Часть 13 из 14 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Этап 7
Сила мертвой воды
И вот смысл обретен. Самое ценное в путешествии, наконец, получено.
Везет домой Иван-царевич добытые дары – символы главных ценностей, символы смысла: Василису (символ Любви), златогривого коня (символ Мужества, Отваги и отчасти Свободы) и жар-птицу (символ Красоты и Творчества).
Но во всех сказках, даже во всех жизнеподобных драмах, ближе к концу есть момент, который можно назвать «все пропало». Когда все, все вокруг говорит «Нет!» Когда умирает надежда. Лежит Иван-царевич в лесу, заколотый злыми братьями, увезшими и златогривого коня, и жар-птицу, и Василису Прекрасную. И славу заодно.
Пала Троя. Пошел ко дну корабль. Возвратился Одиссей в Итаку, а женихи устроили в его доме пир. Любимая стала женой врага. Часы пробили полночь. Карета превратилась в тыкву. Истекли сроки. Не решилась главная загадка. Зло восторжествовало. Выжжены поля. Лежит на холме с аленьким цветочком мертвое чудище. Перевели часы злые сестры. Герой не справился, не успел вовремя. Он мертв или в заточении. И завтра казнь. И нет с собой волшебного огнива. И нет никакой надежды. Все умерло. Внутри и снаружи.
Каждый из нас переживал что-то подобное. Даже предыдущий этап нашего пути – отчаяние – нес с собой силу, огромную энергию, порождающую смысл. Эта побудительная сила в виде отчаяния не давала нам сидеть на месте, заставляла двигаться. На том этапе, как бы странно это ни звучало, была надежда, порой безумная, что что-то все же можно изменить. Поворачивался вектор всей нашей жизни, выкристаллизовывались настоящие ценности.
Ситуация «все пропало» такой энергии лишена. Здесь герой смиряется, сам или насильно – это неважно. Иван-царевич, лежащий в лесу, убитый братьями, с кружащими вокруг него воронами, больше никуда не спешит, никого не любит и ни о чем не беспокоится. Это ощущение, что все выжжено внутри и снаружи. Нам становится все равно, потому что все бесполезно. Алиса стремилась попасть в волшебный сад. Не хватало ей только ключика, недостижим он был для нее. Ключик был слишком высоко, а она слишком низко. И вот ключ (смысл) получен. Получен ценой отчаяния. И осталось только повернуть замок в волшебной дверце, стоит только воспользоваться новым знанием – и…
Но, оказывается, есть еще одно условие, без которого это новое знание мертво. Нельзя взять любое свое прозрение и в ту же секунду или даже с завтрашнего дня начать жить принципиально по-новому. Жизнь устроена не так. Когда мы, будучи в отчаянии, сгенерировали это новое знание и понимание смысла, оно пришло к нам старым. Да, очищенным отчаянием, но со всеми нашими привычками и старыми способами оценки. Оно пришло в ту ситуацию, в которой мы живем со всеми связями, отношениями и обязательствами. И мы слишком велики́ для того, чтобы попасть за чудесную дверцу. Чтобы это новое знание стало нашим, ему в структуре нашей жизни, в структуре нашей личности должно найтись логичное место, достойное его. Для этого мы должны опять стать маленькими, то есть от нас должна остаться только наша суть – без скарба привычек, привязанностей, страхов, запретов и указаний, которые делают нас гигантами, способными разве что одним глазком заглянуть за волшебную и уже открытую нам дверцу в чудесный сад новых смыслов и радости. Мы не можем пролезть туда, хотя дверь отперта и финал виден, потому что не можем пронести туда нас больших. И мы должны уменьшиться – очиститься, оставив лишь суть. Как скульптор от большого куска драгоценного мрамора должен оставить только маленький изящный силуэт, безжалостно выбросив за порог все, что им не является.
В сказке дана очень интересная метафора. Волк все-таки находит Ивана, берет в залог маленького вороненка и посылает взрослого ворона принести живую и мертвую воду. И когда ворон приносит два кувшина, то волк сначала использует именно мертвую воду. В этот момент смертельные раны героя срастаются. И только потом используется волком живая вода.
