Часть 7 из 39 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Компульсивные должники не похожи на шопоголиков, которые могут вести довольно успешную жизнь. Шопологики ищут спасение и отдушину в бессмысленных тратах. Должники же покупают какие-то вещи, а затем возвращают их в магазин – этот цикл похож на переедание и искусственно вызываемую рвоту при булимии. Долг приносит им удовлетворение, но при этом становится лишним поводом для самобичевания. Они специально ограничивают себя и не позволяют себе добиваться успеха, так как на них висит бремя долга. Они свято уверены, что не достойны никаких жизненных удовольствий.
Как-то раз во время групповой терапии обсуждался страх бедности. Некоторые члены группы предположили, что Сэнди страдала от этого расстройства. Такой вывод очень удивил ее, ведь ее проблема заключалась совсем в другом – она являлась жертвой сексуальных домогательств. Она так сильно расстроилась из-за разговора с товарищами по группе, что рассказала о нем своему психотерапевту. Тем не менее, он ответил ей, что тоже пришел к такому же выводу, так как заметил у нее признаки самоограничения и пренебрежения своими потребностями. Сэнди целенаправленно лишала себя разных приятных вещей, ограничивая во всем. Кроме того, психотерапевт нашел удивительным тот факт, что она так легко отказалась от алкоголя. Это напомнило ему о людях, одержимых едой, которые затем маниакально садятся на диеты или доводят себя до анорексии. Он похвалил Сэнди за то, что она наконец озвучила свою проблему. Та же после этого разозлилась и на психотерапевта, и на товарищей по группе.
В то время Сэнди владела парикмахерской. Она сама разработала специальную формулу шампуня и кондиционера, которые очень нравились ее клиентам. Многие советовали ей зарегистрировать свою торговую марку и открыть сеть парикмахерских, но Сэнди не соглашалась и продолжала жить за счет скромных доходов с одной-единственной точки. Как-то раз ей нужно было помыть голову одной клиентке, но она обнаружила, что у нее кончился шампунь. Сэнди увидела у коллеги открытый флакон и попросила передать ей его. Та согласилась, но по ее глазам Сэнди поняла, что ее просьба прозвучала как-то странно. Начав мыть голову клиентке, она увидела в зеркале, как ее коллега пошла на склад и вернулась с новым флаконом шампуня. Открытие, которое сделала Сэнди, поразило ее так сильно, что у нее перехватило дыхание. Она обнаружила, что никогда не ходила на склад сама. Она все время «одалживала» у кого-то уже открытый флакон нужного ей средства.
Сэнди поняла, что у нее выработалась привычка экономить, не позволявшая ей самостоятельно открывать новый флакон. При этом ее коллеги спокойно шли на склад, если у них заканчивалось то или иное средство. Это было ее имущество, более того – ее собственная разработка, но она так привыкла ограничивать себя, что всегда пользовалась только открытыми флаконами. Заметив у нее эту особенность, ее коллеги сильно удивились и начали считать свою начальницу, которую безгранично уважали до этого, несколько странной. Проанализировав эпизод с шампунем, Сэнди осознала, насколько важным он оказался для понимания ее текущего состояния. Вся ее жизнь была основана на самоконтроле и самоограничении. Эти привычки так сильно давили на нее, что превратились в зависимость, как это уже произошло ранее с ее алкоголизмом и лишними тратами. Именно об этом сознательном отказе от нужных и приятных вещей и пытались сообщить ей ее психотерапевт и товарищи по группе. Как и все мы, она больше всего злилась на окружающих из-за того, что они раскрывали ей правду, которую она сама не желала признавать. Сэнди была похожа на многих других жертв домашнего насилия, которые часто становятся творческими натурами. Дело в том, что страдания нередко усиливают креативность. Кроме того, таким людям часто приходится лишать себя жизненных благ, что заставляет их привыкать к различным трудностям.
Компульсивное самоограничение чаще всего бывает вызвано неожиданным успехом (или воспоминаниями о нем), серьезным стрессом либо чувством стыда или беспокойства. Важно, что его причиной обычно становится страх, который, как мы уже знаем, оказывает сильное влияние на мозг человека. Признаками посттравматического самоограничения являются:
• отказ от базовых потребностей, таких как продукты, одежда, книги, медицинская помощь, комфорт и уют;
• отказ от секса или сильные угрызения совести после полового акта;
• страсть к накопительству и нежелание тратить деньги на свои базовые потребности;
• тяга к бесперспективным должностям, постоянные неоправданные жертвы ради работы;
• упущение возможностей, которые способны привести к успеху;
• периодическая потеря аппетита и постоянное желание сесть на диету;
• пренебрежение к комфорту, роскоши и развлечениям;
• отказ от отпуска из-за наличия работы, не приносящей результата;
• отказ от обычных занятий из-за тех или иных фобий;
• нежелание отдыхать и расслабляться;
• работа на низкооплачиваемых должностях;
• искусственно вызываемая рвота или прием мочегонных средств для борьбы с набором веса.
