Часть 12 из 32 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Подвергаясь постоянным атакам сиракузской кавалерии, страдая от нехватки продовольствия и воды, афиняне в конце концов были разгромлены к югу от Сиракуз, где они пытались перейти вброд небольшую речушку, превратившуюся из-за дождей в бурный поток. Никий и Демосфен сдались. Несмотря на то что Гилипп был склонен сохранить им жизнь и отвезти в Спарту, сиракузцы их казнили. От большой афинской армии и флота осталось 7000 человек, которых поместили в каменоломни Латомии, что к северу от города. В экспедиции на Сицилию афиняне потеряли 40 000 человек и 175 трирем. Это был смертельный удар, от которого они уже не смогли оправиться.
О судьбе уцелевших в бою рассказал Фукидид: «…сиракузцы обращались с пленниками в каменоломнях жестоко. Множество их содержалось в глубоком и тесном помещении. Сначала они страдали днем от палящих лучей солнца и духоты (так как у них не было крыши над головой), тогда как наступившие осенние ночи были холодными, и резкие перемены температуры вызывали опасные болезни».
Случилось так, что после резкой смены погоды (что нередко бывает в этой части острова), октябрь и ноябрь были жаркими и безветренными – адские муки для людей, запертых под землей. Потом наступила снежная зима, принесшая жуткий холод голодным полуобнаженным узникам. «Тем более что, скученные в узком пространстве, они были вынуждены тут же совершать естественные отправления. К тому же трупы умерших от ран и болезней, вызванных температурными перепадами и тому подобным, валялись тут же, нагроможденные друг на друга, и потому стоял нестерпимый смрад. В течение восьми месяцев им ежедневно выдавали лишь по одной котиле воды и по две котилы хлеба» (1 котила – 0,27 литра).
Таков был конец цвета афинской армии и флота: воины были разгромлены на берегу, утонули в гавани Сиракуз или умерли от голода, жажды и болезней в каменоломнях города, который они намеревались захватить. Некоторые из выживших были проданы в рабство, и лишь очень немногих миновала печальная участь. Их пощадили не из милосердия, а потому, что они были образованными людьми и могли читать стихи. Изощренным сиракузцам нравилось слушать, как они читают длинные отрывки из Еврипида, драматурга, к которому они испытывали неумеренную страсть.
Плутарх пишет: «Из греков неафинских наибольшими почитателями музы Еврипида были греки сицилианские; они выучивали наизусть отрывки из его произведений и с удовольствием сообщали их один другому. По крайней мере, многие из тех, которые оттуда возвратились на родину, радостно приветствовали Европида и рассказывали ему, одни – как они освободились из рабства, выучив своего господина тому, что знали из Европидовых трагедий, другие – как они, распевая его песни, получали себе пропитание, когда им после битвы приходилось бродить без приюта».
Даже после катастрофы такого масштаба у Афин хватило духа и ресурсов, чтобы продолжать войну со Спартой и ее союзниками еще восемь лет (412–404 годы до н. э.). Несмотря на появление спартанской крепости в Декелее, в результате чего город лишился большого количества его серебра и сельхозпродукции, Афины боролись. Временами даже казалось, что Афинам удастся склонить в свою сторону чашу весов, которые после сицилийской экспедиции были на стороне спартанцев.
Алкивиад, благодаря изменчивости своих пристрастий и политики, что является неотъемлемой чертой греков (вероятно, именно поэтому греки продолжали любить его), вернулся в Афины в 408 году до н. э. и был встречен с восторгом. Аристофан пишет, что народ любит и ненавидит Алкивиада, но не может обходиться без него. Одновременно он предупреждает: «Во граде льва кормить не должно, коль кормишь ты его, к нему приноровляйся».
Какое-то время казалось, что возвращение «золотого мальчика» изменит ход войны. Крупный пелопоннесский и сиракузский флот, попытавшийся перерезать морской путь, по которому шло снабжение Афин зерном, был разбит. Богатый остров Тасос и важный город Византий, которые взбунтовались, были успешно усмирены. Но все это время незаживающая рана Декелеи (за которую Алкивиад был ответствен больше других) продолжала высасывать жизненные силы Афин. В какой-то момент, благодаря своей вечной нерациональной изменчивости (к которой афиняне стали еще более склонны с ходом войны), афиняне снова обвинили Алкивиада, на сей раз в некомпетентности. Он покинул город и через несколько лет был убит во Фригии.
