Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 1 из 9 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
НАТО КИНА БЕЛЫЕ ЛЮДИ * * * НАТО КИНА СЫН ЧЕРНОНОГИХ ПРИБЛИЖЕНИЕ БЕДЫ Я, Нато Кина, что означает Два Ружья, хочу поведать вам о жизни моего друга по имени Серый Бизон. Он, как и я был из племени Черноногих, а имя своё он получил из-за одного случая, о котором следует сказать несколько слов. Однажды через наш лагерь пробежал огромный бизон – косматый бык с кривыми короткими рогами. Наверное, он был безумен. Он сшибал на своём пути все предметы: натянутые для очистки шкуры бизонов, треноги с кипевшими котлами, шесты со священными свёртками и даже некоторые жилища. В те годы мы жили в палатках, сделанных из кожи. Наши жилища хорошо укрывали нас от дождя и стужи, но бизон мог запросто опрокинуть такое жильё, переломав шесты и задавив всех, кто был внутри. Этого бизона застрелил из лука воин по имени Серый Камень. Бизон промчался сотню шагов с воткнутой в его сердце стрелой и вдруг рухнул, едва не воткнувшись головой в палатку, где только что родился мальчик. В знак благодарности этому зверю за то, что он не разрушил дом и не растоптал своими тяжёлыми копытами младенца, мальчика нарекли Бизоном, а в память об охотнике, сразившего быка, имя стало Бизон Серого Камня. Но имя получилось слишком громоздким для маленького мальчика и вскоре само собой укоротилось до Серого Бизона. Так он и стал зваться в дальнейшем – Серый Бизон. Он, как и я, родился в прерии у подножия Скалистых Гор – одном из самых чудесных мест, которые мне приходилось когда-либо видеть. Множество рек, стекавших со снежных горных отрогов, образовывали глубокие, поросшие лесом долины, и леса эти кишели зверем и птицей. Пушного зверя, особенно бобра, в те времена у Черноногих было так много, что соседние племена – Кри, Ассинибойны, Лакоты, Абсароки – то и дело вторгались в наши охотничьи угодья и завязывали беспрестанные стычки. Люди гибли с обеих сторон. Но ещё хуже обстояло дело с белыми охотниками; пользуясь мощью своих карабинов, они постепенно оттесняли индейцев. Черноногие справлялись со всеми врагами, но были совершенно бессильны против другого оружия, которое принёс с собой белый человек – чёрной оспы и холеры, которые то и дело начинали свирепствовать в прериях и уничтожили более четверти нашего племени. Черноногие вышли из бедствия ослабленными, но всё такими же мужественными. К 1880 году в прериях наступило почти безраздельное господство белого человека. Индейцы поселились на огороженной территории, которая получила название резервации. Прежняя жизнь кончилась, началось существование по законам белого человека. Для нас, Черноногих, это было подобно страшной болезни и медленной смерти. Серый Бизон родился на грани двух больших периодов в жизни прерии – эпохи индейцев и эпохи Бледнолицых. Юность его была ещё безмерно счастливой: племена свободно передвигались по равнинам и продолжали вольную охоту на бизонов и оленей. С приходом колонизаторов яростные битвы с другими племенами мало-помалу прекращались, мужчины реже и реже отправлялись в военные походы. Война постепенно отступила на второй план. Но гнёт белых становился с каждым днём сильнее и беспощаднее. В наших становищах ещё звучали весёлые песни, взрослые мужчины исполняли военные и охотничьи танцы, наряжаясь в яркие одежды и украшая себя орлиными перьями. Однако в глубине души все чувствовали, что Черноногих вскоре постигнет горькая судьба. Белые люди вгрызались в нашу жизнь и разрушали её всеми доступными средствами. Одно из первых детских переживаний, которое навсегда осталось с тех лет в памяти Серого Бизона, связано с белым человеком. Между отцом и дядей Серого Бизона однажды вспыхнул спор. Резкие слова разбудили мальчика, он впервые сознательно взглянул на окружающий