Часть 5 из 37 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Плотник, важный специалист в мире дерева, был ответственен за функционирование разных частей судна. Он регулярно проверял корпус, конопатил его паклей и вставлял деревянные втулки в швы между досками. Он ремонтировал мачты, реи и все остальное. Он также строил некоторые специальные сооружения на невольничьем корабле. Во время плавания по Атлантике он строил специальные помещения на главной и на нижней палубах, превращая торговый корабль в невольничье судно. Он также тщательно следил за шлюпками и яликами, которые были особо необходимы в торговле на побережье, например на Наветренном берегу. Плотники обычно некогда сами обучались у других мастеров, и теперь на корабле у них тоже были свои ученики.
В состав младших офицеров и квалифицированных рабочих входили боцман, оружейник, бондарь и повар. Боцман, как и помощник капитана, был во многом координатором действий команды. Он отвечал за оснащение судна, поддерживал на высоком уровне такелаж, якоря, на некоторых судах они следили и за женской половиной невольников. Оружейник должен был следить за огнестрельным оружием, боеприпасами, пушками, а также за замками и цепями. Это было очень важно в тот период, когда торговлю многие считали формой войны, а сами корабли превращались в плавучие тюрьмы. Бондарь делал и ремонтировал емкости и бочки, в которых хранились запасы воды, еды (и особенно сахара и табака); он мог также выполнять другие работы по дереву. На невольничьих судах (как и на других) коком зачастую был самый старший матрос, который знавал лучшие времена, а теперь был неспособен выполнять тяжелую физическую работу. Как вариант, он мог быть афроамериканцем — в XVIII в. «черный кок» стал знаковым символом на судах всех видов, включая работорговые корабли. Его работа была трудной, так как он должен был накормить до трехсот или четырехсот человек два раза в день. Однако, скорее всего, по мнению команды и невольников (если бы у нас были бы свидетельства их мнения), повара не считались «квалифицированными» рабочими.
Простой матрос был обучен пересекать море под парусом — он умел «ставить парус, обходить рифы и держать курс», как свидетельствует старая поговорка. Он мог взбираться вверх и вниз по снастям, устанавливать паруса, вязать узлы и соединять канаты, управляя судном. К 1700 г. морская рабочая сила была везде примерно одинаковой. Матросы переходили с судна на судно, выполняя примерно одни и те же задачи и обязанности. «Матрос» должен был знать судовые работы во всех тонкостях. Кроме того, имелись «младшие матросы», которые получали маленькое жалованье, потому что были моложе и неопытнее и только начинали постигать тайны морского ремесла. На работорговых судах матросы также выполняли функции охранников. Им приходилось тратить много времени на охрану невольников, пока те мылись, ели, танцевали или просто находились на главной палубе. Они были практически прислугой на корабле.
На большинстве работорговых судов, особенно после 1750 г., находилось много неопытных матросов. Это были молодые, неквалифицированные люди, часто из сельской местности, иногда горожане, которые нанимались на невольничьи суда, когда на берегу было трудно найти работу. В их обязанности входила главным образом охрана рабов, хотя их активно привлекали на различную черновую работу, не требующую квалификации. Во время плавания они обучались основным корабельным работам и через два или три рейса уже могли стать младшими матросами. До этого времени они занимали ранг юнги. Юнги, как правило, один-три мальчика возраста от восьми до четырнадцати лет, «воспитывались на море», проходя обучение обычно под началом самого капитана. Как и Сэмюэл Робинсон, они выполняли случайные работы и часто становились объектом насмешек, грубости и даже жестокости.
Томас Кларксон: разнообразие рабовладельческих судов, 1787 г.
Работорговым кораблем могло стать судно любого размера, как в июне 1787 г. Выяснил, к своему огромному удивлению, аболиционист Томас Кларксон. Он прибыл из Лондона в Бристоль для сбора сведений о работорговле. Особенно он заинтересовался «устройством и размерами» судов и количеством потенциальных рабочих для плантаций, которые там размещались. Посетив несколько месяцев назад корабль «Муха» капитана Колли, более-менее типичный корабль водоизмещением 200 тонн, который стоял на якоре на Темзе, Кларксон получил ясное представление о невольничьем корабле. Он был удивлен, обнаружив в Бристоле «два небольших шлюпа», которые должны были плыть в Африку. Один был водоизмещением только 25 тонн; его владелец намеревался набрать на него 70 рабов. Другой был еще меньше. Он имел 11 тонн водоизмещения и мог взять на борт 30 рабов. Один из сопровождавших Кларксона матросов объяснил, что суда такого размера иногда служили вспомогательными базами — т. е. судами, которые плавали вверх и вниз по западноафриканским прибрежным рекам, набирая по три-четыре невольника за один раз и переправляя их на большие суда, стоящие на якоре недалеко от берега. Крупные корабли потом направлялись в Новый Свет. Но небольшие суда, которые нашел Кларксон, как выяснилось, были невольничьими судами в собственном смысле слова и сами перевозили невольников в Вест-Индию [81].