Жизнь этого талантливого, но беспринципного человека в какой-то мере отражает историю города, который он и украсил, и опозорил. Можно утверждать с уверенностью, что если первое изгнание Алкивиада стало одной из главных причин поражения Афин на Сицилии, второе его изгнание оказалось роковым. Не было никого, способного заменить его. А спартанцы к этому времени нашли способного и жесткого военного лидера в лице Лисандра. Даже в такое сложное для себя время Алкивиад попытался предупредить своих сограждан об опасной ситуации при Эгоспотамах, но его лишь высмеяли. В следующем, 404 году до н. э. город Перикла познал горечь безоговорочной капитуляции. Афинский флот прекратил свое существование, империя рухнула, городские стены сровняли с землей. Победители навязали афинянам олигархическое правительство со спартанскими убеждениями, и под веселую музыку «союзники украсили свои корабли цветами».
Плутарх писал, что люди считали этот день началом свободы для Греции. Такой оптимизм после окончания затяжной войны впоследствии повторялся веками, как правило безосновательно.
В долгом и грустном рассказе о человеческой глупости и безрассудстве, которые слишком часто составляют то, что мы называем «историей», легко не заметить тех вещей, которые характеризуют человека с самой лучшей стороны. Так, повествуя о ходе Пелопоннесской войны с ее ужасами, кровопролитием и трагическим исходом, часто забывают о положительных достижениях этих лет. Пока продолжалась затянувшаяся война со Спартой, Сократ писал о ясности и точности в человеческом мышлении и закладывал основы не только морали, но и метафизической науки. Он был убежден, что знание – добродетель. Если и был один изъян в мышлении Сократа (которое нам известно от его ученика Платона), как утверждает А. Р. Берн в «Истории Греции», он заключался в следующем: «Будучи сам человеком железного самоконтроля, он был незнаком со словами святого Павла: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злого, которого не хочу, делаю».
Пока Сократ и его последователи побуждали людей эффективно использовать свой разум, один из величайших в истории поэтов, рационалист Еврипид, описывал человеческое предназначение на земле словами, которые до сих пор поют со страниц его книг. В год падения Афин был впервые исполнен его шедевр – «Вакханки». Все эти годы афиняне узнавали себя и смеялись над своими ошибками в острых и непристойных комедиях Аристофана. Развитие получили и другие искусства. В это время были созданы выдающиеся скульптуры, произведения ювелирного искусства, изделия из металла и керамики.
Спартанцы не оставили после себя ничего значимого, способного увековечить их окончательную победу – если, конечно, история, записанная Плутархом, правдива. В ней показано, что, даже не будучи творцами, они были весьма чувствительными к греческому гению. Вскоре после падения Афин кто-то из пелопоннесских союзников предложил сровнять весь город с землей, а горожан продать в рабство. В это время кто-то пропел песнь из «Электры» Еврипида. Услышав это, все присутствующие были тронуты и почувствовали, что уничтожить такой чудесный город, давший миру столько гениев, – чудовищное преступление.
Глава 4
Греция и Восток
Афинский оратор Исократ отметил, что проклятием эллинской политики того периода было стремление к империи, и нет никаких сомнений в том, что он был прав. Афины, Спарта и Фивы стремились господствовать над Грецией, и все поочередно потерпели неудачу. Как только одна держава начинала приобретать доминирующее влияние, ее соперники тут же забывали о своих разногласиях и вступали в союз, достаточно сильный, чтобы ее сдержать. Эта модель неоднократно повторялась в европейской истории вплоть до XX века. Махинации, соперничество и войны малых греческих городов-государств были миниатюрными предшественниками союзов и масштабных войн, которые веками велись на Средиземноморье.
