Поиск
×
Поиск по сайту
Часть 19 из 22 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
Курение табака у индейцев считалось церемонией религиозного характера, которая совершалась по разным торжественным случаям. Связаны они были с жертвенными церемониями в честь Солнца. Дым для индейцев обеих Америк был формой жертвы внеземным силам (типа церковных кадил). Обряд курения табака либо наркотических зелий из смолы, дерева или некоторых листьев был значительно старше знаменитого курения трубок мира. Даже в регионах Америки, где не пользовались трубками, существовали обряды, связанные с курением. Например, в Южной Америке курили длинные сигары, дым которой курящий выдувал в лица участникам обряда. Индеец курил, когда хотел получить добро, предотвратить зло, добиться благословения сверхъестественных сил для своих начинаний, заключить мир или союз, найти защиту от врага, заманить животных на свои земли либо утихомирить грозу. Жертвенный дым должен был прояснить его разум, наполнить мудростью. Хотя, скорее всего, все племена курили табак, но не все его выращивали. На Великих равнинах табак выращивали шайены во время полуоседлого образа жизни (примерно до 1820 г. ), позднее они добывали его у арикара и белых купцов. Любопытно, что табак, как единственное растение, культивировали три номадических племени — черноногие, сарси и кроу. Выращивали табак хидатсы, арикара, васхо, пауни, юта, наваха и зуньи. Кри приобретали табак у купцов и мешали его с сушеными тертыми листьями медвежьей ягоды (маленькие вечнозеленые кусты семейства вересковых). Команчи получали табак от мексиканцев. Курили преимущественно мужчины, хотя маленькими трубками пользовались женщины племен черноногих, кри, а у пауни только пожилые женщины — врачевательницы. У хидатса без ограничений могли курить только пожилые мужчины, молодые воины не курили, чтобы сохранить физическую форму. Потребление табака подлежало ограничениям, а выращивание и обрядовое курение велось согласно строгих ритуалов. 6 Святая трубка мира, которая являлась чем-то вроде гарантирующей неприкосновенность посольской грамоты, на языке дакотов звалась воокийе каннонбанпа. Чашечки этих трубок делали из красного камня из каменоломни Пейстоун, находящейся в юго-западной части штата Миннесота, на землях санти дакотов. Вопреки ошибочным утверждениям, в том числе современных индейцев, каменоломня Пайпстоун — не уникальное в мире месторождение. Залежи красного камня есть также в штатах Висконсин, Огайо и Аризона; но лишь Пайпстоун является культовым местом для индейцев. Каменоломня Пайпстоун, называемая Страной Мира, считается индейцами нейтральным, святым местом, куда никому не дозволено приходить с оружием. Даже враждебные племена, оказываясь на территории священной каменоломни, вели себя дружелюбно. Джордж Кэтлин, американский художник и путешественник, был первым белым человеком, который точно описал каменоломню Пайпстоун (в 1830-1832 годах) и взял образцы красного камня, который потом был назван «кэтлинитом». В 1937 году каменоломня Пайпстоун была причислена к национальным памятникам Соединенных Штатов. 7 Кроу, собственное название «абсарока», или «люди-птицы»; дакоты называли их «кангитока». Языковая группа «сиу». Родственны хидатса, от которых отделились в начале XIX века. Жили в районах рек Поудер, Уинд и Биг Хорн (приливы Йеллоустон). В 1780 году насчитывалось 4000 голов, а в 1937 г. — 2173. 8 Шошоны (shoshoni), известные как «змеи» из-за исполняемого ими танца змеи. Дакоты звали их «синте-хда», или «индейцы — гремучие змеи». Принадлежат к языковой семье Утацтекан-таноан. Жили в Айдахо, Вайоминге, Юта, Неваде и частично в Калифорнии. После приобретения у Франции штата Луизиана президент США Джефферсон отправил экспедицию под командованием капитанов Мериуэзера Льюиса и Уильяма Кларка с целью изучить территории на север от соединения рек Миссисипи и Миссури, а также, чтобы проложить дорогу до Тихого океана. Льюис и Кларк первыми прошли поперек континента. Экспедиция вышла из Сент-Луиса. В районе реки Миссури к ним присоединился французский купец Туссан Шарбонну вместе со своим маленьким ребенком и женой — шошонкой по имени