Часть 16 из 34 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Занятие медитацией постепенно вернуло его к жизни, Дэн начал понимать, что жизнь включает и смерть. Со временем возродилась и вера, и он стал изучать старение и смерть как часть своей работы.
Это помогло ему стать цельной личностью, и Дэн почувствовал, что способен помогать людям избавляться от страхов. Он использует медитацию как форму молитвы, которая помогает ему общаться с Богом, источником вечной жизни.
Дэн обнаружил, что для него примирение со смертью стало дорогой к смыслу жизни.
Поразмышляйте над этой главой в тишине. Почувствуйте, как ваше внутреннее я реагирует на эти упражнения. Вы обнаружите, что они улучшают чувство гармонии и здоровье.
Вы можете посоветовать эти медитации другим людям, но при этом удостоверьтесь, что они хотят получать такие энергии. Если возможно, спросите их об этом прямо.
Чтобы помогать кому-то другому, представьте себе этого человека, а потом займитесь медитацией.
Это мощные исцеляющие упражнения, поэтому выполняйте их осмотрительно. Любая хорошая мысль, направленная не туда, может произвести где-то в мире нежелательный эффект.
Глава 6
ТРИ ТЕМПЕРАМЕНТА
Концепция трех темпераментов является основой действующей системы тибетской медицины. Врачи подразделяют людей на три категории по темпераменту: Ветер, Желчь и Флегма. Они рассматривают темпераменты как энергетические силы с различными характеристиками, которые проходят через ваше тело и разум и уходят во Вселенную.
• Ветер — чистый, сверкающий, бесцветный поток энергии, который одновременно может быть быстрым, медленным или совершенно неподвижным.
• Желчь — темная, красно-коричневая пузырящаяся энергия, похожая на лаву, плотная и вместе с тем упругая и быстро движущаяся.
• Флегма — глубокая, спокойная сине-зеленая сила, рефлективная и движущаяся очень медленно.
Согласно тибетской медицине три темперамента являются базисом нашего жизненного опыта от момента зачатия до момента физической смерти. Они управляют каждым аспектом функционирования тела и разума, создают структуры и «говорят» друг с другом. Они присущи всем нашим эмоциональным, интеллектуальным, духовным и физическим двигателям. Они — центры нашего разума и формируют наши личности. Три темперамента содержат массу вариантов того, кем мы можем быть. Они могут вскрывать глубочайшие рабочие процессы нашего сознания как индивидуумов, так и членов сообщества человеческих видов. Мы неотделимы от них: мы рождаемся, умираем, вновь возвращаемся в мир, и точно так же рождаются, умирают и возвращаются три темперамента.
Они взаимодействуют следующим образом.
• Ветер — это движущая сила и жизненная энергия других темпераментов, но она не может гармонично действовать без них;
• Ветер усиливает интенсивность воздействия темперамента Желчь;
• Ветер придаст Флегме движение и способность к адаптации, усиливает ее поддерживающие функции в теле;
• Желчь стимулирует активность Ветра;
• Желчь несет тепло и активность Флегме;
• Флегма может расслаблять Желчь.
Любое человеческое устремление и все они, вместе взятые, создаются, развиваются и ликвидируются динамичным потоком темпераментов. Словно три огромных течения, движущихся через все человечество, эти силы являются источниками культурных и психологических особенностей. В состоянии равновесия они увлекают нас к более высокому уровню мышления и действий. Но когда равновесие нарушено, они погружают нас в кошмар негативной и катастрофической активности. Изучая и понимая природу своего темперамента и гармонизируя его, вы вносите вклад в гармонию всего мира.
Преимущественно мы относимся к какому-то одному типу темперамента либо к комбинации двух типов: первый — главный, второй — подчиненный. Однако все три темперамента присутствуют внутри нас, и наша цель достичь равновесия, чтобы они работали вместе, создавали здоровье и предотвращали болезни. Хотя люди более сложны, чем предполагает классификация такого рода, разделение их на категории подобным образом помогает тибетской медицине объяснять, каким образом болезнь проявляет себя в личностях и как они излечиваются.
Болезнь возникает, когда наш главный и/или подчиненный темперамент, если таковой имеется, выходит из равновесия. Это в основном связано с проблемами образа жизни, включая стрессы, плохое питание и загрязнение окружающей среды, что делает нас уязвимыми для различных болезней, от простуды до рака.