Кларксон этому не поверил. Он даже пытался выяснить, а не обманывают ли его специально, чтобы создать у него ложное представление о работорговле, которое впоследствии будет легко опровергнуть, чтобы «свести на нет все собранные им факты». Он узнал, что один из кораблей был построен как «судно, рассчитанное на шесть человек», для плавания по реке Северн и что один корабль, если не оба, должны были быть проданы именно как прогулочные суда после того, как они перевезут рабов в Вест-Индию. Кларксон решил измерить оба судна. Он попросил, чтобы один из его компаньонов нашел судостроителя и получил от него точные расчеты. Официальная информация была сравнена с измерениями Кларксона. На большем из двух кораблей было место, где невольников можно было держать взаперти, и оно составляло 31 фут в длину и десять футов четыре дюйма в ширину, сужаясь до пяти футов по краям. На каждого невольника, как он подсчитал, приходилось приблизительно по три квадратных фута18. На меньшем судне помещение для невольников составляло 22 фута в длину и восемь футов (сужающихся до четырех по краям) в ширину. Высота от киля до потолка составляла пять футов и восемь дюймов, по пол был поднят на три фута за счет необходимости хранить балласт, груз и провизию, тем самым на тридцать невольников приходилось четыре квадратных фута на каждого и приблизительно два фута восемь дюймов в высоту. Не доверяя одной проверке, Кларксон и еще четыре человека навели справки, действительно ли эти суда отправлялись в Африку. Все четверо выяснили, что сведения были точными, и сам Кларксон вскоре убедился в этом по официальным документам бристольской таможни [82].
Кларксон был бы удивлен еще больше, если бы узнал, что одиннадцатитонное судно, которое он обнаружил, было не самым маленьким. Десятитонное судно «Хескет» пришло из Ливерпуля к Наветренному берегу и доставило оттуда 30 невольников в Сент-Китс в 1761 г. Такие же корабли поставляли рабов на Кубу и в Бразилию еще в середине XIX в. Два судна водоизмещением в 11 тонн, «Салли» и «Приключение», совершали рейсы из Род-Айленда до Африки в 1764 и 1770 гг. Как выяснил Кларксон, даже еще меньшие суда могли стать невольничьими [83].
На другом конце шкалы находились такие корабли, как «Парр» — 566-тонный бегемот, построенный судомонтажником Джоном Райтом в Ливерпуле в 1797 г. и названный по имени владельцев Томаса и Джона Парров, членов известной работорговой семьи. Это было четырехкормовое, двухпалубное судно, с палубами длиной 127 футов и шириной 32 фута, с тремя мачтами, четырьмя галереями и резной женской фигурой на носу. Судно было хорошо вооружено и укомплектовано двадцатью восемнадцатифунтовыми и двенадцатью восьмифунтовыми орудиями. Современники отмечали, что этот корабль «считался самым красивым и самым крупным из тех, что вышли из этого порта для африканской торговли — для которой он и был выстроен». Так как этот корабль был предназначен для перевозки семисот рабов, его команда должна была насчитывать сто человек. «Парр» оказался не только самым крупным ливерпульским невольничьим кораблем, но и самым большим судном на всей британской Атлантике. Однако вскоре после спуска с верфей Райта это судно ожидал печальный и скорый конец. «Парр» попал в одну из самых крупных морских катастроф в 1798 г. во время первого же рейса в залив Биафра. После того как капитан Дэвид Кристиан достиг города Бонни и взял на борт около двухсот невольников, на судне произошел взрыв, не оставивший никого в живых. Причина взрыва осталась неизвестна [84].
Если на одном конце находились самые мелкие шлюпы водоизмещением 11 тонн, которые были описаны Кларксоном, а на другом конце — огромный корабль «Парр», какими были размеры обычных кораблей? Работорговцы Великобритании и Америки обычно использовали шлюп, шхуну, бриг, бригантину, шняву, барк и просто корабль (этим словом обозначали все суда). Невольничий корабль имел тенденцию быть среднего размера и водоизмещения. Они были меньше, чем суда, используемые в торговле с Востоком и Вест-Индией, и таких же размеров, как те, которые плавали в Средиземноморье. При этом их размер был крупнее, чем у судов, вовлеченных в североевропейскую и прибрежную торговлю. В XVIII в., как и все другие корабли, невольничьи суда стали делать более крупными, хотя чаще эта тенденция проявлялась в Бристоле, Лондоне и особенно Ливерпуле, чем в Новом Свете. Американские работорговцы и капитан ы предпочитали небольшие суда, особенно шнявы и шхуны, которые требовали малочисленных команд и перевозили меньше невольников из Африки, так как их было проще и быстрее собрать за короткий срок стоянки на африканском побережье. Британские торговцы предпочитали более крупные суда, которые, хоть создавали серьезные проблемы контроля за невольниками, но и обещали большую прибыль, чем маленькие американские корабли. Суда, построенные для одного порта, могли не подходить для других мест, как ясно дали понять в 1774 г. ливерпульские работорговцы. Они отметили, что американский невольничий корабль «Дебора» был построен для перевозки рома по обычным торговым требованиям от Род-Айленда до Африки, но он никак не подойдет для торговли в Ливерпуле» (85).
