Часть 17 из 18 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
И еще одно: извиняясь, нужно искренне желать блага человеку. А для этого надо отказаться от эгоистичного сознания. Также хочу сказать, что извинение лишним не бывает. Поэтому иногда можно извиниться, даже если вы не считаете себя виноватыми.
Итак, если мы хотим извиниться – нужно говорить примерно так:
«Прости, я виноват, я причинил тебе боль, я жалею об этом. Что мне сделать, чтобы загладить свою вину?»
Конечно, человек может и после этого нас не простить, но шансы вырастут.
Если Бог видит, что мы искренне хотим извиниться (или хотим простить кого-то), – Он помогает нам, ставит нас в ситуацию, когда нам проще это сделать. Во время обучения я жил в комнате с еще одним молодым человеком, мы дружили и вполне хорошо общались. И вот я совершил какую-то ошибку – то ли что-то не то сказал, то ли что-то другое сделал. В общем, он обиделся на меня и замкнулся. Я пытался поговорить с ним, наладить отношения, но он все мои попытки игнорировал. А нам нужно было жить в одной комнате! И я стал молиться Богу, просить дать мне какую-то возможность исправить ситуацию. И через некоторое время у этого парня заболел зуб. А анальгина или еще каких-то обезболивающих таблеток ни у него, ни у меня не было. И я побежал за лекарствами, принес ему анальгин. Он взял таблетки – и это было первым шагом к примирению. Вот пример того, как Бог вмешивается, когда есть сильное желание преодолеть обиду.
И себя я тоже прощаю!
Мысль, которая многим кажется парадоксальной: чтобы прощать других, надо научиться прощать себя. Потому что если мы не простим самих себя, то произойдет то, о чем шла речь в начале книги: человек сосредоточится на собственных пороках, недостатках, погрузится в самокопание. И в этом самокопании он «выкапывает себе духовную могилу»: копал, копал, копал и закопался. Я вовсе не хочу сказать, что не нужно признавать свои недостатки и ошибки! Это необходимо делать. Но в то же время нужно избегать ситуаций, когда мы начинаем упиваться собственным «искуплением грехов». Нужно уметь раскаяться и простить себе незначительные проступки, если от них уже никто не страдает.
Раскаяние отличается от нездоровой вины, от нездорового самоедства, от болезненного самоуничижения. В чем же разница? Она в том, что раскаяние приносит радость и облегчение. А когда мы болезненно сосредоточиваемся на себе, на своих пороках, недостатках, слабостях и проблемах, нас охватывает ощущение пассивности, бессилия, неспособности сдвинуться с места, отчаяние и безнадежность. Это нездоровое чувство. Русское слово «отчаяние» от какого слова происходит? Что оно означает? Что человек лишился «чаяний», то есть надежд. А надежда должна быть!
В любой религии всегда есть определенные вещи, которые объясняют человеку, что еще не поздно начать с чистого листа. Например, в Пуранах – индуистских писаниях чуть более позднего времени, чем Веды, – сказано, что если совершить омовение в реке Ямуне (Джамне), то все грехи уйдут. Ямуна забирает все ваши грехи.
Раскаяние отличается от нездоровой вины, от нездорового самоедства, от болезненного самоуничижения. В чем же разница? Она в том, что раскаяние приносит радость и облегчение.
Суть в том, что отчаяние – не выход. Отчаяние – это ловушка иллюзии. Поэтому нужно раскаиваться в совершенных грехах, очищаться – и идти дальше. Здоровое раскаяние от нездорового чувства вины или самоуничижения отличается тем, что в раскаянии у человека всегда есть надежда. На любовь ближних, на прощение Бога, на то, что все будет хорошо. Бог любит раскаявшихся, ему принадлежат слова: «Даже если тот, кто занимается преданным служением, иногда совершает неблаговидный поступок, его все равно следует считать праведником, ибо он на верном пути» («Бхагавад-гита»).