Здоровье основано на равновесии темпераментов. Понимая, как они адаптируются, реагируют и условия среды их обитания — а это и есть вы сами, — вы станете более осведомленным о том, каким образом создаются схемы, которые ухудшают здоровье и приводят к болезням — и наоборот. Этот процесс может происходить на многих внутренних уровнях, связанных с различным повседневным опытом.
ИСТОЧНИКИ ТРЕХ ТЕМПЕРАМЕНТОВ
Легенда тибетской культуры бон приписывает происхождение этой теории первым обитателям Земли — нечеловеческим существам, известным как 19 братьев и сестер бытия. Медики-антропологи и специалисты по тибетской культуре считают, что эта теория вместе с торговцами и иммигрантами пришла в Тибет и район Гималаев из Центральной Азии в IX веке до н.э. или даже раньше.
Проникнув в Тибет и район Гималаев, она распространилась на индийский субконтинент и оказала влияние, на ведические верования, затем на индуизм и индийскую медицинскую систему, известную как аюрведа. После этого теория вернулась в Тибет в VII—VIII вв. н.э. вместе с индийскими миссионерами-буддистами.
Три темперамента также отражены в западной теории об основных четырех темпераментах. Врач Гиппократ, работавший на греческом острове Кос в начале IV века до н.э., выдвинул теорию, согласно которой тело обладает четырьмя темпераментами, соответствующими главным жидкостям тела: черная желчь (также известная как меланхолия или черная холера), желтая желчь (или холера), кровь и флегма. Это положило начало новому подходу к медицине как к естествознанию; а раньше считалось, что болезни несут злые божества. Вполне вероятно, что Гиппократ в своем учении основывался на системе трех темпераментов.
Проявление трех темпераментов замысловато переплетается с концепцией пяти элементов — Земля, Вода, Огонь, Ветер/Воздух и Космос, — которые присутствуют во всех аспектах сознания: ментальном, психологическом, психическом и интеллектуальном. Темпераменты являются результатом того, каким образом элементы взаимодействуют между собой.
ПРИРОДА БОЛЕЗНИ
Тибетская медицина верит в прочную психосоматическую взаимосвязь многих форм болезни. Почему? Потому что, если говорить просто, ваша жизнь, моя жизнь, все наши жизни изо дня в день представляют собой психосоматический опыт. Наша психологическая природа взаимодействует с физическим миром, они воздействуют друг на друга и создают непрерывный новый опыт, который добавляется к качеству нашей повседневной жизни.
Тибетцы верят, что мы рождаемся не совершенно новыми существами, как считают на Западе, а уже в годовалом возрасте. До первого дыхания наше состояние определяется психосоматическим опытом в утробе. Там мы познаем мир через вкус, слух и даже зрение, поэтому приходим в каждую физическую жизнь с определенными качествами и привычками, влияющими на наше поведение. Некоторые из наших основных тенденций темперамента уже сформированы, определено то, каким образом мы реагируем на болезни и здоровье.
Тибетская медицина рассматривает болезнь как препятствие. Препятствия уменьшают бесценную жизненную энергию. Если у вас проблема, которая не проходит или периодически повторяется, в ее основе лежит препятствие. Это значит, что вы предрасположены к болезням, поскольку три темперамента ведут себя неправильно и выводят из равновесия тело и разум.
Пойдем дальше. Тибетцы видят проблемы, воздействующие на наш разум, в том, как мы представляем, себе физическое заболевание. Ментальные проблемы наносят нашему здоровью такой же ущерб, как и физические раны. Чтобы исцелить такую травму и восстановить здоровье, мы должны культивировать хорошие отношения, которые увеличивают количество доступных нам физических и ментальных энергий.
Темпераменты можно рассматривать как основы злости, похоти и жадности (истоки восьми материальных активностей, которые я описал в главе 4). Незнание того, почему и как мы страдаем, увлекает нас в ловушку этих трех негативных эмоций. Согласно тибетской медицине ментальное невежество является основной причиной страданий и всех болезней тела.
Тело — это нечто гораздо большее, чем просто кровь, мышцы, кости и нервы; это продолжение вашего материального разума в повседневном мире. Чтобы стать целостной личностью — ментально, физически, эмоционально и духовно, — вы должны постараться исцелить свое невежество с помощью внимательного отношения к трем темпераментам.