Самым маленьким судном, которое выявил Кларксон, был шлюп, обычно используемый для работорговли в американских портах. Водоизмещение таких шлюпов, как правило, колебалось от 25 до 75 тонн, они имели одну мачту, оснащение от носа до кормы, грот19 от верха мачты до длинного бума20 внизу; этот и поворачиваться в разные стороны. Такой корабль был быстрым и маневренным, им было легко управлять, поэтому он не требовал многочисленной команды, здесь было достаточно всего 5-10 человек. Именно такой корабль, «Ньюпортский Меркурий», появился на Род-Айленде 7 января 1765 г. Этот шлюп был «предназначен для продажи, имел 50 тонн водоизмещения и был оснащен всем необходимым для гвинейцев. Продается вместе с несколькими негритянскими юношами» [86]. Капитан Уильям Шерер оставил более детальное описание своего шлюпа «Нэнси», который был захвачен мятежной командой на реке Гамбии в апреле 1753 г. Построенный в Коннектикуте девятью месяцами ранее и имевший водоизмещение в 70 тонн, корабль представлял собой четырехкормовой шлюп с глубокой оснасткой и рулевым колесом, он имел по шесть окон на каждом борту и четыре небольших пушки. Почти весь корабль был выкрашен в черный цвет. Корма была желтой, как и занавески в каюте и небольшой орнамент. Другой орнамент был жемчужного цвета, в то время как пространство вокруг дверей и кормовой рубки было выкрашено в ярко-красный цвет. Капитан Шерер отметил, что на судне «не осталось никаких официальных таможенных бумаг, ни записей о грузе», возможно, потому что команда уничтожила их. Его вывод был следующим: «“Нэнси” является судном с очень хорошим ходом, оно быстро плавает благодаря силе ветра и своему размеру» [87].
В работорговле были широко распространены двухмачтовые суда. Шхуны, которые сходили с американских верфей в начале XVIII в., представлены кораблем «Бетси», который был продан на аукционе в Чарльстоне, Южная Каролина, в 1796 г. Его описали как «красиво украшенное судно, прекрасно приспособленное для работорговли, водоизмещением 90 тонн. Оно может отправляться в море немедленно, так как находится в отличном состоянии». Бригантина, или бриг, и шнява, которые имели похожую форму корпуса, но другую оснастку, были особенно популярны в работорговле именно благодаря своему среднему размеру. Их водоизмещение колебалось от 30 до 150 тонн, в то время как в среднем невольничьи суда имели водоизмещение в 100 тонн. У судов этого размера на тонну водоизмещения приходился больший размер палубы, как указал сэр Иеремия Фицпатрик в 1797 г. [88] Согласно Уильяму Фальконеру, составителю одного из самых больших морских словарей XVIII столетия, такой корабль был «первым среди судов, которые плавают в океане». Его чаще всего использовали в работорговле, так как он сочетал хорошую скорость и большую пропускную способность. У него было три мачты, каждая из которых состояла из собственно мачты, стеньги21и брамселя22. Как и военный корабль, такое судно было чем-то вроде «плавучей крепости или цитадели», неся батареи пушек и обладая огромной разрушительной силой. Как торговое судно оно колебалось в размерах в пределах от 100 до 500 тонн или больше, как «Парр», который был способен перевозить по 700-800 рабов. Среднее работорговое судно составляло около 200 тонн водоизмещения, как «Муха», описанная Кларксоном. Недалеко от среднего размера ушла «Элиза», которую продавали на аукционе в Каролинском кофейном торговом доме в Чарльстоне 7 мая 1800 г. Корабль стоял на верфи Гойера, со всей необходимой оснасткой, чтобы любой покупатель мог ознакомиться «с имеющим быстрый ход судном водоизмещением 230 тонн, с его обитым медью корпусом и двенадцатью орудиями на борту. Корабль готов к отплытию в Вест-Индию или Африку, нужно только недорого его снарядить» [89].
Поскольку за эти годы масштаб работорговли вырос, изменились и корабли. Большинство из них были типичными парусными судами своего времени, предназначенными для любого груза. Суда разных размеров и типов оставались вовлеченными в торговлю в период с 1700 до 1808 г., но после 1750 г. на верфях Ливерпуля появилось специальное работорговое судно. Это был крупный корабль, имевший несколько специальных особенностей: окна, медную обивку, большие помещения между палубами. Судно подверглось дальнейшей модификации в конце 1780-х гг. в результате давления, предпринятого движением аболиционистов и принятием в парламенте реформ законодательства, призванных улучшить состояние и моряков, и невольников. Невольничьи суда, как их описали Малакий Постлетуэйт, Джозеф Менести, Абрахам Фокс и Томас Кларксон, с разных точек зрения представляли одну из самых передовых технологий тех дней.
Джон Рилэнд: описание невольничьего корабля, 1801 г.
Джон Рилэнд читал письмо от отца с возрастающим ужасом. Наступил 1801 г., и молодому человеку пришло время возвращаться на семейную плантацию на Ямайке после того, как он изучал богословие в Оксфорде. Его отец дал ему точные инструкции: он должен был отправиться из Оксфорда в Ливерпуль, где ему нужно было купить билет как пассажиру на борт работоргового судна. Оттуда он должен был отплыть к Наветренному берегу в Африке, чтобы там наблюдать за покупкой и погрузкой «живого товара», затем переплыть с ними через Атлантику в Порт-Рояль на Ямайке. Молодой Рилэнд был охвачен антиработорговыми идеалами и имел серьезное предубеждение против торговли человеческими телами; и он не имел, как он отмечал, никакого желания быть «заключенным в плавучую тюрьму вместе с толпой больных и несчастных рабов». Он не был согласен с заверениями, что недавние данные о перевозке рабов по Среднему пути «серьезно преувеличены» [90].
