Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 22 из 29 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Сами по себе доспехи такая штука, которую люди начали делать даже раньше чем колеса. Ну и, чего греха таить, применяли они их пожалуй даже чаще чем может показаться нам, их цивилизованным потомкам. Просто подавляющее число доспехов до нас не дошли, поскольку были сделаны из материалов, не вполне подходящих, для долгого хранения. Например из шкур и дерева, как эти, сибирские, 3500 лет назад: В нашу, современную культуру доспехи проникли в основном металлические, начиная с бронзовых. Плюс все знают что в древности были некоторые люди вроде разрисованных голубым кельтов, которые вообще от доспехов отказывались. Как впрочем и от остальной одежды. Это нашло свое отражение в попкультуре, где люди носят каску только если он космонавт — если он рыцарь, то опасность получить прямым клинком в голову от злых вражин в битве, в половине случаев не считается достаточным основанием для того что бы хотя бы шлем надеть. И оно понятно почему — если надеть на главного героя правдоподобный глухой шлем, он не сможет светить рожицей в экран. А именно в этом основной смысл существования актера, как ни как. И тогда ситуацию может спасти лишь выразительная грудь, так что полный доспех тоже крайне противопоказан. По факту же, любой кто сталкивался с суровой действительностью отчаянной борьбы с природой (ну например, эмоционально яркая и полная опасностей охота. За грибами.) знает, что появление в лесу без прочной и плотной одежды по всему телу — поступок, откровенно говоря, опрометчивый. Примерно так выглядели бы Гектор и Ахилес без своих дерзких колесниц, если бы фильм про Трою снимали историки. Да и вообще война тогда выглядела как нечто похожее на Безумного Макса, с конвоями, снующими между укрепленными городками, и яростными схватками выдающихся личностей на своих красных колесницах. Может на кикстаре сбросимся? Все эти полуголые берсерки с нецензируемыми мужскими сосками навыпуск, заняли яркоосвещенную нишу в рассказах их современников потому, что их было исчезающе мало. А все нормальные люди старались свою тушку прикрыть исходя из возможностей. В скандинавских сагах герои довольно часто перед боем кутаются в медвежьи шкуры за неимением доспехов. А если и шкур под рукой не завалялось — есть описание как герой, проявляя выдающуюся северную смекалку, использует два больших плоских камня, приматывая их на грудь и спину с помощью длинной веревки. Не помню чем там дело кончилось, кажись его таки убили. Хотите красоты неописуемой в оформлении вещей всяких увидеть? Только два слова — Вендельская культура. Это в Скандинавии, но еще до викингов — и если смотреть по находкам, все выглядят как приличные люди, но без доспехов. Скорее всего потому, что брони были кожаными и сгнили, миновав загребущие ручонки археологов. Кожаные и деревянные брони, по понятным причинам, до нас дошли весьма фрагментарно, и впечатления не вызывают. Возможно поэтому, пользующийся популярностью в культурном эгрегоре символ ранних доспехов — это конечно бронза. Именно так выглядели парни, сделавшие Рим Вели… А, не, просто сделавшие Рим. И тут надо понимать, что культивируемая в фильмах и комиксах эпоха — это закат бронзовых доспехов, и ранний железный век. Внимание, срыв покровов, историки скрывали, и только я нашел и перепрятал — Меч-рапира типа CI. Кудония, Крит. Длина 83 см. Бронза. Такой вполне можно фехтовать аки королевский мушкетер. Во времена Древней Греции таких уже не делают. Все эти мускульные кирасы и поножи — остатки былого величия, отголосок века героев, когда на поле боя сходились люди и боги. И боги, кстати, вовсе не брезговали снять доспехи с убитого врага — потому что стоили они по настоящему дорого. Но мечи уже не те, и вообще люди переходят на копья и дубины — потому что не нужны такие сложные мечи против всяких голозадых бомжей. Но после того, как люди открыли для себя железо, все покатилось по наклонной. То есть, быстро пошагало навстречу прогрессу. Не с первого раза конечно, но постепенно люди научились ковать железо пока горячо. Это на самом деле очень недооцененный технологический прорыв. Но все же до пластинчатой брони путь был не близок. Если сравнивать с той же Римской Империей, со всей её экономической мощью, и такими невиданными технологиями как