Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 21 из 22 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
31 Кулик (Numenius) — длинноклювая большая птица, происходящая из семьи ржанкообразных. В Америке его заменяет иная, но очень похожая разновидность. У кулика очень высокие лапки, длинный клюв, чуть загнутый вниз, пальцы лапок у основания соединены тонкой пленкой. Окраска птиц серо-палево-коричнево-черная. Живет в болотах вблизи рек, на сырых лугах, холмах и пастбищах. Питается мухами, мелкими животными и растениями. У него громкий, протяжный и приятный голос. 32 В стародавние времена, после того, как вымерли огромные ящеры, на Великих равнинах появились животные поменьше — слоны, носороги, бизоны, верблюды, кони, собаки, бобры, гигантские ленивцы, львы, саблезубые тигры, волки и много других видов. Этот процесс продолжался 60 миллионов лет. Около миллиона лет назад ледники четырежды передвигались с севера на юг, а затем снова отступали. Каждый раз нашествие холода гнало животных в теплые края на юг, но как только ледники отступали, они возвращались. В эти времена происходили удивительные миграции животных. Кони и верблюды, родиной которых были Великие равнины, в период временного появления суши в Беринговом проливе ушли в Азию, а оттуда в Европу. Когда Панамский перешеек отделился от моря, кони и верблюды перешли в Южную Америку (до сегодняшнего дня там живут ламы, родственные верблюдам). И наоборот, из Южной Америки перешли в Северную Америку тапиры, броненосцы, капибары и ленивцы. Из Азии в Новый Свет прибыли мамонты. Около десяти тысяч лет назад таинственный катаклизм повлиял на дальнейшую судьбу многих видов животных, часть которых сохранилась на других континентах вплоть до настоящего времени. Во второй раз кони появились в Америке в 1519 году, когда испанский конкистадор Кортес привез в Мексику 11 коней, 5 кобыл и жеребцов. Благодаря этим лошадям и их потомству испанцы завоевали Южную и Среднюю Америку. Долгое время испанцы оберегали коней от индейцев. Только в 1680 году, во время восстания пуэбло против испанцев, часть лошадей либо попала к индейцам, либо убежала в прерии, где дала начало диким лошадям прерий. Америка во второй раз стала родиной диких лошадей, которые еще и сегодня живут в ее прериях, на аргентинских пампах и в Венесуэле. Именно в Северной Америке на основе археологических раскопок удалось воссоздать историю развития лошадей. Ученые проследили за всеми переменами, которые произошли с лошадьми, начиная с того времени, когда они своими размерами напоминали лисицу, кончая современными животными. 33 У индейцев Великих равнин были боевые знамена, которые они брали с собой в военные походы. Знамя состояло из длинного древка, обшитого в верхней части кожей или материей, к которой прикрепляли перья, разные эмблемы и предметы, считавшиеся святыми. 34 Это была песня солдатского товарищества «Кит-Фокс» (Лисий Лай), распространенная среди оглала дакотов, принадлежащих к западной группе, или тетон дакотам. На английском языке она звучала так:J am a fox\\J am supposed to die\\If there is anything difficult\\If there is anything dengerous\\That is mine to do. 35 Индейцы Великих равнин применяли два способа охоты на бизонов — «преследование на коне» и «подкрадывание». Первый отличали стремительность, размах, эмоциональность и риск. Индеец на специально обученном коне подлетал к стаду, мчался вместе с ним, на ходу выбирая зверя, в которого стрелял либо из лука, либо из ружья. Во время охоты один опытный охотник убивал около шести бизонов. Этот способ доставлял индейцам много эмоциональных радостей, позволял проявить мужество, ловкость и искусство верховой езды. Однако он был сопряжен с большой опасностью для охотника, исходившей главным образом от лошади. Несясь среди стада и ослепленная пылью, она все время рисковала сломать ноги, наткнувшись на нору прериевых собачек или других животных. Падение коня означало для охотника неминуемую смерть. Другой способ — «подкрадывание» — основывался на пешем подходе к стаду. Он требовал от охотника хладнокровия, бдительности, сосредоточенности, знания повадок бизонов и местности. Когда охотник пешим подкрадывался к стаду, часто скрываясь за волчьей шкурой, то спокойно выбирал зверей и поочередно убивал их, не рискуя ни собой, ни лошадью. Бизоны были удивительными животными. Они не пугались, видя рядом падающего собрата, а наоборот, иногда позволяли охотнику открыто подойти к стаду. Чаще всего не пугали их и отдельные хлопки огнестрельного оружия. 