Это очень серьезный этап. Даже когда мы только начинаем путешествие в неизведанное, решаем, что нам что-то надо поменять или получить, и через страх и ошибки, через неудачи и разочарование, через отчаяние и поиск ответа на главный вопрос идем к тому, чтобы изменить свою жизнь и поменяться самим; даже когда нам кажется, что мы потеряли все, и ото всего отказались, со всем смирились, все поняли, и сами уже стали другими, увидели истинный смысл и истинные ценности; даже когда мы уже оказались в этой точке (а мимо нее не пройти), все равно что-то там у нас внутри осталось неизменным. Что-то НЕ поменялось за весь этот долгий путь. Мы все равно храним какие-то наши привязанности, привычки, наши установки: «это выше моих сил», «на такое я пойти не смогу», «без этого я не проживу», «без того я буду уже не я». Остается то, за что мы так цепляемся: наши ценности, наши моральные принципы, наша вера в то, что мы не сможем, уверенность, что мы дошли до границы и дальше дороги нет (этими границами может быть все что угодно). Мы держимся за правила семьи, принципы, наши представления о собственных способностях и о том, что «так не поступают».
Так вот. Пока это все с нами, к цели мы не придем. Мы как верблюды, пытающиеся пролезть через игольное ушко. Мы понимаем, что нам – туда, но горбов своих не бросаем. А путь в наш пункт назначения идет только через это игольное ушко. Чтобы пролезть через него, необходимо освободиться ото всего, что нас держит, что мы считаем собственно собой (это же мой горб!). Даже если мы говорим себе, что это и есть я, моя суть, моя самая главная ценность.
Поэтому нам и нужна мертвая вода, которая убьет все, что еще связывает нас с нашей прошлой жизнью. В прошлом нам была нанесена смертельная рана и не было выхода. Его не было и не будет до той поры, пока мы не откажемся внутри себя от всего, что не позволяет нам измениться. Только от мертвой воды зарастет смертельная рана. Это инициация. Это горнило, в котором сгорят все наши сущностные, важные и дорогие нам частички. Они закрывали для нас путь, по которому нам оставалось пройти один шаг. И мы опять сможем стать маленькой Алисой.
И герой уже никогда не станет прежним, потому что нечто в нем должно умереть бесповоротно, нечто очень сущностное. Для одних это отношения, для других – образ жизни, для третьих – работа, вид деятельности. Или доход, или увлечение, или внешний вид, или выбранный раз и навсегда способ поведения и реакции на поведение другого, или система ценностей. Все это всегда воспринимается нами как нечто неотделимое от нас. Это всегда самая болезненная потеря.
Для героев сказки это потеря наивности и веры в то, что в жизни достаточно просто быть добрым. Оказывается, иногда нужно быть злым, уметь убивать, причем не только кого-то снаружи или физически, но и что-то в себе, внутри. Герой должен в этот момент совершить поступок, который радикально расходится с его и нашими представлениями о нем, со всем тем, что мы про него знали.
Бильбо, добрый и честный хоббит, становится злым. Он обманывает, он берет в руки меч.
Иван-царевич больше не тот наивный дурачок, который верит в добродетель братьев. Он знает и принимает, что братья его – убийцы. И он навсегда теряет свою веру в то, что миром правит добро.
Герда – маленькая, робкая, смиренная Герда, никогда не видевшая мира, кроме как через оттаявший кружочек на стекле, – садится на оленя и едет в неизвестность без рукавиц и теплых сапог, совершенно беззащитная перед Снежной королевой.
Русалочка, прошедшая длинный путь и отдавшая все за любовь к принцу, идущая с кинжалом, чтобы убить его, выбравшего другую, бросает кинжал в море и оставляет принца с возлюбленной, а сама становится морской пеной.
Машенька из сказки про гусей-лебедей, у которой и «пшеничные пироги не едятся» и «садовые яблочки не едятся», как миленькая глотает и ржаной пирог из печи, и лесное яблоко с яблони, которые укрывают ее и братца от гусей-лебедей.
Символ про мертвую воду – важнейший в сказке. Я много работаю с людьми, поэтому мне почти всегда понятно, что протащить с собой ту или иную привязанность через эту последнюю дверь не удастся. Но тому, кто идет по пути, это почти всегда неочевидно. Ему необходимо посмотреть на себя со стороны, но он слишком дорожит своими ценностями и не отделяет их от себя, срастается с ними. Как бы он ни старался понять, о чем же идет речь, увидеть, что ему мешает, он не замечает этого, как собственный затылок, как собачий хвост, который все время убегает от собаки, крутящейся волчком, чтобы его догнать. А мы должны не просто потерять важную часть себя. Мы должны родиться заново. И в сказке об этом четко говорится.