бетон и обработка порфира — легионы все равно очень долго одевались в кольчугу и литые бронзовые шлемы. Распространенный образ римского легионера в lorica segmentata, что чуть выше — даже по меркам истории самой империи — не такой уж и долгий промежуток времени. Буквально двести лет — и римский легион снова одевается в кольчугу. Оборона цитадели, резьба по дереву, Египет, V в. Римские воины на рельефе носят кольчуги с длинным подолом и рукавами до локтя, шлемы с волосяным султаном и круглые щиты. Изображения на щитах напоминают миниатюры из Notitia Dignitatum. Нападающими являются всадники в доспехах, возможно, персы: И вот тут внимание, про перо Лермонтова. В смысле кинжал с золотым оформлением из его стиха. Кольчуга — штука хорошая, и весьма разнообразна по манере исполнения. У кольчуг сильно разнятся материалы, разные способы плетения, сами кольца бывают сильно разные. Кольчуги объединяет две основные особенности: 1 — Кольчуги невероятно хорошо держат рубящий и режущий удар. Хоть умопомрачительно крутой катаной их руби. (https://youtu.be/Pw6cbGcqUdw) 2- Кольчуги очень плохо держат колющий удар. Стрелы, кинжалы и хуже всего копья — рвут кольчугу. Но, разумеется, только в умелых руках. (https://youtu.be/89ODpZeoKOg) Зная это, ушлые люди еще и напридумывали всяких гнустостей специально против кольчуг. Тем не менее, как доспех, кольчуга долгое время была вне конкуренции, в основном благодаря тому, что с ней в комплекте всегда шел поддоспешник, которые в значительной степени нивелировал недостатки кольчуги. Вот например такой — приталеный, пастельный, с миленькими зверьками — мужественнее только если на каблуках. И вот, во времена столетней войны, начался новый виток вооружений, а технологии того времени уже были достаточно развиты, что бы иметь возможность предложить нечто новое. Блин, зря показал эту картинку, всю интригу разломал, теперь все стало понятно как у Дарвина, дальше читать то и не зачем… Кроме котика! Помните о котике! Я предвижу что сейчас многие начнут вспоминать про убер оружие вроде арбалетного болта и английского длинного лука — но я подробненько об этом уже рассказывал в своем посте «Расстрел при Кресси» — почти единственной уязвимой частью рыцаря был его конь. Вот вам еще отрывочек из показаний очевидца. Beha ed-Din. Anecdotes et beaux traits de la vie de Sultan Youssof // Recueil des Historiens des Croisades. Historiens orientaux. T. III. Paris, 1884. P. 251. — Баха ад-Дин б. Шаддад (1145–1234), придворный Саладина, составил его жизнеописание. «Пехота, выстроенная перед конницей, держалась прочно, как стена, и каждый пехотинец носил кафтан из очень плотного войлока и кольчугу столь широкую и прочную, что наши стрелы не причиняли им вреда. Они стреляли в нас из крепких арбалетов, поражая лошадей мусульман и их всадников. Я видел (этих франкских пехотинцев), у которых было от одной до десяти стрел, воткнутых в спину, и которые продолжали путь как обычно, не ломая строй. Их пехота была поделена на два отряда, из которых один шел впереди всадников, а другой, не обязанный сражаться, отдыхал, следуя берегом моря. Когда сражавшийся отряд уставал или был покрыт ранами, он отправлялся на отдых, будучи замененным другим (отрядом). Конница находилась посреди пехоты и выходила лишь тогда, когда должна была атаковать». Французские сержанты и их батяня — сеньор. В прямом смысле — в сержанты часто брали бастардов. Экстерьер, возможно, благоприятствовал. Но ведь всегда хочется лучшего за свои деньги, и прогресс доспехов с 12 по 16 век — умопромачительно поразительный. Его можно сравнить разве что с прогрессом современных гаджетов, буквально каждые 30 лет защитное снаряжение полностью обновлялось. Конечно, никто не запрещал тебе выходить воевать в дедушкином. У Эрика Кровавая Секира, викинга который хотел Англию повоевать, вообще была античная мускульная кираса, облагороженная в соответствии со вкусом владельца. Но это было опасно для репутации и здоровья. Эрика например, вообще убили. Не будем останавливаться на этом прогрессе слишком подробно. Отметим только, что в конце 15 века доспехи достигли абсолютного идеала. Вот они, так называемые «Белые Латы». Надо сказать, что подобные картинки, которыми и я немного грешу, все же далеки от идеала. То есть вот такой гарнитур: Действительно имел место быть. Но — видимо в крайне ограниченном