Часть 7 из 27 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
От напряженья костенея,
Руслан за бороду злодея
Упорной держится рукой…
В конце концов утомленный Черномор, поняв, что князя ему не одолеть, опускается на землю.
Тогда Руслан одной рукою
Взял меч сраженной головы
И, бороду, схватив другою,
Отсек ее, как горсть травы…
Лишившись бороды, Черномор утратил свою волшебную силу, и Руслану удалось спасти похищенную им Людмилу. И помог ему в этом волшебный меч.
О волшебном мече, который делает своего хозяина непобедимым, рассказывается и в русской народной сказке об Иване-солдате.
В некотором царстве, в некотором государстве случилась беда. Похитили царскую дочь, прекрасную царевну, и увезли неизвестно куда на корабле. Царь объявил: "Кто отыщет царевну — выдам ее за того замуж и полцарства дам в придачу". Много нашлось охотников, искали царскую дочь по всему свету, но нигде не нашли.
Служил в том городе в солдатах Иван — крестьянский сын. Стоял он как-то ночью в карауле и услышал, как два ворона говорят человечьими голосами. И узнал он из того разговора, что девушку похитил злой колдун, увез в свое царство и хочет отдать ее в жены Змею Горынычу.
А еще узнал солдат, что победить того колдуна можно только с помощью волшебного меча-самосека, а находится тот меч на одиноком острове.
Пошел Иван к царю, говорит: "Отыщу твою дочь, вели только корабль снарядить". Приплыл солдат на тот самый остров, добыл чудесный меч и отправился похищенную царевну выручать. Отыскал царство злого колдуна, нашел царевну, а колдуна в тот момент во дворце не было. Дождался Иван-солдат возвращения похитителя, вступил с ним в борьбу и отсек ему волшебным мечом голову. Победил затем и всех его слуг, посадил девушку на корабль и отвез домой к отцу.
Делать нечего — пришлось царю отдать свою дочь за Ивана-солдата, крестьянского сына. А к той царевне сватался в свое время один королевич. Узнав о том, что она вышла замуж за простого солдата, он пошел на ее царство войной.
Взял тогда Иван свой меч, сел на коня и отправился навстречу вражескому войску. Съехался с чужеземными полками, взмахнул мечом, половину чужеземных воинов как косой скосил, взмахнул еще раз — все вражеские полки полегли… Пришлось королевичу уносить ноги.
Собрал он новое войско, снова войной пошел. Опять выехал ему навстречу Иван и вновь скосил своим чудесным мечом всех вражеских воинов.
Бежал королевич со своими генералами. И с тех пор уже никогда не ходил войной на царство, где жил Иван-солдат…
История нашего народа — это история постоянной борьбы за независимость. Кто только не нападал на русские земли — и кочевники, и тевтонские псы-рыцари, и шведы, и польские паны, и турецкие ханы! Русские люди умели постоять за себя. и в конце концов выходили победителями. Но больших усилий и жертв это стоило.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что наши предки мечтали о таком оружии, с помощью которого можно было бы быстро и наверняка одолеть любого врага.
Что наводило людей на мысль о возможности подобного оружия? Наверное, то, что среди воинов были менее удачливые и более удачливые. Такие в любом сражении выходили победителями, и хотя это, разумеется, объяснялось их личными качествами — умением, сноровкой, отвагой, — со стороны невольно казалось, что их победоносное оружие словно заколдовано…
А отсюда уже не так далеко и до сказочного непобедимого меча-кладенца.
ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ
В одной абхазской сказке рассказывается о том, как прекрасный и добрый юноша решил взять себе в жены старшую дочь злого волшебника. Однако у отца девушки были другие планы, и он решил погубить нежелательного жениха. Но молодой человек и девушка полюбили друг друга и задумали бежать.
Обнаружив исчезновение дочери, волшебник пустился за беглецами в погоню на огненном коне. И стал их настигать. И тогда девушка, которая тоже владела искусством волшебства, обратила и себя, и юношу в других людей. Волшебник не догадался, что эти незнакомые люди и есть те, кого он преследует, и ни с чем возвратился домой.
Тогда в погоню на огненном коне пустилась жена злого волшебника. И почти настигла беглецов. Увидев это, девушка выплеснула воду из фляги, и в тот же миг позади них разлилась бурная река.
Огненный конь с большим трудом переплыл через нее, потеряв при этом много времени. Но затем вновь стал догонять молодых людей.
Тогда девушка бросила на землю кукурузный початок, и сразу же возникло необозримое поле густой и высокой кукурузы. Огненный конь долго пробирался сквозь нее, и беглецы успели намного опередить погоню.
Но вскоре жена злого волшебника опять стала настигать молодых людей. На этот раз девушка бросила на землю несколько орехов. И там, где они упали, тотчас же поднялись горы, через которые порядком уставший в борьбе с препятствиями огненный конь не смог перескочить.
Поняв это, жена злого волшебника крикнула вдогонку девушке:
— Будь ты проклята! Как только увидишь свой новый дом — превратишься в лягушку!..
Так и случилось. И юноше немало пришлось пережить, пока злые чары рассеялись и его любимая вновь приняла человеческий облик.
С волшебными превращениями мы встречаемся и в старинной аварской сказке.