Так случилось, что старший Рилэнд, как и его сын, начал испытывать сомнения по поводу рабства. Его христианская совесть, очевидно, требовала, чтобы молодой человек, который унаследует родовое имение, узнал все о работорговле. Послушный сын сделал, как приказывал отец. Он отправился в Ливерпуль и в качестве привилегированного пассажира поплыл на борту судна «Свобода», которым управлял «капитан Й***». Рилэнд составил самое детальное описание работоргового судна, которое когда-либо было написано [91].
Когда Рилэнд ступил на борт судна, которое должно было плыть к Африке через Атлантику, капитан понял, что этот человек был противником работорговли. К нему был приставлен плотник, отвечавший за деревянные части корабля, чтобы представить корабль с наилучшей стороны. По словам Рилэнда, он пытался «смягчить вопиющие обстоятельства и в Африке — во время нашего пребывания на побережье и во время последующего рейса на Ямайку». Он упомянул покупку больше чем двухсот пленников, давку, неизбежные болезни и смерть. Капитан обязался обучать своего молодого пассажира. Он сидел с ним ночами в каюте капитана (где Рилэнд спал и ел), разговаривая с ним при тусклом свете колеблющихся ламп, терпеливо разъясняя, что «дети селений» приносят пользу, будучи посланными на американские плантации, так же как на принадлежащие старшему Рилэнду.
Вскоре капитан набрал нужный «живой товар» на африканском побережье. После этого он пообещал Рилэнду, что тот теперь увидит, что «невольничье судно совсем не такое, каким он его видел до этого». Он упомянул о пропаганде аболиционистов, которая изменила общественное мнение в Англии и за границей. Несмотря ни на что, он хотел показать своему пассажиру «рабов, радующихся их счастливому состоянию». Чтобы проиллюстрировать эту мысль, он подошел к женщинам-невольницам на борту и сказал несколько слов, «на которые они ответили тремя приветствиями и громким смехом». Потом он прошел по главной палубе и «сказал те же самые слова мужчинам, которые дали ему такой же ответ». С торжеством повернувшись к Рилэнду, капитан сказал: «Ну, теперь вы убедились, что мистер Уилберфорс ошибался в отношении работорговых судов?» Он упомянул лидера парламента, который говорил об ужасах перевозки рабов23. Но это Рилэнда не убедило. Однако он был так заинтригован, что попытался выяснить, говорит ли капитан правду. Поэтому он очень подробно исследовал «устройство этого невольничьего судна» [92].
В описании этого корабля среднего размера приблизительно 140 тонн водоизмещением Рилэнд начал с нижней палубы, где 240 невольников (170 мужчин и 70 женщин) сидели взаперти в течение шестнадцати часов в день и иногда дольше. Также он описал помещение, похожее на тюрьму, — 140 мужчин были скованы по двое в запястьях и лодыжках. Это помещение находилось под главной палубой и располагалось вокруг грот-мачты. Расстояние между нижней палубой и бимсом24 составляло четыре с половиной фута, таким образом, большинство мужчин не могли там выпрямиться в полный рост. Рилэнд не упоминал платформы, которые обычно строили на нижней палубе, чтобы ее расширить — от края судна приблизительно на шесть футов, чтобы увеличить число рабов, которые может перевезти корабль. Судно было, вероятно, подготовлено для перевозки максимального числа рабов согласно Акту Долбена от 1788 г., по которому было разрешено перевозить по пять человек рабов на три тонны водоизмещения.
На главной палубе деревянная переборка и двери закрывали вход в мужскую часть, в стене была установлена решетка, чтобы пропускать «достаточно воздуха». С той же целью, чтобы предотвратить побег, решетки были сделаны на окнах, хотя их не всегда открывали. В конце этого помещения была «очень крепкая переборка», построенная плотником судна, чтобы не затруднять движение воздуха через нижнюю палубу. Однако, как Рилэнд полагал, вентиляция внизу была плохая, что означало, что мужчины были вынуждены находиться в «самой нечистой и душной атмосфере». Хуже того, там было слишком мало свободного пространства: выделенное каждому место было «слишком маленьким и для удобства, и для здоровья». Рилэнд увидел, что мужчины, сидевшие внизу, выглядели «мертвенно бледными, мрачными и удрученными». Оставаясь в трюме в полной темноте много часов подряд, им приходилось закрывать глаза от яркого солнечного света, когда они поднимались на палубу [93].
Часть нижней палубы, от главной мачты до бизань-мачты, была отдана женской части невольников, так как «Свобода», в отличие от большинства невольничьих судов, не имела специальных мужских помещений. Чтобы отделить мужчин от женщин, было выделено место приблизительно в десять футов, которое было оставлено между мужскими и женскими четвертями как проход для команды, так, чтобы матросы могли подходить к грузу и провизии (к еде и воде в негабаритных «гвинейских бочках»). От носа до кормы женское помещение было закрыто крепкими переборками. Для женщин, большинство из которых не были закованы, помещение было более просторным, и они были более свободны в передвижении, чем мужчины, так как здесь находилось только сорок пять человек. Решетка выступала как коробка на три фута выше главной палубы и «пропускала много воздуха», как отметил Рилэнд. Те, кто находился внизу, могли бы с этим не согласиться [94].