Суть прощения самого себя заключается в том, что, если я вижу впереди надежду, я иду к надежде целеустремленно – и одновременно с этим раскаиваюсь, если я совершил какой-то дурной поступок. Но сочетание надежды и покаяния позволяет мне очень быстро перешагнуть этот этап. Я приму все то, что приготовил мне Бог, с благодарным сердцем.
В «Шримад-Бхагаватам» есть замечательная история. Махараджа Парикшит был могущественным воином – кшатрием, который всю жизнь практиковал бхакти – систему физических и духовных упражнений. Он обладал огромной силой воли. Но однажды во время путешествия он не рассчитал количество воды, которое нужно было взять в поездку. И даже его тренированный организм вот-вот мог отказать из-за обезвоживания. Парикшит отправился на поиски воды и набрел на хижину знаменитого мудреца Шамики Риши. Мудрец, который был уже очень стар, в этот момент сидел в медитации с закрытыми глазами. Махараджа попросил у него воды, но старик не отреагировал. Гость снова попросил воды – и снова на него не обратили внимания, так как Шамика Риши находился в трансе. Махараджа пришел в ярость. Он схватил дохлую змею, которая валялась неподалеку от хижины, повесил ее в виде ожерелья на шею мудреца и ушел. Причем практически сразу раскаялся: «Зачем я сделал эту глупость? Какой же я негодяй! Что же я сделал! Как я оскорбил этого мудреца!» Вскоре домой вернулся Шринги, сын Шамики Риши. Он увидел, что отец все еще находится в трансе, а на шее у него висит дохлая змея. Мальчик заплакал, все это показалось ему унизительным. И он произнес: «Кто бы это ни сделал, да будет проклят этот человек! Кто бы ни был этот негодяй, который повесил дохлую змею на шею моего отца, – он сам умрет от укуса змеи!»
Когда Шамика Риши вышел из состояния медитации, он понял, что случилось, и узнал, что его сын оскорбил и проклял Махараджу Парикшита – и последний через семь дней должен будет умереть. Шамика Риши сам почувствовал сильное раскаяние и беспомощность: «Я не могу ничего сделать. Не могу отменить проклятие моего маленького сына». Он послал своего ученика предупредить Махараджу Парикшита. И Парикшит, услышав от ученика: «Ты проклят, и через семь дней змей Такшака прилетит и укусит тебя, и твое тело сгорит от яда этого змея», – обрадовался. Он не попытался нейтрализовать проклятие, он не стал проклинать сына мудреца, который проклял его. Что он сказал себе? «Да, я совершил проступок. Бог придет ко мне в виде змея Такшаки. Бог в виде этого змея заберет последствия того, что я сделал, и освободит меня от всех привязанностей, которые есть, и сделает меня ближе к Себе».
Что я хочу сказать? Когда наше раскаяние оставляет нас в прошлом – это нездоровое чувство вины, проявление нашего ложного эго со знаком минус. Но иногда раскаяние становится импульсом к тому, чтобы мы шли вперед, ведет нас в будущее, как в случае с Махараджей Парикшитом. Он радовался в предвкушении того, что понесет справедливое, заслуженное наказание. И сделает еще один шаг по направлению к Богу. Он станет ближе к нему, к тому самому Богу, которого он искал всю свою жизнь. Это наполнило его сердце необычайным вдохновением.
Когда у нас есть только раскаяние, опускаются руки и появляется чувство безнадежности – это майя, иллюзия. Когда мы столкнулись с собственной слабостью, с каким-то своим недостатком, с проявлением нашего искаженного, извращенного ума, когда мы совершили какую-то подлость, когда мы причинили боль другому живому существу или предали кого-то, мы должны раскаяться. Но не оставаться там, в прошлом. Надежда, осознание того, что «да, я готов принять все то, что мне нужно принять», должны двигать нас вперед. Всегда должна быть надежда на то, что Бог готов нас простить, что духовный учитель простит нам все.
