Часть 6 из 27 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Жил-был один крестьянин, и было у него три дочери. Старшие — ленивые, работать не любили, день-деньской только наряжались да в зеркало смотрелись. А у младшей, красавицы Аленушки, в руках все кипело.
Собрался как-то крестьянин в город на ярмарку. Спрашивает дочерей, какие подарки привезти. Старшие новых платьев попросили, а Аленушка говорит:
— Купи мне, батюшка, серебряное блюдечко да наливное яблочко…
Удивился крестьянин странной просьбе своей любимицы, но ничего не сказал, запряг лошадь и поехал в город. Ждут сестры с нетерпением, когда он с ярмарки вернется, а сильнее всех ждет Аленушка. Потому что яблочко и блюдечко, которые он должен привезти, — не простые, а волшебные. А дело было так…
Шла как-то мимо их дома бедная старушка, постучалась в дверь и попросила хлеба. Отец с матерью были в поле, старшие сестры даже и говорить со старушкой не захотели, а Аленушка вынесла ей калач и еще немного проводила.
— Спасибо тебе за доброту, — сказала старушка на прощание. — Когда твой батюшка поедет на ярмарку, попроси его, чтобы он купил тебе серебряное блюдечко и наливное яблочко. Покатишь яблочко по блюдечку и скажешь:
Катись, катись, яблочко,
По серебряному блюдечку,
Покажи ты мне на блюдечке
Города и поля,
И леса и моря,
И гор высоту,
И небес красоту…
Вернулся крестьянин из города, привез Аленушке серебряное блюдечко. И наливное яблочко.
И не стала Аленушка есть яблочко, а сделала так, как велела старушка. Покатила яблочко по блюдечку, сказала заветные слова, и… чудо чудное, диво дивное: кружится, бежит само собой яблочко по блюдечку и словно распахнулось перед Аленушкой окошко в мир. Далекие города и страны, долины и горы, реки и моря, караваны в пустыне и корабли в океане… Все могло показать волшебное блюдечко…
Наверное, в вашей жизни не раз бывало так. Уедет папа куда-нибудь в командировку. День проходит, два, три — нет ни письма, ни телеграммы. Мама начинает волноваться, бабушка молчаливо ходить из угла в угол, да и вам всякие тревожные мысли лезут в голову. Ведь папа самолетом полетел, а бывает, что самолеты…
Но вот в квартире раздаются веселые телефонные звонки, вы, опередив всех, хватаете телефонную трубку и слышите живой папин голос.
Или вы уезжаете в пионерский лагерь, который находится далеко от дома. Проходит несколько дней, и вы начинаете скучать, все чаще думать о том, как там мама с папой, бабушка с дедушкой, маленькие братик или сестренка. Здоровы ли, все ли у них в порядке? Но вот дежурный по отряду громко называет вашу фамилию и протягивает конверт. Пишут и мама, и папа, и бабушка, и даже младший братишка прислал свой незатейливый рисунок…
А представьте себе на минуту, что ничего этого не было бы: ни писем, ни телефона, ни радио, ни телеграфа, ни телевидения — никаких средств связи. Какой неудобной, неуютной, тревожной стала бы вся наша жизнь. Мы ничего бы не знали об уехавших родных и знакомых, об участниках походов и научных экспедиций, о мореплавателях, отправившихся в очередной рейс, об ученых, работающих на дрейфующих станциях "Северный полюс", о космонавтах, находящихся на борту космических кораблей. Обо всех этих людях мы не имели бы никаких или почти никаких сведений до тех пор, пока они не возвратятся обратно. И дело не только в том, что, находясь в неизвестности, мы постоянно волновались бы за них. Ведь им могла бы срочно понадобиться наша помощь, а мы бы ничего об этом не знали. Я уж не говорю о космонавтах, которые без надежной двухсторонней связи с Землей вообще не могли бы осуществлять свои полеты… Мы с большим опозданием узнавали бы о событиях, происходящих в мире, нас заставали бы врасплох приближающиеся бури и ураганы. Одним словом, жизнь современного человечества без надежных и разнообразных средств связи была бы полностью дезорганизована…
А ведь когда-то люди вынуждены были обходиться без связи. А если она и была, то очень медленная и ненадежная. Индейцы жгли сигнальные костры, стремясь предупредить соседние племена о приближении врагов. Военачальники посылали гонцов, чтобы сообщить о своих затруднениях, поражениях и победах. А люди, уезжавшие в дальние края, посылали свои сообщения с "оказией", с теми, кто направлялся в родные края. Если же человек уезжал из дома в другое место, скажем "на заработок", то нередко он вообще как бы исчезал навсегда из жизни своих близких, и они ничего не знали о том, как он живет, и жив ли он вообще…
Вполне понятно, почему наши предки мечтали о том, чтобы видеть "через расстояния", и придумывали для этого сказочные средства. Волшебное зеркальце, способное рассказать, где находится тот или иной человек и что с ним, волшебное блюдечко, с помощью которого можно было заглянуть в любой, самый далекий и недоступный уголок земли.
