Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 40 из 66 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Возвышенное силы и господства. Возвышенное жертвенности и милосердия. Взор человеческий, себя ты умоли не отвергать источника живого всего возвышенного; ищи воспламенить себя при виде даров и добродетелей его. 167 Тебе присуще благо обладать в себе земным, духовным и небесным, хотя и говорили, будто яд, разлившийся везде по сущности твоей, тебе заворожил глаза, прекрасное и истину упрятав от чудес, которыми ты окружен. И почему я вижу только смерть, тогда как жизнь повсюду? И почему я вынужден блуждать среди гробниц, тогда как мiрозданье служит портиком Святого Иерусалима? Священные узоры этого возвышенного града, от взглядов смертных уж не скроетесь вы больше. Так драгоценные каменья покидают свои копи, металлы очищаются, и солнце возвращается собой вселенную украсить! Когда же люди станут больше пребывать в науках духа, на темное господство не взирая ученых ложных? В какое время души изволенья готовность возымеют двигаться ко храму, пусть он еще совсем невиден? Господь, Господь, Ты ведаешь Один об исполнении времен; и ты свои никак свершенья не сверяешь с премудростью убогой человека. И разве сам Еврей бы мог сопротивляться истине, числу и разуменью, когда бы их себе представил верно? Но время не пришло его еще и вовсе; Сам Бог на очи его повязку наложил, и только Он способен от нее его избавить. Не доверяйтесь всем вам говорящим голосам. Хоть могут исходить они от вас и вам повелевать, но гласом духа не являться. Не доверяйте чудесам, которые сулят вам эти голоса, пусть даже чудеса бы частично подтверждались делом. Порой достаточно, чтоб занялись вы рьяно пророчествами, что поражают вас, из них определенные итоги извлекая. Мысль человеческая, не кроются ль частично опасности твои в величии твоем? Когда бы в сущности своей ты не была столь сальна, имела бы тогда нужду сугубо печься об исполнении и о последствиях своих могуществ? И обманувшись в сходствах, ты побоялась бы тогда принять свои труды и результаты за деланье премудрости верховной? Дерзай, по крайней мере, сама обманываться, не увлекая в сумрачные заблуждения народы. 168 Как мне уразуметь тебя, простой и близкий к природе человек, когда я вижу, с каким спокойным умиротвореньем ты оставляешь жизнь свою земную? О, если б всякий человек мог с нею расставаться не иначе, то мы бы пребывали в состоянии естества. Когда бы жизни путь был раем предварен, то наше возвращение туда прошло бы слишком мягко! Оно бы таковым являлось, когда б творить мы стали одни молитвы и милосердия дела, а иногда раскаянье и сокрушение в грехах своих. Кто этого не испытал? И разве истинные предприятья все не завершаются счастливым внутренним движеньем, в котором мы вкушаем Бога, которое несет нас к прославлению Его в покое удивительном, им дарованном нашей душе? И если скверные дела благие нравы разрушают, нельзя ли, чтобы добрые поступки худые нравы исправляли, их разрушая, уразуметь давая человеку, что был рожден он для непрестанного почтенья Бога? О, существа чистейшие, сияньем окруженные Моего Бога; о, вы, которые, как человек, не умаляетесь под действием закона преходящих времен, вы помогите сотворить мою обитель в молитве и песнопениях Господних, какой вы сами обладаете вполне! И впредь я не смогу покоя обрести в жилище человека; он сам в себе порушил все снисхождения законы, восставив вместо них свой ум и свою волю. И пребывание его земное напоминает лишь вертеп сомнительный опасный, где путник останавливается, дабы пору ненастья переждать. 