36 У индейцев Великих равнин были хитроумные способы передачи известий на расстояние, при этом использовались чистота и прозрачность воздуха. В безоблачные, безветренные дни они пользовались условными дымовыми знаками, которые могли передавать на значительные расстояния даже в горных районах или лесах. Для этого они разводили костер, пользуясь высохшим навозом или сухой травой. Огонь накрывали кожей либо попоной. Соответствующим образом приоткрывая ее, индейцы выпускали клубы черного дыма. Ночью же они передавали известия с помощью отблесков огня. На меньших расстояниях они общались, используя белые кожи, попоны или рубашки, размахивая ими условленным образом. Познакомившись с белыми людьми, индейцы пользовались также зеркальцами или отшлифованными металлическими пластинками, резкий блеск которых можно было заметить на расстоянии около полутора километров. 37 Знаменитый континентальный климат Великих равнин отличался сильными разницами в температурах и продолжительными сушами. В связи с этим летом часто бывали пыльные бури и циклоны, а зимой дули близзарды. Летом на Великих равнинах редкие осадки выпадали в виде сильных и непродолжительных ливней с очень мощными электрическими разрядами, которые в бескрайних равнинах производили Необыкновенное впечатление. Суеверные индейцы видели в этих феноменах деяния могущественных богов. Вера в Птицу Святого Грома выступала в разных формах почти у всех племен Северной Америки. Рисунки, изображавшие Птицу Святого Грома, которая якобы должна была охранять как отдельных людей, так и целые племена, были нарисованы на военных барабанах, щитах, глиняной посуде и на стенах домов. В комментарии 33 первого тома трилогии «Орлиные перья» можно прочесть объяснение роли индейских шаманов и их связи со Святым Громом. 38 Индейцы знали два способа выделки шкур животных. Первый основывался на сушке шкуры на солнце, благодаря которой она становилась твердой, как дерево. Потому кожу раскладывали на земле, прикрепляя деревянными колышками. Скребком (из рога, кости или заостренного камня) они удаляли волокна мышц, потом переворачивали кожу и выщипывали шерсть. Очищенная кожа сушилась на солнце четыре дня, после чего ее можно было использовать. Из твердой кожи индейцы делали подошвы для мокасин, предметы, требовавшие твердого материала. Другой, более сложный и продолжительный способ, основывался на тщательном дублении, которое придавало коже мягкость, делая ее похожей на шерстяной материал. Из нее изготавливали голенища к мокасинам, платья, рубашки, штаны, покрытия для типи и подстилки для сна, оставляя на них шерсть, чтобы были теплее. Дубление требовало выполнения многих трудоемких операций. Сперва кожу очищали скребками. Затем пастой, приготовленной из желудка, мозгов и жира, шкуру натирали, не прекращая работы ни на минуту (кожа сразу бы затвердела) до тех пор, пока паста полностью не впитается в материал. Затем кожу сворачивали и клали на несколько дней в темное место, чтобы паста проникла в ее глубину. Наконец, кожу снова разворачивали, натирали и мяли для окончательного размягчения. На это требовался день тяжелой, ни на минуту не прерываемой работы. Дубленая шкура приобретала кремово-белый цвет. Чтобы сделать ее непромокаемой, индейцы насыщали ее дымом. Для этого они разводили костер, используя корни кедра и можжевельника, некоторые жгли корни и стволы деревьев, а также дикие травы и зелья. Над огнем, который давал много дыма и мало пламени, устанавливали высокую треногу из толстых палок. К ней привязывали шкуру, свернутую в форму типи, накрывающую огонь. Насыщение дымом продолжалось несколько дней, после чего кожу развешивали на воздухе, чтобы улетучился чад. 39 Получение Соединенными Штатами Луизианы от Франции в 1803 году открыло американским пионерам дорогу на запад от Миссисипи. В 1808 году оседжи отказались от своих прав на северную часть Арканзаса и всю Миссури, а в 1817 году куапы отдали белым остальную часть Арканзаса. Таким образом, Арканзас и Миссури были полностью открыты для колонистов. Индейцы, изгоняемые белыми, шли дальше на запад за бизонами, на Великие равнины. В 1825 году конгресс США утвердил проект Джона К. Кэлхоуна — военного советника президента Монро, установивший постоянную индеанскую границу. Земли, лежавшие на запад от 95 меридиана, должны были навсегда стать местом обитания индейцев. По мнению правительства, земли, отданные на вечное владение индейцам, были бесплодной пустыней, не подходящей для расселения колонистов. Прежде всего, туда должны были переселиться около 79 тысяч индейцев с юга, но сперва надо было удалить живших там индейцев равнин далее на западе от 95 меридиана. Первыми осели в резервации индейцы чокта и чироки. Далее под напором штыков туда переселились шауни, делавары, кикапу, сауки, фоксы, айова, потаватоми, оттава, майами, кри и семинолы. Они могли свободно жить в резервации, куда доступ белым был запрещен, за исключением имевших лицензии купцов. Однако восточные земледельческие, оседлые племена не могли приспособиться к чуждым им условиям жизни на Великих равнинах. Трудно им было освоиться с жизнью кочевников, с ездой на лошадях, с секретами охоты на бизонов, которые составляли основу существования в бескрайней стране трав. Жизнь вместе с кочевниками Великих равнин также не складывалась мирно. Индейцы равнин относились к пришельцам, как к чужакам, а восточные индейцы считали кочевников примитивными варварами. Поэтому на границе вспыхнули войны между индейцами. 