Два дополнительных помещения были выстроены ниже квартердека25, который был поднят приблизительно на семь футов выше главной палубы и простирался по всей корме судна. За ними находилась каюта, где на парусиновых койках спали капитан и сам Рилэнд. Но даже эти двое самых привилегированных членов команды были вынуждены разделять свою каюту с двадцатью пятью маленькими африканскими девочками, которые спали на полу. Капитан предупредил своего компаньона, что «в первые дни будет неприятный запах», однако пообещал, что, «когда мы войдем в зону ветров, он исчезнет». Однако Рилэнд со своей джентльменской чувствительностью к запахам привыкнуть не смог, и впоследствии он писал: «В течение всей ночи я висел над толпой рабов, лежавших на полу, и зловоние от которых периодически становилось невыносимым».
Такая же ситуация была в соседнем помещении, дверь которого выходила на главную палубу. Здесь спали врач и первый помощник капитана, которые также делили свою каюту с невольниками: под ними на полу каждую ночь размещали двадцать девять мальчиков. Другие места на главной палубе предназначались для заболевших, особенно в случае дизентерии, чтобы «держать их отдельно от других». Больных мужчин размещали на палубе, соорудив для них тент из парусины; больных женщин устраивали под палубой. Немного места было оставлено для матросов, они спали в гамаках недалеко от тента, где лежали больные. Матросы надеялись, что парусина защитит их от насекомых, которые досаждали им в огромном количестве рядом с африканским побережьем.
Рилэнд заметил и другую особенность, которая была буквально основой всей жизнедеятельности организации главной палубы: там стояла перегородка — деревянный барьер десяти футов высотой, который делил судно пополам от грот-мачты и до бортов, выступая приблизительно по два фута в каждую сторону от судна. Эта перегородка была рассчитана на то, чтобы превратить любое судно в тюрьму, и она отделяла мужчин, которых держали в грузовой части судна, от женщин и служила защитным барьером, за который команда могла отступить (на женскую половину) в случае восстания рабов. Также эта перегородка выполняла охранную функцию, которая позволяла команде поддерживать порядок на борту. В этой перегородке, как отметил Рилэнд, была сделана узкая дверь, через которую мог с трудом протиснуться один человек. Всякий раз, когда невольники-мужчины находились на главной палубе, два вооруженных стража защищали эту дверь, в то время как «еще четверо с заряженными короткоствольными ружьями в руках стояли сверху этой перегородки над рабами: и два заряженных орудия были направлены на главную палубу через отверстия в этой перегородке». Угроза восстания присутствовала постоянно. Капитан уверил возмущенного Рилэнда, что «он держит такую охрану, чтобы не дать рабам восстать». Невольники уже предпринимали однажды попытку бунта, когда они были на побережье Африки, и бунт был подавлен. Когда рабы находились на палубе, она превращалась в тюремный двор.
Рилэнд отметил, что на судне был шлюп, где находились в изоляции заболевшие, но он не объяснял его назначение. Эта крепкая лодка до тридцати футов длиной, с мачтой и небольшим орудием, могла идти под парусом или на веслах и перевозить значительные грузы. Ее использовали и для буксировки судна в порту. На невольничьих кораблях, как правило, была еще одна небольшая лодка (которая называлась ялик), на ней был небольшой парус и четыре или шесть весел. Эти два судна играли важную роль на невольничьих кораблях, потому что почти вся торговля на африканском побережье велась не на берегу, а на корабле. Лодки сновали от стоящего на якоре судна до берега и обратно — переправляя в одну сторону различные изделия и товары, а в другую сторону — невольников (их также перевозили и в африканских каноэ). У обеих лодок обычно было более плоское дно, чтобы они были устойчивыми и могли нести тяжелый груз, а также для того чтобы их было проще вытаскивать на берег [95].
Невольничьи суда имели и другие важные особенности, которых не заметил Рилэнд. Оружейное помещение находилось обычно около каюты капитана (и как можно дальше от помещения с невольниками), оно всегда охранялось и было тщательно заперто. В распоряжении кока на судне находились огромные металлические чаны и медные котлы, чтобы он мог приготовить еду на 270 человек невольников и членов команды. Туго сплетенная веревочная сетка была натянута вокруг всего борта судна, чтобы не дать невольникам выпрыгнуть за борт [96].
Так как такие корабли, как «Свобода», длительное время находились на африканском побережье, собирая свой живой груз, их корпус специально был обшит медью, чтобы защитить древесину от тропических червей или моллюсков, например Teredo navalis — корабельного червя. К 1800 г. медная обшивка получила широкое распространение, несмотря на то что это было относительно недавним техническим достижением. В начале XVIII в. корабли, плавающие в тропических водах, были обшиты листами меди, обычно приблизительно в половину дюйма толщиной, которые крепились на корпус (как заказывал Менести). Начиная с 1761 г. британский королевский флот, который регулярно патрулировал тропики, с успехом экспериментировал с медной обшивкой. Уже к 1780-м гг. такая практика стала чрезвычайно распространенной [97]. Большой 350-тонный корабль «Триумф», который некогда назывался «Нэнси», был построен в Ливерпуле для перевозки невольников и выставлен на продажу на аукционе в Ньюпорте, Род-Айленд, в 1809 г. как имеющий «медный крепеж» и «два слоя меди» [98]. В последней четверти предыдущего века, с 1783 до 1808 г., одной из особенностей, обычно подчеркиваемых при продаже любого работоргового судна, был его медный корпус [99].
