Часть 23 из 39 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
1. Отксерокопируйте одну-две страницы в каждой книге.
2. Прочтите их детям вслух.
3. Задайте вопросы: написаны ли они формальным или неформальным языком? Имеется ли в тексте рифма? Носит ли содержание фактический или информационный характер? Пытается ли автор что-то объяснить или в чем-то убедить? Написана ли книга в официальном или свободном стиле?
4. Примените математику (при желании можете составить диаграмму или таблицу):
а) Сколько слов в каждом абзаце или строфе (подсчитайте среднее значение на одной или двух страницах)?
б) Какова средняя длина слов?
в) Сколько слов в каждом абзаце носят описательный характер? (Даже если дети отнесут к их числу не только прилагательные, все равно учтите их в общем подсчете. Ведь дети в данном случае не определяют части речи, а пытаются найти слова, описывающие предметы и явления.)
г) Сколько слов состоят из более чем шести букв?
д) Сколько слов оказались новыми для ребенка? Что они собой представляют?
5. Составьте список всех глаголов одного абзаца. Выделите среди них те, которые обозначают движения тела, и те, которые отражают процессы мышления или восприятия. В какой категории глаголов оказалось больше?
6. Кто выступает в роли «героев» данных жанров? Люди? Животные? Предметы? Статистические данные? Организации? Специалисты? Обычные люди? Исторические персонажи? Научные данные? Информация? Спортсмены? Дети или взрослые?
7. Каково предназначение первого жанра? А второго? Какой из них можно почитать для собственного удовольствия? Какой для получения информации? Почему?
8. Обратите внимание на пунктуацию. Какие знаки используются чаще других? Есть ли такие, которые не используются (например, точка с запятой или двоеточие)? Если речь идет о стихотворении, начинает ли автор каждую строку с большой буквы? Как отсутствие прописных букв и знаков препинания влияет на понимание содержания?
9. Обратите внимание на автора. Пишет ли он от первого лица или излагает чье-то мнение? Имеет ли биография автора какое-то отношение к теме? Что может говорить о праве автора писать на эту тему?
10. Какую цель, на ваш взгляд, преследовал автор своей книгой? Рассмешить? Развлечь? Проинформировать? Убедить? Описать?
Ваши дети тоже могут задавать вопросы, чтобы сделать упражнение еще увлекательнее. К примеру, они могут спросить, сколько слов начинается на букву «б» или сколько предложений в каждом абзаце. При этом вы можете отметить, что нарушены старые правила (в соответствии с которыми абзацы должны состоять как минимум из четырех предложений) и что писатель по умолчанию использует местоимения мужского рода для обозначения всех людей. Внимательно анализируя и задавая вопросы, мы видим то, что есть на самом деле, а не подсказываем детям, что они должны найти.
Один из способов расширить знакомство ученика с разнообразными жанрами письменной речи состоит в том, чтобы включать больше их образцов в ежедневное чтение вслух. Выберите для начала стихотворение или сказку. Затем начинайте малыми порциями добавлять нехудожественную литературу. Прочитайте актуальную новостную статью на интересующую вас тему. Рассмотрите вместе диаграмму. Потом прочитайте главу из романа. Каждый день варьируйте источники, чтобы дети знакомились с разными стилями письма, находили в каждом свои достоинства и учились подражать им.
Библиотека многообразия: репрезентативность
Следующий аспект библиотеки многообразия носит название репрезентативность. Каждая из наших семей уникальна. Культурное наследие, различия в обучении, духовные и политические убеждения, наличие или отсутствие брака, усыновление, рождение детей, сексуальная ориентация и множество других факторов создают яркий и неповторимый образ семьи. Двух совершенно одинаковых семей не бывает. Тем не менее на протяжении большей части ХХ века детские книги на английском языке представляли собой продукт доминирующей культуры, так как авторами были ее представители.