количестве, и только для особ отмеченных Божьей милостью прям с рождения. А вот в таком ходили драться «простые» графы: Это дорогой доспех — обратите внимание на золотую отделку. Минимум втрое дороже обычного. Считается что он неполные — латные пальцы граф Ульрих IV Матш дескать потерял или пропил. Или не он, но судя по ехидному забралу шлема — мог и он. Кстати, шлемяра весит 5,7 кг с камэлькой — это не типично. Обычно он весит в пределах трех. Видимо эти доспехи, произведенные в Милане в период 1370–1390 гг., делались с учетом пожеланий заказчика. Если вам захочется при случае блесныть знаниями, можете запомнить следующую фразу: Это характерный для всей Западной Европы второй половины XIV в. шлем типа басинэ или бацинет (bacinet) с высокой сферо-конической тульей, забралом визьер (visiere) и кольчатой завесью камэль (camail). По совместительству это типичный доспех жандарма, и далеко не самого бедного — но кольчуги, как вы видите, тут хватает. По сути, полные белые латы первое время носили даже далеко не все короли. Но спрос был, и это невероятно стимулировало производство. Человека в хороших, дорогих латах невозможно было убить холодным оружием. Были конечно всякие там дыхальца, куда можно было просунуть шило — но ведь и человек в доспехах тоже на месте не стоял. В процессе он мог тебе и шило сломать, и голову отрубить. Тяжелая рыцарская конница была убер оружием, сносящим все на своем пути, пока не получила в своё распоряжение абсолютную защиту. А получив её — немедленно стала деградировать. Тут надо немного пояснить, но немного — это на пять страниц очень душевного рассказа. Но можно коротко в три слова. Эти три слова — деньги, деньги, и еще раз деньги. Ладно, придется подлиннее. Из дошедших до нас письменных источников известно, что рыцарский доспех 14 века (1374 года) стоил 16 фунтов и 8 шиллингов, и на тот момент, по информации британского экономического ресурса Measuringworth, сумма была эквивалентна 11 тысячам современных долларов. И тут же добавлю — по мнению все того же ресурса ежемесячный доход барона составлял сумму, эквивалентную 28 тысячам долларов, а рыцаря регулярной армии — около 1300 долларов. Также стоит отметить, что речь идет о стандартной экипировке — индивидуальные заказы у известных кузнецов обходились гораздо дороже. Так, к примеру, доспехи герцога Глочестера стоили 103 фунта (около 70 тысяч долларов). Вы будете удивлены, но разрыв в доходах в средневековье не так уж велик, если сравнивать с современностью. Вообще, конечно, к Measuringworth остаются вопросы, но да хрен с ними — суть в том, что плохенький доспех в 14-м веке мог купить даже рядовой рыцарь, и это было заметно дешевле, чем однушка в новостройке. Но в конце 16-го века все изменилось. Латы и оружие стоили уже не так дорого, зато цены на коней заметно выросли. Последние остатки рыцарей — польские гусары — столкнулись с этим лицом к лицу. Например гусарский конь стоил от 200 до 1500 дукатов, что равнялось 8,9–66,8 кг серебра. За 1500 дукатов, на минуточку, можно было приобрести 1 031 мушкет или 22 легкие пушки. Так и хочется сказать «Курва!» и переплавить гусар в пехотные полки. Гусар ежеквартально получал плату в размере 0,2− 0,4 кг серебра. И сэкономить не получится — гусар, как и рыцарь, по прежнему снаряжал свиту, пусть и не такую большую как раньше. А естественные для средневековья статьи дохода — разграбить чужой лагерь, захватить и продать знатного пленника — становились все менее и менее возможными, и уже не приносили того удовольствия. Эти люди, в латах и на конях, с удельной ценой для бюджета государства как современный крейсер, как правило приобретали все это сами. И, как я предполагаю, покупали они это не для того чтобы умереть за вечную славу отечества. Хотелось бы чего нибудь более ощутимого. Польский анахронизм в виде крылатых гусар дал огня и меча еще и шведам, с армией фактически идентичной Наполеоновской — но в силу своей малочисленности (по факту 300 гусар, уже огромная сила) и чувствительности к потерям, потихоньку сошел на нет. А в загнивающей Европе, копьеносная конница по факту исчезла уже к началу тридцатилетней войны (1618–1648). Нет, довольно долгое время короли отчаянно пытались сохранить латную конницу, покупая коней и латы всем достойным, и не очень. Те самые жандармы.
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!