Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 61 из 66 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Неблагодарный человек, исследуй сам свои произведенья, коль силы не имеешь исследовать создания Творца, и в них всегда ты обнаружишь свидетельства против себя. 274 Во все мгновенья жизни нашей мы воскресать должны из мертвых. Мысль, действие и воля наши, а равно чистые и верные стремленья, – все это погребла могила. Расставили повсюду стражу синагогальные владыки из опасенья истины друзей, учеников ее. И сдвинуть нам необходимо камень с начертанья, и бдительность охраны обмануть, иль сокрушить ее своею силой. И саван нужно нам совлечь с себя, порвав повязки, которые опутали все члены наши. Вновь воспринять необходимо нам и ловкость прежнюю с такой же чистотой, первоначальную подвижность, и в небо вознестись, как дух, вернувшийся к своему собственному существу. Но прежде чем достичь сего всемерного исполненного воскресенья, пройти необходимо чрез воскресенья частные: они и составляют элементы всей нашей жизни временной. Как нам самим достигнуть частных воскресений, и разве Тот, Кто воплотил их все в Своих сраженьях и победе не положил нам в той же мере участвовать в Его усильях и отваге? Вот потому Он «и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: примите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (От Луки Святое Благовествование, Глава 22, стих 15, 16, 17, 18, 19, 20). 275 Как здрава и жива душа, коль крещена она в молитве, ей омыта! Оставьте выразительным словам их силу: премудрость их наполнит, чтоб потрясти слух грубый и нечуткий. Благодаря чему она нисходит к селянину простому: без этого он не уразумел бы вовсе наречия ее. Премудрость хочет говорить для всех людей; не потому ль она порою величава, принижена и даже раболепна, проста и остра как стрела, груба и грузна, словно человек деревни? Она сама ли не клялась, желая, чтоб вся земля исполнилась бы славою Творца? Имеешь время ты? Спеши его облечь в молитву; не трать его ты столько на размышления свои. О, умозрители, на кафедрах воссевшие, вы хорошенько позаботьтесь предостеречь от ваших слов! Чем больше изучаются они, тем более опасными пребудут. Мысль человека может зародиться от плодов их. Частенько даже он не ожидает, чтоб плод поспевшим был, и мнит его он зрелым прежде, чем созревать он начал. И для него плоды сии становятся оружием священным, и удушает он своих учеников, когда они о хлебе его просят. Каков тот человек, который не оставил в себе твориться определенной формы, где все должно принять один и тот же отпечаток? Все то, что формой не смогло облечься здесь, вне разумения его; он может это только отвергать. Чти пастырей, коль Сам Господь их направляет; когда ж невеждами они являлись, то это испытание для Церкви. И если приходят они сами по себе, необходимо за них молиться, дабы верховная десница от их безумия их исцелила. Все совлечем с себя мы сами, когда желаем превосходно облачиться, в беспечности не пребывать по отношенью к плоду нашей мысли. 276 Материя была дана для человека в качестве отдохновенья среди его усталостей великих. Она являлась тенью большого дерева, под коим жнец заснуть бы смог на несколько часов палящим летним зноем. Однако возомнил он, будто бы в материи самой заключена и вся его работа; он в культ ее возвел с заботой, непрерывностью, усердием неимоверным, которые в пределах вечности царят и в культе Созидателя существ. Несчастные, желали ли они на место бездны небо передвинуть? Достаточным здесь оказалось лишь мысль их переставить: теперь довольно, чтобы им увидеть каким являлась их первичное предназначенье, и станет каковым их осужденье. О, человек, когда бы знал ты, какие пламенеющие бездны самим тобою вырыты в тебе же! Огонь подземный вздымается через руины мiрa и освещает бренность их. Он в воздух поднимается благодаря закону собственного естества. И сколько времени обязан он блуждать в пространстве, пока соединится в элементах чистых, субстанцией животворящей став, спасительной и порождающей? Все вещи преходящие в обличьях внешних только существуют; и кажутся они живыми внешне со средоточьем мертвым. Какое здание желаешь ты воздвигнуть из этих материалов? Наоборот, устойчивые истинные вещи погребены во мраке нашего предела, и представать должны с животворящим средоточьем и мертвой внешностью. О, радость мудрых, ты потому профану неизвестна, что можешь сделаться реально ощутимой, лишь приходя от Бога к человеку. 277 Когда поднялся ключ над сводом, то стали бесполезными леса. Ведь все иные камни от него их силу обретали. Он человека спас, смерть поразив; однако он не лишил его возможности в погибель впасть. И если б властью мы не обладали смерть создавать, нуждалась бы божественная сила Пришествием Своим ее разрушить? Вот почему Она во всем подобной стала человеку, который мог приблизить смерть; вот почему Она грехом не обладала, который мог ее разрушить. Кто описать способен ликование небес, когда они узрели сокрушенье смерти? О, люди, жизнь плоти вы даете своим детям. Вы отмечаете их день рожденья, как праздник, освещением слепящим, так памятуя о небесном свете, сопровождавшем первоначальное рожденье человека. Когда же человек земной исполнил путь свой в жизни преходящей, и входит он в пространство духа, все обитатели его, подобно вам, ликуют при виде возрастания духовного семейства. И каковым должно быть счастье божественного царства, когда оно увидело рожденного для Бога человека! Кто как не Бог воздать бы мог нам этой божьей жизнью и обновлением семейства Бога? Ступени порождения имеют наслаждения свои. Их все познать способна лишь душа людская, поскольку сопряжена со всякою ступенью. Безумцы! Они твердили, будто человек ничтожеством являлся! Безумцы! О, как они однажды постыдятся за это исшедшее от них проклятье! 278 Способен корень все творить лишь своей потенциальной силой. Вот почему Бог все творит через Своих пророков. Ты Сам, божественный Спаситель стезю в душе Своих апостолов открыл; и мог ты действовать лишь им благодаря. Вот почему настолько труд неспешен и потаен, ведь должен он пройти дорогой человека, который более не пребывает в своем установлении первоначальном и в чистоте. Не должен ничего Ты человеку, поскольку он все от Тебя воспринял; однако Ты его и в сумраке взыскуешь, и в преступлениях его. Не можешь Ты его забыть, ведь есть живое, святое и безраздельно кроткое стремленье корня к силе. Единый луч божественный не может ли все чудеса произвести? И удивительным бы стало, как целый мiр бы покорился человеку, когда бы человек оставил Бога царствовать в своей душе и Им Единым вдохновлялся? Какой покой возник бы на земле, когда бы в новые простые души детей слова бы засевались и верные идеи? И Бога с человеком отношения первоначальные в эпохе каждой проявлялись бы в естественных их состояньях, и цепь веков для человека представала бы лишь долгим развитием познанья, добродетелей и наслаждений, которые на алтаре хранятся сущности Его. И значит, какова должна быть скорбь у человека изволенья, когда читает он: «Когда б воззрел Господь с небес на землю, чтоб знать там есть ли человек, который благ, обрел бы Он на ней хотя бы одного такого?» 279
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!