40 Среди индейцев равнин был распространен обычай укладывать мертвого на специальных подмостях, установленных на высоких жердях или разветвлении большого дерева. Иногда, после того, как тело разлагалось, кости собирали и прятали их в скальных развалинах. Часто умершего хоронили в яме глубиной в 5 футов, а зимой, когда земля была слишком твердой, останки помещали в специальном деревянном сооружении, которое покрывали хворостом. По желанию умершего, после кончины его укладывали в его типи, разложенном у дерева на холме, а внутри шатра вокруг тела укладывали низкие стены из камней. Позднее семья умершего, оказавшись неподалеку от могилы, устраивала пир и приводила в порядок место захоронения. Личные вещи покойного жгли либо раздавали чужим. Убивали его коня, но в более поздние времена, когда отдельные индейцы владели большим количеством лошадей и их численность свидетельствовала о зажиточности, убивали только одного, самого любимого скакуна умершего, одного оставляли вдове, а остальных делили между ближайшими родственниками. 41 Индейцы равнин вели три вида боевых действий: атакующие, оборонительные и — значительно реже — войны между племенами. Нападение возглавлял его инициатор; им мог быть каждый, кто сумел завербовать желавших. В таком походе принимало участие несколько десятков воинов, их целью был увод лошадей, похищение женщин, а когда обстоятельства благоприятствовали — снятие скальпов. Удачное нападение приносило инициатору славу, а число коней и жен свидетельствовало о его зажиточности и положении в племени. Тактика действий состояла в том, чтобы застать противника врасплох и максимально использовать свои преимущества. Наибольшую славу приносило незаметное вторжение во вражеский лагерь и увод наилучших лошадей, обычно тщательно охраняемых, содержащихся рядом с землянками. Чем выше был риск, тем большей была слава. Отказ от нападения на хорошо вооруженного или обороняющегося неприятеля не умалял заслуг. Часто в поход брали мальчиков постарше, чтобы они помогали в операциях и учились тактике у опытных воинов. Оборонительное сражение основывалось на коллективной защите своего лагеря или поселка, когда враг под прикрытием ночи или днем подкрадывался, чтобы захватить добычу, убить, снять скальп, сжечь поселение. Тогда все жители поселка, которому грозила опасность, брали оружие и под командованием наиболее предприимчивого воина оказывали яростное сопротивление, поскольку поражение означало уничтожение. Межплеменные войны вспыхивали на почве угрозы всему племени, преимущественно в случае нарушения врагом границ племенных земель и охотничьих территорий. Тогда сражения организовывались и велись иначе. На такую войну, которая в известной мере являлась демонстрацией силы, отправлялись все воины племени, а иногда и несколько союзных племен. Главного вождя союзнических сил назначал совет старейшин. Ему в помощь выделяли несколько офицеров, называемых у дакотов блотаунка, которые регулировали быстроту марша и руководили атакой. Выбор блотаунка являлся наивысшей честью для воина, поскольку он выполнял обязанности офицера только во время одного похода. Атакующая сторона приближалась к неприятелю открыто, в полной военной экипировке и вызывала врага помериться силой, что в известной мере напоминало средневековые рыцарские турниры. Тактика ведения таких сражений индейцами равнин отличалась от военной тактики цивилизованных обществ. Тактика индейцев основывалась на стремительной атаке с целью нанести удар и сразу же быстро отойти. То есть, на том, чтобы напасть и тут же отступить. Эта тактика была подобна партизанской. 42 Войны индейцев равнин часто рассматривают, как игру, которая полностью поглощала их, и для ведения которой они организовывали свои племена. Действительно, военным походам индейцы придавали большое значение, но это было чем-то большим, чем игрой. Индейцы равнин воевали не только ради драки. Умерщвление врага или снятие скальпа не являлось у большинства племен главной целью похода. Напротив, основная задача состояла в том, чтоб снискать славу, авторитет, добыть имущество, что повышало положение индейца в обществе. Много племен, осевших на краю равнин, после получения лошадей стали кочевниками, основой существования которых стали кони и бизоны. Лошади расширяли границы охоты, что вызывало конфликты, порожденные нарушением охотничьих территорий, особенно после переселения на равнины индейцев с востока и юга. Таким образом, в основе войн индейцев часто лежали чисто экономические интересы, вызванные естественными условиями их жизни. (Г. О. Уэнделл: «Это их земля»). 43 Все физические недостатки младенца или смерть матери во время родов прописывались нарушению правил и наказов, которые родители должны были соблюдать до рождения ребенка.
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!