Однажды отец с сыном отправились в путь по своим делам. Они долго шли, пока не дошли до небольшого холма, и, почувствовав усталость, присели отдохнуть. Но тут холм раскололся пополам и из образовавшейся трещины появился неизвестный.
— Оставь у меня своего сына, — обратился он к старику. — Я буду учить его уму-разуму и различным искусствам. А ровно через год приходи за ним.
Старик возвратился домой, а сын вместе с неизвестным скрылся внутри холма. А этот неизвестный оказался волшебником. И вовсе не таким добрым, как могло показаться на первый взгляд. Время от времени он брал себе в ученики молодых людей и, если видел, что ученик попался смышленый, убивал его.
Об этом юношу предупредила дочь волшебника, которой он приглянулся.
— Берегись, — сказала девушка. — Если отец станет спрашивать тебя, понял ты его урок или нет, всегда говори "нет". Иначе тебе не жить. Отец не хочет, чтобы кто-либо познал его искусство.
Юноша так и поступил, и когда, спустя год, старик явился, как было условлено, волшебник вернул ему сына, сказав при этом:
— Забирай своего безмозглого дурака. Он ничему так и не смог научиться.
И расстроенный старик повел сына домой. А по дороге стал его бранить и выговаривать ему за то, что он такой несмышленый.
Тогда сын на глазах у ошеломленного отца мгновенно превратился в могучего серого жеребца, потом в серебряного ястреба и золотогривого оленя. И еще сто раз менял свой облик.
— Вот чему я выучился, — сказал юноша, приняв свой обычный вид. — И многому другому. И во всем превзошел самого волшебника.
А дальше в сказке рассказывается о том, как юноша с помощью своего чудесного искусства разбогател, победил злого волшебника, задумавшего отомстить перехитрившему его ученику, и в конце концов женился на ханской дочери.
Истории с волшебными превращениями происходят и в русских народных сказках…
Жил-был на свете старик, и было у него три сына.
Решили они потрудиться для людей — проложить хорошую дорогу от деревни до города. Сказано — сделано: и дорогу проложили, и новый мост через болото построили.
Видели это солнце, ветер и месяц и решили отблагодарить старика и его сыновей. Позвали их и спрашивают: "Просите чего хотите".
Старший брат захотел, чтобы хлеб у него в поле всегда хороший родился, средний — плотницкому мастерству научиться, а младший, Семен, говорит:
— Хочу солдатом стать, родную землю от врагов оборонять.
— Ну что ж, будь по-твоему, — сказали солнце, ветер да месяц. — А если понадобится тебе врага высмотреть или поспешить куда-то, мы тебя научим. Вспомни зайца да ударься о землю — станешь зайцем, а потом перекинься через себя — вновь человеком обернешься. Вспомнишь оленя — станешь оленем, вспомнишь сокола — полетишь быстрой птицей…
Так Семен стал солдатом. Прослужил год-другой, началась война. Выступило войско навстречу врагу, повел его в поход сам царь. Три месяца шли, наконец сблизились с вражескими полками, надо бой начинать, да тут хватился царь, что свой чудесный меч-кладенец дома оставил. Как тут быть?
Кликнули клич по войскам: кто скорее всех волшебный меч принесет, тому царь отдаст в жены свою дочь Марью-царевну.
Услышал об этом Семен, пришел к царю, говорит: "За сутки управлюсь". Вышел рано утром, отошел немного от лагеря, обернулся серым зайцем, бежал, бежал, потом превратился в оленя и помчался еще быстрее. А когда устал, обернулся ясным соколом и уже в полдень прилетел в стольный город. И прямо во дворец. Влетел в окно к Марье-царевне, превратился в доброго молодца:
— Царь-государь меня за своим мечом прислал.
Удивилась царевна:
— Как это тебе удается?
Рассказал ей Семен все, что с ним было. Стал в обратный путь сбираться. Напоила его царевна, накормила, принесла меч-кладенец. Взял Семен меч, ударился об пол, взлетел соколом, выпорхнул в окошко. Долго глядела ему вслед Марья-царевна: пришелся ей по душе добрый молодец.
А Семен то соколом летел, то оленем и зайцем бежал, совсем немного осталось — превратился он в добра-молодца, прилег отдохнуть перед тем, как к царю явиться.
А как раз в это время проходил мимо один боярин. Видит: царский гонец спит, а рядом меч-кладенец. Выхватил боярин саблю, отсек Семену голову, а меч взял и отнес к царю, будто он его из стольного города и доставил.
Обрадовался царь, повел свои полки в бой, разбил вражеское войско… В стольный город вернулся, собрался за того боярина дочь Марью замуж отдать. Уже и день свадьбы назначили.
А между тем месяц заглянул как-то в овраг, видит: Семен убитый лежит. Опечалился месяц, позвал солнце и ветер.
— Надо помочь Семену — погиб он не в бою, а от злодейской руки.
Полетел ветер в тридесятое царство, добыл живой и мертвой воды, приставил отрубленную голову, спрыснул Семена мертвой водой — приросла голова. Спрыснул живой водой — вздохнул Семен, на ноги поднялся как ни в чем не бывало, стал меч-кладенец искать.
book-ads2