Часть 15 из 18 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
О. Л. оказалась права: моя жизнь теперь вряд ли будет прежней, особенно после того, как я сравнил себя и с Онегиным, и с Мышкиным, и с Грибоедовым. В общем, я – это я, они – это они. Во всем, что они там понаписали, есть, если приглядеться, и экшн, и киношность, и много чего еще. Читать я, конечно, не бросаю. Мы с Кэт загуглили список на десятый и одиннадцатый класс, впереди у меня Раскольников, а потом и вовсе начнутся, как написала О. Л., культовые вещи типа Сэлинджера, Маркеса, Булгакова, Хемингуэя и Ремарка.
И вот крайний пост в этом треде.
* * *
Попробуйте отгадать, о чем это я. В десять лет одного парня отправили за границу, десять лет он там прожил, вернулся, начал отжигать в одной веселой компании старых и новых друзей. Говорил все, что думал, в обществе слыл зашкварником, потому что был рожден не в браке. Очень скоро биологический отец его умер и оставил громадное состояние. Быстро стал самым четким парнем, вступил в секту, пытался причинять добро своим крестьянам. Любил всю жизнь одну девушку – правда, не сразу это понял. Женился на другой, притом капец как неудачно: выглядела она шикардосно, но вообще берегов не знала – у него то дуэль, то за спиной разговоры о ветвистых рогах. Съездил посмотреть «на войну» (не в смысле воевать, а как в театр в натуре). Сотворил себе кумира, которого потом мечтал убить и даже прикупил себе ствол на блошином рынке. Посидел несколько недель в плену, много думал, многое понял о жизни. Встретил снова ту девушку, женился на ней, и они родили троих детей.
Какие ваши версии?
Печень: хбз.
Пирожникова: «Война и мир», что тут отгадывать.
* * *
Ну конечно, это «Война и мир». Ну конечно, вы узнали в этом славном парне Пьера Безухова.
Буквально карты, деньги, два ствола, много истории и философии – вот что такое эта ваша «Война и мир». Когда уже почти добрался до финиша, то вдруг начинаешь хотеть, чтобы открылось второе дыхание, потому что все самое мутное и унылое Толстой приберег для эпилога, а эпилогов – на минуточку! – там два, и это примерно половина четвертого тома. Човаабщезафигня.
У меня для вас, как водится, две новости – плохая и хорошая. Плохая – читать это, конечно, капец как невозможно. Спойлер: много, очень много написано по-французски. Новость хорошая, их даже две. Первая: томов могло быть шесть, а так-то их всего четыре. Вторая: французский – язык врагов и придурков. Толстой так решил, не я придумал, и зачморил Наполеона: нифига не великий, и au diable его, то есть к черту. Поэтому сильно не паримся по поводу французского, читаем перевод мелкими буковками внизу. Можно и вообще не читать – вы ничего не потеряете, в смысле, там столько многобукаф во всем романе, что и так все будет ясно и по-русски.
Ну и еще ван момент: в некоторых персонажах Толстой простебал своих родственников. Если вы хотите знать, какими были родаки Лёвы Толстого и какими были родаки его родаков, ищите их среди самых старых персонажей: один достает и тиранит, другой – добрый, но совсем не про деньги. И среди самых… эээ… прикольных. Спойлер: мать его была женщиной с тяжелыми шагами и лучистыми глазами, отец гусарил, поигрывал в картишки, но в целом нормальный перец.
Печень: Слышь, почему «карты, деньги, два ствола»? Реально такой экшн?
Я: Не без этого, бро.
Пирожникова: Подтверждаю. Война, дуэли, мажорство, попытка похищения, игра в карты на деньги.
Печень: Давайте пруфы.
Я: Девушка Соня любила Николая Ростова. А ее позвал замуж Федор Долохов. Чтоб ты понимал, Долохов был такой отвязный парень при мажоре Анатоле Курагине. Типа денег нет, но за любую, даже самую рискованную, движуху. Соня ему отказала. Долохов знал, что Соня неровно дышит к своему кузену Николаю и решил наказать его на бабосы. Николай сел с Долоховым играть в карты и продул ему до фига денег – 43 тысячи. Почему столько? 43 = возраст Сони + возраст Николая, решил Долохов. Математик, блин.
Пирожникова: Мажоры Курагины, сестра и брат Элен и Анатоль, придумали и провернули «милое» развлечение. Элен познакомила его с Наташей Ростовой. Анатоль запудрил мозги Наташе: «Давай, говорит, украду тебя и женюсь». Сам, между прочим, уже был тайно женат, а Наташа была помолвлена с Андреем Болконским, но того отец услал на год за границу – типа для проверки чувств Наташи, а она уже его ждать устала. Но благодаря Соне похищение не состоялось. Тем не менее репутация Наташи в обществе была испорчена, Болконский жениться передумал, бегал потом за Анатолем по всей Европе, мечтая с ним объясниться и вызвать на дуэль.
Я: Но потом они встретились, и Болконский даже ее простил.
Печень: Анатолю-то предъяву сделал?
Пирожникова: Не успел. Когда они встретились, случай был крайне неподходящий: у Болконского – осколок в животе, Анатолю пилят ногу на соседнем столе. В итоге оба умерли.
Симашова: Ну так они, что ли, не поженились?