Затем, сразу после мертвой воды, Иван получает дозу воды живой. Инициация свершилась, и новый Иван, очистившись до конца и потеряв то, что было добрым, наивным и всем доверяющим Иваном, было неотделимо от него, составляя суть этого персонажа, приобретает что-то взамен. Там, по ту сторону игольного ушка, каждого из нас ждет то, что никогда не было возможно по эту его сторону.
Мы больше никогда не станем такими, как раньше. Мы станем жестче. Нет, мы не будем меньше любить мир, или меньше ценить жизнь, или перестанем верить людям. Нет. Наоборот. Мы станем снисходительны к слабостям других. Мы примем тот факт, что зло есть и оно неизбежно. Мы станем взрослее. Это не значит, что мы утратим детскость. Порой наоборот: мы будем ценить ее на вес золота. Мы сможем позволять себе быть наивными, но это будет осознанный выбор, а не незрелость или слепота. Мы станем мудрыми и снисходительными.
В сказках слабые становятся сильными, робкие – решительными. Оловянные становятся нежными. Дровосеки с железным сердцем и Страшилы с соломенными мозгами теряют свои первоначальные качества и приобретают противоположные, привязывающие их к той точке, в которой они оказались.
Что необходимо нам для этого последнего, такого сложного шага? Безусловно, нам понадобятся смелость и решительность, а еще точнее – способность на безрассудство. Потому что этот последний шаг – в пропасть, за борт, за которым мы оставляем установки вроде «так не поступают» или «я так никогда не смогу». Здесь есть только мы и наша цель, а также наше новое понимание, кто мы и зачем тут оказались. В этой точке ничто не имеет веса, ничто не имеет ценности, никому не нужны наши слезы и плач, жалобы и тем более рассуждения… Важны только действия.
Буратино зарывает все монеты на Поле чудес не потому, что у него есть надежда, выверенный путь, гарантии или прочая ерунда. Для него важны только действия, которые совершаются через «не могу», через «так не бывает» и «так никто не делает».
И здесь – да, именно здесь! – на карту ставится все. Самая большая ошибка в этой точке – думать о том, что осталось за спиной, были ли другие варианты, или считать потери.
В этой точке люди могут говорить:
• «Так нельзя, это подрывает мою репутацию!»
• «Я же не могу остаться нищим!»
• «Надо мной все будут смеяться!»
• «Я уже ничего не буду стоить!»
• «Я второй раз так не смогу!»
• «Так поступают только безумцы!»
Стоя перед открытым люком самолета и готовясь к прыжку, рассуждать уже поздно. Вам нужно перестать заниматься самооправданием и действовать. Не говорить – делать! И здесь есть только одна сильная мысль: «Я смогу! Несмотря ни на что и ни на кого! Я же уже точно знаю, куда мне надо на самом деле!» Это не логический довод, это мысль, воспевающая безумство храбрых.
А потом приходит черед живой воды. Вы рождаетесь заново там, куда вы так хотели попасть, где есть Радость и Полнота жизни, где все по-другому. Там нет вас старого, а есть вы новый. И на это надо решиться.
Решиться на этот шаг вам могут помочь ваши «сильные мысли». У меня таких мыслей-выручалок две: «Что я скажу детям?» и «Самый темный час – перед рассветом». Первая из них – рационально-ценностная. Я отлично понимаю, что мои четверо смотрят на меня и видят каждый мой выбор. И я не смогу им сказать, что пасанула. Поэтому – вперед!
Вторая мысль – про надежду. Если я взялась за какую-то работу, то главной приметой того, что я у цели, является нахождение в такой точке, где очень и очень темно, страшно и безысходно. Поздравляю! Рассвет уже близок! А значит, тоже – вперед!
На протяжении всей книги я делилась советами, как лучше, наиболее продуктивно пройти через каждый этап пути. В той точке, где мы сейчас находимся, таких советов три.
Первый – смириться с тем, что можно потерять все. Не просто потерять все, а смириться с этим, не бояться жить дальше. Это очень важно. Когда вы смиряетесь, успех вам гарантирован. Как только вы начинаете придумывать запасные варианты, готовите себе плацдарм для отступления, задумываетесь о гарантиях, о поддержке и резервном счете в банке – все, вы проиграли. Это тот случай, когда надо поставить на карту все. Не почти все. Абсолютно все.
