Часть 5 из 60 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Рихард не хотел этого признавать, но он был согласен с Марш. Во всем согласен.
Ему не нравились эфиры после казней не потому что их суть была отвратительна. Просто он мог сделать лучше. Мог и очень, очень хотел.
И идея эфиров казалась ему изящной, почти гениальной. Делали еженедельные казни воплощением паршивой, но такой притягательной новой эстетики и нового гуманизма.
— Особый интерес представляют запросы Руфуса на порнографических конвентах. — Слово «порнографический» ведущая произнесла особенно четко и особенно тревожно. — Для их анализа мы связались с штатным психологом из центра адаптации…
Рихард заметил, как Марш поморщилась, когда на экране появился парень в клетчатом синем пиджаке. Он помнил, какие отношения у нее были с молодыми врачами. И какие отношения у молодых врачей были с ней — помнится, как-то один из психологов «Сада-за-оградой» жестом попросил Рихарда отключить все камеры и микрофоны, а потом минут двадцать орал, чтобы ему разрешили «аннулировать все сертификаты и придушить эту тварь». Рихард тогда от души веселился, потому что орал мальчишка так, что его записали микрофоны в соседнем кабинете.
— … заметьте, он всегда уточнял, что девушка должна быть миниатюрная, бледная и полностью депилированная, — мягко вещал психолог в синем клетчатом пиджаке, — это говорит о подсознательном страхе перед взрослыми женщинами. Руфус, в сущности, оставался подростком…
Марш вдруг отчетливо хмыкнула и ее зубы лязгнули о золотую риску на стакане.
— Представила, что бы он сказал о моих запросах, — объяснила она, хотя Рихард ни о чем не спрашивал, и надеялся, что она не станет с ним делиться этими воспоминаниями.
Он тактично не стал открывать те файлы, даже чтобы проверить, нет ли там запрещенной информации.
— … А эту девушку зовут Лили. Миниатюрная, с высоким индексом социальной привлекательности. Они с Руфусом познакомятся за день до его девятнадцатилетия…
… Что если каждый казненный — не воплощение торжества справедливости, а персонаж собственной истории? Что если эта история вовсе не отвратительна, а печальна, и каждому казненному можно и нужно сопереживать, при этом осознавая неизбежность его конца?
Рихард не поленился, нашел все материалы об этих эфирах, которые были в доступе. В официальной программе была подробно прописана цель, с которой он не мог не согласиться, хоть и понимал, почему Марш так злят эти казни.В городах Среднего сегмента не разделяли людей на добрых и злых. Трагические обстоятельства толкали людей к трагическим итогам, а значит, каждый может предотвратить преступление.
— … Лили над ним посмеялась. Руфус, который несколько месяцев готовился к этому разговору…
На экране смеялась молодая черноволосая Лили — записи сделали с нескольких камер, сверху, снизу и сбоку. Лили смеялась во всех ракурсах, и только в одном, в самом удачном, Руфус стоял и растерянно таращился на нее. На золотисто-кремовый загар, на белые зубы и розовые импланты на месте клыков.
И Рихард на них смотрел. Хотел бы Руфус, чтобы кто-то наблюдал за таким постыдными моментом? Чтобы тысячи людей слушали, как анализируют его запросы на порнографию? Согласия Руфуса точно никто не спрашивал. Может, это даже страшило больше, чем казнь — эфир, в котором о тебе расскажут все, что ты сам о себе хотел забыть, покажут, до чего глупая была у тебя рожа и какая красивая была Лили, хоть и с дурацкими имплантами.
Если бы Лили не была такой сукой — может, Руфусу не вскрыли бы сегодня горло. Если бы его мать уделяла ему больше внимания — может, он остался бы частью общества. Если бы его начальник поощрял бы его инициативность — может, он бы не искал способа выразить себя другим образом.
Очень, очень жаль, что так получилось. Иначе было нельзя, но может, один мертвый Руфус спасет от своей участи сотню других Руфусов?
А сука-Лили, его мать, начальник и другие — почему бы не назвать их имена и не показать лица. Пусть и они получат свою долю расплаты, и может, одна осужденная обществом Лили научит тактичнее отказывать отчаянно стесняющимся мальчишкам, которые столько месяцев готовились к этому объяснению.
— Скучно, — поморщилась Марш. — Какая-то девочка над ним посмеялась, что, нельзя было получше кадры найти?
Рихард почувствовал короткий укол раздражения — вот таким вечно подавай душевыворачивающих кадров и историй. Сказать, что над мальчишкой посмеялись и опозорить его демонстрацией запросов уже недостаточно. А потом понял, что Марш снова издевается. Он успел изучить это лицо и все его выражения. Он сам синхронизировал мимику с записей с базовыми реакциями, а потом следил, чтобы тестовая версия выдавала правдоподобные выражения.
