Часть 39 из 42 В начало
Для доступа к библиотеке пройдите авторизацию
– Отстоял, – правильно поняв взгляд Акбара, сказал, делая приглашающий жест: садись! – с обеда и всю ночь без перерыва. Отдохнуть требуется.
Акбар не успел шевельнуться, как молодой хайдут за его спиной произнес «сейчас» и с топотом умчался. Не прошло и минуты, как он прибыл с неизвестно где найденной подушкой и положил ее на землю. Генерал всю жизнь был абсолютно равнодушен к лести и подхалимажу. Неумех и трусов он при себе не держал, однако умелая деловитость пришлась ему по душе. Мысленно сделал зарубку на память присмотреться к пареньку. Пока он достаточно ясно пожелал, чтобы его охранники отвалили в сторонку. Иные беседы не предназначены даже для близких ушей. Савами, совершено не стесняясь посторонних, может сказануть лишнее.
– Сто пять раненых на четверых без перерыва, – пожаловался целитель и вздохнул. – Это еще те, кто сумел добрести или кого привезли. Тяжелые там, – показал в сторону поля. – Кровью истекли. Сколько на каждого человека времени? То-то и оно. Не разгибаясь, работаем. Попробуй удалить пулю или всякие осколки и обрывки из раны без света. Почему до сих пор нет ничего, чтобы внутрь человеку заглянуть и проверить, все ли извлек, правильно ли зафиксирована поломанная кость?
– Хм.
– Да не могу я все время магически смотреть, – с досадой бросил Савами. – Два-три раза в день, не больше. Потом все, – безнадежным тоном объяснил нелицензионный маг и целитель, способный совсем не в шутку заявить: «Я тебя насквозь вижу».
Талант этот у него появился в детстве и всерьез напугал мать. Зато, выяснив, что при желании он умеет еще и кровь затворять, старший Найзак быстренько отвел мальчишку к целителю, навсегда перекрыв дорогу в обычные воины. А что? Такие способности встречаются редко, и разбрасываться людьми, умеющими делать настолько нетривиальные вещи, все равно, что золото в нужник с хохотом выкидывать. Иногда судьба человека определена еще до рождения.
Среди своих из этого особой тайны не делали, а жрецы Солнца в дальних провинциях по соседству с чужими лесами если и встречались, на иные действия граничар не обращали внимания. Себе дороже. Бывают вещи крайне полезные на войне и в обычной жизни, пусть и полулегальные. Кто же лишит себя хорошего целителя или способного учуять набег воина еще до его начала? Пусть там, в цивилизованных местах, ходят по струнке и боятся магических талантов. На границе такому не бывать!
Уж Акбар пользу от подобных людей на собственной шкуре изведал. Как привезли его из того похода с дыркой в плече и жаром, когда уже бредить начинал, только Савами его и вытащил с того света. Одной ногой уже в могиле находился. Оказывается, плохо прочистили раневой канал. Не хватило времени, драпать требовалось. Вот и крепился, пока не упал без сознания. Там остались какие-то мелкие щепочки, кусочек земли, ткань от рубахи. Да и крошки от раздробленного колечка кольчуги.
Он тогда очень хорошо усвоил, насколько важен рядом умелец. Без целителя и его противнейших червячков, подсунутых к ране, он бы наверняка давно уже находился в землях счастья. Или, вновь рожденный, бродил бы по земле, если бы таково было решение Богов. Горсть червей могла принести больше пользы, чем любой армейский костоправ: черви поедали пораженные ткани, и рана затягивалась быстрее.
Он же не Совершенный, чтобы безвылазно находиться у трона Владыки. Но в любом случае это был бы не он, а его душа. А так Савами вскрыл рану, рассек ткани, и черви скушали мертвое мясо. Встал через несколько дней слабый, но здоровый, и накрепко запомнил урок.
В его отрядах, а затем в полках, всегда на жалованье находился целитель. Брали врачевателя на службу не абы как, а с проверкой и испытательным сроком. Зато и жалованье, а также доля в добыче, у того была офицерская. А в качестве помощников всегда приставляли несколько человек. Не его дело носить раненых, кормить или убирать за ними. Рубить дрова или постоянно ухаживать за лошадьми тоже кто-то должен. Найдется, кому.
У целителя и без всякой ерунды занятий хватает. При всей своей прижимистости (не по скупости, а с целью улучшить маневренность войск полководец специально избавлялся от лишних людей) Акбар в каждом полку включил в штат целителя пятнадцать обозников с жалованьем. Вернувшийся в строй здоровый ветеран стоит намного дороже. Вовремя отсортировать, принести и обиходить раненого – важнейшее дело.
