Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 10 из 18 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Какие традиции нашей жизни вы знаете? (Не обижаться на критику, учиться у передовых, помогать товарищам, подчинять личные интересы коллективу) Макаренко показывает, как реальные условия и потребности развития советского общества определяют, диктуют путь и содержание воспитания нашей молодежи. Не всякий труд является средством коммунистического воспитания. «Воспитательным средством может быть такой труд, который организован определенным образом, с определенной целью, труд как часть всего воспитательного процесса.» Макаренко доказывает, что труд без идущего рядом образования, политического и общественного воспитания не оказывает должного воздействия на воспитанников. «… только в производственном процессе вырастает настоящий характер человека, члена производственного коллектива, там именно человек учится чувствовать свою ответственность за деталь, когда нужно выполнить весь промфинплан…» «Когда вы видите перед собой воспитанника – мальчика или девочку, вы должны уметь проектировать больше, чем кажется для глаза. И это всегда правильно… Педагог в своем воспитательном деле должен брать далеко вперед, много требовать от человека и страшно уважать его, хотя по внешним признакам, может быть, этот человек и не заслуживает уважения» «Искренние отношения… такие, которые ничего не преувеличивают и не преуменьшают. Когда не обманывают друг друга, когда есть уважение к себе и другому, тогда отношения будут здоровые… …Если есть забота о жизни и счастье другого, – такие отношения всегда будут прекрасны». «Процесс обучения в школе и производство продукции крепко определяют личность». «Труд детей на производстве открывает многие воспитательные пути». «Разделение труда нам необходимо» – это работа на коллектив. «… воспитательный процесс совершается не только в классе, а буквально на каждом квадратном метре нашей Земли…» «Воспитательная работа руководит всей жизнью ученика». «Чем ярче, определеннее право требования, тем менее приходится требовать, тем естественнее возникает общий стиль». …не бояться что «личность запищит». «Стили детского коллектива: возбужденный, наглый, крикливый, страдающий, пониженный, пессимистический, мажорный». «Стиль создается очень медленно, потому что он не мыслим без накопления традиций». «Достойной нашей эпохи и нашей революции организационной задачей может быть только создание метода, который, будучи общим и единым, в то же время дает возможность каждой отдельной личности развивать свои способности, сохранять свою индивидуальность… … Мы должны хорошо понять положение нового человека в новом обществе. Социалистическое общество основано на принципе коллективности. В нем не должно быть уединенной личности, то выпяченной в виде прыща, то размельченной в придорожную пыль, а есть член социалистического коллектива… …Школьный коллектив – ячейка советского детского общества… Воспитывая отдельную личность, мы должны думать о воспитании всего коллектива…В каждый момент нашего воздействия на личность это воздействие обязательно должно быть и воздействием на коллектив.» «О коллективе» стр.77. А.С. Макаренко. Трудрезервиздат 1951 г. 3 апреля 1959 года Читаю Макаренко. Здорово! Хочу писать о «своих». Хоть до этого педагога мне и не дошагать, но я всей душой согласна с этим умным человеком. И некоторые положения, утверждения, мысли и методы очень близки, понятны и просты, до них можно добраться интуитивно. Но интуиция в педагогике не дает ещё полной победы. Надо еще что-то кроме. Мечтаю о качественном скачке 10 мая 1959 года Очень долго не писала. Все было недосуг. А событий в классе было очень много. Начну по порядку. Хочется восстановить жизнь шаг за шагом. В марте кончилась третья четверть. Я попросила дирекцию и учителей аттестовать класс (я считаю совершенно неверным то, что в нашей школе решили проводить аттестацию два раза в год). В конце четверти началась беготня и волнения. Меренков, Кузнецов, Горбунов, Грачева, Логинов начали сновать по лестницам, догоняя учителей. Неуспевающей осталась Грачева и Логинов. Правда, двойка Логинова была мало оправдана формально, так как это была единственная отметка в журнале. Без троек окончил только Галахов, у Лобанова тройка по математике. В общем итоги оказались более или менее сносными. По сравнению с другими классами – даже отличными. Настроение было хорошее. Мы решили в каникулы отправиться в поход. Была путевка в ДЮТ. В походе. Было человек 16-17, не помню. Весенний день. 25 марта. Уже проталины вокруг стволов деревьев. Солнце разъярилось, и ребята разделись до маек, катались как мастера налегке. Как всегда мне не понравилась группа. Вечером кричал патефон, все танцевали, кое-кто играл в карты (карты привезли ребята из другой школы, наши соседи). Внутренне я страшно возмущалась и попросила прекратить эту игру (которая, на мой взгляд, немыслима в детском коллективе). Кажется, прекратили, но неохотно, недоумевая, почему я так резко настроена против карт, – очередной психоз! Меренков носился по дому и громко произносил плоские остроты. Ох и развязен парень. Попросила через М.