Сегодня в издательском деле набирает обороты тенденция отдавать предпочтение книгам, которые написаны «своим голосом». В 2015 году автор книг для молодежи Коринн Дайвис ввела в оборот хештег «своим голосом» (#OwnVoices) на YouTube, чтобы привлечь внимание к авторам, которые рассказывают о том, что пережили лично (https://www.readbrightly.com/why-we-need-diverse-authors-in-kids-ya-lit/).
Например, вместо того чтобы читать книгу об истории индейцев, написанную белым американцем, Коринн предлагает прочесть ту, которую написал один из представителей этого коренного народа. Книги, написанные «своим голосом», отражают весьма динамичное движение в литературе. Людям, находящимся в центре событий и живущим среди их участников, свойственен богатый язык, глубокое проникновение в обычаи и традиции, описание эмоциональной стороны происходящего. Читая книги, написанные «своим голосом», школьники получают информацию из первых рук. Здесь уместна следующая аналогия: вместо того чтобы читать путевые заметки путешественника, побывавшего в каком-то месте, лучше прочесть то, что написал человек, который в этом месте вырос.
Сегодняшние новые авторы расширяют наши понятия об английском языке, привнося в него новое звучание, новые нюансы и слова. Они рассказывают о людях, про которых мы кое-что знаем, но до конца не понимаем. Они знакомят нас с членами своих сообществ, которым свойственно уникальное сочетание опыта и необычных убеждений. Кроме того, они по-своему комментируют нашу привычную историю. Разнообразие точек зрения способствует возникновению прорывных идей. Чтобы воспитать критически настроенную личность, надо давать ей больше материалов для размышлений. Вот несколько полезных вопросов, которые стоило бы задать себе:
• Какой мир отражает выбор книг на моей книжной полке?
• Какие книги соответствуют нашему совместному жизненному опыту с детьми?
• Какие книги помогают детям узнать об опыте, отличном от нашего?
• Есть ли в моей библиотеке книги о музыке, науке, истории, географии, кулинарии, математике и искусстве.
• Есть ли у меня книги, основанные на исследованиях и личном опыте авторов?
Примечание: тот факт, что книга основана на личном опыте автора, еще не говорит о ее высоком качестве. Важно ознакомиться с отзывами из профессиональной среды, о которой пишет автор. Как приняли книгу люди, непосредственно работающие в этой сфере? Точно ли она отражает факты и временной период?
• Существуют ли другие книги, которые лучше отражают описываемые события или временной период?
• Написаны ли эти книги авторами, принадлежащими к другому полу, национальности, расе и демонстрирующими другие способности, имеющими другой социально-экономический статус, политические предпочтения и т. д.?
• Наблюдается ли разнообразие по всем этим параметрам среди главных героев книг?
• Отражены ли в книгах разные точки зрения на историю, личные аспекты, статистику, искусство, изложение материала?
Собирая разнообразную по жанрам и репрезентативности библиотеку, вы обогащаете почву для развития мышления своих детей. Внимательное чтение развивает критическое мышление. Ваши дети обзаведутся лучшим набором инструментов для декодирования информации, отделения фактов от вымысла и получения знаний из первых рук.
В следующей главе мы поговорим о глубине чтения.
Глава 8
Чтение – глубокое и без спешки
Все глубже погружаясь в собственные мысли, мы иногда достигаем прозрений, выходящих за рамки любой информации, полученной от автора. Эти прозрения становятся основой для новых мыслей, которых, возможно, не было до нас ни у кого другого. По сути, в процессе вдумчивого чтения мы переходим от поверхностного к самому глубокому уровню мышления.
Марианна Вулф
Я не могу представить себе жизнь без книг. Кажется, для меня было бы сплошной мукой жить в эпоху, лишенную удовольствия с хрустом развернуть новую книгу, опустить в нее взгляд, свернуться калачиком и отправиться в путешествие вместе с писателем. Однако чтение в том виде, в котором мы к нему привыкли – в тишине и наедине с собой, – появилось в истории человечества сравнительно недавно. Большинство людей почти во все времена были лишены возможности открыть страницы книги, чтобы окунуться в писательские откровения – будь то роман или подробное объяснение того, как наши планеты вращаются вокруг Солнца.
