Часть 20 из 47 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Всю дорогу до цирка он был немногословен, стал вдруг серьезным, вслушивался в непонятные разговоры про реквизит и костюмы, удивленно таращил глаза, когда Андрей обращался к Славе на «ты».
К цирку уже стекались зрители, они поднимались по ступеням к главному подъезду мимо висящих на столбах фонарей, за которые цеплялись снежинки, не живущие на асфальте дольше секунды.
Слава повернул к служебному входу, где стояли елочкой автомашины, скрылся на мгновение за дверью, охраняемой вахтершей, и вынес контрамарки. Два листочка бумаги, по которым можно было бесплатно пройти в фойе, где сверкали огромные зеркала и билетерши в красных костюмах с золотыми пуговицами, улыбаясь, торговали программками.
В директорскую ложу вела узкая лестница и скромный, без всяких зеркал, коридор, по которому разлетались нестройные звуки духовых инструментов: где-то совсем рядом готовился к представлению оркестр.
Здесь еще не было ни души, и Леша повел себя как хозяин, со всех ног пустился занимать места у барьера, но Слава его остановил: в пропуске значился четвертый, самый последний ряд.
Цирк быстро наполнялся людьми. Манеж, едва освещенный, слившийся с залом, вдруг вспыхнул ярким огнем, показав зрителям и роскошный ковер, и барьер, очертивший волшебный круг, который точно линза стягивал отовсюду лучи прожекторов. Рядом с ложей, в оркестре, появился дирижер, седой мужчина в золотых очках. Постукивая палочкой по пюпитру, он пригласил музыкантов занять свои места.
Потом свет погас, грянула музыка, высоко-высоко на куполе вспыхнуло яркое, как солнце, желтое пятно, луч прожектора скользнул вниз и осветил инспектора манежа в черном фраке — представление началось.
Первыми выступали акробаты-прыгуны. Завидев их, Леша тотчас залез с ногами на кресло. Андрей схватил его за рукав:
— Слезь, ты что, маленький?
— Мне не видно, — Леша кивнул на женщину с высокой прической.
— Давай поменяемся, — Андрей уступил Леше свое место, но тот все равно смотрел номер стоя, зачем-то объявляя на всю ложу громким шепотом название прыжков.
— Смотри, арабское сальто, а это рондат.
— Тише, а то нас отсюда попросят! — сердито шепнул Андрей. На его удивление Леша оказался ужасным непоседой.
Прыгуны под аплодисменты скрылись за кулисами. Оркестр заиграл быструю легкую мелодию, и на манеж выскочили трое ребят. Андрей тотчас узнал среди них белобрысого мальчишку, который крутил сальто на высокой подушке. Кроме него в номере еще двое «верхних». Один — маленький, смуглый, как цыганенок, второй, повыше ростом и постарше, чем-то напомнил Володю той поры, когда Пал Палыч возил номер во Францию. Таким он был снят на фотографии, висевшей теперь у Славы над письменным столом.
Затем на манеж вышли мужчины в великолепных белых костюмах. Сам Куликов шел чуть впереди, он был еще совсем не стар для руководителя номера, о котором среди цирковых знают все.
И вот уже «нижние» легли на подушки, мальчишки показали первые, стартовые, самые простые трюки: сальто в «седло», мельницу. Все это Андрей умел уже делать и сам, но никогда не пробовал работать синхронно, а мальчишки Куликова повторяли движения друг друга, как чечеточники на сцене, ни малейшего отклонения ни в рисунке трюков, ни в темпе глазом уловить было нельзя.
Потом работа пошла посложнее. Андрей с трудом теперь улавливал в фейерверке трюков те, которые мог бы повторить сам… Сальто назад из ног в ноги он делал пока с лонжей, о таком же сальто вперед можно было только мечтать, хотя никто из зрителей и не догадывался, что сделать его в несколько раз сложнее. А в самом финале шел удивительный трюк — двойная выпрыжка, или сальто с приходом на одну ногу.
— Здорово! — восхищенно прошептал Леша. — Я так тоже хочу…
— Все хотят, — снисходительно усмехнулся Андрей.
— А ты что-нибудь из этого делать можешь?..
— У нас же совсем другой номер: «Икарийские» с батутом. — Андрей ответил уклончиво, пускаться в откровение, ронять себя перед Лешей ему не хотелось.
В перерыве Слава предложил сходить за кулисы. Они снова спустились в фойе, наполненное нарядно одетой, говорливой публикой, пробрались через толпу к зеленому занавесу, который отделял зрителей от закулисной части, поднялись на второй этаж. Здесь оказались гардеробные, а широкий коридор артисты использовали как репетиционный зал.
На паркетном полу лежал войлочный мат, возле него стояла подушка — главный и основной реквизит икарийцев.
— Слав! А где тут Куликовы? — сгорая от нетерпения, спросил Андрей.
Тут дверь одной из гардеробных распахнулась. В коридор вышел невысокий блондин в темно-синем спортивном костюме, делавшем его похожим на тренера. Это и был Куликов. Узнав Славу, он расплылся в улыбке:
— На горизонте конкурирующая фирма. Ну как?