мир. Вся семья сидела в просторной палатке конусной формы, а снаружи выла буря. Посередине палатки горел костёр. От порывов ветра, проникавших в жилище сквозь дымоход, огонь колебался, красные отблески прыгали по лицам собравшихся, дым резко щипал глаза мальчику. Мальчик сел и прислонился головой к коленям отца, а мужчина, не обращая внимания на него, продолжал гневно говорить. Напротив сидел дядя, и он был тоже возбуждён. Помимо членов семьи, в палатке собралось много посторонних людей. Все с напряжением вслушивались в неспокойный разговор. Отца Серого Бизона звали Кина-кси-таки, что в переводе с языка Черноногих означает Маленькая Гора; его брат (дядя мальчика) носил громкое имя Неокс-ама-пета, то есть Три Орла. Оба они были отважными воинами и заслужили уважение своего народа, поэтому Серый Бизон не понимал, в чём дело. Он не понимал, как могли ссориться два хороших человека. Лишь много позже уяснил он причину ссоры. Три Орла благоволил к американцам, почти пресмыкался перед ними; он хотел отдать свою дочь в жёны одному из них, торговцу Дику Джонсону. Этот Джонсон часто жил в стойбище Черноногих, и о нём шла дурная слава: он спаивал водкой молодых воинов. Маленькая Гора, отец Серого Бизона, возражал против этого брака, но дядя упорно стоял на своём. Три Орла рассчитывал получить за дочь большой выкуп от Джонсона – много денег и товара. – Не верь Бледнолицым, брат, – говорил Маленькая Гора, – не давайся им в руки! Любое зло, отравляющее наши сердца, исходит от американцев. Вспомни о страшной болезни прежних лет – об оспе. Она погасила мощь нашего племени. Её занесли к нам белые люди. – Но от оспы гибли и сами Бледнолицые, – вызывающим тоном ответил Три Орла. – Белые купцы навязывают нам водку, – продолжал ругать белых людей Маленькая Гора. – Они заставляют нас пить её до потери памяти, а потом бессовестно обманывают нас. – Виноваты те, которые пьют водку, а не тот, кто продаёт её, – закричал Три Орла, перебивая своего брата. – Пусть люди откажутся пить водку, и никто не сможет продавать её! Водка не мутит разум тех, кто не пьёт её. А что до замужества моей дочери, то Дик Джонсон хочет хорошо заплатить мне за мою дочь. – Жадность притупила твой острый взгляд, брат мой! – А твой взгляд притуплён ненавистью, – отвечал раздражённым голосом Три Орла. Снаружи послышалась хриплая ругань на английском языке, и сидевшие вокруг очага люди смолкли. Они узнали голос Джонсона. Купец резким движением отбросил полог и вошёл внутрь. У него была густая борода, забрызганная слюной. Глаза злобно сверкали. Увидев множество людей, он остановился в нерешительности, покачиваясь на широко расставленных ногах. В руке американец держал чёрную бутылку виски. Окинув пьяным взором индейцев, Джонсон грубо захохотал: – Ого! Вся родня моей краснокожей невесты собралась в кучу! Сейчас-то мы и повеселимся. Он подошёл, шатаясь, к Маленькой Горе и ткнул ему в руки бутылку: – Пей, дружище! Серый Бизон посмотрел на отца. Тот спокойно отодвинул бутылку, скрестил руки на груди и ответил: – Я не пью. Я не люблю огненную воду. Огненной водой индейцы называли любой спиртной напиток. – Все любят огненную воду, – уверенно затряс головой Джонсон. – Я не пью ни водку, ни виски, – повторил Маленькая Гора. – Огненная вода сжигает сердце и мозги человека. – Пей, пока я проявляю щедрость и угощаю тебя, краснокожая скотина! – заорал Джонсон, потеряв терпение, и попытался насильно влить виски в рот индейца. Тогда Маленькая Гора выбил ладонью бутылку из рук американца. Она описала в воздухе дугу и упала в дальнем углу палатки, издав стеклянный звон. Джонсон разразился бешеной бранью и выхватил револьвер из кобуры. – Неблагодарные свиньи, – рявкнул он, сверкнув пьяными глазами, и направил ствол револьвера на Маленькую Гору. Но прежде, чем Джонсон успел