Когда ученики совершали какие-то проступки, они приходили к своему учителю и говорили: «Гурудева, я падший». Но духовный учитель всегда старался их подбодрить, не заставлял думать, что свершившееся должно как-то помешать смотреть в будущее. Да, если человек совершил что-то серьезное, его надо наказать. Но если он искренне раскаялся, если он не повторяет ошибок, если он понял, в чем были его недочеты, ему нужно помочь. Так считал гуру. Раскаяние должно быть, но оно не должно превращать нас в пассивного самоеда.
Есть такое санскритское слово «вишада», которое переводится как «отчаяние». Оно происходит от того же самого корня, что «Упанишады». Корень «шад» означает «сидеть». В слове «вишада» «ви» – это усилительная приставка. Вишада – «сесть и не двигаться», состояние полной пассивности. Но человек должен очень хорошо понимать, что у него всегда остается надежда. Эта надежда – бесконечная милость Бога и бесконечная способность Бога прощать.
Иногда мы не понимаем, каким образом мы должны общаться с другими людьми. Одержимые какой-то правотой или высотой своих идеалов или еще чего-то, мы пользуемся этим идеалом, как кувалдой. И мы всегда готовы указать другим на их недостатки: «Ты такой, ты сякой…» Мы начинаем судить людей. И очень часто это все сопровождается нашим неправильным отношением к самим себе. Какие-то завышенные ожидания, непонятно откуда взявшиеся идеалы… И иногда под грузом этих завышенных ожиданий оказываются люди.
Я должен продолжать работать, прощая самого себя, оставляя что-то позади, прощая других, не предъявляя им нереальных требований. Вместе все мы, воодушевляя друг друга, в конце концов сможем прийти к Богу. Мы почувствуем, как наши отношения будут приносить нам радость. И обиды исчезнут из нашей жизни.
Практический момент
Финальная практика
Примите медитативную позу, сядьте свободно и расслабленно. Понаблюдайте несколько секунд за своим дыханием. Таким образом разум успокаивается. А теперь в этом свободном расслабленном состоянии позволим образу человека, который причинил нам очень большую боль, всплыть в нашем сознании.
Образ всплывет сам, нам не нужно делать какие-то усилия. Если боль или зло на человека остались, если что-то не разрешилось, если мы не простили полностью, то этот образ всплывет сам. Давайте увидим его и как бы соприкоснемся снова с той памятью, которая осталась жить в нас. Это может быть свежая память, а может быть что-то очень давнее.
И теперь, посмотрев на него из глубины души, пожелаем ему всего самого лучшего, попросим Бога, чтобы он был счастлив абсолютно, чтобы у него не было никаких проблем. Попытаемся мысленно сказать ему что-то хорошее, одобряющее, улыбнуться ему. Может быть, даже обнять его.
Мы с вами – единое целое. И если мы причиняем зло кому-то, то мы причиняем зло самим себе. А если мы делаем кому-то хорошо, то от этого хорошо становится нам самим. Мы все – единое целое, единый организм.
Заключение
Вот и завершается наше восхождение. Вы можете, как тот юноша из притчи, что я рассказывал в самом начале, посмотреть вокруг себя – и с вершины горы увидеть и облака, и бескрайние просторы, и сияющую гладь моря. Ведь человек, научившийся работать со своими обидами, научившийся прощать, думать, рассуждать и понимать других, поистине открывает перед собой новые, неведомые пути, становится более осознанным, мудрым и спокойным.
Однажды я разговаривал с девушкой, которая рано лишилась матери – та умерла при родах второго ребенка. Через какое-то время отец снова женился, и девушку (тогда еще маленькую девочку) и ее сестру растила мачеха. Со временем у отца и мачехи появился общий ребенок, тоже девочка. Мачеха воспитывала приемных дочерей очень жестко, била их, оскорбляла. В итоге они выросли в состоянии боли и обиды. Обиды на маму за то, что умерла рано, что не дала детства. Обиды на мачеху за насилие. Обиды на отца за то, что не заступался за них.
