Часть 12 из 39 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
– Зло, – ответил я. – Без оттенков – зло. Но зло соразмерное. Ты ведь, чтобы чирей вскрыть, не топор берешь? И не из пистолета его простреливаешь?
– Магией мира не уничтожить…
– Как знать. Может, и нет, – я едва удержался, чтобы не сказать, как Гринь, «може». Очень у него заразительно выходило. – Зато душу бессмертную – с гарантией.
– Началось! – протянул охотник. – Как у святош кончаются аргументы, так они к душе обращаются! Кто эту душу видел?
– Демонов до Темных веков тоже не видели. Считали чем-то метафорическим, аллегорией на человеческие пороки и грехи. Сейчас ты их видишь. И дела их тоже. Почему же душа для тебя по-прежнему – миф?
Прол ненадолго замолчал, но не признав мою правоту, а готовя новые доводы в защиту своей позиции. Хорошо хоть, не увлекся настолько, чтобы перестать окрестности оглядывать.
– Допустим, душа есть, – неохотно признал он после некоторого молчания.
– Аминь.
– Но почему вы, церковники, продолжаете служить тому, кто позволил демонам вторгнуться в наш мир? Почему ваш Бог молчал и не вмешивался, когда лились реки крови? Почему сейчас никак себя не проявляет? Может, он слаб и больше не в силах сдерживать Зло?
Разговор наш в конечном итоге неизбежно пришел к единственному возможному выводу. Единственному для нехристя, естественно. На этом и строится их отрицание власти Бога – он не вмешивается. При этом в расчет не берется, что нынешние времена – не первые в истории, когда человечество стояло на грани уничтожения. Взять хоть бы Великий Потоп, где геноцид рода людского был не настолько однозначным, как пытались представить противники Церкви.
Надо было сворачивать эту беседу – пару верст ею сократили, и ладно. Не потому, что у меня не было аргументов против позиции охотника, просто Стефан слушал все это, а разум одиннадцатилетнего мальчика лучше таким не смущать.
– Ничто без воли Его не происходит. Но Он наделил нас свободой воли не для того, чтобы всю ответственность можно было возложить на него. Не нужно приписывать Ему то, что люди сами сделали.
– Это что же?
– Не говори, что, вскрывая склады и схроны древних, вы не нашли ответа на этот вопрос. Словарь немецкого куда более редкий артефакт, чем знание о том, что стало причиной открытия Разломов.
– Это только гипотеза!
Но тон его сделался куда менее запальчивым и уверенным. Я угадал – нехристи знали.
А вот Стефан – нет. В фильме, который я ему показывал, ничего не говорилось о предыстории гибели человеческой цивилизации.
О чем он тут же спросил. Я решил отвечать вслух – и воспитанника просветить, и на доводы охотника ответить.
– Принцип Парда. Гипердвигатель, иначе называемый варп-двигателем. Устройство, способное пронзать время и пространство, ворота человечества за пределы Солнечной системы. Пара часов пути – и космический корабль у альфы Центавра. Или у того желтого карлика, где астрономы обнаружили планету, едва ли не копирующую Землю. Первые поселенцы там даже успели высадиться. Ты же читал об этом, Прол?
– Это гипотеза… – упрямо молвил тот.
– Ой ли? А заключений ученых того времени, которые били в набат об опасности принципа Парда, ты не встречал в архивах? Они же не просто паниковали – основывали свое мнения на доказательствах. О том, что двигатель разрывал саму ткань мироздания! Об изнанке Всевещности, где даже законы нашего мира не работают? По-твоему, Господь это сделал? Вложил в головы ученых необходимые знания, которые привели их туда, где людям быть не должно? И сорвал Печати?
– Это лишь твое мнение…
– Закончили, Прол. Есть две точки зрения: твоя и моя. Менять убеждения никто из нас не собирается. Я Страж, пусть и дохлый, как ты выражаешься, а не ревнитель. Я не буду тебя наставлять на путь и спасать твою душу. Ты знаешь вполне достаточно, чтобы сделать это сам. Что касается магии…
– Я знаю, – Гринь произнес фразу так тихо, что мы его едва расслышали. – Используя эту Силу, я душу в грязи валяю.
– Лучше и не скажешь.
– Но эта Сила нужна нам. Сейчас.
– Не осуждаю, Гринь. Твое решение, твоя душа. Но в нашей компании тебе лучше сдерживаться от использования магии.
С точки зрения мирянина – хоть общинника, хоть нехристя, – это странно. Ненависть Церкви к магии казалась абсурдной, держащейся на фанатизме священства, узурпировавшего право на чудеса. Но только если не знать того, что было известно Ассамблее. Она ведь много сил и времени тратит не только на борьбу с демонами, но и исследованиями занимается. Изучает прошлое человечества, чтобы во всеоружии встречать будущее. И природу магии познает. Как сражаться с Врагом, если ничего не знаешь о его оружии?