Хотя посттравматическое самоограничение может принимать разные формы, в его основе всегда лежат одни и те же причины. Во-первых, оно часто становится следствием отсутствия родительского внимания. Если ребенок растет в семье, где им пренебрегают, это непременно отражается на его самооценке и заботе о себе. Неблагоприятная обстановка в доме способствует тому, что ребенок перестает чувствовать дискомфорт, лишая себя основных жизненных благ. Если вами пренебрегали в детстве, то вы начинаете пренебрегать собой, став взрослым. Добавьте к этому другие драматичные моменты, такие как домашнее насилие или сексуальные домогательства, и вы получите нейрохимические изменения в мозге, которым становится невозможно противостоять. Чтобы не потерять контроль над собой, такие люди бросаются в другую крайность – они начинают контролировать себя во всем. Им кажется, что для того, чтобы выжить, им необходимо затаиться как загнанному зверю. Ни о чем не просить, не совершать лишних движений и не привлекать внимания. При этом страх мобилизует их организм, что приводит к повышенной выработке различных гормонов – адреналина, кортизола, норэпинефрина и эндорфинов. Когда человек постоянно находится в таком возбужденном состоянии, у него неизбежно появляются те или иные зависимости.
Для их возникновения складываются все предпосылки: навязчивые желания, серьезные нейрохимические изменения в мозге и включение механизмов борьбы со страхом. Специалисты по аддиктивным расстройствам уже давно обратили внимание на то, что самоограничение обычно становится следствием какой-либо зависимости. Например, анорексия, или отказ от пищи, обладает всеми характеристиками наркологической зависимости и считается психическим расстройством, вызванным страхом и повышенной выработкой эндорфинов, которое может повторяться через какое-то время. Часто отказом от одной привычки человек компенсирует появление у него какой-то другой зависимости. Одна женщина рассказывала о том, что, когда на нее нападала жажда секса, у нее тут же пропадал аппетит. Это приводило к тому, что ее половая жизнь сходила на нет, так как она начинала испытывать отвращение к сексу, целиком отдаваясь новой страсти – компульсивному перееданию. Сохранение баланса между двумя этими зависимостями стоило ей немалых усилий. Либо возьмем историю священника, который целыми днями читал проповеди для паствы, не слишком ценившей его усилия, и едва сводил концы с концами из-за низкой зарплаты. На этом фоне у него развилась сильная сексуальная зависимость. Похожие ситуации часто случаются с представителями некоторых профессий (духовными лицами, врачами или юристами) – их вредные привычки часто соседствуют с отказом от базовых потребностей. Из всего этого можно сделать следующий вывод: там, где присутствует та или иная зависимость, также непременно следует искать и самоограничение. Если воздержание само по себе не превращается в зависимость, оно тем не менее становится моделью поведения, помогающей справиться с пережитым травматическим опытом.
Методы борьбы с посттравматическим самоограничением
◆ Анализ влияния самоограничения на другие зависимости.
◆ Осознание компенсации зависимости воздержанием для сохранения баланса между вредными привычками.
◆ Осознание нездоровой природы самоограничения.
◆ Борьба с ложными представлениями о своей ущербности.
◆ Поиск моделей поведения, связанных с самоограничением.
◆ Разработка стратегии постепенного привыкания к нормальному удовлетворению своих потребностей.
◆ Профилактика рецидивов.
◆ Связь рецидивов зависимости с последствиями травмы.
◆ Обучение умению отдыхать и расслабляться.
Посттравматический стыд
Определение: глубокое чувство собственной ущербности и презрение к самому себе, возникающее в результате пережитого травматического опыта.
Клинические симптомы: приступы самобичевания, нанесение увечий самому себе, саморазрушающее поведение, ненависть к себе и мысли о суициде, нездоровая стыдливость, депрессия, созависимое расстройство личности.
Отец заставлял маленькую дочь заниматься с ним оральным сексом. Затем он сказал ей, что она плохо вела себя, так как согласилась на такое, и за это она попадет в ад. В таком юном возрасте ребенок еще не разбирается в вопросах религии и не способен трезво осмысливать то, что произошло с ним. Все, что девочка смогла уяснить для себя, – это то, что она сделала что-то плохое и будет подвергнута за это суровому наказанию. Когда человек чувствует себя ущербным или, хуже того, виноватым из-за причиненной ему травмы, это может легко привести к посттравматическому стыду. В этом случае стыд появляется под влиянием чувства собственной ничтожности и презрения к самому себе, которое возникает в результате пережитого травматического опыта.