К тому времени, когда «Свобода» отправилась в плавание в 1801 г., некоторые из больших работорговых судов использовали виндзейль26, чтобы увеличить вентиляцию и улучшить здоровье невольников в трюме. Виндзейль был вытяжной трубой из парусины, которую можно было изогнуть под любым углом и разместить через люк, чтобы «дать доступ свежему воздуху вниз в закрытые помещения судна». Виндзейль предназначался для сохранения здоровья моряков и теперь стал применяться в работорговле, хотя и не везде. Один современник отметил несколькими годами ранее, что только на одном из двадцати невольничьих кораблей был виндзейль, и «Свобода» была почти наверняка исключением среди большинства [100].
Рилэнд также отметил оковы, которыми обычно сковывали невольников на борту «Свободы». Тут он коснулся другой важной особенности тюремного судна: средств заточения. Это были наручники и кандалы, ошейники, цепи различных видов и, возможно, клейма. Многих рабов заковывали в тиски — средневековое пыточное орудие, в котором зажимали и выкручивали пальцы непослушного раба. При продаже работоргового корабля «Джон», о чем было объявлено в газете «Коннектикут Сентинел» 2 августа 1804 г., были перечислены «300 пар прочно сделанных кандалов» и «150 железных воротников вместе с цепями, замками и др. Все в хорошем состоянии для перевозки рабов» [101].
Эти отличительные особенности делали работорговые корабли легко узнаваемыми в случае, если они терпели крушение, как, например, бриг без мачт, «севший на риф у побережья» на Багамских островах в 1790 г. Судя по количеству кандалов на нем, это был «старый гвинеец» [102]. Несколько лет спустя, в 1800 г., капитан Делтон на корабле «Мэри-Энн» нашел другой корабль-призрак у побережья Флориды. Это было большое полузатопленное судно, лежащее на боку, без парусов и без всяких признаков людей. Им оказался корабль, названный «Гончий пес», из Портленда, штат Мэн, признанный капитаном как работорговое судно «от носа до кормы». Джон Рилэнд не переживал такой катастрофы, но он хорошо знал, что оказался на специфическом судне. Этот корабль был способен превращаться в тюрьму и перевозить африканцев по атлантическому миру, чтобы обеспечить его рабочей силой для плантаций, торговли, империи и капитализма [103].
Глава третья
Африканские дороги до Среднего пути
В конце 1794 г. приблизительно в ста милях по Рио-Погас на Наветренном берегу две группы охотников враждующих племен гола и ибау вступили в конфликт из-за спорной территории. Человек ибау преследовал зверя, как утверждали его соплеменники, но люди гола посчитали добычу своей. За этим последовало сражение, в котором был убит человек гола и ранены несколько ибау. Гола обратились в бегство, ибау вернулись с триумфом. Но вскоре оскорбленный вождь гола собрал отряд и вторгся в земли ибау, разрушив несколько деревень и забрав пленных, которых он быстро продал в рабство. Окрыленный успехом, он решил напасть на своих врагов квапа, надеясь взять в рабство все племя. После нескольких яростных сражений он допустил тактический просчет, в результате его воины попали в ловушку, а сам вождь пустился в бегство, потеряв семьсот из своих лучших воинов. Как только пленников связали, вождь ибау отправил гонца вниз по реке к побережью, объявив о желании торговать с «морскими странами». Он нашел желающих, когда работорговое судно «Чарльстон» прибыло на побережье. Капитан Джеймс Конноли послал Джозефа Хоукинса с проводником-африканцем через густой лес, чтобы купить сто воинов гола и доставить их на побережье [104].
Тем временем «самые великие воины» гола лежали обнаженными в месте заключения, «связанные без разбора веревками за руки и за ноги». Когда Хоукинс добрался в это место, вождь ибау предложил ему выбрать тех, кого он захочет. Отряд воинов ибау повел купленных пленников к морю. Невольников вели парами, на расстоянии четырех футов друг от друга, связав каждого веревками вокруг шеи и за локти, сведенные за спину. Когда их повели, пленники гола впали в «угрюмую меланхолию». Они остановились, обернулись, и «из их глаз потекли слезы» [105].
После монотонного шестидневного пути караван добрался до реки, чтобы совершить важный переход с суши на море, от своей африканской независимости к европейской собственности, от одной тирании к другой. Чтобы добраться на корабль «Чарльстон», где их ждали матросы с железными наручниками и кандалами, с корабля была послана шлюпка и две лодки с гребцами, которые должны были перевезти невольников. Надежд на спасение, казалось бы, не было. Пленники начали вопить. «Замена веревки на кандалы, — писал Хоукинс, — разрывала их надежды и сердца».
Когда гола перевозили на борт на лодках, двое из них выскочили за борт. Однако обоих схватили матросы, плывущие в маленькой лодке. Одного они схватили и вытащили из воды в лодку, другого ударили веслом по голове. Оставшиеся на борту четверо невольников и те, кого уже перевезли на корабль «подняли крик». Стоявшие на палубе попытались сбросить двоих матросов за борт, но шум привел в готовность остальную часть команды, которая выскочила на палубу с оружием и ножами. Тем временем пятеро рабов сумели освободиться от пут и изо всех сил пытались помочь развязаться другим. Те, кого уже поместили вниз, пытались схватить матросов за ноги через решетку, «крича всякий раз, когда те, кто оставался наверху, пытались ударить кого-либо из нас». В конечном счете, победа досталась матросам, правда, с большим кровопролитием с обеих сторон. Один из невольников был убит и девять были ранены. Остальных заковали в двойные кандалы. Пятеро моряков и Хоукинс (который потерял в схватке мизинец) были ранены, но ни один из них не смертельно. Рабов скоро переправили со шлюпок на «Чарльстон», где они присоединились к четыремстам другим, направляющимся в Южную Каролину. Если бы воины гола знали, что случай на охоте уведет их от дома на расстояние в пять тысяч миль в Южную Каролину! Теперь им приходится вести другую войну [106].