Сацагавея, которая оказала экспедиции неоценимые услуги. В 1805 году экспедиция дошла до поселка шошонов, вождем которых был брат Сацагавеи. До этого шошоны были очень доброжелательно настроены к белым. Уступив свои территории правительству США, шошоны оказались заключенными в резервацию Лемхи и Форт Холл в Айдахо, а также в резервацию Уинд Ривер в Вайоминге. В 1845 году было их 4500 голов, а в 1930 — около 3994. Сацагавея, либо Сацайвея, или Женщина-Птица молодой девушкой была захвачена индейцами минатаре (так звали атсина и хидатса) с верховья Миссури. Во время одного из своих походов Шарбонну увидел пленницу в лагере минатаре. Потрясенный ее красотой, он выкупил ее и женился на ней. Сацагавея стала духом-покровительницей экспедиции. Она хорошо знала эти края, говорила на языках нескольких племен, поэтому была проводником и переводчиком. Когда экспедиции недоставало еды, она показывала съедобные дикие растения, спасла Кларка, тонувшего в поднявшейся реке, посредничала при навязывании контактов с шошонами, получила от вождя коней для экспедиции, указала, где можно пройти через горы Монтаны. После окончания экспедиции Шарбонну бросил ее вместе с ребенком, чтобы далее вести жизнь траппера. Сацагавея исчезла. Одни утверждали, что она умерла от неразделенной любви, другие, что вернулась с сыном в страну шошонов. Сацагавея оказала экспедиции Льюиса и Кларка столько услуг, что стала одной из трех или четырех индеанок, наиболее чтимых белыми американцами. Памятник ей стоит в Бисмарке, столице штата Северная Дакота. 9 Черные Ноги — сиксика, на языке дакотов «ши-ха-са-па», носили мокасины, покрашенные в черное. Язык принадлежит к алгонкинской группе. Жили на территории от северного Саскачевана в Канаде до южных проливов Миссури в Монтане. Получив лошадей, все время шли на запад. Воевали со всеми соседями, за исключением сарси и атсина, которые сотрудничали с ними. Поддерживали дружеские отношения с английскими постами в Заливе Хадсона в Канаде, от которых получили огнестрельное оружие и амуницию, и, наоборот, были враждебно настроены к белым американцам, вооружавшим их недругов. Эпидемия оспы довела их численность до нескольких десятков. Но их никогда не вытесняли с родных земель белые, что обернулось трагедией для многих других племен в Соединенных Штатах. В 1780 году их было 15000 голов, в 1923 в США 3124 и в Канаде — 2236. Постепенно они приспособились к жизни белых. 10 Не-персе, с французского Продырявленные Носы. Дакоты звали их «по-де-хдо-ке». Принадлежат к языковой подгруппе кламат-сехап-тин семьи пенитиан. Жили на территории нынешних штатов Айдахо, Вашингтон и Орегон. В 1905 году через их территории прошла экспедиция Льюиса и Кларка. Первые столкновения с белыми были вызваны приливом старателей и колонистов после обнаружения золота на западе. В результате трактатов от 1855 и 1863 годов уступили правительству США все свои земли, за исключением одной большой резервации. Не-персе с Уоллой Валлей не признали этих договоров. В 1877 году они начали войну, завершившуюся мастерским отходом вождя Джозефа к канадской границе, до которой он почти дошел, но был взят в плен. Вождь Джозеф вместе с 450 товарищами был осужден в Оклахоме. Из-за высокой смертности, вызванной болезнями, их перевели в резерват Колвилль в штате Вашингтон, где часть не-персе находится и по сей день. В 1780 году их насчитывалось 4000 голов, а в 1937 — около 1426. 11 Индейцы раскрашивали свои тела, чтобы защитить их от солнца, снега и насекомых. Делали они это для украшения, для обозначения принадлежности к некоторым товариществам, в честь разных церемоний и обрядов, в знак траура и для информирования о совершении какого-то необычного поступка. Например, убив врага, воин красил свое тело в черный цвет, или цвет смерти. Краски индейцы вырабатывали из растений, минералов, из некоторых частей тела животных. Красную краску — из глины, содержащей окислы, черную — из превращенного в порошок обугленного дерева, белую — из каолина, желтую — из мха сосновых деревьев, зеленую — из медных руд. 12 Отцом Вод индейцы называли реку Миссисипи. 