169 Никак не говорите, будто Бог охваченным бывает духом ярости и гнева. Все эти выраженья собой являются лишь образы ступеней разных, которые проходит человек; они суть только история его падений и заблуждений ежедневных. Но посылает ли Господь зло людям, как тиран, для истязания и наказанья их? Не попускает ли Он людям зло, чтобы его сразить и испытания им обрести, когда б они продвинулись в чинах в Господнем войске? Как только с Богом человек соединился, его охватывает счастье и следует за ним повсюду. И если отдаляется от Бога он хоть на одну ступень, бессилие его объемлет. И ниже ниспадая, испытывает он утрату, напряжение, страданья страх и гнев. Так люди свою участь выявляют: потом Господь берет их в состоянии, в котором они сами оказались. Сказал ему Он и нисколько не ошибся: Он волю полагает Сам для тех, которые Его боятся. Он волю полагает Сам для тех, кто Его ищет и пред Ним благоговеет. Молитва человека и любовь сильней людской судьбины. Исполнитесь же упования, души миролюбья; исполнитесь отваги, поднимитесь над пределом рока, в господство устремитесь радости и наслажденья. Предел необходимости уж слишком суров и строг для человеческой души; предел же, над которым рок еще не властен, является господством, что соответствует пространству и свободе людского существа. Предел же, над которым рок не властен больше, есть завершенье страха. И это никак не Бог, создавший сей предел ужасный; и Бога нет в пределе рока, хотя опять же Он его создал; Бог благодетелен и кроток в любой из точек безграничности Своей. Поэты лживые, которые рок в сущность превратили своих богов мифических, тем самым вы одновременно умалили величье Бога Вседержителя, людское разуменье затуманив. Судьба единственная Бога Нашего – всегда Предвечным быть, пронизывая всю полноту вселенскую Своей любовью. 170 Муж, когда ты создаешь земную оболочку своего потомства, то связываешь человека с греховным человеком. Насколько возвращение такое горько для тебя и пусто! Жена, когда на свет ты сына порождаешь, то связываешь человека с возрождения путем. Вот почему твои мучительные скорби сменяются затем отрадой самой чистой. Путь возрождения, сопроводи же человека к дороге примирения иль духа, и упованьем истина исполнится. Дорога примирения иль духа, сопроводите человека к порогу убежища живого; и содрогнутся небеса от радости, узрев, как, вопреки пространству прегрешенья, исполнены уж часла реинтеграции и восстановления. Муж, помещенный между греховным человеком и стезею возрожденья, будь отважным; ты плачешь, появляясь на свет, поскольку возрождение твое не в состоянии без искупленья совершиться. Однако твои грядущие рожденья исполнятся утешенья и наслажденья. Ибо, когда достигнешь ты однажды дороги примирения или духа, ничто не будет страшным для тебя. Ты обретешь лишь постоянное приумножение добродетелей, приемля их. Поистине, обязан ты, суждению повинуясь, со скорбью отделиться от мужа прегрешенья, которое от первородного позора. И должен с восхищением соединиться ты со всеми этими путями, открытыми премудростью с началом счастья всех существ; и смерть сама способна станет поглотиться, исчезнув в безмерности отрады данной. 171 В бессоннице я ночи проведу свои. Великая печаль меня заставит бдеть и помешает моим веждам познать хотя б одно мгновение покоя. Вопль мальчиков еврейских меня лишит надолго сна: детей сих крики, которых видел неотступно удушаемыми я двумя египтянками, повитухами на службе Фараона. Я стану размышлять подолгу над недугами души людской, уподобляясь больному, распростершись на своем одре, страданьями отсчитывая время. Они нахлынут на нее как волны, которые покинут берег, чтоб напоить его мгновение спустя. Скорбь шепчет непрестанно в уши души моей; и ей она внимает как протяжным завываньям полуденных ветров. И вы спокойны посреди всех этих нестроений! И если здесь вы не были потрясены, как скуке не объять вас в средоточии картин весьма однообразных? И нужно ль северные ветры призывать и бури, чтоб пробудить от забытья вас? И не считайте вовсе это состоянье смерти за состояние отдохновенья, которое имеет место только в жизни, а жизнь в деяньях пребывает.
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!