Часть 52 из 66 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Она скользила в их советах. Они ее за миролюбья ангела приняли. Они ее в святыне поселили; она же стала их оракулом, пророком.
Сражайтесь смело; зла избежать они не смогут, которое их преступленья навлекли. Они об этом в будущем поймут, остерегаясь своего врага, и не смешают впредь свой ладан с благовоньем беззаконий.
С желаньем большим бейтесь при вратах святого града. Отдохновения не знайте, чтобы левиты не оставили вам поднимать завесу храма Бога Вашего…
Так укрепись, душа людская; ты не сумеешь выдержать сиянье Его славы…
Держи же руки пред очами, и голову склони свою: является величие Господне… Слезам своим дай волю, ведь рядом с этой славой ты должен был давно создать свое жилище!
228
Твои труды последуют с тобою, человек! Не можешь ты без дела оставаться: воздействие его не может пребывать без порожденья! По образу своих вещей сумеешь ты судить о верности своей для правосудья.
И отчего преступников вы узнаете по отличительному виду? И почему их покрываете одеждами позора? И почему природа преподносит разрядов столько существ порочных, безобразных и калечных?
И почему высокие сановники среди народов одеты лучше и украшены наградами весьма? И почему они стремятся собрать вокруг себя животных редких и дорогие самые творения природы?
Какими поразительными станут и небо новое, и новая земля: там формы постоянными пребудут, лишь изменив свое уродство по отношенью к совершенству самому!
Ты рассудительность свою припомни, человек, чтобы в своих путях не ошибиться; поскольку действия разнообразны, должны ли показаться противоположными они тебе? Сам человек сражен был разницей того, что истинно, ведь разделилась истина, чтобы сопровождать его на стадиях различных, которые прошел в своем падении он.
Когда же не пожнешь плоды хоть от одной из этих степеней, то все, которые затем пройдешь, тебя тревожить только будут и сил лишать.
В любой из них имеется единство; при свете пламенника своего ты все их в состоянии на пользу обратить себе. Будь верен первой ясности своей, тогда твой ум и сердце стать плодоносными сумеют, не прекращая девственными оставаться.
229
Примите дань моих хвалений; хотя она ослаблена, несовершенна, ведь в человеке все порочно из-за ничтожества и беззаконья.
Но ты, Господь, что истину с премудростью являешь, у суженых моих никак не замечаешь их недостатков. Покроешь Ты их именем Своим, чтоб освятить их, чтобы смог Ты им доступ предоставить к дарохранительницам вечным.
Се Ты, Господь, дающий человеку все эти блага с милостями вместе. И обращаешься с ним так Ты потому, чтоб чувствовал он, насколько безграничен Бог в Своих сокровищах, в Своей любви.
И если дань воспринята моя, и если посеяна она в полях земли обетованной, растенье это произведет бесчисленные ветви, на коих начертанными будут имена моих друзей и братьев, и имена людей желанья.
И бодрствовать они не перестанут вкруг священного Ковчега, чтобы преградой быть для приближенья беззакония к нему. На эти избранные имена Господь оборотит Свой взор; и будут они оживлены Его огнем и примут слово.
На этих убеленных душах, а одинаково на троне Божества, грядет Предвечный основать престол Свой. Он их рассматривать отныне станет, как основания и как колонны собственного храма: они причтутся к вечности Его.
230
Пределы все приготовляют человека; друг верный его поддерживает и утешает, а добродетельные руки, его обняв, обогревают: и храм тогда готов и может дух в него вселиться.
Но полностью ли в нем присутствует дух жизни? Не все ли он создал посредством слова? И в человека этот дух несет свою прообразующую силу, все сущности в нем возрождая. И удивительно ли, что хромые прямо ходят, слепые прозревают, глухие слышат и даже мертвые от смерти воскресают?
Дух жизни – свет, и он – начало света. Приходит разум освещать он человека и разомкнуть ему глаза на потаенную премудрость.
Имеется ли ведение верное того, что происходит во времени? Грядет дух жизни, чтоб виденье доставить человеку, раскрыв пред ним столетий книгу. Но может ли тот дух найти на человека, не избавляя от изучения и памяти нужды?