– И какое впечатление? – поинтересовался, не называя имени. Целитель и так в курсе. Сам же просил его внимательно присмотреться.
Сейчас Акбара очень даже волновало мнение Савами. Тот в людях разбирался, да и общался с Бенилой немалый срок. Не хотелось бы ошибиться в столь важном деле.
– Держи девочку обеими руками. Можешь ей даже заплатить в два раза больше стандартной таксы. Не прогадаешь.
– Настолько хороша? – недоверчиво переспросил Акбар.
– Тридцать человек, четырнадцать ампутаций. Больше любого из нас работала. Должно было быть семнадцать ампутаций, однако она уверяет, что при правильно наложенном гипсе, зафиксировавшем ранение, есть шансы спасти конечности. Сама наложила и проверила. Ну и остальное – шила разорванные сосуды, засовывала обратно в живот выпущенные наружу кишки. Я смотрел и удивлялся. Движения четкие и быстрые. Здесь так – чем скорее закончится операция, тем выше шансы не получить осложнения, да и кровотечение меньше. Опыта еще не хватает, зато кое-что умеет, не известное в нашей среде. Года через три интенсивной практики легко меня обставит именно в полевой хирургии. Про болезни она и так много больше моего знает. Учитель у нее был не просто хороший. Замечательный. Я бы у него поучился с удовольствием.
– Даже так?
– Мне очень многое неизвестно по части искусства лекарей, – с грустью сообщил Савами. – Я всю жизнь имею дело с ранами и частенько теряюсь, когда солдат валится с ног не от обычного поноса (сожрал нечто немытое и зеленое) и не от стандартного тифа. Меня этому не учили.
– Но ты же читал эти книги… Как там… «Канон целителя»!
– А вот про применение кокаина для местной анестезии в первый раз сегодня услышал. Нет, я знаю и растение, и результат жевания листьев, но что существует работа на сто сорок страниц с кучей таблиц и описанием опытов, с отслеживанием зависимости глубины анестезии и возможных осложнений – в первый раз слышу! Я бы этих храмовских жрецов-лекарей на деревьях перевешал, – сказал с откровенной злобой. – Зачем от специалистов такие важные вещи прячут?
– Но это же на Абалаке, у нас листьев коки не достать.
– Ты не понимаешь. Не обязательно больному и раненому терпеть, пока ты ковыряешься в ране. И не нужно бить по башке или накачивать спиртным, чтобы не мешал. Если повреждение не слишком велико, можно обколоть вокруг – и боли не будет!
– А! – осознал Акбар. – Так бы и сказал. А то – «местная анестезия!» Что такое анестезия, пойми – онемение языка, что ли.
– Ты пробовал, – утвердительно сказал целитель.
– Достану я тебе кокаин, подумаешь, великое дело! Надо просто не проявлять к этому заметного интереса. И так дорого, а если выяснится, насколько это важно, еще и цена вырастет. Одно дело побаловаться, другое – массовое применение.
– Листьев мало. Как я экстракт добуду без того трактата?
– Вот у нее и спросишь.
– Бенила могла читать, а изготовить намного сложнее. Без практики иные знания ничто. Да и с опытом не все ясно, – добавил он после паузы. – Сколько ни трудись, а рано или поздно появится нечто неизвестное, и с этим лучше смириться. Не всех можно вытащить. Такого и Врач не мог. И все же чем больше знаешь, тем выше шансы спасти чужую жизнь. Это – главное. А она многое усвоила от своего учителя. Очень многое. Мне завидно. Что ты, собственно, цепляешься к лекарю?
Акбар смущенно хмыкнул:.
– Надеюсь, ты не станешь отрицать, что я в людях разбираюсь?
– Еще скажи, что ты к людям с клизмой в руке непредвзято относишься!
– Не стану врать, не люблю вас. Не тебя, – поправился генерал, – вообще все это племя с хирургическими ножами и подозрительными травами, определяющее, жить больному или умереть.
– Ага, тебе людей сотнями на тот свет отправлять можно, а другому – не спас больного, так зазорно. Подлец и негодяй. Как посмел!
– Сам знаю, что не вполне нормально к вам отношусь, но ничего с собой поделать не могу.
– Ты, – показал пальцем Савами, – давно в душе носишь этот гной. Надо освободиться от неправильных мыслей. Недолго достукаться и до душевной болезни, обвиняя в грехах другого. Без исповеди будет хуже.