Пирожникова: Да какое там «поженились»… Одно сплошное расстройство эта любовная линия! Болконский был ранен при Бородино. Я подозреваю, что если бы в то время уже были изобретены антибиотики, Болконский бы остался жив. Ростовы поехали в эвакуацию, на свои телеги вместо имущества посадили раненых (Наташина идея, респект). Взяли еще одну закрытую карету с раненым, не зная, кто он. А там был князь Андрей. Наташа, узнав об этом, сразу же его нашла и уже больше не отходила от него, пока не умер. Они объяснились, он ее простил и сказал, что любит еще больше.
Я: Но все равно Толстой его грохнул, потому что война и так надо для сюжета.
Я: Его полк вообще был в резерве при Бородино, то есть не участвовал в самом сражении. И я думаю, что Толстой просто жестоко укокошил Болконского случайным снарядом.
Пирожникова: Да, не случилось хеппи-энда у этой лав стори. Кэт, если хочешь, можешь посмотреть сериал «Война и мир», который британский, снятый «Би-би-си». Там Джеймс Нортон такой няшечка в роли Андре Болконского…
Печень: Женщина-ботаник знает слово «няшечка» – я поражен!!!
Симашова: Надо посмотреть.
Пирожникова: Британцы, конечно, не вполне по тексту шпарят. Но после фильма читать реально легче и быстрее.
Пирожникова: Печенька, не тряси своими крошками в мою сторону!
Печень: Шоб ты знала, я прочитал Хокингов про тайны Вселенной.
Пирожникова: Я должна сказать «вау»? Будущий автомеханик знает фамилию Хокинга…
Печень: Типа того.
Пирожникова: Если тебе от этого будет легче – WOW!!!
Печень: Все видели? Пирогова без ума от меня!
Пирожникова: Как легко, оказывается, попасться на уловки Печёрского…
Печень: Вэлкам в личку или в офлайн – обсудим Хокингов, есть у меня пара вопросов.
Пирожникова: Вопросы к Хокингу, а отдуваться мне? А, ну да, Хокинга теперь уже и не спросишь.
Симашова: Однако, ребята, вы явно нашли друг друга.
О. Л.: Захар, на твой взгляд, кто из героев «Войны и мира» наиболее эволюционировал к финалу романа?
Я: Николай Ростов. На первой войне был трусишка, в обществе – мажор. А потом стал нормальный человек.
О. Л.: Поясни, кого ты так упорно называешь мажорами в русской литературе?
Я: Ну, это люди, у которых с деньгами полный порядок, а вот с моралью там, совестью сильно напутано. Толстой вот написал про Анатоля Курагина: типа он делает все, что ему приятно, и не задумывается о том, насколько плохо это может обернуться для других. А не задумывается потому, что не умеет, не привык, ему и так жить нормально. Пример – история с Наташей. Включил свой обычный режим пикапера, когда увидел классную телочку. А мозг у него в принципе никогда не включался.
О. Л.: Во времена Толстого пикапера бы называли ловеласом (веселый смайл). То есть ты ставишь в один ряд Анатоля и Николая?
Я: Ну, не совсем.
Печень: «Классную телочку», лол. А правда, что Толстой в конце назвал Наташу Ростову самкой? Отжигатор этот ваш Толстой, оказывается.
Пирожникова: Правда. Но если брать всю фразу целиком («Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка»), то мы видим, что это слово с положительной коннотацией, например с точки зрения на человека как на биологический вид. Хотя, конечно, феминисткам тут есть где разгуляться. Но такие были времена, хотя идеи феминизма уже витали и в воздухе, и в литературе. Толстой писал ВиМ в 1863–1869 годах. В этом промежутке были опубликованы «Идиот», «Обрыв» и чуть раньше, в 1862-м, «Что делать?», в которых авторы позволили героиням высказываться о своих чувствах, взглядах и правах.
(Под этим комментом резко появились сердечки от О. Л., директорши, мамы и всех наших школьных чикуль.)
Пирожникова: Поэтому вот это всё – зависимое положение женщин, объективация женщины как источника дохода (жениться на богатенькой) у Толстого и толстая, косматая Наташа в финале – вызывает во мне бурю протеста.
О. Л.: Ира, я поражена! Откуда такие познания по истории феминизма в русской литературе?
Пирожникова: (смайл в черных очках). На каникулах решила перечитать лекции на «Арзамасе».
Я: Николай, конечно, не стоит рядом с Анатолем, но нездоровые замашки в его поведении присутствуют. Тратить деньги родителей налево-направо он умеет.
О. Л.: Так в чем же видна его эволюция?
Я: 1) Война, и он там реально воюет. На первой войне он труслявый, на второй – уже хладнокровный герой. Хотя, наверное, мог бы воевать и как Борис Друбецкой – чистенько, при штабе, к императору поближе. 2) Спас семью поляков, заступился за Денисова – поехал с письмом к императору. 3) Спас княжну Марью, а потом женился на ней. Притом жениться ради ее денег, чтобы поправить финансовые дела своей семьи, не хотел. Объяснились с Марьей и женились по любви.
О. Л.: Ну а Пьер?
Я: Богатство башню ему снесло, плен привел его в чувство. Спас Наташу, женившись на ней. Всё, в общем-то.
Пирожникова: Табашников, ты же любишь всякие там примеры про возраст. Почему тут не пишешь?
Я: Сама все знаешь, зачем спрашиваешь?
Печень: Но я-то не знаю.
Симашова: И я.
Я: Когда Наташа и князь Андрей встретились на балу, ей было 16, ему – 31 год.
Симашова: Вот это поворот. Он там старым ей не казался?
book-ads2