Причиной стыда у жертвы могут стать не только обвинения, предъявляемые ей абьюзером, хотя такие случаи тоже достаточно распространены. Сама психологическая травма может способствовать тому, что человек начинает чувствовать себя ущербным или неполноценным. Иногда люди, пережившие травму, стыдятся своей реакции на нее, так как они чувствуют, что уже не могут вести себя как обычно. Стыд подрывает у человека веру в себя. Переставая уважать себя, он начинает считать, что недостоин любви, – ему кажется, что тот, кто узнает о его травме, непременно прекратит общаться с ним. Он уверен, что эту ситуацию невозможно изменить. Он не верит, что кто-то может по-настоящему уважать его за его реальные достоинства, особенно если травма стала результатом предательства со стороны близкого человека.
Американский психолог доктор Брене Браун много лет занимается изучением чувства стыда. Она описывает стыд как «чрезвычайно болезненное чувство уверенности в собственной ущербности, из-за которого человек считает себя недостойным любви и одобрения»[22]. Из этого определения можно понять, что чувство стыда сильно отличается от чувства вины. Мы ощущаем вину, когда сожалеем о каком-то совершенном нами поступке. Стыд же является гораздо более сильным переживанием, с которым нам сложнее справиться, – он касается того, как мы воспринимаем себя, и нашего чувства собственного «я».
«Стыд ведет к потере связи с окружающими. На самом деле я часто называю стыд страхом отчуждения – человек боится, что его начнут считать неполноценным и недостойным любви и одобрения. Стыд не позволяет нам рассказывать окружающим о себе и не дает выслушивать чужие рассказы. Мы предпочитаем молчать и хранить свои тайны, боясь отчуждения. Когда кто-то делится с нами своей историей о том, как что-то породило в нем сильное чувство стыда, она может причинить нам такую сильную боль, как будто мы пережили это сами» (Brown, 2007, p. xxv).
Жертвы насилия и сексуальных домогательств иногда пытаются избавиться от чувства стыда, ставя перед собой недостижимые цели, чтобы заслужить одобрение окружающих. При этом если в результате их постигает неудача, их стыд только возрастает. В качестве примера можно привести человека, садящегося на строгую диету: не в силах выдержать ее, он начинает есть все подряд, затем ругает себя за отсутствие силы воли, и это заставляет его есть еще больше. Специалисты по аддиктивным расстройствам считают, что переедание и искусственно вызываемая рвота при булимии тоже являются следствием чувства стыда. Психотерапевты также обращают внимание на то, что у людей, переживших эмоциональную травму, происходит определенное изменение в работе мозга – все переживаемые события начинают восприниматься ими как некие крайности. Реагируя на них, человек способен выбрать лишь один из двух вариантов поведения. Он не может принять компромиссное решение – такое поведение также часто вызвано какой-либо зависимостью или самоограничением. Человек теряет способность сохранять баланс в своем поведении, что в дальнейшем добавляется к чувству стыда.
Стыд может привести и к нездоровой ненависти к самому себе – это чувство является более сильным, чем просто ощущение своей неполноценности. Это также нечто большее, чем депрессия. Подобная ненависть может перерасти в безжалостность и нетерпение к себе, которые обычно приводят к суициду. Таких людей постоянно преследуют мысли о саморазрушении. Стыд также может стать причиной саморазрушающего поведения – то есть поступков, направленных на причинение вреда самому себе и срыв собственных планов. Психотерапевты часто поражаются тому, как часто люди, пережившие эмоциональную травму, особенно если она была связана с насилием, становятся жестоки по отношению к самим себе. Специальное нанесение себе травм и увечий, а также стремление к опасным ситуациям – все это является следствием ненависти к самому себе. Сам образ мышления таких людей начинает концентрироваться на страшных картинах подобной аутоагрессии.