– Перед смертью обязательно. Я ведь не Взыскующий истины, чтобы исповедоваться регулярно. Нам, ортодоксам, два раза в жизни предписано это делать. При вхождении в возраст мужчины и перед смертью. По мне, более чем достаточно.
– Облегчение наступает после честного рассказа о проблемах. Да и выговориться частенько не лишнее. Сам знаешь, «сказанное на исповеди умрет во мне».
– А может мне не слишком приятно знать, что человек будет носить в себе мою боль? Да и нет у меня гарантии в вашей честности. Не в твоей, – предупредительно заявил полководец, – вообще жреческой. Знать, куда надавить и где больное место у неприятного тебе человека, всегда важно. Чем выше сидит исповедующийся, тем интереснее иметь на него нечто неприятное, знать, куда уколоть. Уж в Храмах этого точно не стесняются.
– Я не служу в Храме, – загремел в ответ целитель.
Его вера утверждала, что молиться можно где угодно, хоть в подсобных помещениях, или прямо в поле. Между человеком и Богом нет и не может быть посредников, которым надо за это платить. Есть люди более продвинувшиеся на пути Совершенства и готовые разрешить сомнения и возникшие вопросы. А служба должна быть проста и не отягощена условностями. Жрецы представляют собой преграду для постижения Божественного.
Хайдуты перестали болтать и уставились на них с недоумением. Гневающийся Взыскующий истины был явлением достаточно странным. Это что же требуется услышать для подобной яростной реакции?
– Зато ты мой старый друг, – положив руку на плечо Савами, торопливо сказал Акбар, – и тебе я свое тело доверяю без опаски. А этот… у меня от него каждый раз мурашки по коже. Потом проходит, но я чую. Даже с магами это не так явно. Сталкивался – знаю. Что-то в нем есть, – он, не находя слов, покрутил в воздухе ладонью, – не скажу, что неприятное, но не вполне нормальное. Вроде человек открытый и веселый, а иногда поймаешь взгляд – и в дрожь бросает.
– Тебя?
– Вот именно, – зло сказал Акбар, – меня. Я никого никогда не боялся. В бою об этом не размышляешь, в обычной жизни такого не ощущал. Опасался иных, – он подумал, – не умеющих себя держать в руках или наоборот, ласково улыбающихся и готовых ужалить в любую секунду. Остерегался подозрительных – это да. А вот ощущать себя ребенком рядом со взрослым, способным погладить по головке или мимоходом свернуть ее, просто чтобы не мешал – это нечто новое и крайне неприятное. Знаешь, как выводит из себя? А ничего с собой поделать не могу. Нехорошие у него глаза. Жуткие. Будто смотришь в оценивающую тебя Смерть. Он только кажется нормальным, – заверил генерал с глубокой убежденностью, – а сам холодный и страшный. У него лед и мороз в зрачках.
– Как часто ты определяешь такие вещи?
– Не постоянно, – буркнул недовольно Акбар.
Он об этом вообще мало с кем говорил. Воспитатель и отец. Джад может догадываться, но не обязательно. Все. И сейчас не хотел говорить – прорвало. Умеет Савами вызвать на откровенность. Не понять, как, но вдруг это его способность? А, чего уж теперь…
– Иногда я точно знаю, – объяснил тихо, – от этого будут одни неприятности. А этот может стать мне если не другом, то соратником, и не предаст. Естественно, нет вечных гарантий. Обстоятельства могут измениться, и не надо об этом забывать. Но если интуиции звенит: «Он несет несчастье!» – лучше сразу зарезать, потом поздно станет. Кстати, – с усмешкой сказал Акбар, – про тебя никогда ничего не чувствовал. Ни в том, ни в ином смысле. Может это еще хуже? Хотя таких много. Я далеко не каждого определяю. И не обязательно сразу. А вот его – моментально. Нешуточная угроза, не проявляемая внешне.
– Слышал я о таком, – поразмыслив, согласился целитель. – В тебе ведь есть кровь Воина.
– А! – без особого удивления кивнул Акбар. – Занятно слышать от тебя такие намеки. Ты знаешь эту легенду. Наследство от Бога. Многие верят: мои победы одержаны не просто так. Не хотят замечать, что я не сразу стал генералом, а шел к этому достаточно долго, набираясь опыта. В юности я был очень самонадеянным.
Он сухо рассмеялся, вспоминая прошлое и себя, наивного и молодого.
