В таких случаях я привык делать нечто похожее на то, что было описано в предыдущей главе. Я начинаю со слов, обращаясь к пациенту:
«Можете представить чёрную точку на нижней части вот этой буквы и в то же время, когда представляете точку совершенно, можете представить, что вы видите букву?»
Иногда они могут это сделать, но обычно не получается. В таком случае я прошу их представить часть буквы, как правило, нижнюю. Когда им удаётся представить эту часть прямой, изогнутой или открытой, в зависимости от буквы, у них начинает получаться представить бока и верхнюю часть, сохраняя при этом точку внизу.
Но даже после того, как они сделали это, они порой все ещё не умеют представлять всю букву без потери точки. Кого-то можно убедить, поднеся таблицу чуть ближе, затем отодвинув её обратно, для того, чтобы смотря на пустую поверхность, воображение улучшалось пропорционально тому, как человек приближается к точке, где зрение наилучшее, потому что в этой точке глаза наиболее расслаблены.
Когда нет ничего конкретного, что можно было бы увидеть, расстояние не имеет никакого значения, потому что не предпринимается никакого усилия, чтобы увидеть.
Чтобы приободрить пациентов, пытающихся научиться представлять что они видят букву, кажется очень полезным, когда я говорю им снова и снова:
«Разумеется, ты не видишь букву. Я не прошу тебя увидеть её. Я только прошу, чтобы ты представил, что видишь её совершенно чёрной и совершенно чёткой».
Когда пациенты приобретают способность видеть знакомую им букву с помощью воображения, у них получается применить этот же метод и к незнакомым буквам, сразу же как только какая-то часть буквы (точка), может быть представлена совершенно чёрной, а вся буква — видимой чёрной, хотя зрительное восприятие этого факта поначалу может не длиться достаточно долго, чтобы пациент смог это осознать.
Стараясь различить незнакомые буквы, пациент обнаруживает, что невозможно представить что-либо в совершенстве, если только не представить то, что есть на самом деле. Это происходит потому, что если буква или какая-то её часть представлена отличной от реальности, и ментальная картинка в таком случае будет неясной и непостоянной, точно такой же, как буква, видимая несовершенно.
Существует множество способов воспрепятствовать воображению. Есть только один способ представить предмет совершенно и бесконечное число способов представлять несовершенно.
Правильный способ лёгкий. Ментальная картинка представляемого объекта приходит так же быстро, как мысль, и может оставаться более или менее долго. Неправильный способ труден. Картинка приходит медленно, она изменчива и прерывиста. Это может быть продемонстрировано пациенту, если его сначала попросить представить или вспомнить чёрную букву так совершенно, как это возможно с закрытыми глазами, а затем представить ту же букву несовершенно.
Первое он обычно делает легко, но представить чёрную букву с чёткими контурами серой, с размытыми краями и размытыми белыми пространствами внутри буквы будет очень сложно, и невозможно будет сформировать её ментальную картинку так, чтобы эта картинка оставалась неизменной в течение достаточно длительного времени.
book-ads2