13 Северная Красная река (Red River of North) имеет длину 500 км. Ее главные приливы — Шайен, Ред Лэйк и Ассинибойн. Не следует путать ее с Красной рекой (Red River), длиной в 1920 километров, которая течет с высоких равнин Новой Мексики, далее между Техасом и Оклахомой через Арканзас и Луизиану, а в нижнем течении делится на два рукава: Олд Ривер, впадающую в Миссисипи, и Атхафалая, отдающую свои воды Мексиканскому заливу. 14 Ассинибойны — на языке чиппева «те, которые готовят с помощью камней». Дакоты звали их «хоке», или «бунтовщики». Ассинибойны принадлежали к языковой группе сиу. Они представляли собой ответвление группы вазикутов джанктонаи дакотов, от которых оторвались и перешли в район озера Виннепег, а потом к реке Саскачеван. Заключили союз с кри, чтобы с их помощью получить доступ к британским факториям у залива Хадсона и получить огнестрельное оружие и другие европейские обиходные предметы. Они вели непрекращающиеся войны с родственными им дакотами, от которых отсоединились еще до первых контактов с белыми людьми. Численность ассинибойнов в 1780 году составляла 10000, в 1930 г. в США их было 1581, в 1937 еще 2232 вернулись из Канады. 15 Кри — от французского «кристино». Сами кри называли себя «кенистоноаг», а дакоты звали их «ши-е-а-ла». Принадлежали к алгонкинской языковой группе. Жили в Канаде от Залива Джеймса до реки Саскачеван. В первой половине XVII века французские купцы и миссионеры встретились с кри, которые начали играть важную роль как проводники и охотники, поставляющие меха. В. 1667 году английская Хадсон Бэй Компани начала соперничество с французами за влияние на кри. В это время кри заключили союз с ассинибойнами, что позволило им совершать совместные походы на юг до Северной Красной реки на территории нынешних США, где они воевали с дакотами, черноногими и другими племенами. Огнестрельное оружие и обещания компаний, скупавших меха, были для кри приманкой для дальних походов на запад, север и юг. Проторенными ими дорогами шел шотландский купец и исследователь Северной Америки, чиновник канадской Норд-Уэст Компани и одновременно комендант Форта Чиппевайан у озера Атабаска сэр Александр Маккензи и другие купцы. Дальнейшая история кри тесно связана с делами Хадсон Бэй Компани и Норд-Уэст Фур Компани. Благодаря своей важной роли в развитии торговли мехами, кри избежали изгнания с родной земли и экстерминации. Во время первых контактов с белыми их насчитывалось 20000 голов, нынче 10000. 16 Полуоседлые и кочевые индейские племена прерий дополняли свой рацион дикими фруктами и растениями, произраставшими на Великих равнинах. Черешню и вишню (на языке дакотов champak) они ели свежими вместе с косточками, а также сушеными и тертыми, тоже с косточками, как приправу к пеммикану. Сливы песчаные (prunus americana) и растущие на деревьях, называемые дакотами cauntab, ели сырыми, сушеными и приготовленными. Красную смородину (mushtin'poo tab) использовали в супах и взамен вишен, добавляемых в пеммикан. Индейцы ели также съедобные ягоды боярышника, неверно называемые дикой розой. Их они употребляли в пищу свежими и сушеными. Повсеместно ели дикую прериевую репу (teepse nab). Она шла в пищу сырой, приготовленной, сушеной, растолченной в муку. Ее готовили с желудком бизона, хвостом бобра или с жирным собачьим мясом, добавляя иногда дикий горох (pies pies ana). Это было излюбленное индейское блюдо. Ели также разновидность сладкого картофеля (англ, yerusalem artichokes) и побеги и почки некоторых деревьев и кустов. 17 Шайены, вытесняемые дакотами из района озера Траверсе (см. ком. 4), перешли на берега реки Шайен в нынешней Северной Дакоте, где основали большой поселок неподалеку от ныне существующего города Лисбон. Археологи на основании раскопок убедились, что поселок состоял примерно из семидесяти больших овальных землянок, рассчитанных на несколько семей. В погребах были обнаружены остатки овощей, изделий гончарного промысла, костей бизонов и следы контактов с белыми людьми. В 1780-1790 годах чиппева напали на поселок и полностью уничтожили его, когда большая часть шайенских воинов находилась на охоте. 18
book-ads2
Перейти к странице:
Подписывайся на Telegram канал. Будь вкурсе последних новинок!