Однако объединение Греции было временно достигнуто в середине IV века до н. э., правда, не Афинами или Спартой. Объединенная энергия греческого народа тогда повернулась на Восток – в один из самых драматических в истории эпизодов. «Решение греческого вопроса, – пишет Х. А. Л. Фишер, – пришло с неожиданной стороны. К северу от Фессалии, на побережье Термаикоса, жил греческий народ, который был грубее и менее цивилизованным, чем афиняне или коринфяне. Южные греки относились к нему, как, скажем, парижане относятся к провинциалам из Бретани или Лангедока. Это были македонцы – пьяницы, драчуны, страстные охотники, обожавшие преследовать медведя или волка по лесам и равнинам своего богатого горами дома. Они все еще находились на гомеровском этапе развития цивилизации…
Эти грубые горцы, пропитанные суровостью и отвагой севера, образовали самое могущественное государство Греции, во главе которого встал замечательный и удивительно прозорливый царь Филипп Македонский (359–336 годы до н. э.). Филипп был больше чем прекрасный солдат. Он был мудрым государственным деятелем, заложившим основы огромной империи, которую его сыну Александру Великому предстояло создать на Востоке. Чтобы добиться единства Греции, которое освободит его армию для колониальной экспансии в Малой Азии и на Ближнем Востоке, Филиппу надо было прежде всего заставить замолчать всю оппозицию на греческом континенте. Это ему удалось сделать в 338 году до н. э. в сражении при Херонее, где были разбиты объединенные силы Афин и Фив.
Благодаря великодушию к покоренным народам, столь редкому в греческой истории, и серии умных политических маневров Филипп сумел объединить самолюбивые и разъединенные греческие города-государства в союз, основой которого стало свободное членство и равноправие для всех. Но даже при этом он мог бы потерпеть неудачу, если бы вовремя не указал нужное направление – за море на Персию. «Там, – сказал он, – располагается извечный враг всех греков; помните зверства Ксеркса; не забывайте, что мы, греки, никогда не будем в безопасности, пока Персия угрожает нам не только здесь, у нас дома, но также в ионических городах Малой Азии».
Он мог также добавить, что там, за полным островов Эгейским морем, располагается богатая земля и отличные фермы, бизнес для торговцев и многочисленные административные должности в империи, которую он намерен создать. Впервые в истории греки увидели себя не рядом вечно разделенных и враждующих между собой городов, а нацией, объединенной языком, религией и общими традициями. Они поняли, что если только смогут забыть свое взаимное разрушительное соперничество, то получат в свое распоряжение все богатства Востока.
Это была мечта Филиппа, но претворять ее в жизнь взялся его сын Александр. В 336 году до н. э., накануне отправления в Малую Азию во главе объединенной греческой армии, Филипп Македонский был убит.
Александр сразу же заявил грекам, что ничего не изменилось, кроме имени царя. Это было гордое бахвальство. На самом деле начало своего правления он посвятил утверждению своей власти в Греции. Греки, как всегда, разделились в тот самый момент, когда почувствовали, что отстаивание своего превосходства может принести им хотя бы малейшую выгоду.
Восстановив объединенную Грецию за собой, – Грецию, можно добавить, которая приняла единство только из страха перед грозным оружием и гением Александра, – юный завоеватель приготовился выступить на Восток. Незадолго до того, как произошло это значительное событие в мировой истории, в Коринфе случился небольшой инцидент, заслуживающий, чтобы его не забыли. Он отчетливо показывает две стороны греческой натуры – самоуверенность и философское самоотречение, – которые стали частью всего средиземноморского наследия.
Прибыв в Коринф, юный военачальник первым делом должен был заручиться принятием лигой греческих государств своего положения верховного главнокомандующего в войне против Персии и ее империи. Александру в то время было не больше двадцати лет. Это был «юный золотоволосый Аполлон», пребывавший накануне своего самого захватывающего приключения. В Коринфе собрались первые лица многих государств, признавших его главенствующее положение, а также другие известные деятели. Они должны были подтвердить ему, что принимают его лидерство против некогда грозной Персии. Между тем один из самых видных горожан Коринфа, известный философ-циник Диоген, не явился, чтобы выказать уважение юному хозяину Греции.