– Пока не нарвался на серьезного врага и за полчаса не потерял половину своих хайдутов. Я с ними с детства был. Моих друзей убили из-за моего гонора и нежелания выслушать совет подчиненного. Вот тогда я перестал верить в избранность и принялся пользоваться тем, что в черепе. Но ты прав. На самом деле я потомок двух Богов, и это не сказка. Еще и Врача. Легко назову имена, кто от кого происходил по обеим линиям. Нельзя быть Годрасом и не выучить все поколения предков. Было время, специально следили за сохранением в семье кровного наследства. Женились на родственницах. По слухам, Врач и запретил. В перспективе возможны наследственные болезни. А так… Неизвестно, приносит ли это что-то, а престиж точно немалый. Мы по двум линиям потомки Богов. И что с того?
– В древних родах, имеющих истинное отношение к древним… хозяевам, – избегая слов «Бог» и «демон», ответил целитель, – иногда встречаются очень странные умения.
– Говори прямо, магические, – фыркнул Акбар.
– Нет, это не то, что ты подразумеваешь. Иначе бы можно было назвать магом каждого десятого человека. Кто-то больше, кто-то меньше – многие что-то могут. Просто это редко проявляется без обучения, а мелочью даже Храм не интересуется. В ваших родах это умение постоянное и передается по наследству. Кстати, и дети реже болеют.
– Вот это уже совсем из ряда вон выходит, – прищурившись, демонстративно удивился Акбар. – Откуда такие сведения? А, – «догадался» он, – наличие аскетизма не подразумевает идиотизма, и Взыскующие истины присматриваются к известным семьям? После этого ты всерьез ждешь моей откровенной исповеди?
– Ох, Акбар, мы с тобой знакомы больше двадцати лет, и наблюдал я тебя во всяких видах. И без штанов, и с мечом в руке, и на суде, и когда ты… хм… воровал у нашего дорого императора.
– Не без твоего совета!
– Какая разница? Просто в тебе для меня секретов давно нет. Не в смысле, что ты там держишь в кармане, а в побуждениях и характере. Ничем ты лично меня не удивишь, уж извини. Исповедь нужна не мне – тебе, для облегчения души и освобождения от лишней грязи. Это изрядное облегчение, поговорить о своих душевных проблемах с другим человеком. Назови обычным дружеским разговором, что изменится?
– То есть, мы уже приступили? Так я пока ортодокс и в иную веру не просился.
– А я не записываю тебя в свою паству. Я просто друг. Разговоры с глазу на глаз дальше меня не пойдут. Или в этом есть сомнения?
– В тебе нет, иначе не разговаривали бы. А вот в твоих Просветленных – имеются. Не может существовать вера без политики. Иначе она умрет. Приходится иметь дело и с властью, и с законами – для улучшения жизни своих. А где политика, там отсутствует честь. Всегда: ты мне – я тебе. Всегда все за счет кого-то.
– К себе ты это тоже относишь?
– А чем я лучше? Для себя, для своего рода, для своих друзей я ищу выгоды. Разве не так? А насчет отсутствия удивления по поводу моих действий ты категорически неправ. Думаю, ты все-таки меня недостаточно знаешь, – он широко улыбнулся и поднял руку.
Давно замеченная им Бенила, шедшая вдоль ряда лежащих раненых и что-то у них спрашивавшая, остановилась, заметив подзывающий жест, и показала на последнего. Акбар кивнул, признавая ее правоту. Он может подождать. Пять минут роли не играют. Даже десять.
– Лечить людей с пробитой головой, – пробормотал рядом целитель. – Ну я всегда знал про выживших. Осколки костей убрать, а дальше воля Верховного Судьи. Мелкие кусочки лучше не трогать, они со временем обрастают соединительной тканью и особого беспокойства не доставляют. Но отсасывать кровь специальным шприцом, – он пожал плечами. – А ткнуть пальцем в очередного недобитого и мимоходом порадоваться, что не пострадали лобные доли, а то поведение серьезно нарушится, он будет видеть, слышать, говорить и исполнять привычные действия, но ему не стоит поручать нечто сложное и новое. Не сумеет и даже забудет, о чем вообще шла речь. И пальчиком в лоб: «А здесь участок, отвечающий за зрение. Тут – за обоняние». Без нюха будет существовать, ничего ужасного. Я спрашиваю: «Откуда подробности?» Она говорит: «На собаках проверено». Ты представляешь, вырезать псу половину мозга, и чтобы бегал живой, а ты смотрел на реакции?
– Вообще-то это скотство. За что собаку так?
– На людях лучше? Уверен, тебе бы не понравилось проверять на себе новый метод. Помнишь того парня с пробитой башкой и головными болями? Она говорит, возможно, осколки костей давят внутри черепа на мозг. Надо убрать.
book-ads2