Второй совет – не ищите рациональных подкреплений и не делайте логических расчетов. Это самый иррациональный этап во всей истории. Именно сейчас сказка становится сказкой, потому что здесь происходит чудо. Если, конечно, вы к этому готовы. Чудо – это всегда результат слепой веры, а не рациональных расчетов. Мне кажется, это лучшее определение чуда. И тогда Снежная королева улетает из замка, а молитва «Отче наш» позволяет Герде победить ее снежные полчища. Конек-горбунок прибегает к Ивану, обмахивает хвостом кипящий котел, и Иван выскакивает живой и невредимый. В последний момент случайный мальчишка приносит солдату волшебное огниво, а людоед верит Коту в сапогах и превращается в мышь…
И третий совет. Все, что нам нужно, благодаря чему мы сможем сделать этот шаг, у нас уже есть. И это не деньги, и не связи, и не поддержка кого-то рядом, и не двадцать восемь запасных вариантов. Это совсем не то, на что мы привыкли рассчитывать в нашем рациональном мире, в котором все наше путешествие с самого начала казалось безумием. И привело наше путешествие именно туда, куда и должно приводить всякое безумие. У нас уже есть все, что нам нужно, иначе мы бы не оказались в этой точке. Мы получили это на прошлом этапе. Раз мы уже здесь, значит, у нас есть все, чтобы его пройти! Мы и попали сюда по этой причине. И по ней же мы сможем выйти из этой ситуации победителями.
Я приведу здесь цитату из сказки про Снежную королеву, которая мне очень нравится. Это слова старой финки, женщины, чье жилье находилось ближе всего к владениям Снежной королевы и на чью магическую помощь Герда очень рассчитывала. Вот что она говорит Герде и оленю, приехавшим к ней за помощью:
«Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Не видишь разве, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди, и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу! Ее сила – в ее сердце, в ее милом невинном детском сердечке. Если она сама не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и извлечь из сердца Кая осколки, то мы и подавно ей не поможем! В двух милях отсюда начинается сад Снежной королевы. Отнеси туда девочку, спусти у большого куста, покрытого красными ягодами, оставь ее там одну и, не мешкая, возвращайся обратно!»
И мы остаемся одни у куста с красными ягодами. Одни. В самой северной и холодной в мире точке. Без рукавичек и сапожек. С точным пониманием и верой в то, что все, что нас привело сюда, и есть гарантия того, что мы справимся.
Этап 8
Результат: радость и полнота жизни
Все мы знаем, как заканчиваются любые сказки. И наша сказка подходит к концу. Счастье от покорения Эльбруса, от научного открытия, от издания своей книги, от выставки своих картин, от организации выступлений российской театральной труппы в Париже, от возвращения на родину после многолетнего путешествия на кораблях, от первого марафона или «десятки», от написания стихотворения, от вида родной Хоббитании, от превращения чудища в прекрасного принца, а лягушки – в прекрасную принцессу… Каждому из нас знакомы такие моменты. Моменты, несущие переполняющее нас счастье, ощущение безграничной радости и полноты жизни, любви ко всему миру.
И пережив это, вы уже никогда не станете прежними. Вы не разучитесь, не потеряете то, чему научились на пути сюда. Вы знаете, какая огромная работа у вас за спиной. Это она подняла вас выше облаков, сделала вашу жизнь наполненной до краев, похожей на свободный полет птицы. В каждой минуте этой жизни есть смысл, ведь вы делаете то, что и правда ваше – то, что оставит след, что сделает мир красивее и добрее.
И если вы сохраните верность себе и своему выбору, у вас всегда будет много сил. Их будет больше с каждым днем, прожитым вами так, как говорит вам ваше сердце. И чем дальше вы будете двигаться по этому пути, тем больше будет в вашей жизни мотивации и смысла. Потому что в жизни есть только два правила: выбрать свое призвание и жить в соответствии с ним. И призвание – это всегда про то, что отдать. Отданное вами другим людям возвращается вам огромной радостью. И это уже навсегда будет с вами.
Даже на следующем витке, когда вы решите, что вам опять пора в путь…
* * *
notes
Примечания
1
Вопросы, откуда начинается процесс изменений (изнутри или снаружи) и откуда появляются наши цели (сами мы их создаем или же просто стремимся соответствовать чьим-то ожиданиям, плохо различая собственный голос), я еще буду рассматривать в дальнейшем. Я также укажу на четкие индикаторы, которые позволят отделить наши цели и наше недовольство собой настоящим по сравнению с собой идеальным от целей, возможно, прекрасных и правильных, но не имеющих никакого отношения к нашим внутренним, истинным потребностям.
book-ads2