Не он ли и любви начало? Способен ли найти на человека он, не породив в последнем всяческую добродетель? Грядет животворить он человека по вечности подобию, которая всегда нова в подвижности своих невыразимых наслаждений.
231
Приучим же наш дух в почтении склоняться перед величьем имени Его. Сердца наши приучим быть проникнутыми только страхом Божьим и Его любовью. Приучим силы все свои оборонять Господню славу пред теми, кто одолевать ее стремится днем и ночью.
Занятие единственное это позволит нам парить поверх смятенья мiром: там время и обман удерживают человека как узника честного. И даже враг не в силах нападать на человека, который посвятит себя всецело исполнению псалмов Господних.
Здесь больше блага, нежели пытаться с Ним бороться и предавать Его небытию, победу празднуя и не нуждаясь даже от Него снести один единственный удар.
Хвалу Господню воспоем. Уже прекрасно, если всякий день мы посвятим хоть несколько мгновений мысли о Нем. Но не является ли это отсрочкой наших радостей, пускай они и состоят в молитве и в воспевании Господней славы?
Жизнь нашу освещает разуменье, однако прославления Господни ее обогревают.
И разуменье вдохновляет человека глас, превознося еще псалмы Господних восхвалений. Оно как молния, что освещает облако огнем, раскаты грома с замедленьем пробуждая.
И это ты, могучее звучанье громовое, подобное великим песнопеньям, являющим Господню славу.
232
Старайся не основывать свое жилище на грехе, и жизнь не будет отнята навеки у тебя. Но как могла бы жизнь тебя навек покинуть? Не ты ль вооружен защитниками сильными Израиля?
И ты, миролюбивое и кроткое господство, ты облекаешь все своей священной ризой и пробуждаешь все своим теплом. Но твой венец способен кто восхитить? И даже если некто настроятся иметь твою корону, из них ты не увидишь достойного ее носить.
Вхожу я в духе в собрание пророков и святых; и их я нахожу всегда пекущимися о труде Господнем.
Но почему столь вдохновенны, столь выдержаны их реченья? И почему они для них столь интересны? А потому что живо все в труде Господнем. Все полно назначеньем высшим в пророческом собрании.
А мы в земной юдоли лишь заняты своею легкомысленной корыстью; собранья наши собой являют множество усердья в делах ребяческих или порочных; так почему святые и пророки его не выказали у себя в вещах живительных и чистых?
233
Скажи себе: «Я сын Господень». И повторяй сие, пока из глубины всей сущности твоей не выйдет эта фраза: почувствуешь тогда, что сумрак вокруг тебя развеяться спешит.
Не спрашивай же больше, безмерными насколько были силы, которых вместилищем считали человека предания любые: родился он для проявленья имени Господня, поскольку сыном Господа предстал.
Но почему утратил он верховный этот статус? А потому что в своем сердце не сказал: <<Я сын Господень». Он прекратил определять источник всякого движенья.
Утри же слезы, несчастливый смертный, и изгони свои боязни. Явился свыше Человек, явился для тебя сказать: «Я Сын Господень».
И этой фразой сокрушились недруги Его, затрепетала бездна, восток земной вновь занял свое место, чтобы проводником и лествицей служить потомству человеков.
Так повторяй же эту фразу вместе с Ним и повторяй после Него; но непрерывно повторяй, и непрерывно будут для тебя все новые болезни исцеляться, и от тебя опасности все удалятся.
Ты не имел ли три первоначальных дара: телесную сохранность, и размещенье не телесное, и восклицанье? Но Тот, Сказавший для тебя: «Я Сын Господень»’, пришел преподнести тебе триаду этих качеств, чтоб дать тебе четвертое, которое есть превосходство.
Когда позволят мне остановиться? И не должна ли меньшая в оплошностях моих в зачет пойти мне, как убийство человека? Но не напрасно мне дано сказать сегодня еще звучней, чем изначально: «Я сын Господень».
book-ads2