Поначалу были устные предания у костра и дебаты на базарной площади. Это хорошо известные древние практики общения, которые встречаются в человеческих обществах в каждом уголке земного шара. Чтение и письмо появились по историческим меркам совсем недавно. Однако знаете ли вы, что не все считали появление письменности благом для развития людей? Платон в «Федре» приводит диалоги, которые вели Сократ и его ученик. Сократ предостерегает подопечного от письма примерно в тех же выражениях, как большинство родителей сегодня читают нотации своим детям о компьютерных играх: будь осторожен, такие вещи до добра не доведут!
Вот что он говорит: «Ведь это, ослабляя заботливость о памятовании, произведет в душах учеников забывчивость; потому что, полагаясь на внешнее письмо, изображенное чужими знаками, они не будут вспоминать впечатлений внутренно – сами в себе. Значит, ты изобрел средство не для памятования, а для напоминания. Да и мудрость ученики приобретут у тебя не истинную, а кажущуюся; потому что, многого наслушавшись и ничего не изучая, будут представлять себя многознайками и, как мнимые мудрецы, вместо истинных останутся большею частью невеждами и людьми в обществе несносными»[6].
Вот тебе и на! Уж лучше бы ты промолчал, Сократ! А вы можете себе представить его реакцию на нынешний Facebook? «…Многого наслушавшись и ничего не изучая, будут представлять себя многознайками и… останутся большею частью невеждами». Неужели и я, работая над этой книгой, вношу свой вклад в то, что «мудрость ученики приобретут не истинную, а кажущуюся»? Изустная культура ценилась за ее живость, непредсказуемость. При ее участии мудрость была продуктом всего сообщества и сама создавала эти сообщества. Коренные культуры по-прежнему продолжают ценить свои устные традиции, чтобы возродить свои родные языки, не забывать о своей общей идентичности и защищать внутриобщинные связи. Аналогичным образом интернет придал импульс традиции совместного чтения и формированию сообществ. Живость и непостоянство блогов и социальных сетей, онлайн-комментариев под новостными статьями, дискуссионных форумов и чатов бодрят и вселяют энергию. Может быть, в эту новую эпоху мы наблюдаем смешение двух способов чтения и мышления в один, для которого свойственны как гиперфокус, так и глубоко сфокусированное внимание?
Активный мозг
Еще на заре времен, стараясь выжить во враждебном мире, люди с их огромным мозгом, но тупыми зубами полагались на такое неврологическое свойство внимания, как «гиперфокус». Мозг прибегает к нему для того, чтобы моментально переключаться с одной угрозы на другую и всегда быть начеку. Это своего рода многозадачность в целях самосохранения. Шелест листьев, тихое рычание, понижение температуры – все эти ощущения действуют как «звонок», уведомляющий нас о том, что поступила новая информация, которую необходимо проверить и обработать немедленно, если хочешь остаться целым и невредимым. Наши динамичные устные культуры являются отражением этой особенности внимания. Устная традиция создается совместными усилиями как реакция на текущий момент. Члены общины неоднократно повторяют друг другу общую историю, выражая ее каждый раз немного по-своему, изменяя и расширяя повествование, добавляя традиции, ритмы и ритуалы, чтобы подчеркнуть смысл и способствовать запоминанию.
По мере того как устная речь переходила в письменную (будь то наскальные рисунки в пещерах, рукописный текст на папирусе или тщательное копирование религиозных книг), разрозненные рассказы и истории складывались в единые повествования. Созданные на их основе рукописи чаще всего зачитывались публично (например, в церкви или ратуше). Даже грамотные люди, имевшие возможность читать наедине с собой, делали это все равно вслух! Святой Августин в 380 году н. э. был чрезвычайно удивлен, увидев святого Амвросия, который читал текст беззвучно (даже не шевеля губами!). Поскольку письмо становилось все более популярным способом записи и передачи информации, в Средние века читать умели уже многие люди, даже не принадлежавшие к высшему классу. Чтение стало использоваться как инструмент для самообразования и ведения записей, а не как публичное действо лидеров общин.