Но правду Церковь раскрывает неохотно – это так. А некоторые секреты и вовсе навсегда запирает в подвалах Гданьской цитадели – вместе с их носителями. К подобным относились и сведения о магии.
Миряне знали, что в мир колдовство пришло вместе с демонами. Точнее сказать (и это знание общедоступным не являлось), импульсом стал сам факт снятия Печатей – магия в мире была всегда, но сдерживалась силой оных. Знали обычные люди, что выходцы из Преисподней награждали своих слуг Силой, топливом для которой служила жизнь и кровь. Но большинство из них понятия не имели, что проклятый дар можно было получить при рождении. Сами урожденные маги об этом старались не распространяться, опасаясь преследования, а на территории, подконтрольной Ассамблее, за соблюдением тайны следили ревнители, которые отбирали детей с магическими способностями у родителей и скрывали их от мира.
Как правило, урожденные не использовали ритуалы и заклинания Темных, хотя они и не были от них закрыты. Работали с сырой Силой, которая теперь бесконтрольно разливалась по миру, особенно сильно проявляясь в местах массовых казней – Столов Крови, и Разломов. То есть, по сути, урожденные пользовались последствиями человеческих жертвоприношений, хотя и всячески это отрицали.
При этом нельзя сказать, что Церковь бескомпромиссно уничтожала всех владеющих магией. Тех, кто добровольно отказывался от проклятого дара, не преследовали, позволяли жить обычной жизнью, лишь проверяли порой. А некоторых и вовсе брали на службу. Например, в Новгородской епархии служил ревнитель, двадцать лет назад принявший сан и с тех пор ни разу не призвавший запретную Силу. Служил людями и Ассамблее, спасая души и очищая тела.
Так что я был категорически не согласен с Пролом, называющим служителей Церкви узколобыми фанатиками. В основе служения всегда, как и прежде, лежала свобода воли и выбора. Которая, разумеется, не относилась к Темным Слугам, их прислужникам и сектантам – эти свой выбор сделали, навсегда запятнав души сношением с Тьмой.
Была еще одна разновидность магов. Самая опасная, опаснее даже Темных Слуг. Полукровки, называемые также нефилимами. Плоды противоестественного союза людей и демонов, которые, как известно, – падшие ангелы. С этими чудовищами Церковь разговоров не вела, уничтожая их везде, где находила, не считаясь с потерями.
Хотя я и использовал множественное число, до сих пор Ассамблея сталкивалась только с одним полукровкой. Называл он себя Велесом и жил сорок лет назад в Киеве. Сила его была велика – позволяла земле превращаться в болотные топи под ногами противников. Церковь в борьбе против него потеряла сотни воинов и десятки Стражей. Но справилась! Хоть нефилим говорил, что он бог, а смертных считал расходным материалом, сила истинной веры наглядно продемонстрировала, что Бог – один.
Других самопровозглашенных божков в наших краях не обитало, они вообще предпочитали регионы потеплее. Исключением был лишь называющий себя Отцом Бурь полукровка, устроивший себе царство на территории бывшей Англии. Были сведения о нефилимах в землях монголов, доходили слухи о междоусобных войнах племенных божков африканского континента. Но правда это была или нет – Ассамблея пока не знала.
– Здесь уже можно и на дорогу выйти, – прервал мои размышления Гринь. – До Синих Глин около версты осталось, тут ваша братия службу несет.
Были бы руки – перекрестился бы! Честно говоря, после столкновения с Темной Слугой я уже разуверился, что Золотоголовый даст нам добраться до Малахии. Уж больно сведения у нас были горячие, не считался высший демон с потерями среди рабов своих.
– Хорошо – отозвался Стефан.
– Ты, Страж, не серчай на Прола, – непонятно к кому из нас обращаясь, добавил колдун. – Он хороший охотник. И человек добрый. Ревнителей он не любит, к Стражам-то с уважением.
Прол как раз шагал метрах в семи впереди и слов своего напарника не мог слышать.
– Чем они ему так насолили? – уточнил я, хотя уже догадывался об ответе.
– Он раньше на ваших землях жил. В какой-то там Благодати или Вознесении – не упомню. Жену имел, детей трех, мальков совсем. В церковь на службы ходил, был, как гриться, общинником. А потом оказалось, что жена его – ведьма. Ну, с даром, понимае? Никому зла не делала, но колдовала тихо над скотом да на здоровье. То у него все в делах и ладилось-то.
– Ревнители ее забрали?
– И деток тож. Всех – с даром оказались. Два сынка и доча. Може, казнили, може, в подвалах до сих пор держат – неведомо. А его оставили.
И он озлобился. Понятное дело. Тяжело это, хотя и ревнителя Благодати или Вознесения – откуда там Прол родом? – я прекрасно понимал. Четыре человека с проклятым даром в общине – это опасно. Пусть трое еще за мамкин подол держались, но если жена силу применяла, выбора у ревнителя не осталось. Известно же, что подобное к подобному тянется. А кому нужен прорыв низших в периметре безопасных земель? Хватает и того, что Москва в центре церковных территорий злом сочится…
Прола я понимал – кровь не вода. Отказаться от плоти своей, даже зная о скверне, трудно. Вот и подался общинник Прол на фронтир, примкнул к нехристям и сделался охотником. Это как раз не удивительно.
