Часть 11 из 40 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Матриархат — форма социального общественного осуществления женщинами-матерями доминирующего управления, владения собственностью, властно-авторитарными полномочиями, поддерживаемыми непререкаемым духовным авторитетом.
Непременным признаком матриархата является материнское право, то есть право матери на детей, распределение и наследование собственности по материнской линии. Семья формируется вокруг матери, а не вокруг отца.
Возглавляет общину старшая женщина — матриарх.
В своей работе «Материнское право» Иоганн Якоб Бахофен выдвинул следующие положения: изначально у людей существовали ничем не ограниченные половые отношения (гетеризм); такие отношения исключали всякую возможность достоверно установить отца, и поэтому происхождение можно было определять лишь по женской линии — согласно материнскому праву, — как первоначально это и было у всех народов древности; вследствие этого женщины, как матери и единственные достоверно известные родители молодого поколения, пользовались высокой степенью уважения и почёта, доходившей, по мнению Бахофена, до полного господства женщин (гинекократии); переход к единобрачию, при котором женщина принадлежала исключительно одному мужчине, таил в себе нарушение древнейшей религиозной заповеди (то есть фактически нарушение исконного права остальных мужчин на эту женщину), нарушение, которого требовало искупления или допускалось при условии выкупа, состоявшего в том, что женщина в течение определённого времени должна была отдаваться посторонним.
Подтверждение выводов Бахофена мы находим в мифологии шумеров. Для людей в шумеро-аккадском пантеоне богов Иштар48 была покровительницей храмовых блудниц, и участвовала в сексуальных ритуалах и оргиях, призванных обеспечить плодородие растений и животных, любовную страсть и плодовитость племени.
Храмовая проституция в Вавилоне описывается «отцом истории» — Геродотом (История, I, 199):
Самый же позорный обычай у вавилонян, вот какой. Каждая вавилонянка однажды в жизни должна садиться в святилище Афродиты и отдаваться [за деньги] чужестранцу. Многие женщины, гордясь своим богатством, считают недостойным смешиваться с [толпой] остальных женщин. Они приезжают в закрытых повозках в сопровождении множества слуг и останавливаются около святилища. Большинство же женщин поступает вот как: в священном участке Афродиты сидит множество женщин с повязками из верёвочных жгутов на голове. Одни из них приходят, другие уходят. Прямые проходы разделяют по всем направлениям толпу ожидающих женщин. По этим-то проходам ходят чужеземцы и выбирают себе женщин. Сидящая здесь женщина не может возвратиться домой, пока какой-нибудь чужестранец не бросит ей в подол деньги и не соединится с ней за пределами священного участка. Бросив женщине деньги, он должен только сказать: «Призываю тебя на служение богине Милитте!». Милиттой же ассирийцы называют Афродиту. Плата может быть сколь угодно малой. Отказываться брать деньги женщине не дозволено, так как деньги эти священные. Девушка должна идти без отказа за первым человеком, кто бросил ей деньги. После соития, исполнив священный долг богине, она уходит домой, и затем уже ни за какие деньги не овладеешь ею вторично. Красавицы и статные девушки скоро уходят домой, а безобразным приходится долго ждать, пока они смогут выполнить обычай. И действительно, иные должны оставаться в святилище даже по три-четыре года. Подобный этому обычай существует также в некоторых местах на Кипре. 49
Бахофен свои выводы обосновывает, ссылаясь на цитаты из классической литературы древности. По его мнению, переход от матриархата к патриархату произошёл у греков вследствие развития религиозных представлений и водворения новых божеств.
Анализируя тетралогию Эсхила «Орестея»50 (458 до н. э.) Бахофен приходит к выводу, что «у греков и у азиатских народов существовало до единобрачия такое состояние, когда, нисколько не нарушая обычая, не только мужчина вступал в половые отношения с несколькими женщинами, но и женщина — с несколькими мужчинами; он доказал, что при своём исчезновении обычай этот оставил после себя след в виде необходимости для женщины выкупать право на единобрачие ценой ограниченной определёнными рамками обязанности отдаваться посторонним мужчинам; что поэтому происхождение могло первоначально считаться только по женской линии — от матери к матери; что это исключительное значение женской линии долго сохранялось ещё и в период единобрачия, когда отцовство сделалось достоверным, или, во всяком случае, стало признаваться; что, наконец, это первоначальное положение матерей как единственных достоверных родителей своих детей обеспечивало им, а вместе с тем и женщинам вообще, такое высокое общественное положение, какого они с тех пор уже никогда не занимали»51.