В одиннадцатом издании энциклопедии «Британика» о Диогене сказано следующее: «Он приучил себя к изменчивости погоды, живя в бочке [возможно, в одном из больших глиняных сосудов для хранения, весьма распространенных в то время, перевернутом на бок] при храме богини Кибелы. Единственную деревянную чашу, которой он владел, Диоген уничтожил, увидев, как крестьянский мальчик пьет из ладоней. По пути на Эгину его захватили пираты и продали в рабство на Крит коринфянину по имени Ксениад. Когда его спросили, что он умеет делать, Диоген ответил, что не умеет ничего – только руководить и направлять людей, поэтому желает, чтобы его продали человеку, которому нужен хозяин. Став учителем двух сыновей Ксениада, он прожил в Коринфе до конца своих дней. Весь остаток жизни он проповедовал добродетельную сдержанность. Добродетель для него заключалась в отказе от любого физического удовольствия; [для него] боль и голод были лучшими помощниками в достижении блага. Морализирование подразумевает возврат к природе и простоте».
Учитель Диогена, Антисфен, сам бывший учеником Сократа, считал, что добродетель, а не удовольствие – цель существования. Как следствие, Диоген и другие философы были уверены, что богатство, честолюбие, власть и популярность развращают и калечат душу. Неудивительно, что старый философ в своем непрезентабельном жилище не побеспокоился выбраться оттуда, чтобы отдать почести Александру. Но Александр был сильно заинтригован этим знаменитым человеком, не посчитавшим нужным присоединиться к толпе его почитателей, и сам явился к престарелому философу.
Беседа между ними была короткой и по существу. У завоевателей нет времени для пустой болтовни. У философовциников тоже.
– Я Александр Великий, – сообщил юный полководец, когда его привели к своеобразному дому Диогена.
– А я философ Диоген, – ответствовал житель бочки (точнее, глиняного сосуда), нисколько не впечатленный великолепием оружия и одежд гостя.
– Могу я что-нибудь для тебя сделать? – спросил будущий завоеватель Востока, возможно не без снисхождения.
– Да, Александр, – сказал философ. – Будь добр, не загораживай мне солнце.
Следует отдать должное Александру: этот юный амбициозный и гордый человек не обиделся на такой отпор. Возможно, он понял, что сила, которая подталкивала его к завоеванию физического мира, также действовала и на этого худого аскета, отказавшегося от физического мира ради духовных исканий.
Говорят, что позже Александр сказал: «Не будь я Александром, я бы был Диогеном». Оба умерли в один год – 323 год до н. э.: Александр – в Вавилоне в возрасте 31 года, став хозяином практически всего известного мира, а Диоген – в Коринфе в возрасте 90 лет. Согласно одной традиции, завоеватель и философ умерли в один день. Оба были людьми редчайших качеств, достойными представителями греческого гения.
Как это нередко бывало в истории Средиземноморья, завоеватель лучше известен миру, чем философ. Карьера Александра повлияла на многих людей, в том числе карфагенянина Ганнибала, римлянина Юлия Цезаря, корсиканца Наполеона, и – как пример крайней деградации – австрийца Адольфа Гитлера. Мечта Александра о мировом господстве не всегда приводила к удачным результатам. Тем не менее ее следует рассматривать в контексте того времени, когда одна сильная личность действительно могла изменить мир. И всегда следует помнить, что влияние Александра на Восток было бы менее важным, если бы он не принес с собой искусства и архитектуру, культуру и философию людей, которые не были воинами и завоевателями, по сути, таких, как Диоген и его хозяева.
Само Средиземноморье скрывается из вида, когда Александр начинает претворять свои мечты на Востоке. Освободив Ионию, он прошел по Сирии, разгромил персидского монарха Дария в сражении при Иссе и двинулся дальше в Финикию. Поскольку финикийцы составляли ядро персидского флота, Александру было важно устранить угрозу для своих морских коммуникаций еще до вторжения непосредственно в Персию.
