Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 13 из 17 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ, ИНДУИСТСКАЯ МИФОЛОГИЯ Индра — могущественный бог грома, молний, бурь, дождей, разлива рек и войны. Он же — небесный царь, повелитель дэвов и дэви, то есть всех прочих богов и богинь. Обычно его изображают верхом на трехголовом слоне по имени Айравата и с ваджрой — молнией — в руке. А еще Индра славится любовью к разгульным пиршествам. Он вечно окружен гандхарвами (искусными музыкантами и певцами) и их возлюбленными (танцовщицами апсарами). Апсары — прекрасные полубогини, которые любят увеселения. Они покровительствуют любителям азартных игр, приносят вдохновение созидателям и, конечно же, превосходно танцуют. Апсары — вестницы богов и неотразимые соблазнительницы. Однажды Индра даже велел апсаре Менаке обольстить мудреца Вишвамитру, чтобы отвлечь его от медитации и не дать набраться сил. Апсары обычно берут в мужья своих спутников гандхарвов. Но Мера выбрала иной удел. Мера была царицей апсар. И хотя ее сестры обретали счастье с небесными музыкантами Индры, ей самой наскучили вечные пиры и танцы. Мера поняла, что не найдет любви на небесах, и обратила взор на землю. В зеленой Камбодже она приметила мудрого царя Камбу Сваямбхуву, который перебрался в те края из далекой Индии. Апсару настолько очаровали его доброта, отвага и благородство, что она оставила небеса со всем их великолепием и отказалась от бессмертия, чтобы быть с любимым. Бог Шива благословил их союз, и они вместе стали править Камбоджей. От их детей произошли кхмеры; в названии этого народа объединились их имена: Камбу и Мера. Белый медведь король Валемон НОРВЕГИЯ, НОРВЕЖСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА У одного бедного дровосека было три дочери. Однажды на пороге его хижины появился огромный белый медведь и посулил семье богатство, если одна из девушек согласится жить с ним в его замке. Две старшие дочери испугались медведя, но младшая, самая добрая и красивая из всех, решилась пойти с ним и взобралась на медвежью спину. Медведь увез ее далеко-далеко, в свой роскошный замок, где каждый день как по волшебству исполнялись все ее желания. А по ночам кто-то забирался в кровать и спал рядом с ней, но в темноте она ни разу не смогла его рассмотреть. Прожив некоторое время в замке, дочь дровосека попросила у медведя разрешения проведать семью. Он согласился, но взял с нее обещание не слушать того, что станут говорить ей сестры. Они же, узнав о загадочных ночных визитах, убедили красавицу взять в спальню свечу и поглядеть, кто лежит с ней рядом. На следующую же ночь она зажгла свечу и увидела, что в ее постели спит красивый юноша. Три капли воска упали ему на сорочку, отчего он вскрикнул и пробудился. Юноша рассказал дочери дровосека, что он король Валемон. Его заколдовали злые тролли, а теперь, когда девушка увидела его истинный облик, ему придется жениться на дочери их королевы. В мгновение ока он исчез вместе с замком, а красавица осталась одна в холодной ночи. Девушка отправилась на поиски Валемона и попросила северный ветер отнести ее ко дворцу королевы троллей, который стоял к западу от солнца и к востоку от луны. Она очутилась там прямо перед свадьбой и бросила вызов принцессе троллей: пусть та, что сумеет отчистить воск с сорочки короля, и станет ему женой. Принцесса троллей согласилась, но из-за ее черного сердца одежда стала лишь грязнее. Потом сорочку взяла чистая сердцем дочь дровосека, и в ее руках та стала свежей и белоснежной. Троллям пришлось уступить, а Валемон с дочерью дровосека поженились и жили долго и счастливо. Радужная Ворона СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА, ЛЕГЕНДА ИНДЕЙЦЕВ ЛЕНАПЕ Давным-давно, когда мир был еще совсем новым, в нем царило вечное лето. Но потом земля стала замерзать и наступила первая зима. Начались снегопады, с каждым днем снега наметало все больше, и вскоре звери с птицами поняли, что могут погибнуть. Тогда ворона, у которой были прекрасные радужные перья, вызвалась полететь на небо и взять там огонь. Так она и сделала. Однако путь оказался очень долгим. Ворона принесла на землю спасительный огонь, но тот успел дочерна опалить ее дивные перья, а от дыма ее нежный голос стал грубым и сиплым. Авторство сказки о Радужной Вороне приписывают индейцам ленапе, но не исключено, что она родилась в другом индейском племени — чироки, шошонов или ачумави. В сказке индейцев чироки зверей и птиц спасает от холода Водяной Паук: лишь ему под силу принести огонь с высокого платана, в который ударила молния. Шошоны рассказывают, что Хитрый Койот украл горячие угли из пещеры огненных людей. У ачумави тоже есть своя легенда. В ней Койот просит Женщину-паука забраться на небо к Серебристому Лису и уговорить его вернуть земле тепло. Но та отправляет вместо себя двух младших сыновей: сажает их на стрелы, которые летят на крыльях песни. Серебристый Лис радуется гостям и дарит миру тепло, первую радугу и капельки утренней росы, что отныне украшают все паутинки. А может быть, Радужную Ворону придумало совсем другое племя, о котором нам ничего не известно. Образ героя, несущего огонь в холодный край, встречается во многих культурах