— Как обычно вне конкуренции.
— Вы на вечернее представление оставайтесь, — немного смущенный похвалой, предложил Куликов. — Мы сегодня новый трюк выпустим: пять двойных в темп, если Виталя не подведет.
Куликов погладил по голове белобрысого мальчишку, который, выскочив из гардеробной, замер, рассматривая Андрея с Лешей. Мальчишка был совсем невелик и обыкновенен, невозможно было поверить, что рекордные трюки, поразившие Андрея, исполнял именно он.
— Только больше не бегай, отдохни. — Куликов засунул руку Витале под футболку, покачал головой: — Смотри-ка, под мышкой у тебя яйцо сварить можно.
Из гардеробной высыпали остальные икарийцы. Чтобы не испачкать костюмы до вечернего представления, они переоделись. Мальчишки были теперь в старых рейтузах, которые из белых уже превратились в серые, мужчины разгуливали по коридору в таких же костюмах, как Куликов.
— А это кто, ваш новый «верхний»? — спросил Куликов, взглянув на Андрея.
— Я не новенький, я уже два месяца, — обиделся Андрей.
Куликов почему-то засмеялся и вдруг заметил Лешу. Он уже успел удрать к подушке и разговаривал с куликовскими мальчишками.
— Ишь, шустрый какой!
— Да вот мальчишка подвернулся, надо посмотреть, вдруг подойдет… — объяснил Слава.
Тем временем разговоры у подушки перешли в показ. Виталик попросил «нижнего», стройного черноволосого парня, лечь на подушку и специально для Леши выкрутил сальто в «седло». Леша попросил повторить трюк, а потом подбежал к Славе.
— А можно, я тоже попробую?
— Ты что, перегрелся? — изумился Андрей, вспомнив, что он сделал сальто в «седло» только на пятой репетиции, после того, как выучил суплесс.
— Я быстро, у меня же форма с собой есть, — Леша начал раздеваться.
— Человек рвется в бой, — рассмеялся Куликов. — Дорогу молодым талантам!
Леша тем временем снял брюки, пиджак и, нацепив чешки, рванулся к подушке.
— Э, брат, так не пойдет, — схватил его за руку Куликов. — Если Куприянов не против, мы тебе по всем правилам проверочку устроим.
Куликов приказал принести из гардеробной акробатическую дорожку, мальчишки тотчас расстелили ее по коридору. Леша разбежался и сделал переднее сальто, потом рондат.
— Так, — удовлетворенно кивнул Куликов. — Прыгать ты умеешь. Ну а стоечку руки в руки когда-нибудь делал?
Леша кивнул. Куликов опустился на колено и, легко подбросив Лешу в воздух, вывел его в стойку на вытянутых руках.
— Способный кадр! — похвалил Куликов. — Носочки тяни, носочки… Берите, а то мы его у вас украдем.
Спрыгнув на пол, Леша опять бросился к подушке.
— Теперь я сальто сделать хочу, вон на той штуке.
— Ребята, попассируйте, я попробую бросить этого Дон-Кихота, — весело крикнул Куликов.
Мальчишки встали на страховку. Леша уже карабкался по ногам.
— Ты куда полез, верхолаз? — засмеялся Куликов. — А ну-ка, ребятишки, подсадите его.
Лешу подбросили в «седло», он тут же завалился на бок, чуть не полетел вниз, но мальчишки усадили его обратно.
— Ну, брат, так не пойдет! — сказал Куликов. — Тебя что же, на стуле сидеть не учили? Выпрями спинку, смотреть вперед. Сейчас я тебя подброшу. Почувствуешь толчок, сразу крутись… Алле гоп!..
Куликов рывком выпрямил ноги, Леша взлетел под потолок и, выкрутив сальто, прилетел обратно на ступни.
— Смотри, сделал, сделал, — воскликнул Андрей. — Слав! Давай его возьмем.
19
На следующий день Леша отыскал Андрея в школе, притащился прямо в класс на большой перемене, когда Андрей впопыхах зубрил историю.
— Ты что? — намеренно грубо спросил Андрей. Ему было неловко, что одноклассники видят, как к нему, точно к приятелю, заявился какой-то клоп.
— Дело есть.
Андрей, пожав плечами, направился к выходу, гадая, как теперь объяснить ребятам это непрестижное знакомство, про цирк-то в классе никто не знал. До истории с разбитым стеклом Андрей никогда Лешу не встречал и никак не ожидал, что тот учится в одной с ним школе.
— Я сегодня не приду, — уныло сообщил Леша, когда они вышли в коридор.
— Почему?
— Меня мать не пускает. Она меня вчера отлупила за то, что я в цирк ходил…
— Не надо было язык распускать…
— Вы же сами сказали — спроси разрешение…
Вечером Андрей лежал на диване с книгой в руках. Но строчки сливались, голова клонилась ко сну.
book-ads2