Большая часть 332 года до н. э. была занята осадой Тира, который упорно держался семь месяцев, но в конце концов был взят штурмом с моря. Город стал македонской крепостью, и тирский флот больше никогда не оспаривал греческое господство на море. Взятие Тира было, вероятно, самым значимым ратным подвигом Александра. Но большие ратные деяния нередко имеют неприятные последствия. В Древнем мире, где продажа населения завоеванного города в рабство являлась законным правом победителя, после захвата города тысячи мужчин, женщин и детей отправлялись на невольничьи рынки. Таким образом, на аверсе монеты славы мы видим юного золотоволосого завоевателя, а на реверсе – груды черепов и толпы рабов.
Флавий Арриан, рассказывая о походе Александра, описывает его следующие действия. Он покорил древний город Газа, а потом направился в Египет, который был основной целью его южного похода, и неделей позже после ухода из Газы прибыл в Пелузий [на восточном берегу устья Нила], где сопровождавший его флот, плывший вдоль берега из Финикии, уже стоял на якоре. Мазак, персидский правитель Египта при Дарии, не имел под своим командованием местных войск. До него уже дошла информация о сражении при Иссе и позорном бегстве Дария. Учитывая все это, а также тот факт, что Финикия, Сирия и большая часть Аравии уже были в руках македонцев, Мазак принял Александра с показным дружелюбием и не стал чинить ему никаких препятствий.
Став формально египетским фараоном, Александр стал подыскивать хорошее место для строительства порта на египетском побережье. Поскольку Египту предстояло стать частью греческого мира, он должен был смотреть наружу, на Средиземное море, а не вглубь территории, как это было тысячелетиями. Идеальное место обнаружилось у западного берега устья Нила, между озером Мареотис (Марьют) и морем, где узкий скалистый остров и каменистый выступ, протянувшийся в море с берега, обеспечивали превосходную естественную гавань.
Это было замечательное место, писал Э. М. Форстер в «Александрии». Отличная гавань, великолепный климат, пресная вода, известняковые каменоломни и легкий доступ к Нилу. Здесь Александр намеревался сохранить навсегда все, что есть лучшего в эллинизме, и построить город для большой Греции, которая будет состоять не только из городов-государств, но и из царств и охватит весь населенный мир.
«Александрия была основана.
Отдав приказы, юный завоеватель поспешил дальше. Он не видел, как строились здания. Его следующим желанием было посетить храм Амона в оазисе Сива, где жрец принял его как божество. С тех пор его греческие симпатии резко упали. Он стал человеком Востока, почти космополитом, и хотя он снова сражался против Персии, но уже с другим настроем. Теперь он желал гармонизировать мир, а не эллинизировать его, и, должно быть, оглядывался на Александрию, как на творение своей незрелой юности. Однако ему предстояло вернуться в этот город. Спустя восемь лет, завоевав Персию, он умер, и его тело после некоторых превратностей было доставлено для погребения в Мемфис. Верховный жрец отказался принять его там. «Не оставляйте его здесь, – требовал он, – а только в городе, который он основал у Ракотиса, потому что, где бы ни лежало его тело, город будет неспокойным, его станут сотрясать войны и сражения». Так что тело Александра было перевезено вниз по Нилу, завернутое в золото и заключенное в стеклянный гроб, и было похоронено в центре Александрии, где он стал героем и божеством-покровителем».
Последующая история Александрии в полной мере соответствовала пророчествам египетского жреца. И в физическом, и в интеллектуальном аспекте город веками оставался центром урагана. Только во время его арабской оккупации – с VII по XVI век – он стал относительно маловажным морским портом. Впоследствии, во время двухвекового турецкого правления, упадок продолжился, и он снова стал центром раздоров только в XX веке. Кости великого завоевателя давно затерялись. И только его тревожный дух до сих пор посещает это место, где встречаются Восток и Запад и где мечеть пророка Даниила воздвигнута на месте гробницы Александра.
Правда или нет то, что Александр желал «гармонизировать мир, а не эллинизировать его», невозможно отрицать тот факт, что конечным результатом воздействия его бурной и яркой жизни на Ближний Восток стало навязывание ему образа и идеологии греческого гения. Даже более эрудированный, чем наставник его юности, мудрый Аристотель, он не совершил ошибки и не рассматривал жителей Востока как низшую расу. В отличие от ранних афинян он не думал, что персы менее цивилизованны. Он соглашался с тем, что во многих отношениях они продвинулись дальше греков. Лучшему пониманию жителей Востока способствовал тот факт, что, будучи македонским царем-воином, он обладал аристократической, а не демократической концепцией жизни. Подражателям Александра в последующие столетия иногда приходилось делать вид, что они прислушиваются к гласу народа, что они на самом деле выразители этого голоса. Но все это не более чем лицемерие: великий завоеватель не может быть демократом.