Для невольников гола, как для миллионов других, порабощение началось в самой Африке с того момента, как их оторвали от семьи, дома и своей земли. Большинство людей, которые оказались на работорговых судах, были захвачены силой, против их воли, обычно во время разных видов «войн» или в виде наказания за преступления. Длинный путь состоял из двух этапов, как в случае гола: первый этап проходил в самой Африке — на суше, когда приходилось добираться до побережья и работоргового судна пешком или по рекам (на шлюпках или, чаще, в каноэ). Работорговцы назвали эту дорогу «путем» — надежным маршрутом для передвижения рабочей силы из Африки в мировую экономику.
Второй этап начинался на самом работорговом судне, в океане — на переходе из Африки в порты Америки. Эти этапы объединяли конфискацию на одной стороне Атлантики и эксплуатацию на другой. Дороги и события были разными в различных областях Африки, в зависимости от видов обществ, из которых прибывали как рабы, так и работорговцы. От того, кто поработил невольников, откуда их доставили, как они оказались на работорговом корабле, как их удержали в повиновении, формировалось их отношение к рабству. Почти для всех пленников, за исключением тех, кто становился матросом, переход из Африки будет окончательным. Как только невольник попадал на судно, для него обратной дороги не было [107].
Работорговля в Африке
В 1700 г. население Западной и Западной Центральной Африки составляло около 25 млн человек, которые жили в сложной иерархии племен и зависимых сообществ по всему побережью на четыре тысячи миль — от Сенегамбии до Анголы. Мелкие племена не знали государственности, более крупные уже имели классовые различия, самые многочисленные находились в начале формирования классового общества, вожди которых управляли обширной территорией, вели прибыльную торговлю и имели армии. Последний тип часто доминировал над другими, вынуждая соседей платить дань и подчиняться в торговых и военных вопросах, при сохранении местной автономии и контроля за землями и рабочей силой [108].
Рабство было древним и широко распространенным институтом, обычно пополняемым за счет военнопленных и преступников. Работорговля велась в течение многих столетий. С VII до XIX в. более 9 млн душ было отправлено на север Сахары в результате торговых сделок арабских купцов и их исламских союзников в Северной Африке. Эти рабы продавались на крупных коммерческих рынках. Когда туда прибыли европейские работорговцы, они просто влились в уже существующий кругооборот обмена и ничего в нем не изменили [109].
Все же, как писал историк Уолтер Родни, рабство и классовые различия в первую очередь возникали в тех областях Западной Африки, где атлантическая торговля была наиболее интенсивной. Частично причиной становилось стремление капитанов работорговых судов иметь дело с правящими группировками и сильными вождями — людьми, которые могли командовать трудовыми ресурсами и поставлять «товар». Это происходило из-за того, что богатство и силовые элементы (особенно оружие) накапливались этими же людьми в результате этой же торговли. Небольшие племена, которые еще не знали неравенства, могли заниматься и занимались работорговлей, но только для того, чтобы иметь возможность покупать сельскохозяйственные продукты. Крупные племена покупали оружие и порох, превращаясь в сильные централизованные военизированные государства (Асанте, Дагомея, Ойо, нигерийские города-государства — например Конго). Они использовали огнестрельное оружие, чтобы подчинить своих соседей, которые становились источником караванов невольников, продаваемых ради следующей порции мушкетов. В областях, где работорговля была сильно распространена, вокруг продажи людей вырастали целые группы, которые занимались поимкой и транспортировкой рабов. Торговцы превратились в сильную прослойку, управляя таможней, налогами, ценами и потоком пленников. Число рабов и значение рабства как социального института в африканских обществах распространялось вместе с ростом атлантической торговли рабами [110].
К XVIII столетию Португалия, Швеция, Дания, Нидерланды, Франция и Англия — все имели свои сферы влияния и предпочтительные морские торговые порты, но в интересах африканских торговцев обычно было не давать монополию только одной европейской стране, даже при том, что они время от времени имели дела с разными странами одновременно. Торговля на африканском побережье оставалась поэтому относительно открытой и конкурентоспособной, как отмечали британские торговцы, когда они узнали, что после Американской революции африканские торговцы в Аномабу объявили о своем праве продолжать торговать с получившими независимость американцами. Торговля имела свои приливы и отливы — она возрастала после крупных внутренних войн и ослабевала после того, как источники поставки рабов были исчерпаны в результате интенсивной торговли [111].
Работорговля варьировалась в зависимости от районов и торговых партнеров, и она имела две основные формы. Первая — это «торговля в факториях», когда капитаны работорговых кораблей покупали невольников у других европейцев, проживавших в таких районах, как Кейп-Кост на Золотом берегу (теперь Гана); вторая — «торговля на лодках», которая проходила во многих областях, где не было никаких фортов и факторий, и дела зачастую велись на главной палубе невольничьего корабля, после чего каноэ, баркасы и шлюпки переправляли грузы и товары на берег и обратно. Эту торговлю иногда называли «черной торговлей», так как она велась в значительной степени африканскими торговцами, часть из которых была представителями больших торговых государств, другие — небольших групп торговцев. Иногда два типа торговли существовали вместе.