мира. Все мечтают о тепле в морозные ночи. Бакунава и семь лун ФИЛИППИНЫ, КИТАЙ, ФИЛИППИНСКАЯ И КИТАЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ Вселенная делится на семь уровней бытия. На нижнем уровне царит пустота. Второй именуется Тубигнон, он заполнен водой и водяными духами, что обитают на морском дне. Третий уровень называется Идалмунон, он содержит темную глубинную почву, а живут в ней земляные духи. Четвертый уровень — Лупан-он, именно здесь, в середине мироздания, живут люди бок о бок с невидимыми духами, которые вызывают болезни. Пятый уровень — Кахангинан, то есть воздух с парящими в нем крылатыми духами. Шестой уровень называется Ибабау-нон, сюда поднимаются шаманы, чтобы поговорить с духами от имени людей. Седьмой уровень — Лангит-нон, здесь пребывает творец всего сущего Мака-ако. На заре времен ночь была темной и долгой даже в Лангит-ноне. Поэтому Мака-ако решил осветить мир и создал семь лун, ярких и блистательных. Они озарили ночное небо и полюбились всем, даже морскому змею Бакунаве. Бакунава, который жил в черной пучине, ощутил неодолимую тягу к великолепным лунам. Однажды змей не удержался, выпрыгнул из вод и проглотил одну луну целиком. Насытившись, Бакунава уснул на дне морском, но затем луна растаяла у него внутри, и он вновь проголодался. Тогда змей опять подпрыгнул и пожрал еще одну луну, а потом еще и еще. В одних сказках говорится, что Бакунава проглотил все луны и лишь последнюю выплюнул с перепугу, когда люди из Лупан-она начали бить в барабаны и кричать. В других сказано, что одна луна осталась на небе, чтобы сражаться со змеем, а все прочие нашли свое счастье в Лупан-оне. Возможно, им даже помог Ту Шэнь, или Дух Зайца, который прядет красную нить, соединяя людские судьбы. Бог солнца Ра ЕГИПЕТ, ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЕ БОЖЕСТВО На заре времен бог Ра поднялся из вод Нуна в виде священного холма Бенбен. Тогда солнце впервые встало и прошло по небу. Ра был всемогущ и мог принимать разные обличья. Утром он представал в виде Хепри — восходящего солнца, в полдень набирал всю яростную мощь Ра, а к вечеру становился закатным солнцем и звался Атум. Сила его крылась в тайном имени и в способности творить при помощи слова. Так он изрек имена Шу и Тефнут — бога воздуха и богини воды — и тем самым вдохнул в них жизнь. От их союза появились на свет бог земли Геб и богиня неба Нут. Ра попытался разлучить Геба и Нут, поместив между ними Шу, но Нут все же успела родить Осириса, Сетха, Исиду, Нефтиду и Хора Великого. Одним лишь словом Ра создал все сущее, в том числе людей, и стал первым владыкой Египта. Ра правил Египтом около тысячи лет. Но став царем, принял человеческий облик и в конце концов состарился. Смертные начали смеяться над его немощью, и разгневанный Ра послал свою дочь Сехмет истребить род людской. Она взялась за дело с такой свирепостью, что Ра пожалел немногих уцелевших и остановил Сехмет, напоив ее допьяна. Тем временем богиня Исида собрала слюну Ра и сделала из нее ядовитую змею, которая набросилась на бога солнца и ужалила его. Одряхлевший Ра ощутил приближение смерти. Исида пообещала исцелить его, но при одном условии: он должен открыть ей свое тайное имя. Ра с неохотой согласился. В тот же миг к нему вернулись силы, а Исида стала богиней жизни и чародейства. К этому времени Ра был уже очень стар и решил передать бразды правления в руки людей. Он отправился на небо и теперь каждый день проплывает по нему в солнечной ладье, а каждую ночь проходит двенадцать врат Дуата — царства мертвых. Путь его труден и опасен, но каждый раз богиня Нут снова возносит его на небо. Саке Мацуо ЯПОНИЯ, ЯПОНСКАЯ МИФОЛОГИЯ Согласно учению синтоизма, Япония густо населена ками — божествами и духами. Свои божества есть у маленьких деревень и перекрестков, а также у солнца, луны, рек и гор. Каждый год все ками, большие и малые, собираются в святилище Идзумо Оясиро и целый месяц проводят вместе. Этот месяц так и называется — ками-ари-дзуки, месяц богов. В это время ками обсуждают важные дела. Например, Окунинуси — бог семьи, земледелия и строительства — решает, какие отношения будут между людьми в наступающем году. А еще боги в эту пору устраивают пиры и празднества. Однажды ками Мацуо решил угостить остальных богов чем-то особенным. Он взял рис из Арасиямы и воду из Киото и сварил первое в мире саке. Оно так понравилось всем ками, что было провозглашено напитком богов. Мацуо стал богом саке и покровителем всех, кто варит хмельные напитки. А саке с тех пор считается лучшим подношением богам. Во время праздников в храмы приносят саке в знак почтения и благодарности. Ками принимают и освящают дары, чтобы люди могли выпить саке и приблизиться к богам. При помощи саке изгоняют злых духов и освящают дома, его используют даже в свадебных обрядах. Саке — любимый напиток драконов. Доблестный бог-воитель Сусаноо сумел одолеть восьмиголового Ямату-но-Ороти — дракона, который похитил красавицу по имени Кусинада-химе. Сусаноо выставил во двор восемь бочонков саке. Дракон выпил все до последней капли, опьянел и заснул. Тогда Сусаноо убил его и освободил красавицу. Заколдованный кабан
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!