Александр Великий, завоевав Персию, вторгнувшись в Индию и исследовав побережье Аравии, произвел большие изменения в средиземноморском мире. До этого Восток вторгался на Запад, а теперь искусства и технологии северных греков рассеялись среди арианских персов и семитских народов. В конечном счете завоевания Александра вымостили путь для Великой Римской империи Востока.
Он никогда не заглядывал в будущее и не думал о продолжении династии. Воспитанный властной матерью, он, возможно, стал гомосексуалистом, и его очевидное отсутствие интереса к отдаленному будущему неизбежно привело к краху последовательной политики после его смерти. Великие царства, им завоеванные, стали провинциями, оспариваемыми амбициозными полководцами, «греческие качества» которых изменились – не всегда едва заметно – под влиянием Востока. Нечто похожее произошло со средневековыми христианскими крестоносцами.
Говорят, что афинский оратор Демад однажды сказал: «Александр не умер, афиняне, иначе весь мир почувствовал бы запах его трупа». Но он действительно умер в возрасте тридцати одного года – в Вавилоне от лихорадки. Его наследие трудно определить однозначно – то, чего он достиг, в каком-то смысле намного превысило административные возможности его преемников. Что касается средиземноморской истории, главным итогом стремительной карьеры Александра было направление греческого гения в Египет и на Ближний Восток и, таким образом, способствование подъему и господству Рима в Центральном Средиземноморье. А. Р. Берн в книге «Александр Великий и Эллинистическая империя» излагает следующую точку зрения: «Если бы греческое продвижение на Восток не нашло столь блестящего лидера и не проникло так далеко, греческое наступление и оборона на Западе стали бы весомее. Какое это было бы благословение человечеству, если бы смогли остановить Рим, или, по крайней мере, задержать достаточно надолго, чтобы успеть цивилизовать его раньше, чем Италия стала центром объединенного средиземноморского мира. Римляне в конце концов полюбили греческое искусство и принципы; но они (больше, чем другие варвары) сначала сломали хребет греческой цивилизации – это произошло в два ужасных века до н. э., и лишь потом, с Вергилием и Августом, научились не только завоевывать, но и щадить».
Однако такие гипотезы не слишком помогают изучению истории. Рим – триумфатор, и Рим объединил Средиземноморье. Зная неспособность греков стремиться к общему делу на протяжении более или менее большого промежутка времени, представляется сомнительным, что они могли добиться того же, что и римляне. Несмотря на блестящий ум греков или, возможно, из-за него им не хватало необходимой твердости, которая является неотъемлемой частью имперского народа.
Если Рим в конце концов был «цивилизован» греками – его литература, науки и искусства были позаимствованы у греков, – было главное наследство, полученное им от Александра и эллинского мира. Сами греки до Александра Великого никогда не пытались управлять большой империей. Они скорее насмехались, чем восхищались масштабными проектами и логистической организацией Ксеркса во время его вторжения в Грецию. Но теперь, когда надо было управлять огромными районами Персии, Ионии, Леванта и Египта, наследникам Александра пришлось справляться с проблемами статистики и организационной бюрократии. Немного легче было в Египте, где, как пишет Х. А. Л. Фишер, «точные знания, особенно в части доходов, давно считались привилегией правительства». Македонская династия Птолемеев приняла на вооружение бюрократию, которая там уже работала. В свое время, когда Египет стал частью Римской империи, она стала образцом для Рима и всего западного мира.
Одним из других значимых последствий греческой экспансии на Восток стал контакт сравнительно несложного политеизма захватчиков с намного более изощренным и во многих отношениях значительно более мистическим политеизмом Египта. Строгий политеизм персов оказался непривлекательным для греков, хотя он повлиял на последующее развитие иудейской и христианской мысли. Грекам, однако, было нетрудно примирить несметное число богов и богинь Египта с их собственным пантеоном. Чужеземные боги из Египта, Финикии и Леванта просто взяли греческие имена. Так, Мелькарт, главное божество Тира, трансформировался в греческого Геракла, а позже в римского Геркулеса.