Письмо тоже претерпевало изменения: появились пробелы между словами, добавились знаки препинания. Писатели теперь могли редактировать свои произведения. Это привело к тому, что они стали более тонко и изощренно аргументировать свои мысли. Чтение и письмо начали изменять мышление человека. Людям требовалось время, чтобы в одиночестве прочитать и обдумать идею, связать ее с другими. Наметился сейсмический сдвиг от гиперфокуса мозга к глубокой фокусировке. Профессор английского языка Калифорнийского университета Кэтрин Хейлз хорошо описывает эти два состояния внимания: «Глубокое внимание превосходно подходит для решения сложных проблем, представленных одним носителем информации, но за него приходится расплачиваться ослаблением бдительности и гибкости реакции. Гиперфокус превосходно справляется с меняющимися условиями, когда за внимание борются сразу несколько раздражителей; его недостатком является нетерпеливость и невозможность надолго сосредоточиться на объекте со слабой интерактивностью, например на викторианском романе или на сложной математической задаче».
В XV веке в нашу жизнь ворвался печатный станок и ускорил переход мозга в состояние глубокой концентрации внимания. «Развитие знаний становилось все более личным актом, когда каждый читатель создавал в своем уме собственный синтез идей и информации, переданных через труды других мыслителей». Эта способность читать в одиночку, подолгу размышлять над идеями и делать самостоятельные выводы сильно изменила нашу концепцию образования. Ожидалось, что учащиеся посредством глубокого сосредоточенного внимания сами смогут осознать значение обучения. Наши учебные заведения полностью перешли на формат «глубокого внимания». Хейлз тоже признает эту тенденцию: «В эволюционном контексте, несомненно, первым развился гиперфокус. Глубокое внимание – это относительная роскошь, так как для него требуется обстановка, в которой не нужно постоянно быть настороже». С учетом этого наши школьные здания и библиотеки сконструированы таким образом, чтобы в них присутствовали тихие уединенные пространства, защищенные от шума и помех и позволяющие сосредоточиться во время чтения. Наши педагоги привыкли верить в то, что глубокое сосредоточение школьника при обучении является важнейшей предпосылкой хорошего образования. На практике, однако, акцент часто делается не на глубоком внимании, а на тишине. Как следствие, родители ожидают, что дети в ходе выполнения домашнего задания будут вести себя тихо, чтобы доказать свою сосредоточенность.
Однако на дворе XXI век, и мы являемся свидетелями еще одного сейсмического сдвига в нашем мозге. С появлением интернета на наших телефонах мы вернулись к гиперфокусу, то есть к привычке уделять первоочередное внимание самым ранним импульсам. Эта первобытная потребность следить за окружающей средой и не терять бдительности вернулась в нашу цифровую жизнь с новой силой. Страх пропустить что-то важное приобрел реальный характер! Мы можем проигнорировать рычание хищника, готового напасть на нас из засады, но не дай бог пропустить комментарий в Instagram! Горящие красные индикаторы, звонки и вибрации на наших многочисленных гаджетах мелькают в периферическом поле зрения, бьют по ушам или жужжат в карманах. Мы вынуждены постоянно отвлекаться на них. Эта программа мозга относится к самым древним, но вы должны знать, что технологические компании с удовольствием берут ее на вооружение.
Корпорации, управляющие социальными сетями, например Facebook, разрабатывают свои платформы с таким расчетом, чтобы пользователь, испытывая на себе психологическое давление, оставался на сайте как можно дольше. «Такие, казалось бы, безобидные функции, как лайки и сердечки, сигнализирующие о признательности и привязанности, возможность одним движением руки полностью обновить информацию на экране, счетчики, подсчитывающие количество обменов с друзьями, бесконечная прокрутка материалов, представляют собой вариации методов психологического воздействия, впервые примененных производителями игровых автоматов. Они сулят эмоциональное и социальное вознаграждение и предоставляют его непредсказуемым образом». Следствием этого стресса, обусловленного алгоритмами соцсети, является то, что мы приучаемся быстро читать, мгновенно реагировать без раздумий и без передышки, целый день активизируя систему бдительности своего мозга. Сопоставьте это давление, заставляющее нас сейчас же отзываться на онлайн-контент, с воспоминаниями о школьных тестах, где время ограничено, а правильный ответ лишь один, и становится понятно, почему многие из нас одержимы стремлением не раздумывая отвечать на каждый твит или сообщение в Facebook, заявляя о своей «самой правильной» точке зрения!