Прорабатывая эти обиды, девушка получала знание о карме, душе и Боге. В результате всей этой работы ей удалось простить мачеху и понять, что она, по сути, тоже была несчастная, недолюбленная женщина с тяжелым детством. Она воспитывала детей так, как в свое время воспитывали ее.
И девушка решила восстановить отношения. Мачеха и отец уже жили в другом городе. Она поехала к ним поговорить. Попросила прощения за свое поведение, за свою ответную агрессию. Мачеха расплакалась и тоже попросила прощения за несправедливое и грубое отношение. Мачеха призналась, что она пыталась таким образом уберечь девочек от «кривой дорожки» в будущем. Но так как у нее самой не было в свое время перед глазами достойных примеров, она это делала так, как умела. В ее жесткости проявлялась ее забота, которая была продиктована страхом за будущее детей – как родных, так и приемных. В итоге девушка смогла простить мачеху и принять ее как вторую маму. Более того, ее собственная жизнь стала проще и легче. Потому что, когда мы прорабатываем обиду, мы получаем опыт, который уберегает нас от новых ошибок и неприятностей.
Иногда после своих лекций и семинаров я прошу слушателей ответить: с какими понятиями, с какими чувствами у них более всего ассоциируется тема обид и прощения? И чаще они отвечают: «любовь» и «забота». Что это значит? Невозможно правильно относиться к собственным обидам, если мы не умеем любить, если не умеем с любовью относиться к окружающим. Невозможно прощать, если мы не умеем заботиться. То есть избавиться от обид не получится, если мы не почувствуем, насколько важны для нас другие люди. Если мы не поставим себя на место другого человека. Если мы не можем оценить то, что он для нас сделал.
Если мы сознательно взваливаем на себя груз обид, непонимания, ревности, озлобленности, вместо того чтобы попытаться себя и окружающих избавить от этого груза, – наша жизнь не станет легче. Помните, в этой книге я уже приводил пример того, что неотработанные обиды в буквальном смысле висят на нас тяжким грузом и могут выражаться в появлении лишнего веса и жировых отложений? А так как, согласно Ведам, наше «тонкое» тело ничуть не менее важно, чем тело физическое, представьте, сколько всякой гадости мы добровольно вешаем на себя, не желая расставаться с обидами и злостью!
Конечно, на нашем жизненном пути встречаются люди, в отношении которых можно сказать только одно: от них нужно держаться подальше и бесполезно пытаться наладить с ними какой-то позитивный контакт. Если, например, речь идет о жестоких преступниках, для которых агрессия – единственный способ коммуникации с окружающими, а разбой – единственный способ заработать. Да, были на свете люди, которые могли перевоспитывать своим примером даже закоренелых бандитов, но этими людьми были в основном те, кто достиг такой высокой степени просветления, что им было под силу изменить судьбу и мировоззрение матерого рецидивиста. Большинство из нас такой духовной силой не обладают. Но ведь, к счастью, с такими неприятными персонажами нас судьба сталкивает не так уж часто. А значит, большинство наших проблем с окружающими вполне можно решить, научившись общаться и научившись работать с обидами. Которые зачастую являются результатом простого неумения слушать, слышать, рассуждать и ставить себя на место другого человека.
Я отдаю себе отчет в том, что избавление от обид – процесс непростой и требует серьезного подхода. Именно поэтому сравниваю его ни много ни мало с восхождением на вершину горы. Но поверьте, если вы сделаете это, ваша жизнь станет гораздо легче и приятнее.
Не обижайтесь и будьте счастливы!
О. Сунцов
* * *
* * *
notes
Примечания
1
Толстой Л. Н. Путь жизни. М.: Эксмо, 2009.
2
book-ads2