Одним из неожиданных последствий вторжения Александра в Азию стало разрушение простой веры греческих масс в олимпийских богов, которая их вполне удовлетворяла со времен Гомера. Для образованных людей олимпийцы с их явной безответственностью и аморальностью давно стали лишь немногим более чем шуткой. Их убила философия. Но философия не предоставляла никакой замены для необразованных масс, которым, как и на протяжении всей истории, была необходима некая форма богооткровенной религии, вера, способная дать им надежду, без которой было невозможно справиться с трудностями ежедневной жизни. Им также нужны были ритуалы и церемонии, помогавшие выйти за пределы очевидной безнадежности человеческих условий.
Возможно, Греция познакомила Азию с науками и философией, но Азия дала Греции богов и мистические религии, которые в конце концов одержали верх. Как писал сэр Уильям Тарн в «Эллинистической цивилизации», «завоевание Азии и Египта… было завоеванием только мечом, но не духом». Именно с Востока пришли религии, которые господствовали в Средиземноморье на протяжении веков.
И снова можно видеть, что каждое действие на этом море вызывает ответную реакцию, точнее, оплодотворение из одного источника влечет за собой перекрестное оплодотворение. Помимо области религии, влияние Востока также проявилось в распространении предметов роскоши, тканей, египетских изделий из стекла, пурпурной тирской краски. Торговля такими предметами велась на протяжении веков, но тот факт, что соответствующие страны оказались в сфере греческого влияния, означал моментальное расширение этой торговли. Аналогичный эффект чувствовался во всем, от судостроения до изготовления парусов. Ясно, что крупные торговые суда века эллинизма (позже принятые и римлянами) произошли от gaulos – круглых бочкообразных финикийских торговых судов, которые использовались начиная с VI века до н. э. и далее. Сказочные восточные приключения Александра в каком-то смысле превзошли даже его собственные мечты. Они обогатили жизнь на Средиземном море.
Глава 5
Римляне и карфагеняне
В начале III века до н. э. город Карфаген был коммерческой столицей Средиземноморья. В нем жило около миллиона человек – огромная цифра для Древнего мира. Его торговая деятельность велась по всему Средиземноморью, достигала Британии, Азорских островов и западного побережья Африки. Благодаря внутренним территориям Северной Африки город обладал сельскохозяйственной независимостью и стабильностью, поскольку в этой части Туниса располагаются самые плодородные почвы всего региона.
Карфагеняне были не только хорошими торговцами и превосходными мореплавателями. Они унаследовали от своих семитских предков-земледельцев вековые сельскохозяйственные знания Востока. Труд по землепашеству, написанный карфагенянином по имени Магон, был переведен на латынь по приказу римского сената вскоре после разрушения Карфагена. Хотя первоначальный трактат давно утрачен, его часто цитируют латинские авторы, как стандартный труд по средиземноморскому земледелию. Не будет преувеличением сказать, что, если римляне позаимствовали культуру и науку от греков, от карфагенян они взяли большую часть знаний по черенкованию, подрезке, животноводству, выращиванию зерновых культур и другим крестьянским навыкам. Как писал Дональд Харден в «Финикийцах», «около сорока выдержек из утерянного трактата Магона охватывают все виды животноводства и земледелия: выращивание зерна, оливок, винограда, разведение скота, пчеловодство. Магон не смог бы написать свой труд, если бы пуническое сельское хозяйство не было тщательно систематизировано», во всяком случае, к концу VI века до н. э. Богатые пунические семейства владели крупными поместьями, и карфагеняне, используя рабский труд, судя по всему, были первым народом, начавшим индустриализировать сельское хозяйство.