Что натолкнуло человека на мысль о подобных "устройствах"? Прежде всего, вероятно, насущная жизненная потребность в надежных и быстродействующих средствах дальней связи. Непосредственным толчком к размышлениям, скорее всего, послужило обычное зеркало. Глядя в зеркало, люди видели отражение окружающего мира. Такое же красочное, объемное, живое, как и сама действительность.
Но в то же время зеркало было "окном" в необычный мир. До предметов, которые находились в "Зазеркалье", нельзя было дотронуться — протянутая рука наталкивалась на непреодолимую преграду. А отсюда уже один шаг до мысли о том, не может ли зеркало стать "окном", через которое можно увидеть не только свое собственное отражение, но и других людей, и другие места, которые находятся далеко-далеко?..
Так сложились сказки о "чудо-зеркальце" и других волшебных средствах, позволяющих видеть то, что скрыто от человека и расстояниями, и любыми препятствиями.
МЕЧ-КЛАДЕНЕЦ
О волшебном мече, с помощью которого только и можно победить коварного и могучего врага, рассказывается в поэме-сказке А. С. Пушкина "Руслан и Людмила".
Славный витязь Руслан, странствующий по свету в поисках своей невесты Людмилы, похищенной злым волшебником Черномором, после одного из сражений остался без меча. Случайно он оказался на поле старой битвы, усеянном мертвыми костями и доспехами погибших воинов.
Он поднял щит, не выбирая,
Нашел и шлем, и звонкий рог;
Но лишь меча сыскать не мог.
Долину брани объезжая,
Он видит множество мечей.
Но все легки да слишком малы…
Руслан едет дальше. И встречает чудо. В ночном тумане он различает огромный холм. Всходит луна, и князь видит, что
…Пред ним живая голова.
Огромны очи сном объяты;
Храпит, качая шлем пернатый,
И перья в темной высоте,
Как тени, ходят, развеваясь.
Голова угрожает Руслану, и князь отважно вступает с ней в бой. Победа за ним:
…И, зашатавшись, голова
Перевернулась, покатилась,
И шлем чугунный застучал.
Тогда на месте опустелом
Меч богатырский засверкал…
Побежденная голова рассказывает Руслану о том, что меч, которым он овладел, — чудесный меч.
Это тот самый волшебный меч, с помощью которого только и можно отрубить бороду злого Черномора. А в бороде заключена вся его колдовская сила.
И вот во дворце Черномора звучит рог Руслана. Он вызывает злого волшебника на битву. Бой начинается. Карлик, размахивая страшной булавой, летает над головой Руслана, готовясь нанести удар. Но витязь вовремя увернулся, и карлик с размаху упал в снег.
Руслан, не говоря ни слова,
С коня долой, к нему спешит,
Поймал, за бороду хватает,
Волшебник силится, кряхтит
И вдруг с Русланом улетает…
Ретивый конь вослед глядит;
Уже колдун под облаками;
На бороде герой висит;
Летят над мрачными лесами,
Летят над дикими горами,
Летят над бездною морской;
book-ads2