Когда мы исправим наши отношения — уменьшим ярость, похоть и жадность, — улучшится и баланс темпераментов. Тибетцы считают здоровым того, кто может уравновешивать взлеты и падения повседневной жизни таким образом, чтобы положительная энергия поступала к нему спонтанно.
Здоровье и болезнь — это в основном один и тот же процесс, однако выраженный по-разному. Один процесс может порождать другой. Ежедневно наш разум воспринимает ряд ощущений. То, каким образом разум и тело реагируют на эти ощущения, и определяет наше здоровье. Но мы обладаем способностью трансформировать препятствия. Если, например, мы постоянно сталкиваемся с проблемами, но нам удается сосредоточиваться на создании положительной энергии, то препятствие теряет свою силу. И мы не заболеваем.
В конце этой главы приведены упражнения по само- исцелению, они помогут вам преодолевать препятствия, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАШЕГО ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА
И СЛЕЖЕНИЕ ЗА НИМ
Теория трех темпераментов очень сложна. Если вы пойдете к врачу, занимающемуся тибетской медициной, вам зададут 29 всеобъемлющих вопросов, чтобы диагностировать нарушения равновесия темпераментов; в зависимости от ваших ответов врач назначит лечение. В своей книге я упростил эту процедуру, чтобы вы могли понять эмоциональный и психологический аспекты каждого темперамента и начать выполнение собственной простой программы самоисцеления. В главе 8, которая касается еды и диеты, вы найдете более подробную информацию о медицинских аспектах трех темпераментов.
Нижеследующие разделы познакомят вас с основными признаками трех темпераментов, чтобы вы могли определить свой главный темперамент (или комбинацию главного и подчиненного темперамента), выявить любые нарушения баланса и восстановить здоровье, используя древнюю тибетскую мудрость сезонного лечения, которая связывает вас с циклами природы через еду, окружающую среду и образ жизни. Не смешивайте сезонные активности, поскольку рискуете получить еще больший дисбаланс: они очень специфичны для определенного темперамента и сезона.
Вы можете обнаружить наличие главного и подчиненного темпераментов; в этом случае придерживайтесь сезонной активности для главного темперамента. Позже, когда ваш главный темперамент придет в равновесие, можете начать работать с подчиненным темпераментом.
Понимание трех темпераментов поможет вам стать более добром, сильным и щедрым, поможет стать немного мудрее и не воспринимать себя так серьезно, как вы иногда воспринимаете общество. Позвольте своему сердцу стать открытым, а разуму чистым и проницательным, чтобы вы могли открыть для себя просветление, которое нужно искать в чудесах повседневной жизни.
Общие наставления для поддержания баланса темпераментов
1. Всегда прислушивайтесь к своему, внутреннему голосу, иначе известному как интуиция в отношении ситуаций и людей.
2. Если у вас со здоровьем все в порядке, всегда ешьте и пейте то, что интуитивно чувствуете для себя полезным од самым. Упражняйтесь столько, сколько хотите, будь то много или мало.
3. Уважайте других людей и их образ жизни.
4. Будьте максимально добрым, не делайте того, что, считаете неправильным.
5. Занимайтесь тем делом, которое соответствует вашим истинным желаниям и потребностям; личная удовлетворенность — лучшая терапия для поддержания баланса темпераментов.
Основные факторы, выбывающие дисбаланс темпераментов
1. Употребление пищи, которая тем или иным образом вам не подходит; например, вызывает у вас ощущение тяжести или вялости , от которой вы полнеете или испытываете другие неприятные ощущения.
2. Недостаточный отдых и сон в положенное время.
3. Неуважительное отношение к своему телу и/или разуму, будь то чрезмерная любовь или презрение.
4. Ощущение постоянного стресса, вызывающее изменениё вашего поведения или личности.
5. Поступки или поведение, вызывающие у вас стыд или смущение либо доставляющие неприятности другим людям.
Природа темперамента Ветер
Результаты деятельности темперамента Ветер, расположенного в центре тела, не всегда легко увидеть. Ветер воздействует на вас через процессы точно так, как центральная нервная система связывается с вашим физическим телом и как все органы чувств воспринимают информацию, интерпретируют се и отправляют в мозг.
book-ads2