выстрелить, несколько прытких воинов бросились на него и обезоружили его. Началась свалка. Друзья Маленькой Горы хотели убить американца. Но Три Орла остановил их, его поддержали и его приятели. Как и многие другие белые люди, жившие в прериях, Джонсон носил густую, до самых ушей, бороду. Он казался Серому Бизону олицетворением безобразия, каким-то чудовищем, оборотнем. У индейцев не бывало такой растительности на лице. Во время драки Джонсон рычал от ярости и был больше похож на злого духа, чем на человека. Все повскакивали с мест и заметались из стороны в сторону. Один только Серый Бизон остался сидеть возле очага, окаменев от испуга. Мальчик видел две группы людей, выкрикивавших слова, полные злобы и вражды. Это привело его в ужас, он словно предвидел трагедию племени – раскол народа, взаимное непонимание, вражду. Через несколько минут свалка прекратилась. Индейцы отпустили Джонсона из палатки. Он ушёл, осыпая всех грубой бранью и плюясь во все стороны. Джонсон был не единственным белым человеком в становище Черноногих, с ним жили ещё несколько вооружённых до зубов приятелей. Позже, на рассвете, Три Орла обнаружил, что эти люди выкрали его дочь (возможно, с её согласия) и на резвых конях умчались с места стоянки. Через несколько недель девушка вернулась в родное племя, совершенно подавленная, с поникшей от стыда головой. Джонсон опозорил её, затем прогнал. У индейцев племени Абсарока, заклятых врагов Черноногих, Джонсон нашёл другую девушку и взял её в жёны. Три Орла долго ругал свою дочь за то, что она не сумела по-настоящему понравиться Джонсону. – Теперь Джонсон не захочет встречаться со мной и приносить подарки, – огорчился Три Орла. – Теперь, когда он прогнал тебя, дочь моя, он перестал быть моим родственником. Теперь он не будет бесплатно угощать меня водкой, печеньем и другими лакомствами, которые он привозит из форта. ОПАСНЫЕ РАЗДОРЫ После этого происшествия Серый Бизон вновь стал беззаботным ребёнком и смутно помнил о случившемся. Дети легко вычёркивают из памяти дурные вещи. Я жил бок о бок с Серым Бизоном и хорошо знаю, что он чувствовал и как воспринимал мир. Нам, детям, было свойственно видеть только хорошее. Нас интересовала жизнь вокруг нас. Мы общались с нашими товарищами, играли в стрельбу из лука по мишеням, метали маленькие копья, устраивали «вылазки лазутчиков», утаскивая куски мяса, которые женщины вывешивали для копчения. Когда совсем не было дел, что случалось крайне редко, дети уходили в прерию и учились разговаривать с животными. Это может показаться странным занятием некоторым читателям, но мы на самом деле учились общаться с животными. Все звери – наши братья. Они лишь имеют другой облик и другой язык общения. Мы понимали голоса птиц и зверей. Мы знали, что означают их крики, и сами пытались разговаривать на том же языке, изучая его. Это получалось не у всех, но у многих. Общение с животными было необходимо. Изучая язык зверей, мы учились их повадкам, их взглядам, их пониманию жизни, следовательно, постигали совершенно новую и очень важную сторону жизни. Время шло. В те дни мы, племя Черноногих, ещё могли свободно передвигаться по прериям. Нашей стихией были просторы, бесконечные просторы прерий. Взор индейцев всегда был устремлён вдаль. Там нас ожидали опасности, приключения, там были звери, там скрывались враги и таилось неизвестное. Ещё не совсем угасли старые раздоры с соседними племенами, и нашим людям требовалось всё время быть начеку. Но из-за синего горизонта на Черноногих надвигалась беда более страшная, чем враждебные соседние племена. Надвигалась беда в облике белого человека. Всё чаще и чаще в наших деревнях велись о нём разговоры у ночных костров. Эти рассказы особенно возбуждали воображение детей. Мы узнали, что где-то была «большая вода», которую белые люди называли