Но чтение, которое способствует развитию критического мышления, требует глубины, а это дается с трудом, потому что смартфоны буквально перепрограммируют наш мозг. В своей книге «Пустышка. Что интернет делает с нашими мозгами» (The Shallows: What the Internet Is Doing to Our Brains) Николас Карр пишет: «Наше общество уделяет все меньше времени чтению напечатанных слов, но даже если мы находим для этого время, интернет незримо стоит за нашей спиной». Приведя более чем сто страниц данных и результатов исследований, Карр приходит к выводу: «Ясно одно: если бы вы, располагая всеми современными знаниями о нейропластичности мозга, задались целью изобрести средство, которое максимально быстро и основательно перестраивало бы наши ментальные схемы, то у вас в результате получилось бы нечто весьма похожее на интернет».
Не знаю, как вы, но в сегодняшнем цифровом пространстве я весьма рассеянный читатель. Чаще, чем мне хотелось бы, я просто пролистываю статьи (просматривая только подзаголовки) в поисках того, что надеюсь найти. С бумажными книгами я тоже обращаюсь как с веб-сайтами: скольжу глазами по страницам, пока нужный фрагмент не привлечет мое внимание, вместо того чтобы следить за мыслью автора в хронологическом порядке, глава за главой. Я провожу на сайте от трех до пяти минут, прежде чем перейти по гиперссылке на другой. На такой информационной диете «быстрого питания» я сижу уже более десяти лет, и это начинает меня беспокоить. Рита Севаско называет такой стиль чтения «беличьим рысканьем». Наши глаза и внимание прыгают по странице, сканируя ее в поисках фрагментов информации, которые можно быстро припрятать, вместо того чтобы внимательно исследовать текст.
Марианна Вулф, известный эксперт в вопросах грамотности, изучает эти перемены в чтении. Мне нравится в ее подходе то, что она не стыдит нас за изменения в привычках под влиянием интернета. Вместо этого она пытается понять, каким образом можно в равной степени пользоваться и бумажными книгами, и цифровым скроллингом. Вулф считает, что к четвертому классу дети могут овладеть обоими видами грамотности. «Пока результаты исследований не докажут мне обратное, я буду придерживаться убеждения, что нам необходимо выстроить тщательно продуманную стратегию развития ребенка, в равной степени владеющего обоими видами грамотности и понимающего, что лучше подходит для текущей ситуации. Как и мы с вами, он может обратиться к книгам или распечатать что-то, когда требуется прочитать более вдумчиво». Вулф признает, что взрослые люди, воспитанные с привычкой к глубокому сосредоточению на чтении, чаще обращаются к этому методу в случае необходимости, даже получая информацию в цифровом формате. Она продолжает: «В конечном итоге речь идет о качестве внимания. Мы хотим, чтобы наши дети в перспективе имели возможность использовать оптимальные его формы. Для большинства электронных писем нам с вами не нужно глубокое чтение. Но оно необходимо в тех случаях, когда от нас требуется качественное мышление». Наша задача – помочь детям освоить, развить и сбалансировать обе эти системы.
Однако в наши дни мы наблюдаем явный возврат к гиперфокусу. Это стало нашим доминирующим способом взаимодействия с любым текстом – как онлайн, так и офлайн. Проблема сегодняшнего поверхностного чтения заключается в том, что слова, которые мы усваиваем в ходе этого процесса, чаще всего остаются на поверхностном уровне сознания. Мы же хотим развить в себе способность связывать различные идеи друг с другом, наделяя их смыслом, а это требует состояния глубокого сосредоточения.
Лечение чтением
book-ads2