Удивительно, что после этого он смог Стражу руку помощи протянуть.
11
Малахия, которую охотники упрямо именовали Синими Глинами, была селением большим и хорошо укрепленным. По периметру его окружала стена из толстых бревен, скрепленных металлическими скобами и покрытых священными символами. Пробить такую преграду с ходу не сможет и Высший демон, да и крепость стен не стала бы единственным препятствием на его пути. Ассамблея умела защищать свое, а потому держала в каждом крупном селении небольшой гарнизон, в который обязательно входила звезда Стражей и парочка ревнителей. Причем один из последних непременно должен был быть мастером в «чине изгнания».
Но прямо сейчас на воротах стояли обычные ополченцы, из местных. Не бог весть какие воины, в кожаных панцирях поверх обычных одежд общинников, да с саблями на поясах. Положенные им по уставу рогатины они небрежно прислонили к стене и, лениво прикрывая глаза от солнца ладонями, осматривали проходящих.
Они не были заслоном на пути демонов, случись тут поблизости Разлому открыться. Не с их вооружением – с миру по нитке – с адскими тварями тягаться. Стояли воро́тники больше для порядка, чтобы любой селянин видел, что покой его охраняют и придут на помощь, если таковая понадобится.
На случай нападения в арсенале Малахии имелось оружие помощнее и люди посерьезнее. А на мирный день и таких общинников хватало.
Завидев приближающуюся парочку охотников, сопровождающих человека, который никем, кроме Стража-бродяжника, быть не мог, охранники подобрались и даже за рогатины схватились. Не для угрозы нам – для солидности. А еще я издали заметил, что они затеяли прятать под броню бронзовые защитные амулеты, которые до этого висели открыто.
Меня это насмешило. Во-первых, оттого что магии в этих висюльках не было ни на грош, а во-вторых, потому что народная молва опять спутала Стража с ревнителем. Это инквизиторы на увлечение амулетами смотрели косо, случалось, даже епитимью накладывали. А Стражам вся эта мишура до одного места была. Спокойнее человеку, когда на нем разрисованная блестяшка висит, ну и пусть носит. Миряне вообще существа суеверные.
Другое дело, что порой попадались среди внешне безобидных амулетов серьезные обереги, напоенные Силой. За ношение таких карали хоть и не смертью, но сурово. Нечего демонам дорожки прокладывать!
– Ну вот, доставили, – проговорил Прол, последнюю версту на Стефана старавшийся даже не смотреть. – Все по уговору.
– Мы понимае, что у тебя нет с собой того, что нам нужно, – добавил Гринь, – но слову твоему верим. Ждем в «Берлоге», это корчма у торговых рядов. Не заплутае.
– Договорились, – отозвался Стефан. – Сейчас с местными Стражами вопросы улажу, и сразу к вам. А то, может, вы со мной? Быстрее свое получите.
– Не. Подождем. Слишком много святош, да еще ревнители же…
Мы покивали друг другу с пониманием и разошлись. Охотники направились в сторону торговых рядов, которые в центре селения располагались, мы же с воспитанником окликнули одного из воротников и попросили его проводить нас до штаб-квартиры Ассамблеи. Тот охотно согласился. Ну еще бы – вечером будет всем рассказывать, как с бродяжником накоротке говорил.
– Народу-то сколько! – выдохнул Стефан, едва мы отошли от ворот и окунулись в здешнюю толчею.
В Новгороде так-то людей побольше будет, да и суета не чета здешней. Но для мальца, который не видел ничего больше своей общины на тридцать-сорок дворов, и Малахия казалась огромным городом. Я тоже слегка одичал в походах и испытывал легкий дискомфорт, когда расходиться с каким-нибудь мирянином приходилось, едва ли не локтями друг друга касаясь. Постоянно срабатывали охранные протоколы, большую часть которых в селении пришлось отключить.
– Глины… Малахия то есть, центр здешних земель! – гордо поддакнул воротник.
Представился он, хотя его и не спрашивали, Сер-гом и, видать, вообразил себя гидом, который должен гостям городка все о нем рассказать. Такой вот местечковый патриотизм.
Откуда ему, совсем молодому парню, знать, что я тут уже бывал. Еще в теле и силе, когда эмиссары Ассамблеи только взор в сторону здешних земель обратили. Помнил я Глины, тогда просто крупное сельцо на сто, может даже и меньше, дворов, обнесенное худым частоколом, которое откупалось от демонов ежегодными жертвами. Помнил о том, как нас тут приняли, не поверив сначала, что требы чудовищам больше приносить не нужно. И как пришлось начисто вырезать всю здешнюю знать – урожденных магов, тоже помнил.
book-ads2