словом «океан». Узнали и о том, что Бледнолицые проложили какую-то необычную дорогу и пустили по ней «длинные дома» на колёсах, громыхающие и гудящие; эти дома назывались «поезда». На этих поездах в прерию приезжало множество белых охотников, которые принялись беспощадно уничтожать бизонов. Бизон (на языке Черноногих «ийнийуа») был символом благополучия для всех индейцев. Из его шкуры шились покровы для жилищ, мясо шло в пищу, жилы использовались в качестве надёжных ниток для шитья, мы использовали даже навоз – он служил отличным топливом для костра. Но уже через несколько лет после постройки железных дорог огромные стада бизонов сократились до минимума; Бледнолицые охотники стреляли в животных прямо с поезда. Они убивали бизонов ради удовольствия. Белые люди имеют очень странный ум, индеец не понимает мыслей Бледнолицых. Всё труднее и труднее становилось Черноногим находить бизонов. В те годы Черноногие стали часто голодать. В то памятное голодное время Серому Бизону пришлось пережить тяжёлое душевное потрясение, первое в его жизни. В его лагере, как и в других деревнях, было много собак. Они часто служили индейцам для перевозки вьюков, если не хватало коней. У каждой семьи имелось много собак, у иной – несколько десятков. Любимцем и верным другом Серого Бизона был Пононка, огромный пёс, явная помесь с лесным волком. Имя «Пононка» в переводе с языка Черноногих означает «лось». Собака получила это имя из-за большого роста. Когда голод особенно терзал индейцев, они ели собак. Это было в порядке вещей, никто не считал убийство домашней собаки преступлением. Несмотря на то, что многие собаки были настоящими друзьями людям, индейцы понимали, что собаки – прежде всего звери, поэтому их можно было потреблять в пищу в случае возникшей нужды. А нужда в мясе была огромной. Наше племя никак не могло отыскать бизонов, поэтому стало забивать домашних собак. Наконец, наступил день, когда и Пононка должен был отправиться в котёл. Серый Бизон воспротивился этому. – Сынок, – уговаривала его мать, – собака должна умереть, чтобы спасти жизни нам, людям. Таков порядок вещей. – Пононка не должен погибнуть, не может погибнуть! – кричал мальчик в ответ. – Пусть пропадёт весь свет, только не моя собака. Не дам моего Пононку, не отдам моего друга на съедение! Мальчик умолял так горячо, так страстно заклинал всех, так яростно бросался на защиту собаки, что поражённые люди смотрели на него с тревогой. – Ответьте мне, – спросил Серый Бизон, – разве эта не моя собака? – Твоя. – Тогда какое право вы имеете распоряжаться тем, что принадлежит мне? – Ты прав, собака принадлежит тебе, но ты должен подумать не только о себе, но и о других людях. Иногда надо уметь переступать через свои привязанности. После долгих споров Пононке всё-таки была дарована жизнь. Да, времена были тяжёлые. Пользуясь нашим ужасным положением, американское правительство подсылало к нам своих агентов. Они уговаривали наших вождей продавать американцам наши земли, бросить нашу свободную кочевую жизнь и принять власть белых людей. За это американское правительство обещало бесплатно содержать нас в резервации. Зная печальную судьбу южных племён, мы не поддавались на уговоры. Мы всё ещё надеялись прожить охотой. Да и как можно было продавать землю? Разве земля товар? Разве земля не есть самое главное, что нас окружает? Разве не все люди ходят по ней? Разве трава, деревья и вода родятся не из земли? Разве земля не является матерью всего сущего? Разве не на земле все находят приют? Нет, Черноногие не желали продавать землю. – Если мы продадим землю, – говорили вожди, – то белые люди не разрешат нам ходить по ней. Они скажут, что земля принадлежит только им. Как мы будем жить тогда? Как мы сможем ходить по земле?
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!