Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 26 из 66 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Несчастье мiрy по причине смут! Но должно ль было смутам пребывать в нем? Необходимо стало в нем иметь общение между врагом и человеком, чтоб человек бы ополчился на врага! Благодеяния десница, явилась Ты от одного другое отделить и начинаешь разить, чтоб помешать сраженным человеку быть самим собою. Пришла Ты во спасение того, который был погублен. Лишала часто жизни Ты людей невинных, чтоб вразумлением служить для грешных. Не это ли с Галилеянами случилось, которых кровь Пилат смешать распорядился с животных кровью, принесенных ими в жертву. Не это ли произошло, когда паденье башни Силоамской убило восемнадцать человек? Они жизнь в теле потеряли; хотя на них отверзлись глаза Твоей божественной души; хотя рассказ об их зловещей смерти народ заставил к покаянью обратиться. Не тем ли представал и от рождения слепой, страдания терпевший ни за свои грехи, ни за грехи родителей своих, и проявленью славы Твоей прекрасно послужил? Неисчерпаемая Мудрость, идешь ты дальше, невежество и беспросветность восставляя против человека, который смертного почти всегда опережает, пытавшегося навредить ему или убрать с дороги. Преступник, неспособный равнозначно ответить палачам, сказать бы мог, что палачи его терзают незаконно, ведь он не в силах им сопротивляться; однако ощущает четко сам: по правосудию он предан смерти и расправе. И огорчения свои почти всегда приемлем мы со стороны себе подобных. Но ощущаем, что по праву испытываем их, поскольку в беззакония юдоли пребываем. 93 Его ли вопрошу о бытии пророка? Его ли вопрошу о чудотворстве от имени Его? Его ли вопрошу и о проникновении в секреты мудрости Его? О, нет, Господь, ведь в имени Твоем я обрету лишь часть, которую Ты соизволишь направить мне; и Твое имя использовать начну, внемля необходимости одной. Своих детей Ты наделяешь хлебом, согласно возрасту у каждого из них; и Ты единый пожелал распределеньем этим ведать. Пророков воздвигаешь Ты, избрав в годину худшую для трона, в пору, в какую их не ждут и вовсе. Амос, ты избран был и облечен Господним духом, когда на пажить вел быков. Но есть ли чудеса, свершенные во имя Бога, что нас сближают с Ним? Ответил Сам Он тем, кто похвалялись этим чудотворством: никак не знаю вас Я. Сказал Он и Своим ученикам, уже наполнившим подлунный мiр чудесными делами: еще вы ничего не попросили у Моего Отца от имени Меня. И ты, Израиля певец, хоть и признался пред Господом, что для тебя Он проявил Премудрости сокрытые и тайные начала, молил Его омыть тебя от скверн греховных и воздыхал о беззакониях своих. Как ты, Его я попрошу, меня не оставлять коснеть в юдоли развращенной, не дать мне стать еще в сей жизни питаньем для червей. И я вооружусь, я в бодрости пребуду и стану слухом чутким ожидать, когда наказ Господень сделается слышим. Взойдет заря пред тем, как пост покину свой я, дабы отдохновению предаться. О, караул, который бодрствует по всей земле во славу Господа, нас непрестанно призывай, держи нас наготове. И пусть молитва в фанатизм и в страсть у нас оборотится, когда желаем обеспечить безопасность вверенного места. 94 Как усомнюсь я в том, что человек не должен свою работу совершать лишь для себя и для себя творить свои забавы? Откуда приходят к нему заботы украшения жилищ, и там ласкают взор его предметов тысяча изящных и неожиданных? Фальшивый образ сей напоминает человеку о блаженстве: благодаря нему когда-то жизнь его стремилась, уподобляясь течению реки по руслу, биенью родников из ключевых протоков; сегодня человек обязан, коль жаждет жизнь вкусить, отстраниться от этой пагубной картинки посредством усилий непрестанных. О, человек, когда б ты власти не имел от счастья удалиться, то достижение его уж впредь бы не считалось долгом для тебя и не являлось бы потребностью твоей. Тогда б оно законом или правом представало, как сила тяготенья; и ты не смог бы больше ни одной заботе, ни одному волнению предаться. Не смог бы ты тогда и упованьем наслаждаться, поскольку сущность всякая имеет подлинную радость лишь от своих трудов и претворений. И почему присуще вечно и неизбежно Богу Себя же созерцать? Но нет иного существа, достойного для взоров Божества. И почему не могут люди, опасности не подвергаясь, зреть существо Творца всей нашей жизни? Да потому что ниже от Него нет никого, на