Признаками посттравматического стыда являются:
• угрызения совести, вызванные чувством собственной вины за произошедшее травмирующее событие;
• чувство одиночества и отчуждения от окружающих из-за перенесенного травматического опыта;
• причинение вреда самому себе (нанесение себе увечий и травм);
• склонность к саморазрушающему поведению;
• способность выносить сильную физическую или душевную боль, которую не могут терпеть остальные;
• недопущение ошибок любой ценой;
• предчувствие неизбежного наказания за перенесенную травму, невозможность простить себя;
• чувство неловкости, когда происходит что-то хорошее;
• мысли о суициде, угрозы и попытки покончить с собой;
• неумение испытывать обычные эмоции – грусть, раздражение, симпатию, удовлетворение;
• боязнь впасть в зависимость от других людей;
• чувство собственной ущербности, непривлекательности или аморальности из-за пережитого травматического опыта;
• убежденность в том, что окружающие являются более способными, достойными и заслуживающими счастья людьми;
• неуверенность в собственном будущем;
• отказ от удовольствий и заботы о себе, склонность к риску.
Ральф был успешным врачом. Он вырос в неблагополучной семье. Пойдя в школу, он понял, что занятия позволяют ему хотя бы ненадолго забыть о домашних проблемах. Он проводил минимум времени дома, так как был постоянно занят в школе, став со временем одним из лучших учеников. Со стороны он казался вполне здоровым и счастливым ребенком. На самом деле он постоянно находился в состоянии стресса. Его отец часто распускал руки и проявлял сексуальный интерес к дочерям. Ральф в свое время помог им врезать замок в дверь их спальни. Он так старался защитить сестер от отца, что тот однажды сильно избил его.
Единственным источником комфорта для него являлась мать. Как-то отец пришел пьяный и заснул на диване, а мать спряталась от него в кровати Ральфа. Тот испытал возбуждение от ее близости, но смог успокоиться, все же чувствуя некоторое уважение к отцу. На следующий день Ральф смутился от того, что мать холодно держалась с отцом. Он никогда не придавал значения тому, что отношения в его семье построены на насилии и обмане. Ральф начал стесняться этого, внезапно ощутив свое одиночество и полную опустошенность. Он решил компенсировать свои домашние проблемы за счет отличной успеваемости по всем предметам, и никто не догадывался о том, что Ральф просто притворялся радостным и счастливым ребенком. При этом он стал маниакально бояться порезов и травм. Он с трудом переносил даже самую безобидную медицинскую процедуру. Чем сильнее он налегал на учебу, тем более бессмысленной казалась ему его жизнь. Повзрослев, он пристрастился к алкоголю и обезболивающим средствам, которые он выписывал себе сам, чтобы заглушить свою боль и справиться с мыслями о суициде.
Затем Ральф завел роман с Эмили – женой своего лучшего друга, который тоже был врачом. Все они работали в одной больнице. Эмили была соцработником и страдала от сильной сексуальной зависимости. Она часто меняла партнеров, предпочитая представительных и успешных мужчин. Больше всего ее привлекали драматичные моменты, когда ее партнеры узнавали о существовании друг друга, и тайные отношения с ней подрывали их репутацию и разрушали их семьи. Муж Эмили был в курсе ее похождений, но не возражал против них. Хотя ее измены уязвляли его самолюбие, они позволяли ему самому заводить романы на стороне. Ральф сходил с ума от Эмили и ее нестандартного подхода к сексу. Их отношения представляли собой череду нарушенных обещаний, громких скандалов и горьких предательств. Однажды он даже обнаружил, что муж Эмили, видя, как он страдает, пытается поддержать его. Ральф знал, что эти отношения разрушают его. У него не получалось нормально жить и работать, но при этом он не мог бросить Эмили. В итоге в дело вмешалась специально созданная медицинская комиссия, так как Ральф был уже не в состоянии справиться со своим алкоголизмом, который к тому времени существенно подорвал его здоровье. Когда комиссия взялась за его лечение, он уже находился на грани суицида.
Психотерапевт обратил внимание Ральфа на то, что с ним повторилась ситуация, случившаяся в его детстве. Он вновь оказался связан с людьми, которым не мог доверять, и это наполняло его чувством глубокого стыда. Он пытался забыть о своей ущербности, превратив ее в слепую преданность, но на деле впал в настоящую зависимость от Эмили, жадно ловя моменты ложной близости с ней, а она в это время вовсю манипулировала и пользовалась им. Эмили стала для Ральфа настоящим наркотиком. Он настолько отчаялся и так сильно возненавидел себя, что единственным выходом ему представлялся лишь суицид. Изучив случай Ральфа, его психотерапевт сделал вывод, что тот попросту воссоздал свою детскую травму вместе с вызванным ею чувством стыда.
Методы борьбы с посттравматическим стыдом
◆ Изучение литературы по данной теме.
◆ Подавление стыда.
◆ Признание своей травмы с помощью визуализации.
◆ Анализ пережитого детского негативного опыта.
◆ Изучение причин возникновения чувства ущербности.
◆ Изучение причин возникновения циклов стыда.
book-ads2