— И каждый раз используют порнографию, — Рихард неуклюже попытался свести разговор в шутку. Предложить ей перемирие, хотя бы на этот вечер — вообще-то иногда они неплохо ладили. — Показали бы какая рожа у него была в зоо-конвентах, вот где стыд. «Руфус предпочитал смотреть, как умеренно пухленькие котики персиковой расцветки выбирают из семидесяти видов корма с лососем…»
Марш едва слышно фыркнула и отвернулась.
Эти программы лучше, чем эфиры, которые Рихард готовил на выпуски в «Саду-за-оградой». Цель здесь была выше, а надрыва в каждом выпуске гораздо больше. У него было всего несколько эфиров, которые можно было поставить в один ряд с этими, и он ими до сих пор гордился. Каждую неделю создавать четыре подобные программы — настоящий подвиг всей команды контентщиков. Даже Марш это понимала, сколько бы ни притворялась и ни ерничала.
И Рихард, как никто, знал, что нужно, чтобы создавать такие эфиры — выбирать из множества те истории, которые стоят того, чтобы быть рассказанными. А значит, чем лучше персонаж получится из человека, тем больше шансов, что однажды ему вскроют горло.
Рихард это понимал, и Марш понимала. Наверное, поэтому ей и нравилось смотреть с ним эти эфиры. Поэтому она до сих пор презирала его и не могла простить, а он совсем не мог ее за это осуждать.
— Что он сделал-то, я прослушал, — Рихард не хотел сосредотачиваться на этой мысли.
— Задушил младшую сестру и зарезал отца, — равнодушно ответила Марш. — А потом поперся в торговый центр с полными карманами взрывчатки, и почему-то думал, что его пропустят.
Рихард понимающе кивнул. Детей убивали чаще. Убийства в Средних городах были еще большей редкостью, чем в Низших, и все же они случались. Потому что взрослый не успел послать репорт и вызвать помощь или потому что ребенок не понял, что происходит.
Из этой истории получился бы отличный эфир. Пожалуй, Рихард знал, как сделать лучше.
Вот только как мальчишка умудрился зарезать взрослого человека и почему Дафна не отреагировала?
— Его отец не стал посылать репорт, — уточнила Марш. Она тоже умела читать его мысли по лицу.
— Что значит «не стал»? — поморщился он.
— Его отец проснулся, все понял, и решил дать мальчишке время сбежать. — Марш не отрывалась от экрана, где все чаще мелькали кадры, уже не выстраивая историю, а только передавая настроение.
Блики солнца на озере — и Руфус, щурящийся на воду. Просторная аудитория — видимо, университет — и нервно стучащие по панели пальцы. Касания анимированы — под пальцами расходятся круги, а иногда разлетаются брызги.
В эфирах после казней ничего не говорили об убийствах, и Рихард считал, что это правильно. Если бы он был моложе или проработал на какой-нибудь другой должности — он мог бы вспомнить, что тоже сдавал тесты в светлой аудитории, и анимация на панели была похожая.
— А сучонок взял да и зарезал его, — с удовольствием закончила Марш.
— Вам начислено сто баллов за просмотр первого блока, — шепнула Дафна в наушнике. — Вы компенсировали списание за превышение дневной нормы алкоголя.
Марш вздрогнула и наконец обернулась к нему. Пустой бокал в ее руке растаял и больше не появился.
Глава 2. Как мы друг другу врем
Люди не должны помнить собственную смерть. Для Марш это не подлежало сомнению, но она перестала быть человеком. И могла позволить себе гораздо больше.
Если бы где-то осталась жить злая одноглазая женщина по имени Марш Арто, сейчас она была бы несчастнее, чем за все годы до этого. Была бы злее, растерянней и, наверное, постоянно терла бы манжету, стараясь заглушить голос разума, воющий о противоестественном, страшном мире, где ей теперь приходилось жить. О противоестественной, страшной роли, которую ей приходится исполнять.
Но злой одноглазой женщины не было, а красноглазый секретарь Рихарда Гершелла умела лишь подражать ее эмоциям.
Она бы злилась. Алгоритмы, составленные на основе анализа ее реакций и реплик выдают результат: с вероятностью в 68% она бы разозлилась. 15% — почувствовала бы себя напуганной и несчастной и сделала бы вид что злится. 13% распределялись между прочими вариантами с незначительной вероятностью, 3% на начало приступа и 1% оставался для реакции, которую программа не могла классифицировать.
Приступ всегда вычеркивался из алгоритмов — программа лишь сообщала, что живая Марш Арто могла впасть в беспамятство.
Арто знала. Помнила. Черные пауки, тянущие лапы сквозь глазницы, белые стены, такие близкие, что вот-вот упадут, раздавят, а в следующую секунду — далекие настолько, что хочется кричать, наполнить собственным голосом бесконечное пустое пространство. Чтобы в крике найти хоть какой-то ориентир.Настоящая Марш хотела бы его иметь, но настоящая Марш умерла.
Теперь Арто жила в доме Рихарда Гершелла. Всегда выбирала наиболее вероятные варианты ответа. В каждом случае анализировала ситуацию, прислушивалась к ответам алгоритмов и делала то, что другие считали непредсказуемым. Какая же это непредсказуемость. Глупость. Марш уместилась в чуть большее количество вероятностей, чем у рядового гражданина, но их количество все еще было ничтожно мало.