В соответствии со взглядами некоторых этнологов, антропологов и философов (например, Льюиса Моргана и Фридриха Энгельса) групповой брак представлял собой древнейшую форму брака, при которой все мужчины одной кровнородственной группы могли иметь сексуальные связи со всеми женщинами другой такой же группы.
Такой «коммунистический» первобытно-общинный подход к половой близости между мужчиной и женщиной на заре зарождения браков является историческим и генетическим обоснованием психологического поведения некоторых мужчин и женщин и в современных брачно-семейных отношениях.
Глава 7. Представления шумеров о браке и разводе
Счастье в браке, а подумав в разводе…
Шумерская пословица
Вы многое знаете о государствах шумеро-аккадской группы?
Отчего-то все заслуженно помнят древних греков и их многочисленные философские школы, отца философии — Фалеса Милетского. К древним римлянам отношения попроще, но тоже уважительное.
У меня всегда возникал вопрос: откуда они все такие умные взялись?
Это я о семи великих мудрецах52, об Эмпедокле, Платоне, Аристотеле, Луций Анней Сенеке53 и других, безусловно, достойных истинных мужах.
«Дельфийские максимы» — шедевр человеческой мысли!
Не уверен, что греческой, правда…
Почему сейчас греческая и итальянская нации мягко скажем находятся в «фиесте»? Не оттого ли, что вся их мудрость досталась им от более просвещённых цивилизаций.
Никто не знает. С шумерами ситуация ещё сложней.
Все помнят, что жили они 5000–6000 лет назад, но откуда они появились и почему у них такая была высокоразвитая цивилизация — тайна за семью печатями. Итак, о шумерах.
Необходимо отметить, что мы с вами абсолютно ничем не отличаемся физически, психически и эмоционально от тех ребят, которые жили 5000–6000 лет назад.
Для тех, кто не помнит уроки истории 5 класса, напомним.
Шуме́р — это историческая область в Южной Месопотамии и название цивилизации, существовавшей в указанной области и смежных районах в эпоху раннего бронзового века (середина IV–III тысячелетия до н. э.).
Шумерская цивилизация сыграла определяющую роль в истории развития человечества.
Судите сами. Шумеры изобрели: колесо, письменность, медицину, школьное, храмовое образование, астрономию, календарь, математику, все базовые научные, социальные, правовые, политические, юридические знания, которые в дальнейшем были заложены в том числе и в основы римского и российского права.
Ни одна из цивилизаций не внесла в развитие человеческого сообщества столько сколько шумеры.
Шумерское законодательство самое древнее.
Такие памятники законодательства, как «Законы Уруинимгины» и «Законы Ур-Намму», «Законы Хаммурапи» стали основой правовых систем последующих цивилизаций.
Многое из шумерского законодательства нашло отражение и в российском семейном кодексе.
Представление шумеров о мире не было гомоцентричным.
Они полагали, что боги создали вселенную, сотворив людей лишь для того, чтобы избавить себя от необходимости заботиться о собственных нуждах. Своеобразная система мышления шумеров предопределила возможность накопления базовых знаний при полном отсутствии каких — либо обобщений и выводов.
Вероятнее всего, ответ на вопрос об учёности греков следует искать в «наследстве» шумеров и их «богов».
Неудивительно, что правовое регулирование брачно-семейных отношений в государствах шумеро-аккадской группы, очень сильно напоминают современное семейное законодательство. Хотя «основания» брака кардинально отличаются от существующих.
Брак для шумеров был удачной сделкой, условия которой тщательно фиксировались. Родители молодых людей руководствовались меркантильными соображениями и желанием обеспечить будущее своих детей. Они принимали непосредственное участие в браке, так как через объединение семей создавалось «родовое имущество».
К концу III тысячелетия до н. э. нормой был моногамный брак54.