Тужилкову, чтобы он прекратил крик. Перед Мариной он еще долго куражился и прекратил все только после тихой и внушительной моей тирады. Горбунов, Колосков, Восков катались одни, опоздали к обеду, а потом ушли. Уезжали без них. Словом, ничего нового. Товарищества нет. Мне подчиняются со скрипом, без радости, без шуток, без охоты. Девочки беспомощны и малоинициативны, грубоваты, не женственны, подлаживаются под общий грубоватый тон. Были на художественной выставке в Манеже. Без меня. Остались довольны. И я довольна. Была с ними в Музее изобразительных искусств. Осмотрели искусство больших мастеров Рембранда, Ван Гога, Гойи, Рубенса. Интереса не вызвали эти полотна, может быть, оттого, что я мало разбираюсь в живописи и не могла их заинтересовать. Более оживленно прошел осмотр рисунка и живописи Новозеландцев (там же). Очень устали. Обратно шли пешком до площади, проходили набережной Москвы, пели, тепло беседовали. Остановились у Мавзолея, подождали музыки Курантов. Все было хорошо за исключением одного неприятного ощущения. Я убедилась, что Симонов на этой прогулке за моей спиной курил. Было страшно повернуть голову назад и уличить его в этом – не хотелось портить прогулку. (Нарушаю хронологию) На 8-ое марта они меня любезно поздравили и сделали очень изящный подарок. Что это? Традиция? Ложная необходимость быть в этот день внимательными и нежными? Или истинные признания? Так это и осталось невыясненным. Только помню было в тот день очень хорошо. Чувствовала себя заслуженно обласканной, очень размякла. Получила много писем с радужными открытками внутри, телеграммы. Одну – от бабушки Пети Божинского: «СЕРАФИМА ГРИГОРЬЕВНА ПОЗДРАВЛЯЕМ ВАС ЖЕНСКИМ ПРАЗДНИКОМ МОЕ ПОЖЕЛАНИЕ ЧТОБЫ НАВСЕГДА ОСТАЛИСЬ ТАКОЙ КАКОЙ Я ВАС ЧУВСТВУЮ С ЧУТКОЙ ДУШОЙ И ЛЮБОВЬЮ К ЛЮДЯМ = БОЖИНСКИЕ». «Бывшие» пришли с шоколадом, с поцелуями, очень родные, милые… Как нужны учителю внимание и ласка! Да, по-видимому, как и всем людям: маленьким, взрослым, счастливым и несчастным. Всем родителям – мамам и бабушкам – мы от Совета класса послали открытки со смешными рисунками. Поздравляли, желали здоровья, радостей от их детей, мира и лада в семье. Это важно для классного руководителя – мир дома. Еще раз была на заводе. Утром. Стояла у проходной, интересовалась, опаздывают ли (очень уж жаловался Абрам Семенович). Опоздала в первую смену только Н.Пушкова (она очень далеко живет). Говорила с мастерами. Они вечно довольны. Даже о Горбунове и Логинове, очень на мой взгляд поверхностных учащихся, и то хорошо отзывались. Относительно разрядов спешить не хотят, трудно здесь что-либо возразить мастерам. Кому эта спешка нужна. Достала билеты в Большой театр на балет «Бахчисарайский фонтан». Очень обрадовалась сама и обрадовала ребят. Спектакль мне понравился, но не до восторга. В фойье беседовали о музыке спектакля, о балеринах, о костюмах. Не всех увлекал этот разговор. Кузнецов Гера в антракте предпочитал говорить об Ивакине и Родинском – великих мастерах мяча, об удачном голе, и кто как «стоял». Это было очень обидно: в чудесном Большом слушать такие разговоры, снова ощущать нелепость и тщету переживаний своих довольно взрослых воспитанников. В работе с учащимися я когда-то большое внимание уделяла эстетическому воспитанию. Этому в свое время меня учил Б.И.Леонтьев. Более замечательного педагога-современника я не знала. Он всегда говорил, что эстетическое воспитание – не самоцель. Эстетика должна воспитывать ряд замечательных душевных качеств у наших школьников. Красота должна вызывать хорошие мысли у ребят, наслаждение природой. Они должны уметь ощущение красоты и гармонии переносить на отношения к товарищам, к труду. Это уже воспитание высшего порядка, можно назвать его морально-эстетическим воспитанием. От этого зависит широта взглядов наших ребят, разносторонность мысли, образность восприятия и воспитание уважения, внимания, великодушия, чувства достоинства и других качеств. А.М.Горький говорил, что душевные качества воспитываются путем тренировки как и физические качества, как мускулы. М.Пришвин, отвечая своим биографам, которые писали, что у него будто бы есть особый «глаз» на природу, говорил, что в воспитании самых возвышенных чувств лежит работа. «“Глаз” на природу, то есть наблюдательность, сосредоточенность, внимание я воспитывал в себе долго и упорно», – говорил Пришвин.
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!