Первой линией обороны города, конечно, был его флот. К моменту начала большого конфликта между Карфагеном и Римом триремы, веками господствовавшие на море, были вытеснены квинквиремами – кораблями с пятью рядами весел, предположительно появившимися на Сицилии. Греческий историк Диодор в труде «Историческая библиотека» приписывает их создание великому Дионисию Сиракузскому и относит к 398 году до н. э. В инвентарных описях афинских доков нет даже квадрирем, которые были построены там только шестьюдесятью годами позже. Квинквиремы были очень быстро приняты карфагенянами и стали главными кораблями будущих войн между Карфагеном и Римом.
Сесил Торр в книге «Древние суда» дает следующее описание команд, необходимых, чтобы приводить в движение боевые корабли того периода: «Корабли с пятью рядами весел в римском и карфагенском флоте в 256 году до н. э. [Первая Пуническая война] имели три сотни гребцов, помимо воинов. [Было] пятьдесят четыре весла в нижнем ряду, и на четыре больше в каждом последующем ряду. Корабль с пятью рядами весел имел 310 весел, расположенных рядами, а значит, около 300 гребцов – возможно, ровно 300, если не во всех рядах был полный комплект гребцов. Всего гребцов на квинквиремах, вероятно, было около 400».
Разумно предположить, что на кораблях были сменные гребцы – чтобы заменить больных. И вероятнее всего, команда численностью 400 человек была стандартной для карфагенской или римской квинквиремы того периода. Историк Полибий, принимавший участие в Третьей Пунической войне (которая завершилась разрушением Карфагена в 146 году до н. э.), утверждает, что в одном из ранних морских сражений 330 римских кораблей вступили в бой с 350 карфагенскими кораблями. Все они были квинквиремами. Он подсчитал, что в тот раз на кораблях римлян было 140 000 человек, а у карфагенян – 150 000 человек. Эти ранние сражения между квинквиремами двух враждебных государств не были малозначимыми стычками между небольшими группами галер. Это были масштабные морские сражения, требовавшие умелой организации, сложной сигнальной системы, решения проблем снабжения и многих других, свойственных более поздним и знакомым войнам.
Военная гавань Карфагена – котон – имела круглую форму. Там было около 200 доков, способных принять по крайней мере 150 квинквирем. Располагаясь близко к берегу и неподалеку от карфагенской цитадели, котон занимал более 22 акров. Он соединялся с торговой гаванью (60 акров) каналом. В центре котона находился искусственный остров, где располагался штаб карфагенского адмирала, откуда он мог видеть весь свой флот.
Город Карфаген, очень хорошо укрепленный, можно было атаковать только с двух направлений: вдоль узкого полуострова, на котором он стоял, и через песчаную отмель. Через нее атаковать было трудно, а полуостров был перегорожен массивной тройной стеной высотой 45 футов и шириной 33 фута.
Выступая в море, словно топорище обоюдоострого топора, гордый город был самым богатым и, вероятно, самым сильным в средиземноморском мире. Башни высотой в четыре этажа были расположены с внутренней стороны стены на одинаковых расстояниях друг от друга. Таким образом, они могли прикрывать друг друга огнем. Их фундаменты уходили в землю на 30 футов. Согласно одном автору, под стенами в сводчатых помещениях располагались стойла для 300 слонов (тяжелая броня карфагенян) и 4000 коней. Между стенами находились казармы для 20 000 пехотинцев и по крайней мере 4000 кавалеристов. Весь окруженный стеной полуостров был не только городом, но и обширной крепостью со складами боеприпасов и продовольствия и огромными подземными емкостями для воды. Они были снабжены системой сбора дождевой воды и акведуком, спускающимся с горы. В городе был также источник пресной воды – «Фонтан тысячи амфор». Пока Карфаген господствовал на море, он был практически неприступным.
Бирса – так называлась цитадель Карфагена – стояла на возвышенности высотой чуть более 200 футов, к северу от гаваней. Она была отлично укреплена и, так же как акрополи греческих городов, представляла собой последний рубеж обороны, если городские стены будут разрушены. На вершине возвышенности был построен храм Эшмуна, финикийского божества здоровья и исцеления. Здесь же собирался карфагенский сенат. Этот храм, искусственно поднятый над вершиной, придавал пирамидальный облик всей возвышенности. Это напоминало храмы на возвышенностях Среднего Востока, такие как храм Баала в Вавилоне.
book-ads2