ком могли б они свое почтение сосредоточить. Премудрость прежде, человек, на глас твоей любви свой лик приоткрывала и изливала милости благие на тебя, какие, в свой черед, влекли к почтенью новому тебя. Ты первым прекратил, неблагодарный, сей радостный обмен благодеяний, который никогда не должен был прерваться. На самого себя низвел свои ты взгляды и, веру на себе сосредоточив, приговорил ее ты к смерти: так медь вскипает, соприкасаясь с воздухом холодным. Начни одолевать, восстав в своей темнице, преграды все, что жизнь твою сжимают. Порвать ты должен сам позора пуповину, орудие, что чуждо сущности твоей: благодаря нему ты пищу до сих пор и получал во мраке чрева матери своей. Необходимо, чтобы обрел ты пищу новую, которая дана тебе, и чтобы жизнь черпал ты более достойным средством: оно должно однажды стать орудьем слова твоего, проводником свеченья. 95 В вещах, которые не вяжутся никак с согласьем человека, Премудрость высшая, ты полагаешь утешенье нашим мукам и горестям; и чтоб использовать твои дары, необходимо только себя отдать в присутствие твое. Светило солнца, ужели ты не светишь равномерно каждый год над всеми регионами земли, на разницу, многообразие погоды не взирая? Творения же духа твоего, о, человек, какие преимущества тебе они предоставляют? Исследуй чары восхитительной природы, которые воображение твое к ее красотам добавляет. Картину напиши дворца Армиды, садов вечнозеленых Алкиноя, пой о горе с названьем Ида, от ног богини покрывавшейся цветами, что благовоние чудесное распространяют. И власти магии уподобляясь, твое мышление восхитится над площадью великолепных храмов: там злато и гирлянды оспаривают друг у друга богатых портиков убранство; или изобразит, коль этого захочет, за Мальтоном идя, блаженство прародителей людских; картинам этим составлять под силу цвет столетий. И вскоре ты в печали возвратишься, сосредоточившись в себе самом, и скажешь с сожалением, замешанном на слезах: «Увы! Лишь образы я там живописал; однако я реальность почувствовать сумел их. И разве это убедит меня, что образы мои никак не наважденье и могут обладать малейшим сходством с моделями своими? Не трать же время попусту на ложные занятья». О, человек труда, молись и отдыхай, пока ты жив. Вот две задачи, которым необходимо солдату веры предаваться. Заставит первая идти вперед; вторая – восстановит, предохранив морально и физически: во время это человек никак не применяет свою волю. 96 Небесные светила, блистаете над нашею главой вы; для нас же не можете вы общество составить и нас любить не можете; не в силах вы нас изучать, к познанию стремясь, и не способны нас прощать. Ни в чем на нас вы не похожи, поскольку не можете вкусить два самых сладких чувства нашего существованья, – имеем только мы нужду в прощении с любовью. Для истины фундаментальной важно ль, что человек способен открыть на целую планету больше? Под силу их ему и дальше открывать, пусть он не вправе делать лишних умозаключений: сумели применить по заблужденью люди к планетам семеричное число. Порядок новый свой имеет вид. Все звезды разделены в нем на семейства; семейства отграничены огромными просторами небес. Число их неизвестно, а равно звезд количество, которые семейства составляют. И всякая звезда есть центр системы планетарной. Звезда сияющее солнце, что племена земные за Бога мiрозданья почитали, являешься ты только частью маленькой большой системы иль звезд великого семейства, и ты теряешься в безмерности небесной тверди. И если даже ты столь мелким предстаешь для мысли нашей, каким же будет для нее Земля, планета наша, какие будем сами мы? И восхищенье испытуешь, что ужасу сродни, когда рассматриваешь в этой перспективе пространство бесконечное и тел количество, которые в нем проплывают. И ощущаешь в то же время, сколь соблазнительно, столь и ужасно зрелище сие. Но восхищаясь им, о, человек, готовым будь ты от него оборониться. Безмерность зрелища мышление способна сокрушить твое: посредством этого она уничтожает твой рост убогий. Так возродись в своих правах, отличным стань от всех существ великих, но немых, ты превосходством слова своего. Хотя телесными очами тебе пристало ли измерить свою сущность, а равно и предназначение свое? Ведь должен путь твориться твой, влияния не зная тел небесных, которые проходят пред тобой, таинственность с величием внушая.
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!