Марш хотела бы вернуться к Леопольду, узнать любую правду — смог ли он вылечиться? Смог вернуться к работе? Для нее не было ничего важнее.
Марш хотела бы лгать и хитрить, потому что находила извращенное удовольствие в обмане системы и кратком, почти несуществующем мгновении, в которое Марш ощущала над ней власть.
Марш хотела бы вернуть свою память.
Она хотела бы многого, но Арто, аве, Арто, не хотела ничего.
Аве. Ее было легко позвать. Ее можно было заставить подчиняться, и Рихарду стоило лишь немного изменить ее настройки, взломать собственноручно возведенные стены. Шаткие препятствия между ее настоящим предназначением и тем, что он хотел видеть — куча гнилой соломы, удерживающую кубометры воды, готовой впасть в новое русло.
Если Рихард захочет. Если ему надоест, если он только протянет руку.
Настоящая Марш была бы в отчаянии. Она ничего так не боялась, как снова оказаться во власти подобного человека. Здесь, в Среднем Эддаберге, ее не спас бы даже Леопольд.
Далекий Леопольд. Может, мертвый Леопольд.
Джей сказал, что он был жив, когда взламывали систему начисления рейтинга. В карте не было отметок о новых посещениях клиник и аптек. И Джей не врал, она включила все анализаторы. Все, что ей оставалось — верить. Но живая Марш ни за что бы не поверила, слишком часто она сама обманывала анализаторы.
Но что теперь? Мертвая Марш знала, что долг живой не умещается в забитое лекарствами, консервами и чипами с контентом хранилище. Не умещается в вырезанный глаз, унизительные слезы на полу ледяной социальной квартирки, прикосновение лба к теплой ладони: «Неправда».
«Неправда, что я ни на что не гожусь». «Неправда, что я не умею создавать ничего красивого».
«Меня любит девочка Бесси, она нуждается во мне — посмотрите, Леопольд! Я способна на настоящие поступки, я способна на большее, чем едва выходящие за рамки социальной приемлемости преступления. Я могу и ничего взамен не хочу — только показать, что я могу чуть больше, чем позволяет мне Аби».
Но Арто ничего этого не хотела. Не могла хотеть. Или не должна была хотеть. Ушло безумие — впиталось в смертную тень, как вода в раскаленный песок. Ушла вся любовь — те редкие проблески, что были в ее жизни. Арто не могла точно рассчитать, любила ли Марш Леопольда. Все проанализированные эмоции, гормональные реакции и вербальные сигналы совпадали с дочерней любовью на 24%, с сестринской — на 12%, с привязанностью к наставникам и авторитетам — на 26%. 0,5% совпадало с сексуальным влечением, остальные значения разделили чувства от благодарности до невротической привязанности. Арто не могла ответить, было ли это чувство любовью, но должна была его изображать.
Была любовь к матери, которую изображать не требовалось. Арто знала, что если когда-нибудь ей суждено встретиться с той женщиной, или если когда-нибудь о ней зайдет разговор, нужно просчитать, насколько напуганной оказалась бы Марш.
Она так боялась об этом вспоминать. Что была мягкая розовая ткань жакета, упруго толкнувшаяся в ладони, слезливо исказившийся рот и звон стекла.
А было — раньше. Так далеко, что не протереть дыру фарфоровым черепашьим панцирем, не докричаться, не вытащить даже для Леопольда — только если он очень старался. Но Арто все знала. Знала, что Марш скучала в детстве. Что отчаянно хотела, чтобы мать любила ее, и отчаяние было так велико, что никогда не проявлялось. Только бы любили. Как в тех, в уютных и атмосферных конвентах, которые без конца собирала ее мать, со сгенерированным чаем, ароматизаторами бергамота и лимонного печенья. С плавными касаниями рук аватара к отрисованным кружевным салфеткам и клетчатым скатертям. Марш хотела, чтобы мать любила ее так же, как любит эти треклятые салфетки, хотела, чтобы для нее по-настоящему нашлось место среди этих ароматизаторов, клеток и кружев, которыми мать наполняла пустое виртуальное пространство.
Но для Марш там никогда не было места. Она должна была измениться. Притвориться. Стать кем-то другим.
Арто могла просчитать до тысячной доли процента вероятность, что мать любила бы Марш теперь. Пятерка жалась за запятой и непроницаемой стеной беспощадно округлых нолей.
И могла посчитать, что было бы с Леопольдом, если бы Марш захотела измениться. Сохранил бы работу — 76%. Не заболел бы — 49%. Наверное, Марш была бы в отчаянии. Но Арто должна была выбирать близкую реакцию только чтобы показать ее другим. Наедине с собой она могла взирать на статистику с положенной ей бесстрастностью.
Посмотри, мама.
Посмотрите, Леопольд.
book-ads2