Развод супругов всегда происходил в судебном порядке.
Стороны вправе были заключить «полюбовное соглашение» (мировое), которое утверждалось судом.
В случае заключения «полюбовного соглашения» суд отклонял жалобу, не рассматривал дело по существу и не выносил судебного акта. В Российском семейном праве при утверждении мирового соглашения суд прекращает производство по делу. Аналогия налицо.
В ходе шумерского судебного процесса вёлся протокол, как он ведётся и при судопроизводстве в судах в наше время.
Шумерский супруг был вправе выгнать свою жену, если последняя не выполняла свои супружеские обязанности (интимные). Нет, нет… не спешите выгонять. У нас нельзя так поступать.
В качестве обоснования своей позиции по делу шумеры … «клялись именем царя», приводили свидетельские показания и вещественные доказательства.
Практически ничего не изменилось, за исключением «клятв», которым никто не верит в судах. Но аналог шумерских клятв — это «предупреждение свидетеля об уголовной ответственности». По сути «клятва шумера» и «присяга» свидетеля — это одно и то же, так как имеют одну правовую природу. Последствия в случае нарушения клятвы у шумеров были гораздо серьёзнее, чем у «свидетелей» …
Смерть…
Измена жены у шумеров не считалась слишком большим проступком.
Девушки до брака, как и юноши, могли свободно выбирать себе половых партнёров.
Только к концу III тысячелетия до н. э. неверность жены стала рассматриваться как преступление.
Изменщицу топили, как котёнка…
Супруги-шумеры вправе были заключать брачный контракт, в котором регулировались имущественные, супружеские (интимные), иные правоотношения, включая право продажи либо передачи супруги «во временное пользование» кредиторам за долги.
Отдельные нормы контракта гарантировали супругам защиту от добрачных кредиторов. Однако по брачным кредитным обязательствам супруги несли ответственность в равных долях.
Шумерское законодательство ограничивало власть мужа над женой.
При этом дети целиком находились во власти родителей.
Отец и мать могли лишить наследства сына или дочь, могли проклясть своего ребёнка, выгнать его из города, продать в рабство.
Отец мог продать в рабство не только детей, но и при определённых обстоятельствах продать свою жену, если только это не было чётко оговорено в брачном контракте, или передать её кредитору на три года в качестве уплаты за невозвращённый долг55.
Сколько бы кредитов было погашено в течение нескольких часов, если бы Государственная Дума внесла аналогичные поправки в Семейное законодательство… В то время как жена должна была сохранять супружескую верность, муж имел право заводить себе наложниц.
Этот обычай, по — видимому, вёл начало от тех времён, когда в интересах общества мужчине вменялось в обязанность оставлять после себя как можно более многочисленное потомство56.
В шумерском обществе существовал институт наложниц, первоначально возникший на основе определённых социально-общественных потребностей, а не как привилегия мужчин, как многие полагают, который возлагал на мужчин «половые» обязательства по «осеменению» других женщин.
В случае болезни жены в силу статьи 148 Кодекса Хаммурапи муж был вправе взять вторую жену, которая должна была прислуживать первой: «мыть ей ноги и носить её стул в храм».
Проживание с двумя жёнами одновременно, одна из которых была больна, было довольно проблематично для семейства, что привело к обычаю вместо новой жены брать наложницу. Наложницу могла найти сама жена из числа своих рабынь для выполнения интимных обязанностей жены.
Муж, которому жена предоставила наложницу, не имел права приводить в дом ещё какую — либо женщину. Если же он это делал или если, взяв вторую жену, не заботился о первой, первая жена могла уйти из дома, забрав с собой всё своё имущество и потребовав через суд компенсацию57.
Тем не менее со всей определённостью можно отметить, что, несмотря на «меркантильность» браков у шумеров, в основу создания семейных отношений закладывались непререкаемые законы любви, чему подтверждение мы находим в лирике и эпосе древней цивилизации. Перед нами любовная песня, написанная более 4000 лет назад, относящаяся, как и другие произведения этого рода, ко времени царствования Шу-Суэна58:
Супруг, дорогой моему сердцу,
Велика твоя красота, сладостная, точно мёд.
book-ads2