Сенегамбия
Человек, которого привез на борт торговец из народа малинке, был высокого роста — пять футов и десять дюймов, худощавый, лет около тридцати, его голова и борода были выбриты как у военнопленного. Капитан Стивен Пайк, командовавший судном «Арабелла», купил его, очевидно не посмотрев на руки: если они были грубыми — значит, этот человек привык трудиться. Но у этого человека руки были иными. Имя человека было Хиуб бен Салумена бен Хибрахема, что означало Иов, сын Соломона, сына Абрама [112]. Он был «магометанин», или мусульманин, и, кроме того, был сыном самого высокого священника, или имама, города Бунда около реки Сенегал, в королевстве Фута Джаллон. Он был схвачен, когда пытался продать «двух негров», без сомнения «язычников», чтобы купить бумагу для себя и своих грамотных единоверцев. После того как его пленили, а потом продали, ему удалось разъяснить свое высокое положение капитану Пайку. Капитан решил предложить его отцу выкупить сына, но семья жила далеко и судно скоро уплыло. В Мэриленде Иов привлек внимание одного поверенного, который был впечатлен его знаниями (тот помнил Коран с пятнадцатилетнего возраста) и его высоким социальным статусом: «Мы чувствовали, что он не обычный невольник». Его послали в Англию, где несколько джентльменов объявили сбор денег по подписке и выкупили его на свободу. Он стал знаменитым — его принимали король, королева, герцог Монтегю и многие другие. Через три года после того, как он попал на «Арабеллу», Королевская африканская компания репатриировала столь высокое лицо в Форт-Джеймс в Гамбии, где Иов немедленно купил себе рабыню и двух лошадей. Когда он возвратился к своей семье, его приветствовали «восторгом» и «наводнением из слез». Он узнал, что его отец умер и одна из его жен завязала дружбу с другим человеком, но все пятеро его детей были живы и здоровы. Королевская африканская компания надеялась, что он будет защищать их интересы, когда вернется к себе домой. Он не разочаровал их [113].
Как часть Западной Африки, самой близкой к Европе, Сенегамбия откуда был родом Иов бен Соломон, был территорией, где атлантическая работорговля имела самую длинную историю. Простираясь от реки Сенегал на юго-запад вокруг Зеленого мыса, назад на юго-восток к реке Гамбия и еще дальше на юг к реке Казаманс, страна тянулась на протяжении трехсот миль, имея на своей территории три главных водных системы, которые связывали внутренние земли с побережьем. Вдоль берега моря проживало четыре главных группы племени волофов, включая джолофов (родное племя Соломона), которые контролировали торговлю между побережьем и внутренними землями. Большинство вождей этих племен было мусульманами, но многие простые жители по крайней мере до конца XVIII в. оставались язычниками. Дальше, во внутренних землях, жило говорившее на языке манде племя малинке, также мусульмане; кроме них в центре Сенегальского бассейна жил народ фульбе (мусульмане-скотоводы) и в верхней части реки жили серраколы. В глубине обитали бамбара, которые в конце XVII в. были объединены вождем Кадианом из династии Кулубали и превращены в общество воинов-земледельцев. В южно-центральной части жили серверы и, еще дальше на юг, различные группы малинке. Между ними были вкраплены, особенно вдоль побережья, небольшие племена, такие как народ баланте и, недалеко от берега, «островные биджаго» [114].
Ислам начал распространяться в Сенегамбии с IX в. и к XVIII столетию завоевал, хотя это еще не доказано, практически всю его территорию. С ростом военной знати племени малинке, которые уже хорошо освоили верховую езду, многие люди из небольших племен были захвачены в плен и проданы в рабство. Мужчины племени биджаго, как было известно, совершали самоубийство, если их брали в плен. Джихад против неверных (и просто номинально принявших ислам вождей) шел с 1720-х по 1740-е, вспыхнув снова в 1780-1790-е гг. В это время в результате джихада в Фута Джаллоне экспорт рабов увеличился, хотя процесс закабаления не был равномерным и различался в зависимости от времени и места. Скотоводы племени фула, например, восстали против правителей сусу в 1720-е гг. и сумели получить контроль над некоторыми землями. Сопротивление порабощению было жестоким и продолжалось на работорговых судах.
Простолюдины постепенно обращались в ислам, не в последнюю очередь, чтобы спасти себя от рабства, особенно в областях бассейна реки Гамбия. Между тем ислам продолжал быстро распространяться, так как активные торговцы из народа дьюла27 основывали новые поселения и обращали людей в новую веру. Невольников забирали из трех регионов: с побережья, из верховий рек Сенегал и Гамбия и района вокруг среднего и верхнего Нигера. Эти люди были главным образом земледельцами и пастухами и говорили на близких языках Западной атлантической группы. В Сенегамбии больше, чем где-нибудь в Гвинее, исламские / сахарские и европейские / атлантические силы встретились, столкнулись и начали взаимодействовать, в конечном счете преобразовав эту территорию. В течение XVIII в. приблизительно 400 тыс. невольников из этих земель были проданы на работорговые суда и отправлены в Новый Свет, приблизительно половину из них перевезли британские и американские суда. Иов бен Соломон — только один из двух людей, о которых известно, что они смогли вернуться домой после того, как прошли по Среднему пути [115].
Сьерра-Леоне и Наветренный берег
book-ads2